Коррекция взаимоотношений детей дошкольного возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: стиль воспитания, статусная группа, психология дошкольника, камнетерапия
Рубрика издания: Социализация личности в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Черняева А.В. Коррекция взаимоотношений детей дошкольного возраста // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В современном реформирующемся российском обществе наряду с позитивными тенденциями имеют место многочисленные противоречия и трудности, в том числе гармоничного развития личности и продуктивной ее социально-ценностной самореализации на всех этапах жизненного пути. Особенно остро они проявляются в поведении формирующегося поколения (в частности, рост агрессивных и конфликтных тенденций в дошкольной среде). Семья как первичный институт социализации может выступать в качестве меры профилактики отклоняющихся деяний и способствовать подобному поведению.
Многие современные исследования доказывают взаимосвязь процессов, происходящих в семье, и нарушений поведения у детей. А.И. Захаровым была показана взаимосвязь семейного воспитания и невротизации у детей. А.Е. Личко и Э.Г.Эйдемиллером было установлено, что внутрисемейные отношения в семьях детей с высокой общей физической и вербальной агрессивностью, негативизмом характеризуются нарушением воспитательно-развивающих, хозяйственно-бытовых, супружеских аспектов внутрисемейных отношений.
Однако данная проблематика психологическими исследованиями исчерпана не полностью и остается актуальной в настоящее время. Поэтому в качестве цели психологического исследования, проведенного в 2009–2011 гг. на базе МОУ «Детский сад №244 г. Волгограда», было решено разработать и апробировать коррекционную программу, направленную на улучшение взаимоотношений детей старшего возраста МОУ с ровесниками через оптимизацию детско-родительских отношений.
Для выполнения поставленных задач был проведен ряд наблюдений и психологическое исследование в 2009–2011 гг. Респондентами выступили дети подготовительной группы в возрасте от 6 лет 2 мес. до 6 лет 7 мес. и родители.
В исследовании использовались методики диагностики семей: «Родительское сочинение» В.В. Столина (адаптация Ф.И.Тащёвой); опросник «АСВ для родителей детей в возрасте 3–10 лет» А.Г. Эйдемиллера; «Социометрия» Я.Л. Коломинского; схема наблюдения за особенностями взаимодействия и общения детей в группе (Т.А. Репина); беседа с родителями; анализ журнала регистрации консультативной и диагностической работы психолога д/с №244. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием метода ранговой корреляции Спирмена метода,парного t-критерия Стъюдента, критерия Фишера.
Проведя анализ результатов диагностики, обобщив все полученные в ходе исследования данные, мы пришли к выводу, что детско-родительские отношения сказываются как на уровне благополучия старших дошкольников, так и на их отношении к сверстникам. Это подтверждает статистическая проверка гипотезы о влиянии стиля семейного воспитания в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками.
Результаты проведенного исследования показывают, что для воспитания ребенка, имеющего неблагоприятный статус в группе, характерно недостаточное использование требований, санкций, запретов, предъявляемых ребенку, и предпочтение в нем детских качеств. Стиль воспитания определяется высоким удовлетворением потребностей ребенка и воспитательной неуверенностью родителя. Данные исследования показали, что родители детей из статусной группы «пренебрегаемых» сверстниками в большей степени проецируют на него собственные нежелательные качества. Причиной такого воспитания ребенка нередко бывает то, что в ребенке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность ко лжи, негативизм, различные протестные реакции, несдержанность. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Это может быть следствием неразвитости родительских чувств, которое также более характерно для воспитания ребенка из статусной группы «пренебрегаемых».
При воспитании детей из статусной группы «звезд» родители удовлетворяют потребности ребенка, применяют достаточное количество запретов при минимальных санкциях. Стиль воспитания «звезд» характеризуется гармоничностью: устойчивостью, умеренным удовлетворением потребностей ребенка при предъявлении определенных требований, запретов, санкций, предпочтением в ребенке качеств, характерных для его возраста.
Воспитательный процесс детей из статусной группы «предпочитаемых» может сопровождаться расширением сферы родительских чувств и неустойчивостью стиля воспитания. Это может проявляться в том, что родители такого ребенка стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей. Они балуют, стремятся избегать наказаний за проступки, т. к. не верят в их эффективность. Воспитательная неуверенность родителя проявляется в перераспределении власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Девочки способны в большей степени, чем мальчики, в такой ситуации добиться для себя больших прав и меньших обязанностей.
Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволил сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Коррекция основывалась на предположении о том, что межличностные взаимоотношения дошкольников находятся в зависимости от особенностей стиля семейного воспитания. Цель коррекции – расширение знаний родителей и детей и организация определенной деятельности, где возможно формирование тех или иных умений и навыков.
В родительских группах практиковались разнообразные вспомогательные методы психокоррекции: дискуссия, анализ семейных ситуаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения. Основную задачу психологической коррекции в родительских группах составили изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
В детских группах использовалась авторская программа «Семь Я». Цель программы – развитие доброжелательного отношения к окружающим, эмоционального благополучия ребенка через прочувствование эмоциональных и физических состояний людей и своего поведения. На занятиях с детьми использовались специально разработанные приемы и методы игровых занятий камнетерапии и арт-терапии, в ходе которых реализован прием, содействующий достижению эмоциональной децентрации, активизирующий ресурсы и принадлежность к базовой группе «семья». Результатом коррекции стала позитивная динамика соотношения статусного положения ребенка в группе: количество «предпочитаемых» увеличилось на 20% , снизилось количество «пренебрегаемых» и «отверженных». Родители, принявшие участие в совместных занятиях со своими детьми, при ответах на вопросы опросника «АСВ для родителей детей в возрасте 3–10 лет» менее критично оценили ребенка.
Можно сделать вывод, что межличностные отношения старших дошкольников связаны со стилем семейного воспитания, а именно: негармоничный тип воспитания детей статусных групп «пренебрегаемые» и «отверженные» предполагает использование недостаточного количества требований, запретов, санкций. Такое воспитание может сопровождаться неразвитостью родительских чувств, проекцией на ребенка нежелательных качеств самого ребенка и воспитательной неуверенностью родителя. Для воспитания детей-«звезд» родители применяют гармоничный стиль семейного воспитания.
Коррекционная программа по результатам внедрения оказалась достаточно эффективной. Однако коррекционная работа должна быть рассчитана на продолжительный срок, ее качество зависит от подбора программного материала, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, предметно-развивающей среды, тесного взаимодействия воспитательного учреждения с семьей.Литература
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд., перераб. и доп. СПб. : Питер, 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4555
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6