Психологические особенности нравственных представлений у современной молодежи*
Аннотация
Общая информация
* * Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 07-06-58611 а/Ц).
Ключевые слова: нравственные представления личности, обыденные представления о порядочном человеке, социальные представления личности
Рубрика издания: Социализация личности в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Дикевич Л.Л., Осипенко И.М. Психологические особенности нравственных представлений у современной молодежи // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Современное состояние российского общества – состояние экономических, политических и социальных трансформаций – актуализирует вопросы, обращенные к нравственному сознанию личности, личностному выбору и самоопределению. Изменения, происходящие в России, затрагивают каждую личность, и любой из нас делает свой выбор относительно способа отношения к событиям общественной жизни, другим людям и самому себе. В связи с этим на современном этапе развития российского общества актуальным является вопрос: «Что происходит с нравственным сознанием каждой личности в современных условиях?». Особенно, если речь идет о нравственных представлениях подрастающего поколения, у которого моральные взгляды только складываются и реализуются в поведении и отношениях с другими людьми.
Целью предпринятого нами эмпирического исследования стало изучение обыденных представлений о порядочном человеке среди молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях (на примере Смоленского региона). Интерес к данной выборке определяется тем, что с этой социальной группой, по нашему мнению, во многом связаны перспективы социально-экономического и культурного развития общества.
Представления о порядочном человеке исследовались с опорой на положения, предложенные Азумой и Кошиваги, Стенрбергом, Ратти, Н.Л. Смирновой в русле изучения социальных представлений (С. Московичи, К.А. Абульханова-Славская).
Данный подход включает два этапа. На первом этапе проводится индивидуальное исследование, в котором испытуемых просят в виде свободного рассказа описать порядочного человека. Затем с помощью контент-анализа ответов составляется бланк с утверждениями. На втором этапе эксперимента испытуемого просят вспомнить порядочного человека, известного ему лично, и оценить его по каждому из утверждений с помощью трехбалльной шкалы. Указываются пол и возраст описываемого лица, а также пол и возраст опрашиваемого.
Теоретическую основу исследования составили этическая концепция С.Л. Рубинштейна, работы К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского и др. Особое внимание уделялось специфике представлений о нравственном идеале в российском менталитете, выделенной в работах М.И. Воловиковой.
Хочется отметить, что к настоящему времени в психологической науке накоплен богатейший эмпирический материал в области нравственной психологии. Это исследования Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.В. Знакова, В.А. Елисеева, В.Д. Шадрикова.
Получены данные о структуре нравственных представлений для респондентов разных групп (подростки, молодежь) (М.И. Воловикова, Л.Л. Дикевич, 1996–1999); осуществлено кросскультурное сравнение нравственных представлений русских и якутов (М.И. Воловикова, Н.Д. Елисеева); исследованы представления современных подростков о любимом герое, представления о «типично русском человеке» (М.И. Воловикова); прослежена позитивная роль традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах (М.И. Воловикова, 2005).
В нашем исследовании приняли участие 134 студента из высших учебных заведений города Смоленска, средний возраст которых составил 22 года. В ходе проведенного исследования и детальной математико-статистической обработки полученных данных было выявлено 6 факторов (74,01% от общей дисперсии), задающих пространство социальных представлений о порядочном человеке у современной студенческой молодежи.
Первый фактор – «конвенциональный» (факторная нагрузка равна 15,77%). В него вошли следующие характеристики: не нарушает закон (0,891), соблюдает закон (0, 818), не врет (0,556), не лицемерит (0,429), не ворует (0,404), скромный (0,310), веселый (0,211), с чувством юмора (0,227). характеристики, входящие в этот фактор, показывают нам, что социальные представления о порядочном человеке у современной молодежи предположительно связаны с наличием у такого человека выраженного правового сознания, которое формируется в процессе правовой социализации.
Второй фактор (факторная нагрузка 7,26%) – «ассертивный». В него вошли такие характеристики: волевой (0,756), независимый (0,608), смелый (0,601), целеустремленный (0,590), с чувством собственного достоинства (0,566), уверенный в себе (0,482), оптимист (0,467), веселый (0,426), говорящий правду в глаза (0,357), общительный (0,325). Можно сделать предположение, что студенты рассматривают порядочность человека через призму наличия у него волевых качеств, личной инициативы, успешности в сфере межличностных отношений.
Третий фактор (факторная нагрузка 4,69%) – «культурно-когнитивный». В него вошли такие характеристики: начитанный (0,805), эрудированный (0,802), мудрый (0,555), умный (0,531), образованный (0,480), интеллигентный (0,421), культурный (0,346), рассудительный (0,329), соблюдает правила этикета (0,315). Смысловая нагрузка данного фактора свидетельствует о том, что молодежь видит порядочного человека как носителя культуры, знаний, этикета.
Четвертый фактор (4,417%) – «фактор помощи» – включил в себя следующие характеристики: не жадный (0,809), помогает в трудную минуту (0,659), добрый (0,570), бескорыстный (0,484), щедрый (0,452), доброжелательный (0,436), отзывчивый (0,413), надежный (0,372), уважает других людей (0,322). В своих ответах респонденты отмечали, что порядочный человек – это тот, кто поможет в трудную минуту, отзовется на просьбу Другого, проявит внимание и бескорыстность.
Пятый фактор (3,85%) – «патриотизм» – включает следующие характеристики: любить Родину (0,857), защищать Родину (0,853), заботиться об окружающей среде (0,485). Полученные результаты свидетельствуют о том, что молодежь порядочному человеку приписывает характеристики, отражающие положительное отношение к своей Родине, наличие чувства патриотизма и гражданской позиции, преданность своему Отечеству и стремление служить его интересам. Предполагаем, что для респондентов порядочный человек – это гражданин своей страны, который собственным примером олицетворяет понятие «патриотизм», служит Родине своим ежедневным трудом, поступками и делами и является примером для других.
Шестой фактор (3,46%) – «хозяйственность, рациональность». В него вошли такие характеристики, как трудолюбивый (0,774), аккуратный (0,709), бережливый (0,593), образованный (0,526), красивый (0,405), добросовестный (0,374), не сплетничает (0,349). По-видимому, социальные представления о порядочном человеке среди студенческой молодежи связаны с трудовой этикой, куда входят такие составляющие, как рациональность, трудолюбие, аккуратность, практицизм.
Таким образом, социальные представления студенческой молодежи о порядочном человеке содержательно связаны с представлениями о соблюдении закона, причем как закона юридического, так и нравственного; представлениями о независимости суждений и когнитивно-культурных характеристиках личности, а также возможностью оказания бескорыстной помощи и проявлением чувства патриотизма. Нравственные представления характеризуются целостностью, зрелостью и непротиворечивостью, что может выступать в качестве позитивного прогноза относительно нравственного здоровья и благополучия.
Литература
- Абульханова К.А. Социальные представления личности // Современная психология. Состояние и перспективы исследования. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М. : ИП РАН, 2002.
- Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М. : ИП РАН, 2005.
- Дикевич (Гренкова) Л.Л. Нравственные представления современной молодежи // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе / под ред. М.И. Воловиковой. М. : ИП РАН, 1999. С. 48–49.
- Дикевич Л.Л., Осипенко И.М. Обыденные представления о порядочном человеке русской молодежи (на примере Смоленского региона) // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии : материалы Междунар. науч. конф. 29–30 мая 2008 г.: в 2 т. Смоленск : Изд-во «Универсум», 2008. Т.1. С.192–199.
- Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. № 1–2.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4383
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5