Мотивация профессионального выбора бывшими и работающими учителями
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: выбор профессии, мотивация педагогической деятельности, мотивация ухода из профессии
Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Филинкова Е.Б. Мотивация профессионального выбора бывшими и работающими учителями // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Мотивация педагогической деятельности – проблема, изучаемая психологической наукой достаточно давно. В психолого-педагогических работах, где мотивация деятельности исследуется как компонент педагогической направленности учителей, представлены результаты, свидетельствующие об отличиях потребностей в труде учителей от аналогичных характеристик у работников других отраслей [3]. Например, С.Г. Вершловский выделяет особую группу потребностей, характерных для педагогов (работы с детьми, преподавания любимого предмета, пребывания в культурной среде школы, желания видеть успехи своих учеников, быть полезным обществу, интеллектуальное и духовное развитие) [1]. Помимо мотивации труда работающих учителей многие годы изучаются мотивы выбора педагогической профессии абитуриентами и студентами педвузов. В работе В.А. Сластенина с соавторами показано, что абитуриенты выбирают педагогические вузы прежде
© Филинкова Е.Б., 2011
всего из-за интереса к учебному предмету, желания обучать данному предмету и стремления посвятить себя воспитанию детей [4].
В целом в области психологии учительского труда накоплен богатый эмпирический материал, со всей полнотой раскрывающий развитие интереса субъекта к педагогической деятельности. Однако акцентированное внимание к мотивационной сфере личности будущего и действующего учителя обусловило то, что вне поля зрения ученых остается такой аспект, как психология трудовой мобильности, в частности мотивация ухода учителей из школы. Между тем, согласно исследованиям, проводимым по заказу Национального фонда подготовки кадров (НФПК), средний возраст учителя в России составляет 52 года [2]. Нарастает тенденция увеличения среднего возраста педагогов, что связано, с одной стороны, с сокращением числа молодежи, приходящей в школы, с другой – с уходом из сферы образования работников самого активного трудоспособного возраста. Таким образом, высокая теоретическая и практическая актуальность изучения феномена смены педагогической деятельности на другие ее виды обусловила проведение нашего исследования, целью которого являлось изучение мотивации ухода педагогов из сферы образования.
Одной из задач исследования было изучение мотивов выбора педагогической профессии у действующих и ушедших из школы учителей. Решению этой задачи и посвящена настоящая статья.
характеристика выборки. В исследовании принимали участие 18 бывших учителей (двое мужчин и 16 женщин), в настоящее время работающих в сфере нефизического труда (администраторами разного профиля и уровня, бухгалтерами, специалистами по продажам, менеджерами и т.д.) и 108 работающих учителей (доля женщин – 94%). Все являются жителями Москвы или Подмосковья.
Основным методом исследования выступало стандартизированное интервью по специально разработанной программе, включающее в основном открытые вопросы. Обработка результатов проводилась методом контент-анализа и расчета статистического критерия Фишера.
Полученные результаты в целом подтвердили выявленные ранее основные мотивационные тенденции педагогов в труде, но также были получены и новые данные, связанные с существованием вынужденной мотивации выбора педагогической деятельности.
Было выделено три типа решения о выборе работы учителем:
- целенаправленный выбор, основанный на желании работать именно в педагогической сфере;
- вынужденный выбор, связанный с невозможностью или нежеланием поиска другой работы («жила в военном городке», «выбор родителей»);
- случайный выбор, характеризующийся отсутствием явного предпочтения какой-либо профессиональной сферы («случайно», «не поступила в другой вуз»).
Трем типам решения соответствуют три типа мотивации выбора педагогической деятельности: «призвание», «случайная» и «вынужденная» мотивация. Все три типа мотивации выбора педагогической деятельности представлены как в выборке действующих учителей, так и в выборке педагогов, покинувших школу.
Логично было бы предположить, что уход учителей из школы связан с вынужденным или случайным выбором педагогической профессии, т.е. что существуют значимые различия в распределении типов мотивации выбора работы бывшими и работающими учителями. Однако, если рассматривать распределения частот встречаемости типов мотивации выбора в группах работающих учителей и ушедших из педагогической сферы, то различия не наблюдаются (см. табл.). Соответствующие доли «вынужденных», «случайных» учителей и учителей «по призванию» в двух сравниваемых группах практически равны (7,4 и 5,6%; 13,9 и 16,6%; 78,7 и 77,8%). Если же рассматривать распределения мотивов выбора профессии педагога, то обнаруживаются значимые различия, обусловленные несовпадением в иерархиях мотивов, обусловливающих выбор учительства «по призванию».
Для действующих педагогов наиболее часто встречающимся мотивом выбора школы как места работы было желание стать именно учителем (58,3% ответивших). Этот мотив основывался на любви к профессии, сформировавшейся либо самостоятельно (39,8%), либо под влиянием примера значимых других (18,5%). Вторым по частоте встречаемости был мотив работы с детьми (15,7%), который в основе своей не связан с конкретизацией места работы, и совсем редко встречающимися оказались мотивы, базирующиеся на любви к конкретному предмету (3,7%) и желании принести пользу обществу («Внести вклад в образование подрастающего поколения») – 0,9%.
Иная иерархия мотивов выбора учительства по призванию наблюдалась у бывших педагогов: наиболее часто встречающимся в этой группе оказалось желание работать именно с детьми (у работающих учителей оно по значимости только третье) – 38,9%, на втором месте – любовь к профессии (22,2%), на третьем – интерес к конкретному предмету (11,1%), причем частота выбора работы учителем из любви к определенной области знаний у бывших педагогов в три раза выше, чем у действующих.
Сравнение мотивации выбора педагогической профессии в группах работающих и бывших учителей, %
|
Сравнение по критерию Фишера показывает, что наблюдаются статистически достоверные различия по таким мотивам выбора педагогической деятельности, как «любовь к детям» (2,09, p=0,018) и «любовь к школе» (2,97, p<0,001), который представляет собой единство двух мотивов «династия учителей или пример» и «любовь к профессии с детства».
Таким образом, выдвинутое нами предположение не подтвердилось: вынужденный или случайный приход субъекта деятельности в педагогику не детерминирует смену профессии. Успешно адаптируются к учительству и находят себя в этой профессиональной деятельности даже те работники, которые ранее и не думали о педагогической стезе. Ни случайный, ни вынужденный приход в школу не является фактором, способствующим уходу субъекта деятельности из педагогической сферы. В качестве такого фактора может выступать иерархия мотивов выбора учительства «по призванию», которая характеризуется доминированием мотивов, связанных не с глобальным интересом к школе как единому производственному процессу (например, «любовь к профессии», «любовь к школе с детства»), а с интересом только к его отдельным сторонам, прежде всего общению и взаимодействию с детьми, а затем к преподаванию определенного предмета.
Литература
- Вершловский С.Г. Учитель о себе и о профессии. Л. : Ленингр. организация о-ва «Знание» РСФСР, 1988.
- Интервью с директором Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Еленой Соболевой. 2006. URl : http://www.polit.ru/article/2006/03/06/sobol/.
- Мороз А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза : дис. … д-ра пед. наук. Киев, 1983.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / под ред. В.А. Сластенина. М. : Изд. центр «Академия», 2002.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3962
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4