Страны БРИКС инвестируют в образование: ответ на глобальные вызовы и социальные изменения. Отчет о симпозиуме в ЮАР
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Рабочие материалы
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Шведовская А.А. Страны БРИКС инвестируют в образование: ответ на глобальные вызовы и социальные изменения. Отчет о симпозиуме в ЮАР [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/edu_economy_wellbeing/contents/40161 (дата обращения: 21.11.2024)
Фрагмент статьи
Идея взаимодействия образовательной, экономической, научной и социальной сфер становится в последнее время достаточно популярной в различных странах [4]; [6]. Задача интеграции образования, науки и реального экономического сектора представляется особенно актуальной для эффективного вектора развития государства [2]. Изучение взаимосвязей между экономическим ростом, образовательной политикой, социоэкономическим и личностным благополучием детей и молодежи показательно в условиях развивающихся экономик на примере стран БРИК.
В марте 2010 года стартовал международный проект «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки», осуществляемый при поддержке Cовета по экономическим и социальным исследованиям (Economic and Social Research Council, ESRC). В проекте участвуют Университет города Бат (Великобритания), Университет Кейптауна (ЮАР), Католический университет Сао Паоло (Бразилия), Московский городской психолого-педагогический университет (Россия).
Полный текст
Идея взаимодействия образовательной, экономической, научной и социальной сфер становится в последнее время достаточно популярной в различных странах [4]; [6]. Задача интеграции образования, науки и реального экономического сектора представляется особенно актуальной для эффективного вектора развития государства [2]. Изучение взаимосвязей между экономическим ростом, образовательной политикой, социоэкономическим и личностным благополучием детей и молодежи показательно в условиях развивающихся экономик на примере стран БРИК.
В марте 2010 года стартовал международный проект «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки», осуществляемый при поддержке Cовета по экономическим и социальным исследованиям (Economic and Social Research Council, ESRC). В проекте участвуют Университет города Бат (Великобритания), Университет Кейптауна (ЮАР), Католический университет Сао Паоло (Бразилия), Московский городской психолого-педагогический университет (Россия).
Основополагающим понятием проекта стало понятие благополучие (well-being). По определению ЮНИСЕФ, обеспечение благополучия является, c одной стороны, универсальным для всех стран. С другой стороны, конкретные социальные, экономические и культурные контексты накладывают на него свою специфику. Необходимо учитывать личностный потенциал детей, их способности и умения, которые, в свою очередь, обеспечиваются поддержкой со стороны семьи, местного сообщества, государства. Таким образом, благополучие не является статичной переменной, а в каждом индивидуальном случае оно определяется взаимодействием ряда компонентов [5]. ЮНИСЕФ предлагает измерять благополучие детей по шести основным сферам жизни, включающим восемнадцать компонентов и сорок индикаторов.
Индикаторы благополучия в контексте ЮНИСЕФ:
1. Материальное благополучие:
-
Детская бедность – число детей, живущих в семьях с доходом менее 50 % от среднего;
-
Депривация – низкий достаток в семье; депривация образовательных потребностей; культурная депривация;
-
Безработица – процент семей с детьми, не имеющих в своем составе работающего взрослого.
2. Здоровье и безопасность:
-
Здоровье новорожденных – смертность среди новорожденных; маловесные (недоношенные) новорожденные;
-
Иммунизация (охват прививками) – корь; DPT3 (дифтерия, коклюш, столбняк); Pol3 (полиомиелит);
-
Детская смертность – число детских смертей (от несчастных случаев и от других причин).
3. Образование:
-
Образовательные достижения – грамотность; владение арифметическими действиями; владение элементарными естественнонаучными понятиями;
-
Посещаемость образовательных учреждений – число учащихся в возрасте от 15 - 19 лет на очных и очно-заочных формах обучения;
-
Планы, связанные с работой и образованием – число молодых людей, не учащихся и не работающих; число молодых людей, планирующих стать неквалифицированными или низкоквалифицированными работниками.
4. Межличностные отношения детей:
-
Структура семьи – число детей, живущих в монородительских семьях; число детей, живущих в семьях с отчимами или мачехами;
-
Семейные отношения – существование традиции совместного приема пищи; существование такой формы времяпровождения, как беседы с родителями;
-
Отношения со сверстниками – насколько дети считают сверстников добрыми и готовыми помочь.
5. Субъективное благополучие:
-
Здоровье – самооценка самочувствия;
-
Личностное благополучие – число детей (молодых людей) с высоким уровнем удовлетворенности жизнью; число детей (молодых людей), воспринимающих себя как аутсайдеров; число детей (молодых людей), чувствующих себя неловко, «не на своем месте»; число детей (молодых людей), чувствующих себя одинокими.
-
Образовательное благополучие – число детей (молодых людей), положительно относящихся к школе.
6. Поведение и стиль жизни:
-
Рискованное поведение – курение табака; прием алкоголя; курение марихуаны; частота подростковых беременностей; частота сексуальных дебютов в возрасте до 15 лет; использование презервативов;
-
Опыт переживания насилия – побои, травля;
-
Поведение, связанное с заботой о здоровье – ежедневное потребление фруктов; ежедневные завтраки в школе; физическая активность; лишний вес.
Основной темой проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» стало изучение структуры взаимосвязей между личностным благополучием, образованием, экономикой, безопасностью детей и молодежи в зависимости от социально-экономического контекста, а также обусловленности этой взаимосвязи культурными традициями.
В течение всего исследовательского периода национальными координаторами проекта проводятся регулярные экспертные симпозиумы с участием представителей академического сообщества, общественных деятелей и практиков в сфере образования, экономики, психологии и обеспечения безопасности.
Экспертные симпозиумы по обсуждению проблем проекта основываются на следующих принципах:
-
Предметность – аналитические узкодисциплинарные доклады специалистов (экономика, образование, благополучие);
-
Дискуссионность – аналитические доклады сопровождаются обязательными комментариями приглашенных специалистов;
-
Экспертность – сравнительный анализ членами экспертной группы национальной ситуации в стране-участнице.
В рамках первого экспертного симпозиума «Rising Power», который проводился с 17 по 19 мая 2011 года на базе крупнейшего университета г. Сао Паоло (Бразилия), приняли участие более 20 руководителей образовательных учреждений округа Сао Паоло (численность населения , политические деятели и представители академического сообщества. Основной темой обсуждения стало соотношение между расходами правительства на базовое образование и на процесс накопления человеческого капитала. Так называемая «перекрывающая» модель инвестиций в образование (overlapping-generations), когда налоги старшего поколения тратятся на финансирование базового образования подрастающего поколения, не гарантирует стабильный экономический рост если это финансирование не подкреплено дальнейшими инвестициями в высшее образование. Отсюда в некоторых странах наблюдается незначительное влияние государственных расходов в области базового образования на экономический рост [11].
Следующий Симпозиум «Инвестиции в образование - вклад в будущее» прошел с 6 по 9 декабря 2010 года на базе Московского городского психолого-педагогического университета. В ходе симпозиума в Москве выступили руководители и представители Департамента образования Москвы, Общественной палаты РФ, Департамента стратегического развития Министерства образования и науки РФ, Управления по социальной, психологической и воспитательной работе ФСИН РФ, Института социологии образования РАО, Института образовательной политики «Эврика», директора школ и центров Москвы.
Отдельно можно выделить симпозиум «Глобальные вызовы и социальные изменения» (Global Challenges and Social Change Initiative), который прошел с 7 по 9 марта 2011 года в Кейптауне (ЮАР). Темой симпозиума стали коренные изменения в современном южноафриканском обществе и последующие за ними изменения в экономической, образовательной и социальной сферах. Симпозиум был организован университетом Кейптауна и проходил в конференц-центре «Бельмонт Сквер». За три дня его посетило более ста специалистов-дискутантов, перед которыми выступили 19 докладчиков.
Основные направления развития крупнейшего университета в ЮАР в условиях пост-апартеида обозначил заместитель вице-канцлера Университета Кейптауна (ЮАР) профессор Краин Содиен (C. Soudien). Он остановился на трудностях и достижениях Университета с более чем столетней историей и выразил надежду, что результаты исследовательского проекта послужат целям выработки рекомендаций в модернизации образовательной политики государства в целом. Профессор К. Содиен указал на необходимость направления итогового доклада проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» в профильные департаменты ЮАР для ознакомления.
Совместный доклад директора Центра социокультурных и деятельностных исследований Университета г. Бат (Великобритания), профессора Гарри Дэниелса (H. Daniels) и специалиста в сфере экономики и образовательной политики профессора Хью Лаудера (H. Lauder) был посвящен миссии и задачам проекта и определению круга исследовательских вопросов, раскрываемых на примере стран с развивающейся экономикой. Интерес к докладу спровоцировал ряд дискуссии на тему о необходимости участия академического сообщества в построении образовательной политики страны, о теоретических и практических основаниях для модернизации образования. Доклад продолжили выступления экспертов проекта – профессора Анджелы Лессы (A. Lessa), канд.психол.наук Анны Шведовской, обозначивших основные тенденции в экономике на рынке труда и в изменении уровня благополучия и образования в Бразилии и России.
Важным фактором реализации образовательной политики страны является ресурсное обеспечение образовательного сектора. Финансирование образования в ЮАР, по сведениям генерального управляющего в сфере образования П. Винджевольд (P. Vinjevold), характеризуются тем, что в бюджет ЮАР 2011/2012 года заложено: 36,4 % – на здравоохранение, 36,2 % – на образование, 11,2 % - на транспорт, 7,6 % – на культуру, спорт, туризм, 3,6 % – на социальное развитие. Отметив при этом, что финансирование образования в основном означает вложения в развитие материально-технической базы образовательных учреждений – ремонт школ, покупка книг и пр., но не на повышение квалификации учителей или повышение уровня их заработной платы.
При этом, по мнению профессора экономики и главы Национального исследовательского фонда университета Стелленбош С. Ван дер Берга (S. Van der Berg), качество образования и качество услуг на рынке труда взаимосвязаны. Карьерный рост находится в определенной зависимости от образовательной траектории. Качество подготовки в школах и университетах влияет на продуктивность и уровень зарплаты на рабочих местах. Окончание малопрестижного образовательного учреждения не позволяет претендовать на получение высоко-квалифицированной и хорошо оплачиваемой работы. Профессор отметил, что в ЮАР закончить непрестижную школу и получить при этом хорошую работу можно только при большом везении. Таким образом, круг «слабого» уровня образования и низкого уровня жизни замыкается.
Одной из проблем образования ЮАР является проблема целевого финансирования школ и решение проблемы качества подготовки учитилей. По словам директора Института детства Университета г. Кейптаун профессора С. Пенделбари (S. Pendelbury) и старшего научного сотрудника Института Детства доктора К. Холл (K. Hall) показатели образовательного уровня учителей в ЮАР низкие. Не имея специального образования и не владея образовательными технологиями, учителя, особенно в начальных классах, не способны качественно учить. И одним из решений данной проблемы профессор С. Пенделбари видит в том, что главным медиатором между получаемым знанием и учащимся становится не фигура учителя, а учебно-методические пособия.
В качестве приоритета в инвестициях в образование профессор психологии университета Кейптауна А. Дауэс (A.Dawes) обозначил необходимость инвестирования в раннее детство [7]. Но при этом отметил, что необходимо учитывать и исследовать отсроченный образовательный эффект. Для этого в ЮАР реализуется Национальный интегративный план развития образования и проводится мониторинг результатов Национального образовательного теста.
Проблему «производства» знаний в условиях развивающихся экономик проанализировал профессор Н. Клоете (N. Cloete), директор Центра реформирования высшего образования. В инновационном «обществе знаний» (knowledge society) университеты играют роль «учреждений по производству знаний» (knowledge institutions) – на их базе производятся, аккумулируются, транслируются и используются новые знания. Центр, возглавляемый профессором Клоете регулярно проводит оценку состояния высшего образования в ЮАР и других странах Африки [10]. Лучшие вузы Африки (по версии Центра реформирования высшего образования):
-
Ботсвана: Университет Ботсваны (University of Botswana)
-
Гана: Университет Ганы (University of Ghana)
-
Кения: Университет г. Найроби (University of Nairobi)
-
Мавритания: Университет Мавритании (University of Mauritius)
-
Мозамбик: Университет Эдуардо Мондлейн (Eduardo Mondlane)
-
ЮАР: Университет Нельсона Манделы (Nelson Mandela Metropolitan University)
-
Танзания: Университет Дар эс Саллам (University of Dar es Salaam)
-
Уганда: Университет Макерере (Makerere University)
Н. Клоете выделяет три этапа развития высшего образования в контексте экономического развития:
Первый этап: развитие, основанное на определенных факторах (factor-driven)
Второй этап: развитие, основанное на эффективности (efficiency-driven)
Третий этап: развитие, основанное на инновациях (innovations-driven)
По мнению профессора Клоете все страны участницы проекта находятся на втором этапе.
ЮАР – страна 11 официальных языков, что накладывает определенные особенности на образовательный процесс. Доктор М. Принслу (M. Prinsloo), сотрудник педагогического факультета университета Кейптауна отметила, что между учениками и учителями часто стоит языковой барьер и низкая лингвистическая компетентность самого учителя, неспособность объяснить материал понятным ученику образом.
Во всех девяти регионах ЮАР наблюдается значительная миграция населения между городской и сельской местностью, что провоцирует возникновение культурных, языковых и прочих барьеров в получении образования и экономическом благосостоянии семей. По результатам анализа, проведенного директором института исследований бедности сельских районов профессором А. Ду Тоит (A. Du Toit) и исследователем Д. Невис (D. Neves), это является одной из причин уязвимости детей и молодежи из среды мигрантов.
К тому же в ЮАР существуют последствия расовой дискриминации – раздельные школы и университеты для белых, черных и цветных с различным уровнем качества и направленности образовательных услуг. Такой аспект социально-экономического неравенства, по мнению профессора Н. Йелд (N. Yeld), декана факультета развития высшего образования Университета г. Кейптаун, провоцирует проблемы в получении базового, а в дальнейшем и высшего образования.
Одной из ключевых проблем в обеспечении благополучия детей и молодежи ЮАР является рост насилия в обществе. Декан факультета психологии университета Кейптауна профессор Дон Фостер (Don Foster) отметил, что в настоящее время в южноафриканском обществе происходит так называемая «интоксикация насилием». Особенностью формирования идентичности молодежи в ЮАР является то, что трансляция образа маскулинности происходит через гангстерскую идеологию. Самый яркий, успешный, финансово благополучный образ молодого мужчины – это образ гангстера. Соответственно, нарушение социальных норм становится нормой современных подростков и юношей в ЮАР, что провоцирует повышение криминальной обстановки в обществе [8].
К тому же, молодые люди оказываются исключенными из социально-значимых видов деятельности – хорошее образование дорого, работы нет. Молодежь оказывается в ситуации депривации. Профессор Фостер отметил, что общество должно давать молодежи возможность что-то делать, чем-то себя занять – спорт, работа, досуг, учеба. Иначе в ЮАР возможен феномен потерянных поколений – missing millions (буквально – «потерянные миллионы»).
В рамках симпозиума состоялась так же презентация новой книги руководителя проекта профессора Гарри Дэниелса «Выготский и обучение детей с особыми потребностями», в которой собраны современные практики инклюзивного образования и воспитания [1].
Работа симпозиума в ЮАР завершилась двухдневным марафоном рабочих встреч экспертной группы, на которых были определены направления реализации системы мероприятий по распространению и социализации полученного в ходе проекта опыта – подготовка отчетов в Департаменты образования стран-участниц; презентация и последующее обсуждение результатов проекта с группами приглашенных ученых и политиков в каждой из стран; проведение Научного Фестиваля (ESRC Festival of Science); проведение воркшопов для аспирантов и молодых исследователей.
Таким образом, ответом на глобальные вызовы и социальные изменения становится объединение усилий академического сообщества с политическими и экономическими силами в решении вопросов образовательной политики и обеспечения благополучия детей и молодежи в системе образования и воспитания.
Литература
-
Дэниелс Г. Выготский и обучение детей с особыми потребностями, Continuum, 2011.
-
Реморенко И.М. Стратегическое развитие высшего образования в России (стенограмма) // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». М., 2011.
-
Brown P., Green A. and Lauder H. High Skills: Globalisation, Competitiveness and Skill Formation. Oxford, 2001.
-
Blanden J., Hansen K., Machin S. The GDP cost of the lost earning potential of adults who grew up in poverty. Joseph Rowntree Foundation report, 2008.
-
Bradshaw J., Hoelscher P., Richardson D. Comparing Child Well-Being in OECD Countries: Concepts and Methods. UNICEF, 2006.
-
Cheng H.F., Gutierrez M., Mahajan A., Shachmurove Y., Shahrokhi M. A future global economy to be built by BRICs // Global Finance Journal Vol. 18, Issue 2, 2007.
-
Donald D., Dawes A. and Louw J. (Eds.) Addressing Childhood Adversity. Cape Town, 2000.
-
Foster D., Freeman M. and Pillay Y. (Eds.) Mental health policy issues for South Africa. Cape Town, 1997.
-
Mc Cowan T. The growth of private higher education in Brazil: implications for equity and quality // Journal of Education Policy. Vol. 19, No. 4, 2004.
-
Higher Education and Economic Development: A Review of the Literature, 2011, Pundy Pillay.
-
Teles V.K., Andrade J. Public Investment in Basic Education and Economic Growth // Journal of Economic Studies, v. 35, 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2525
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4