Использование цифрового франчайзинга при реализации образовательных программ в сфере интеллектуальной собственности
Аннотация
В процессе внедрения цифрового франчайзинга при реализации образовательных программ основного и дополнительного образования в сфере интеллектуальной собственности субъекты образовательной деятельности сталкиваются с рядом проблем. В статье рассматриваются особенности внедрения цифрового образовательного франчайзинга, анализируются проблемы, с которыми сталкиваются субъекты франчайзинговых правоотношений и предлагаются возможные пути их решения. Особое внимание уделяется особенностям передачи прав на созданный образовательный контент, складывающейся практике осуществления образовательной деятельности учреждениями образования и организациями, реализующими образовательные программы в сфере интеллектуальной собственности, с учетом передачи франчайзи права на реализацию разработанных образовательных программ франчайзера на определенной территории. Цифровая трансформация образовательного процесса в системе высшего образования направлена на формирование, прежде всего, базовых компетенций будущих специалистов. При этом вопросам охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности при использовании цифрового образовательного контента уделяется все большее внимание. Внедрение цифрового франчайзинга образовательных услуг позволяет адаптировать потребности обучающегося в соответствии с конкретной образовательной программой и договором об оказании услуг, в том числе по образовательным программам в сфере интеллектуальной собственности.
Общая информация
Ключевые слова: франчайзинг, деятельность , цифровой франчайзинг, интеллектуальная , собственность, цифровое образование
Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Бессарабова В.В. Использование цифрового франчайзинга при реализации образовательных программ в сфере интеллектуальной собственности // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 36–45.
Полный текст
В Республике Беларусь с 2019 года осуществляется поэтапная цифровизация образовательного процесса – согласно целям и задачам развития современного информационного общества и в соответствии с Концепцией цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы [7].
Цифровой франчайзинг образовательных услуг представляет собой вид общественных отношений, использующийся при реализации различных образовательных программ, при котором в комплекс исключительных прав, передаваемых франчайзером франчайзи по договору комплексной предпринимательской лицензии в соответствии со статьей 910 Гражданского кодекса Республики Беларусь [4] (статья 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации [5]), могут включаться разработанные правообладателем и адаптированные для конкретной франшизы – с учетом целей и задач обучения – системы дистанционного обучения, включая электронные учебно-методические комплексы с рабочими программами, видеолекциями, учебными пособиями, методическими рекомендациями, практикумами, а также набором инструментария для проведения текущего и итогового контроля знаний.
Типовые формы договоров франчайзинга: комплексной предпринимательской лицензии – в Республике Беларусь, коммерческой концессии – в Российской Федерации на законодательном уровне не утверждены, что свидетельствует о необходимости развития законодательной регламентации франчайзинговых правоотношений в целом, как вида обязательства в гражданском праве, так и как специфической формы осуществления предпринимательской деятельности при оказании платных образовательных услуг, в том числе и цифрового франчайзинга при реализации образовательных программ в сфере интеллектуальной собственности.
Термин «франчайзинг» имеет различное значение. С экономической точки зрения франчайзинг означает предоставление таких экономических преимуществ франчайзером франчайзи в соответствии с заключенными договорами, каких они не смогли бы получить при осуществлении предпринимательской деятельности как субъекты хозяйствования на общих основаниях. Наиболее сложным является толкование термина «франчайзинг» с юридической точки зрения, когда он рассматривается в качестве комплексной предпринимательской лицензии, коммерческой концессии, исключительного договора [1].
В юридической литературе анализ становления и развития взглядов на проблемы осуществления франчайзинговой деятельности прослеживается в трудах таких зарубежных авторов, как М. Мендельсон, Д. Беджерс, Д. Стэнворт, Б. Смит, Д. Штайнхофф, А. Майлер, и других [9; 14; 8]. В Республике Беларусь и Российской Федерации развивающимся с 1990-х годов франчайзинговым правоотношениям посвящены работы Я.И. Функа, Р.А. Томковича, В.В. Хвалея, А.С. Тынеля, А.А. Шулуса, Н.Л. Быченко и других авторов [15; 17]. Актуальные в указанный период проблемы использования франчайзинговых структур исследовались, как правило, применительно к отдельным сторонам осуществления франчайзинговой деятельности или в составе общих правовых проблем использования новых методов осуществления предпринимательской деятельности. В настоящее время самостоятельные работы, освещающие весь комплекс правовых проблем использования цифрового образовательного франчайзинга при реализации программ основного и дополнительного образования – отсутствуют.
Исследование особенностей осуществления франчайзинговой деятельности при оказании образовательных услуг, включая реализацию образовательных программ в сфере интеллектуальной собственности, используя методы анализа и синтеза, аналогии, а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы, позволило выявить актуальные проблемы теоретического и практического характера, возникающие при заключении, регистрации, изменении и расторжении договора цифрового образовательного франчайзинга.
Сегодня при реализации образовательных программ в условиях конкурентной борьбы при постоянном увеличении скорости ритма жизни возникает потребность: в удобной форме, максимально быстро и эффективно, часто в достаточно сжатые сроки – донести до обучающихся содержание конкретных образовательных программ с целью достижения их целей. Использование цифрового образовательного франчайзинга при реализации образовательных программ в сфере интеллектуальной собственности, постоянный интерес к которой в современном мире постоянно только возрастает, позволяет франчайзи распространять на определенной территории конкретные знания, умения и навыки с использованием уже успешно адаптированных франчайзером образовательных программ.
Практическая работа в виртуальном кампусе системы дистанционного обучения наряду с выполнением обязанностей юрисконсульта при реализации образовательных программ высшего образования в Минском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (Российская Федерация), путем исследования особенностей освоения обучающимися содержания дисциплин «Гражданское право», «Право промышленной собственности» и других, позволила выявить отличительные особенности и конкретные проблемы, возникающие при внедрении цифрового франчайзинга в образовательную среду.
Цифровой образовательный франчайзинг рассматривается как специфический вид франчайзинговых правоотношений, при котором правообладатель использует лицензионный комплекс, в который включаются уже разработанные рабочие программы в соответствии с образовательными стандартами подготовки специалистов, а от франчайзи требуется их реализация на конкретной территории в течение срока, предусмотренного договором франчайзинга [4, п. 1 ст. 910; 5, п. 1 ст. 1027]. Такой вид образовательных отношений позволяет использовать в лицензионном комплексе (включая методические разработки) данные в цифровом формате, осуществлять предоставление доступа к средствам обучения по идентификационным данным. Лицензионный комплекс франчайзера может быть легко адаптирован к потребностям конкретной образовательной программы: высшего образования, переподготовки, повышения квалификации, а также дополнительного образования.
Цифровой образовательный франчайзинг при реализации конкретных программ может быть легко адаптирован с целью использования в любых образовательных проектах. Классическим примером обучения по специальным образовательным программам в сфере интеллектуальной собственности являются дистанционные обучающие курсы Академии Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), популярные во всем мире и позволяющие слушателям получать базовые или расширенные знания в сфере интеллектуальной собственности [16]. Вопросам франчайзинга ВОИС также уделяет пристальное внимание [3]. В 2021 г. в Республике Беларусь были проведены первая Летняя школа ВОИС и международный семинар «Управление интеллектуальной собственностью для малых и средних предприятий (МСП): преимущества договоров франчайзинга», в рамках которого освещались особенностям осуществления франчайзинговой деятельности посредством договора с учетом различных видов франчайзинговых структур [13].
С 2021 года в Республике Беларусь действует принятая правительством государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы [11], предусматривающая функционирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры и внедрение цифровых инноваций, в том числе, в образовательную деятельность.
Основной задачей всех образовательных ресурсов в Республике Беларусь является информационное, научно-методическое, учебно-методическое и консультационное обеспечение участников образовательного процесса, являющихся субъектами образовательной деятельности [6]. Применительно к цифровому франчайзингу образовательных услуг это означает достижение конкретной цели – в зависимости от реализуемой образовательной программы, а конечным результатом является получение обучающимися конкретных знаний, умений и навыков.
Национальный центр интеллектуальной собственности (Республика Беларусь) в дистанционном формате [12] реализует различные образовательные программы дополнительного образования взрослых по общим и специальным вопросам сферы интеллектуальной собственности, включая такие образовательные программы, как «Основы управления интеллектуальной собственностью», «Оформление прав на объекты права промышленной собственности», «Патентная информация и патентные исследования», «Введение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности», «Авторское право и смежные права», «Правовые аспекты франчайзинга» [10] и другие.
Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы предусматривает, в том числе развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования, а также активное использование «эффективного» образовательного контента [7], нуждающегося в охране и защите от несанкционированного использования, в том числе в глобальных компьютерных сетях. В современной мировой практике в настоящее время не создан эффективный механизм защиты авторских и смежных прав в глобальных компьютерных сетях [2; 18]. В законодательстве многих стран пытаются решить данную проблему путем введения или усиления норм ответственности за несанкционированное использование объектов авторского и смежных прав.
На практике сетевая форма взаимодействия при цифровом франчайзинге крупных образовательных учреждений разных государств может столкнуться с проблемами, возникающими при осуществлении франчайзинговой образовательной деятельности по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, включая, например, необходимость интегрирования конкретных дисциплин сетевых образовательных модулей в рабочие учебные планы высших учебных заведений. При такой форме взаимодействия франчайзера и франчайзи в комплекс исключительных права, право использования которого предоставляется по договору цифрового образовательного франчайзинга, включаются программы обучения по темам, дисциплинам, модулям, подлежащие освоению в процессе получения образования в соответствии с образовательными стандартами подготовки специалистов. Использование франчайзи, разработанных и апробированных франчайзером методик обучения направлено на повышения качества образования.
Литература
- Бессарбова В.В. Правовые аспекты франчайзинга. Мн.: ИООО «Право и экономика», 2002. 32 с.
- Бессарабова В.В. Управление правами на интеллектуальную собственность в глобальных компьютерных сетях // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию образования Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь «Актуальные вопросы обеспечения научно-технологической безопасности» (г. Минск, 1 декабря 2023 г.). Минск: ГУ БелИСА, 2023. С. 253–255.
- Вопросы интеллектуальной собственности в франчайзинге [Электронный ресурс] // Пособия из серии интеллектуальная собственность для бизнеса. URL:https://www.wipo.int/publications/ru/details.jsp?id=271&plang=RU (дата обращения: 09.04.2024).
- Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (в ред. от 5 января 2024 г.). URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9800218 (дата обращения: 07.04.2024).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] // Кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 24 июля 2023 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 12 сентября 2023 г.). URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/49c2afdf04c1ba13e815aa8b44287cd4b6cac9f5/ (дата обращения: 07.04.2024).
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационно-коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году» [Электронный ресурс] // Утверждена Министром образования Республики Беларусь 15 марта 2019 г. URL: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/2022-2023-uchebnyy-god/20221018-003.pdfУтверждена Министром образования Республики Беларусь 15 марта 2019 г. URL: http://edu.gov.by/news/v-tsentre-vnimaniya--tsifrovizatsiya-obrazovaniya/ (дата обращения: 09.04.2024).
- Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Утверждена Министром образования Республики Беларусь 15 марта 2019 г. URL: http://edu.gov.by/news/v-tsentre-vnimaniya--tsifrovizatsiya-obrazovaniya/ (дата обращения: 07.04.2024).
- Майлер А. Договор коммерческой концессии. М.: Юрид. фирма «Контракт», 1996. 215 с.
- Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. М.: Сибли интернэшнл, Инк., 1995. 275 с.
- Обучение [Электронный ресурс] // Национальный центр интеллектуальной собственности URL: https://ncip.by/uslugi-i-informaciya/obuchenie/ (дата обращения: 09.04.2024).
- О государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] // Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 г. № 66 (в ред. от 28 декабря 2023 г. № 951). URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100066&p1=1/ (дата обращения: 09.04.2024).
- О дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых [Электронный ресурс] // Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 декабря 2022 г. № 481. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22339343 (дата обращения: 09.04.2024).
- Состоялся семинар «Управление интеллектуальной собственностью для МСП: преимущества договоров франчайзинга» // Национальный центр интеллектуальной собственности URL:https://ncip.by/o-centre/novosti/interesnoe/sostoyalsya-seminar-upravlenie-intellektualnoy-sobstvennostyu-dlya-msp-preimushchestva-dogovorov-fra/ (дата обращения: 12.04.2024).
- Франчайзинг в малом бизнесе / Д. Стэнворт, Б. Смит / Под ред. А.П. Павловой. М.: Одиссей, 1996. 887 с.
- Функ Я.И., Хвалей В.В. Международный предпринимательский франчайзинг и его отличие от сходных отношений // Белорусский рынок. 1998. № 28. C. 15–16.
- Центр электронного обучения ВОИС [Электронный ресурс] // Академия ВОИС URL: https://welc.wipo.int/?lang=ru (дата обращения: 09.04.2024).
- Шулус А.А., Быченко Н.Л. Франчайзинговые формы предпринимательства (объективные основы, противоречия, принципы господдержки) // Российский экономический журнал. 1998. № 1. С. 44–47.
- Yakimaho A.P., Bessarabova V.V. Automation of management by the intellectual the rights in global computer networks // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 2. C. 208–209.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0