Особенности психолого-педагогической онлайн-диагностики готовности к школьному обучению

192

Аннотация

Психологическая готовность к школьному обучению – это уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной программы при определенных условиях обучения. Традиционно выделяются личностная, интеллектуальная, эмоциональная и социальная готовность к школе, а также можно выделить волевую готовность к школе. Несмотря на разнообразие существующих методик диагностики готовности к школьному обучению, в современном мир все больше возникает необходимость перевода диагностических методик в цифровую среду. Цифровые технологии позволяют адаптировать методики диагностики для использования в режиме онлайн. Была разработана специальная цифровая диагностическая процедура, которую можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста. На наш взгляд, процедура проведения психолого-педагогической диагностики готовности к школе наиболее оптимальная формате видеозвонка и требует соблюдения следующих принципов: принцип здоровьесбережения, принцип наглядности, принцип комфорта. Также особую роль в проведении цифровой диагностики играет подготовка родителей к диагностической процедуре. В исследовании приняли участие 165 детей в возрасте 6–7 лет. Диагностические обследования были проведены в апреле 2020 года (онлайн, 112 детей) и в апреле 2019 года (офлайн, 53 ребенка) с выпускниками подготовительных групп детских садов. Полученные результаты подтверждают, что проведение онлайн-диагностики готовности к школе возможно, и ее результаты сопоставимы с очной диагностикой.

Общая информация

Ключевые слова: готовность к школе, старший дошкольный возраст, онлайн-диагностика, успеваемость

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты онлайн-обучения на разных уровнях образования и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Овечкина Е.А. Особенности психолого-педагогической онлайн-диагностики готовности к школьному обучению // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 681–688.

Литература

  1. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребе­нок к школе. М.: Знание, 1994. 192 с.
  2. Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций: учеб. пособие для вузов. М.: Айрис Пресс, 2005. 239 с.
  3. Криницына А.В. Проблемы применения цифровых технологий в работе психолога с младшими школьниками и их родителями // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. статей Всероссийской научно-практической конферен­ции с международным участием. 19–21 ноября 2020 г. / Под ред. М.Г. Сороковой, Е.Г. Дозорцевой, А.Ю. Шеманова. М.: Издатель­ство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 140–144.
  4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психическо­го развития ребенка. Дошкольный и младший школьный воз­раст. Cанкт-Петербург: Речь, 2010. 373 с

Информация об авторах

Овечкина Екатерина Александровна, аспирант кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ОЧУ МГ Сколково, нейропсихолог, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8379-7198, e-mail: ekate_92@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 257
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 192
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4