Влияние низкого социально-экономического статуса семьи (бедности) на психическое здоровье детей

92

Общая информация

Рубрика издания: Современные исследования девиантного развития, в т.ч. новых видов девиаций, связанных с интернетом

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Жукова Н.В., Айсмонтас Б.Б. Влияние низкого социально-экономического статуса семьи (бедности) на психическое здоровье детей // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Проблема влияния бедности (низкого социально-экономического статуса) на разные аспекты развития ребенка, на его будущее, более чем актуальна, активно изучалась и изучается в психологии. Причём акцент делается именно на развитие детей, чей формирующийся мозг особенно чувствителен к окружающей обстановке.

Полный текст

Проблема влияния бедности (низкого социально-экономического статуса) на разные аспекты развития ребенка, на его будущее, более чем актуальна, активно изучалась и изучается в психологии. Причём акцент делается именно на развитие детей, чей формирующийся мозг особенно чувствителен к окружающей обстановке. Нам бы хотелось сделать небольшой аналитический обзор о негативном влиянии бедности на развитие ребенка, с точки зрения современных междисциплинарных исследований (по публикациям ряда российских и зарубежных авторов), т.к. у психологических наблюдений появилась мощная поддержка в виде нейробиологических, психогенетических и т.п. (комплекса нейронаук) данных.

Нейрогенетики Ахмад Харири (Ahmad Hariri) и его коллеги (J. R. Swartz, A. R. Hariri and D. E. Williamson, 2016) из Университета Дьюка в своей статье в Molecular Psychiatry 22, 209-214 (February 2017) отмечают долговременную эпигенетическую связь между внешним стрессом и уровнем серотонина. В течение трех лет у участников эксперимента (132 европеоидных подростка возрастом от 11 до 15 лет) три раза забирали анализы крови, искали маркеры депрессии, а также тестировали активность мозга с помощью МРТ. Известно, что у людей, чувствительных к угрозам, при этом наблюдается более высокая активность в миндалевидном теле мозга. Ранее подобная же корреляция наблюдалась на выборке 388 афро-американских детей. В дальнейшем удалось продемонстрировать, что рост активности миндалевидного тела может предсказывать усиление симптомов депрессии у подростков, находящихся в группе риска. Т.е. трудные условия жизни коррелируют с изменениями в работе мозга ребенка, а именно, увеличивается активность миндалевидного тела, активно участвующего в реакции на стрессовые ситуации (Johnna R. Swartz, Annchen R. Knodt, Spenser R. Radtke, Ahmad R. Hariri, 2014). Как отмечает Nature, эта работа важна тем, что демонстрирует долгосрочное стрессогенное влияние на организм человека фактора низкого социально-экономического статуса [4; 15]. Аналогичные исследования эпигенетических изменений проводились для более выраженных стрессовых ситуаций - случаев жестокого обращения с детьми (Steven R.H. Beach, Gene H. Brody, Alexandre A. Todorov, Tracy D. Gunter, Robert A. Philibert, 2009).

Подтверждают подобные выводы результаты других исследований в области эпигенетики, т.к. есть данные, что люди, подвергавшиеся стрессу в раннем возрасте, чаще страдают депрессией и склонностью к суицидальному поведению, что связывают с усилением активности гипоталамо-гипофизарной системы в ответ на повышенную частоту стрессовых ситуаций в детстве. Для исследования этого вопроса использовали мозг людей, покончивших жизнь самоубийством, выделив две группы: людей, подвергавшихся стрессам в детстве (что чаще проявляется в семьях с низким материально-экономическим статусом), и людей, у которых было нормальное полноценное детство.

Согласно данным исследования, выполненного в Стерлингском университете (Шотландия), у людей, испытывавших в детстве эмоциональные проблемы, фактором возникновения которых часто является низкий материальный статус семьи, в молодом взрослом возрасте повышен риск безработицы. В ходе работы группа ученых (с ведущим исследователем Mark Egan) использовали данные 2-х больших исследований, охвативших почти 20.000 британских детей - лонгитюдного исследования английской молодежи и Национального исследования развития детей. По материалам исследований, у детей с высокими уровнями дистресса вероятность оказаться в молодом возрасте безработным была повышена на 40%, по сравнению с теми, кто не испытывал значительного дистресса в детском возрасте».

Результаты исследования, выполненного в Корнельском университете (США) показывают, что у детей, выросших в бедности, чаще отмечалось антисоциальное поведение в форме агрессии и булинга, повышенное чувство беспомощности, по сравнению с детьми из семей со средним уровнем дохода (Gary W. Evans, 2016). У таких детей также отмечены более высокие показатели хронического физиологического стресса и дефицит краткосрочной пространственной памяти. «Бедность подвергает человека разнообразным стрессам. Стрессы есть у всех, но на семьи с низкими доходами, на детей в бедности их приходится намного больше. Под огромным стрессом находятся и родители, а у детей это уже кумулятивный стресс». Говоря о значении исследования, Evans выделяет два момента: Во-первых, в профилактике этих проблем наиболее эффективной является ранняя интервенция... Во-вторых, наиболее эффективный путь снижения воздействия бедности на ребенка – это увеличение дохода бедный семей.

«По любым социальным меркам бедные не могут воспользоваться теми преимуществами, которые доступны более состоятельным. Очевидными факторами здесь являются питание, жилье и медицинское обслуживание. Как показали исследования, даже в условиях бесплатной медицины, используя свое социальное влияние и знания, средний класс имеет привилегированный доступ к тому, что есть: они знают куда идти, к кому обратиться и что необходимо для поддержания своего здоровья и здоровья семьи. Бедные же семьи не обладают достаточным потенциалом даже для того, чтобы управлять своей собственной жизнью...научные исследования показали, что при таких условиях депрессия является обычным явлением у матерей, высок уровень социальной изоляции и отчуждения, а отношения к детям характеризуются резкостью и непоследовательностью. Проблемы безработицы, низкооплачиваемой и нестабильной работы усиливают общий уровень невзгод. Поэтому бедность является плодородной почвой для развития психиатрических проблем у детей». Формировании слоя малообеспеченных семей в нашей стране, «новых бедных» - это значимая социальная проблема: дети, подростки, молодые люди осознают разницу в уровне образования, в возможностях для реализации себя, как растущей личности, в условиях культурного и профессионального роста, в проведении досуга. Безусловно в формировании стрессоустойчивости и уверенности в своих силах, т.е. в психологическом здоровье, огромную роль играет поддержка значимых взрослых, особенно родителей. Но, зачастую, именно с родителей и их проблем начинается неблагополучие детей, как физическое, так и психологическое, неврологические и психиатрические проблемы.

Литература

  1. Геномика поведения: детское развитие и образование / под ред. С.Б. Малых, Ю.В. Ковас, Д.А. Гайсиной. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. 442 с.
  2. Никол Р. Практическое руководство по детско-юношеской психиатрии. Британский подход. Екатеринбург: Издательство УралИНКО, УралЦДИ, 2001. – 224 с
  3. Свааб Дик. Мы — это наш мозг: От матки до Альцгеймера / Пер. С 24 с нидерл. Д. В. Сильвестрова. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014. 544 с.
  4. Бедность связали с эпигенетическими изменениями и риском психических расстройств [Электронный ресурс] N+1 URL: https://nplus1.ru/news/2016/05/25/poverty-methylation Оригинал: http://www.nature.com/mp/journal/v22/n2/full/mp201682a.html?foxtrotcallback=true
  5. Между строк ДНК: чем занимается эпигенетика? [Электронный ресурс] // Теории и практики URL: https://special.theoryandpractice.ru/what-is-epigenetics
  6. Обзор лекции «Когнитивные инструменты психогенетики или что мы действительно знаем о наследовании интеллекта» [Электронный ресурс] / Портал психологических новостей PsyPress.ru — http://psypress.ru/media/27834.shtml [Обзор лекции «Когнитивные инструменты психогенетики или что мы действительно знаем о наследовании интеллекта»] (дата обращения: 07.09.2017)
  7. Образовательное неравенство Поливанова Катерина [Электронный ресурс] // ПостНаука URL: https://postnauka.ru/video/63353 (дата обращения: 18.06.2017)
  8. Beach SRH, Brody GH, Todorov AA, Gunter TD, Philibert RA. 2009. Methylation at SLC6A4 Is Linked to Family History of Child Abuse: An Examination of the Iowa Adoptee Sample. Am J Med Genet Part B 153B:710–713. ) [Электронный ресурс] // Wiley Online Library URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/ajmg.b.31028/abstract?userIsAuthenticated=false&deniedAccessCustomisedMessage= Оригинал см. American Journal of Medical Genetics Part B: Neuropsychiatric Genetics
  9. Being arrested takes toll on mental health, study finds, Naomi Sugie, University of California, Irvine [Электронный ресурс] // news.uci.edu URL: https://news.uci.edu/2017/08/25/being-arrested-takes-mental-health-toll-uci-researchers-find/
  10. Children’s mental health key to future employment prospects. - Internet (medicalxpress.com) [Электронный ресурс] // psypharma.ru URL: http://psypharma.ru/ru/novosti/mezhdunarodnye-novosti-psihiatrii-ot-eleny-mozhaevoy/novosti-35#
  11. Childhood poverty can rob adults of psychological health. Edited by Bruce S. McEwen, The Rockefeller University, New York, NY - Internet (sciencedaily.com), 03.01.17. [Электронный ресурс] //Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America\PNAS, Proceedings of the National Academy of Sciences. URL: http://www.pnas.org/content/113/52/14949 (дата обращения: 07.09.2017).
  12. Evans Childhood poverty and adult psychological well-being [Электронный ресурс] //Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America\PNAS, Proceedings of the National Academy of Sciences URL: http://www.pnas.org/content/113/52/14949 (дата обращения: 08.09.2017).
  13. Family income, parental education and brain structure in children and adolescents. Elizabeth R. Sowell et al. [Электронный ресурс] //Nature Neuroscience URL: http://www.nature.com/neuro/journal/v18/n5/full/nn.3983.html (дата обращения: 08.09.2017).
  14. McGowan et al. (2009). Epigenetic regulation of the glucocorticoid receptor in human brain associates with childhood abuse// Nature Neuroscience 12, 342–348 doi:10.1038/nn.2270.
  15. Swartz Johnna R. , Knodt Annchen R., Radtke Spenser R., Hariri Ahmad R. A Neural Biomarker of Psychological Vulnerability to Future Life Stress [Электронный ресурс] // neuron URL: http://www.cell.com/neuron/fulltext/S0896-6273(14)01164-7?_returnURL=http%3A%2F%2Flinkinghub.elsevier.com%2Fretrieve%2Fpii%2FS0896627314011647%3Fshowall%3Dtrue (дата обращения: 07.09.2017).

Информация об авторах

Жукова Наталия Владимировна, студентка факультета "Дистанционное обучение", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: zhuckovanv@fdomgppu.ru

Айсмонтас Бронюс Броневич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедры психологии и педагогики факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Член Межвузовской экспертной группы Российского союза ректоров (РСР) по инклюзивному высшему образованию; член Межведомственной рабочей группы по развитию электронного образования в России., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3918-2975, e-mail: abronius@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2095
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 92
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1