Об опыте волонтерской работы студентов в детской психиатрической больнице

34

Общая информация

Рубрика издания: Программы профилактики девиантного/делинквентного поведения, а также виктимизации, и оценка их эффективности

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Об опыте волонтерской работы студентов в детской психиатрической больнице // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

В настоящее время в России действует постановление Правительства от 01 декабря 2015 года №1297 об утверждении государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы. В связи с активным вниманием со стороны государства к условиям жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, является достаточно актуальной тема социализации несовершеннолетних данной категории. Таким образом, получение опыта и понимание специфики работы с детьми с особенностями психического развития является неотъемлемой частью деятельности практического психолога в современных условиях развития общества.

Полный текст

В настоящее время в России действует постановление Правительства от 01 декабря 2015 года №1297 об утверждении государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы. В связи с активным вниманием со стороны государства к условиям жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, является достаточно актуальной тема социализации несовершеннолетних данной категории. Таким образом, получение опыта и понимание специфики работы с детьми с особенностями психического развития является неотъемлемой частью деятельности практического психолога в современных условиях развития общества.

Целью волонтерской практики в НПЦ ПЗДП ДЗМ являлось знакомство с устройством психиатрической больницы, получение навыков работы с детьми с особенностями психического развития и формирование профессиональных способностей и компетенций. Нам удалось поработать с детьми, имеющих различные психические заболевания и расстройства. Наша деятельность была в основном направлена на улучшение качества пребывания детей в стенах больницы, на расширение их круга общения, развитие навыков взаимодействия.

Пациенты больницы нередко находятся в тяжелом состоянии психического здоровья (иногда сопровождающимся сопутствующей соматической патологией), а также в какой-то степени ситуации дефицитарности социальных контактов, сенсорно-когнитивных стимулов, отражающих депривационные условия и влияющих на качество жизни. Однако, субъективная оценка человеком своего качества жизни не всегда соответствует объективной. “Субъективные индикаторы качества жизни подразделяют: на когнитивную компоненту (рациональную) и аффективную (эмоциональную)”. В процессе волонтерской работы мы стремились повлиять на эмоциональное состояние посредством позитивно направленного взаимодействия.

Исключая из описания нашу деятельность организационного характера (кормление, сон, туалетные процедуры), можно назвать ряд процессов, направленных на установление контакта и дальнейшее взаимодействие и развитие детей в группе: ознакомление детей с сюжетно-ролевой игрой, организация предметных игр для изучения цветов, мира животных, строительно-конструктивные игры, развитие логического мышления, активный досуг на улице. Наибольшей ценностью стал такой инструмент как песочница. Для того, чтобы привлечь ребенка к игре или какой-либо развивающей деятельности, мы заинтересовывали его посредством разнообразных вопросов, и далее наша игра была построена на основе диалога. Дети с особенностями психического развития достаточно ярко реагируют и легко соглашаются на предложение поиграть с песком. Таким образом нам удалось решить несколько конфликтов, возникших в группе.

Отдельным этапом нашей работы в больнице стало посещение творческих мастерских отдела социального развития и психологической реабилитации. Нам удалось позаниматься с девочкой с нарушением работы мозжечка. Во время нашего первого занятия она не разговаривала и показывала достаточно примитивные результаты творческой деятельности. Но в процессе совместной деятельности с ней удалось добиться

контакта и улучшения качества ее продуктивности, задавая наводящие вопросы в рамках корректирующей помощи, направляя и развивая творческое мышление. Отличительной особенностью работы с ребенком был сам процесс нашего взаимодействия - при ее диагнозе, девочке сложно было удерживать постоянное положение в пространстве, поэтому было важно помогать ей держать спину ровно, придерживать ведущую руку для того, чтобы она могла продолжать выполнять задание, иногда можно было облегчить ее состояние посредством легкого поглаживания плеч, или просто положить руку чуть ниже шеи. По словам девочки, это облегчало для нее сидение прямо.

Таким образом, при работе с детьми с особенностями психического развития очень важен индивидуальный подход, заключающийся в стремлении внимательно изучить ребенка и готовности ему помочь справится с непониманием окружающего мира. Для студентов волонтерская практика является возможностью проверки своих знаний и компетенции, готовности к работе в данной сфере, а также наработкой опыта и получение навыков в диагностической и коррекционной деятельности.

Литература

  1. Официальный сайт государственной программы “Доступная среда” - URL: http://zhit-vmeste.ru/ (дата обращения: 28.10.2017)
  2. Рубанова, Е. Ю. Теоретические аспекты качества жизни в контексте психологии здоровья // Ученые заметки ТОГУ. - 2014. - № 3 - С. 108 – 115. - URL: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_124.pdf (дата обращения: 28.10.2017)

Метрики

Просмотров

Всего: 1239
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 34
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0