Актуальные проблемы совершения исполнительных действий по передаче (отобранию) ребенка и исполнению порядка общения с ребенком

46

Общая информация

Рубрика издания: Правовые основания психологической помощи детям и подросткам

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Кривонос А.Б. Актуальные проблемы совершения исполнительных действий по передаче (отобранию) ребенка и исполнению порядка общения с ребенком // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Среди основных проблем совершения исполнительных действий необходимо отметить высокий уровень конфликта между должником и взыскателем. Даже при прибытии для участия в исполнительных действиях по передаче ребенка должник в ряде случаев не сообщает ребенку смысл происходящего и инструктирует его просто озвучить отказ ехать проживать со вторым родителем, надеясь, что после этого события исполнительное производство будет прекращено в связи с невозможностью исполнения. В таких случаях приставам приходится выступать медиаторами, садясь вместе с представителями органов опеки и попечительства и специалистами-психологами за стол переговоров и приглашая родителей к диалогу о том, что необходимо отложить собственные амбиции в сторону и задуматься в первую очередь о том, каким образом сказываются на психике ребенка их конфликтные отношения.

Полный текст

Среди основных проблем совершения исполнительных действий необходимо отметить высокий уровень конфликта между должником и взыскателем. Даже при прибытии для участия в исполнительных действиях по передаче ребенка должник в ряде случаев не сообщает ребенку смысл происходящего и инструктирует его просто озвучить отказ ехать проживать со вторым родителем, надеясь, что после этого события исполнительное производство будет прекращено в связи с невозможностью исполнения. В таких случаях приставам приходится выступать медиаторами, садясь вместе с представителями органов опеки и попечительства и специалистами-психологами за стол переговоров и приглашая родителей к диалогу о том, что необходимо отложить собственные амбиции в сторону и задуматься в первую очередь о том, каким образом сказываются на психике ребенка их конфликтные отношения. Подобные профилактические беседы, носящие медиативную природу, позволяют несколько снизить уровень конфликтности, сфокусировать внимание родителей на интересах ребенка и стимулируют их к поиску возможных вариантов решения ситуации путем взаимных уступок.

Если участников исполнительных действий примирить не удается и при этом успешно происходит передача ребенка от должника к взыскателю, возможны обращения должника в суд с намерением оспорить законность исполнительных действий. В заявлении должник может ссылаться на то, что ему не дали возможности попрощаться с ребенком, что на финальной стадии исполнительных действий перед ним в непосредственной близости стоял человек в форме, преграждая путь к ребенку и взыскателю. Как показывает судебная практика, подобные жалобы остаются без удовлетворения, т.к. судьи правильно понимают смысл подобных действий: все они направлены на то, чтобы минимизировать риск возникновения психотравмирующей ситуации в отношении ребенка, а также оградить взыскателя и ребенка от возможных провокативных действий со стороны должника (так, отец ребенка может бросаться или громко кричать на ребенка с целью вызвать испуг и плач ребенка, после чего заявляет о нанесении психической травмы ребенку в процессе исполнительных действий и просит их прекратить).

К наиболее сложным исполнительным производствам следует отнести те, которые связаны с продолжительным периодом разлуки взыскателя с ребенком, а также с малолетним возрастом ребенка, который мог за время нахождения должника в розыске забыть родителя, с которым суд определил место проживания. В таких случаях взыскателю в ходе исполнительных действий дается время для установления контакта с ребенком. Не менее сложными являются случаи, когда ребенок отказывается идти к взыскателю, вместе с тем у должника имеются индивидуально-психологические особенности, которые негативно сказываются на воспитании и психическом развитии ребенка. В данном случае успех возможен только при четко слаженном взаимодействии всех лиц, участвующих в исполнительных действиях (пристава, специалиста органов опеки, психолога и инспектора ПДН).

При исполнении порядка общения с ребенком должник может настраивать ребенка против отдельно проживающего родителя, впоследствии выдавая отказ ребенка от общения за самостоятельное мнение ребенка. В данном случае важно привлекать специалиста-психолога с целью исключения возможного психологического индуцирования (согласно Ф.С. Сафуанову, может осуществляться родителем «в различных формах от отражения ребенком мнений и оценок значимых взрослых до активного настраивания ребенка»). В соответствии с ч. 4 ст. 109.3 ФЗ «Об исполнительном производстве» пристав «должен установить, что должник не препятствует общению взыскателя с ребенком». Если специалист-психолог установит, что отказ ребенка от общения с взыскателем является следствием психологического индуцирования и его нельзя считать самостоятельным мнением ребенка, можно прийти к выводу о препятствии со стороны должника общению взыскателя с ребенком. В подобных случаях имеются все основания применять меры принудительного исполнения по отношению к должнику.

Литература

  1. Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 26.07.2017) [Электронный ресурс.] URL: http://base.garant.ru/ (Дата обращения 24.10.2017 г.)
  2. Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., Русаковская О.А. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. М.: Генезис, 2011. 192 с.

Информация об авторах

Кривонос Александр Борисович, Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области, Краснодар, Россия, e-mail: sektor495@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1043
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 46
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0