Современное состояние вопроса формирования детских свидетельских показаний

341

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы психосоциального сопровождения несовершеннолетних в юридически значимых ситуациях, в т.ч. в ходе судебно-следственных действий

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Красавина А.Г. Современное состояние вопроса формирования детских свидетельских показаний // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Изучение особенностей формирования показаний является одним из основных направлений развития психологии расследования преступлений и таких областей юридической психологии, как ювенальная психология, психология допроса несовершеннолетних, судебно-психологическая экспертиза.

Полный текст

Изучение особенностей формирования показаний является одним из основных направлений развития психологии расследования преступлений и таких областей юридической психологии, как ювенальная психология, психология допроса несовершеннолетних, судебно-психологическая экспертиза.

Допрос несовершеннолетних регламентирован законодательством РФ. В 2015 г. принята новая редакция статьи 191 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего», в которой учитываются возрастные психологические особенности детей при проведении следственных действий, предписывается обязательное участие в допросе педагога или психолога, а по делам о преступлениях против половой неприкосновенности – психолога. Вместе с тем, функции, права и обязанности психолога законом не определены.

В нашей стране психологические особенности показаний несовершеннолетних стали предметом изучения в последние десятилетия. Интерес для ученых представляет способность детей воспринимать обстоятельства дела, имеющие значение для дела, и давать о них показания с учетом их возрастных особенностей и ситуационных условий.

Изучение условий, в которых несовершеннолетний продуцирует показания, особенности взаимодействия с допрашивающим лицом представлены в исследованиях зарубежных ученых и российских специалистов. Основы современного отечественного подхода к процессу получения показаний от детей младшего возраста заложены. Е.В. Васкэ предлагает ряд техник правомерного психологического воздействия, способствующих установлению эмоционального контакта с несовершеннолетним, для получения наиболее полных и подробных показаний по делу. В работах зарубежных исследователей описаны методы проведения допроса, разработаны модели - «протоколы» - опроса детей с конкретными указаниями и рекомендациями по организации этого процесса.

Проблема психологии детских показаний привлекала внимание многих ученых, как в нашей стране, так и за рубежом, начиная с исторических исследований В. Штерна. Однако в большинстве современных зарубежных исследований эта тема изучается в рамках анализа случаев определения «реалистичности» сведений, полученных в ходе опроса свидетелей и потерпевших, для чего были выделены специальные признаки содержания и структуры показаний. Использование подобных методов большинством исследователей рекомендуется лишь в рамках расследования преступлений. Как за рубежом, так и в России в настоящее время ведутся дискуссии относительно возможности экспертного решения вопроса о достоверности свидетельских показаний.

В России изучение проблемы психологии детских показаний позволило выделить в качестве предмета экспертного исследования феномены потенциальной способности и актуальной возможности субъекта правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания.

Литература

  1. Васкэ Е.В. Методологические основы психологии взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними допрашиваемыми [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53475.shtml (дата обращения: 20.10.2017)
  2. Васкэ Е.В. К вопросу об участии специалиста-психолога в подготовке и проведении допроса несовершеннолетнего, потерпевшего от сексуального насилия [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n2/52072.shtml (дата обращения: 20.10.2017)
  3. Васкэ Е.В. Психология допроса несовершеннолетних правонарушителей и жертв сексуального насилия. М.: Генезис, 2014. 312 с.
  4. Коченов, М. М. Психология допроса малолетних свидетелей. Методическое пособие / М. М. Коченов, Н. Р. Остова. - М., 1984. C. 55-68.
  5. Морозова М.В. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза малолетних потерпевших // Медицинская и судебная психология. М.: Генезис, 2016. С. 579-610.
  6. Ситковская, О.Д. Психология свидетельских показаний / О. Д. Ситковская. - М., 2002. 57 с.
  7. Штерн В. Психология свидетельского показания // Вестник права. СПб., 1902. 189 с.
  8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения 20.10.2017).
  9. Faller K.C. Forty Years of Forensic Interviewing of Children Suspected of Sexual abuse, 1974-2014: Historical Benchmarks // Social Sciences. 2015. № 4. Р. 34–65.
  10. Anderson J.N. The CornerHouse Forensic Interview Protocol: An Evolution in Practice for Almost 25 Years [Электронный ресурс] // APSAC Advisor. 2013. № 4. URL: https://www.cornerhousemn.org/images/Anderson_2013_CornerHouse_Forensic_Interview_Protocol.pdf (дата обращения 21.10.2017).
  11. La Rooy, D., Brubacher, S. P., Aromäki-Stratos, A., Cyr, M., Hershkowitz, I., Korkman, J., Myklebust, T., Naka, M., Peixoto, C. E., Robertsj K. P., Stewart, H., Lamb, M. E. The NICHD Protocol: A review of an internationally-used evidence-based tool for training child forensic interviewers. Journal of Criminological Research, Policy and Practice. 2015. № 2. P. 76-89.
  12. Steller, M. Criteria-Based Content Analysis / M. Steller, G. Köhnken // In D. C. Raskin (Ed.), Psychological methods in criminal investigation and evidence (pp. 217–245). New York: Springer-Verlag, 1989.
  13. Undeutsch, U. Statement reality analysis / U. Undeutsch // In A. Trankell (Ed.), Reconstructing the past: The role of psychologists in criminal trials (pp. 27–56). Deventer, the Netherlands: Kluwer, 1982.

Информация об авторах

Красавина Анна Германовна, Аспирант, кафедра юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: netka-2107@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1366
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 341
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7