Особенности воспитательного воздействия на лиц молодежного возраста отбывающих наказание в воспитательных колониях

34

Общая информация

Рубрика издания: Современные технологии психосоциальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в юридически значимых ситуациях

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Фёдоров А.Ф. Особенности воспитательного воздействия на лиц молодежного возраста отбывающих наказание в воспитательных колониях // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Проблема повышения эффективности воспитательного воздействия на лиц молодежного возраста отбывающих наказание, в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Данный вопрос относится к разделам юридической психологии детства и пенитенциарной акмеологии. Углубленное изучение нравственного мира осужденных молодежного возраста необходимо не только психологу, а каждому сотруднику, работающему с данными людьми.

Полный текст

Проблема повышения эффективности воспитательного воздействия на лиц молодежного возраста отбывающих наказание, в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Данный вопрос относится к разделам юридической психологии детства и пенитенциарной акмеологии. Углубленное изучение нравственного мира осужденных молодежного возраста необходимо не только психологу, а каждому сотруднику, работающему с данными людьми. Практика показала, что в работе с малолетними преступниками допустим только дифференцированной подход. В каждой индивидуальной программе перевоспитания, должна делаться опора на положительные нравственные качества в структуре самосознания осужденного. В воспитательном процессе, учитываются специфические личностные качества, обусловленные влиянием семьи, референтной группы, школы или учебного заведения в котором занимается несовершеннолетний совершивший правонарушение. Несовершеннолетние осужденные, как правило, не нуждаются в стимуляции жизненной активности, в отличие от правонарушителей старшего возраста, которым скорее свойственны пассивность, безволие, равнодушие к своей судьбе. Поэтому говоря о работе с несовершеннолетними делинквентами, акцент необходимо ставить не столько на формировании у них жизненной активности, сколько на ее переориентацию в положительном русле и с учетом экономических интересов. Исправительное воздействие на несовершеннолетних осужденных должно учитывать, что воспитанники, в основном из неблагополучных семей, и хотят получить вектор своего развития, в направлении где можно применить свои силы, энергию, не уронив при этом свой «авторитет» в значимой для него группе сверстников. В настоящее время экономический компонент, возможность достойного заработка играет для молодежи большое значение. Поэтому имея имидж, в большинстве случаев педагогически запущенного подростка, несовершеннолетние осужденные готовы заниматься общественно-полезной деятельностью, если она имеет перспективы для их будущего. Задача воспитателя преподнести это грамотно, с учетом духовных потребностей и установок несовершеннолетнего. Примером может послужить сотрудник Бобровской воспитательной колонии, который сумел заинтересовать несовершеннолетних правонарушителей и в результате попасть к нему в кружок можно только на конкурсной основе.

Молодежный возраст – возраст формирования мировоззрения. Однако для педагогически запущенных лиц молодежного возраста свойственно не только не устоявшиеся мировоззрение, но и серьезные отклонения в содержании личных взглядов и опыта, корни которых зачастую необходимо искать в семейном воспитании.

Несовершеннолетним, особенно с признаками инфантилизма, вследствие возрастных особенностей, свойственно конкретно-чувственное, эмоциональное восприятие жизни. Поэтому логическое осмысление экзистенциальных ценностей может быть несколько искажено. Малый эффект дает деятельность тех воспитателей, которые основной упор делают только на словесные методы воздействия на молодежь. Слово в работе с несовершеннолетними осужденными может сыграть большую роль, при формировании аксиологических установок. О значении слова педагога не раз говорили А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Однако, убеждение эффективно лишь в том случае, когда оно опирается на реальные жизненные впечатления человека, его поведенческие стереотипы. При этом нужно учитывать и психолого–физиологический компонент, выраженный в интеллектуально-нравственной неразвитости и эмоционально-волевой неустойчивости, которая толкает молодых людей на путь правонарушения.

В условиях воспитательной колонии расхождение с тем, что сотрудник говорит, как он это доводит до несовершеннолетнего и тем как он себя ведет, как реагирует на «провокации» несовершеннолетних осужденных может играть решающую роль. Без «организации» постоянного положительного жизненного опыта молодежи исправительно-воспитательный процесс будет затруднен.

Важно чтобы изменение воззрений несовершеннолетнего делинквента сопровождалось качественным изменением всего стиля жизни, патернов поведения. А это невозможно без формирования определенных привычек.

Знания и убеждения могут стимулировать правонарушителя молодежного возраста к положительной жизненной активности, а, в последствии, должна сформироваться потребность в ней. Реализовать же эту потребность можно лишь в деятельности, и деятельность первостепенной важности выступает труд, но труд «достойный». Для молодежи свойственна потребность в самовыражении и самоутверждении. Эта потребность должна учитываться в обязательном порядке при организации комплексного воспитательного процесса всеми сотрудниками исправительного учреждения.

Таким образом, психолого–акмеологический подход в воспитательной и психологической работе с несовершеннолетними осужденными в ВК и заключенными (содержащимися под стражей) представляет собой комплекс мероприятий, целью которых является профилактика деструктивных явлений и подготовка к законопослушному образу жизни на свободе.

Информация об авторах

Фёдоров Александр Фёдорович, кандидат психологических наук, доцент, старший психолог Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Владимирской области, ФКУ НИИ ФСИН, доцент кафедры общей психологии и акмеологии КГТА ГБОУ ВПО "Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева", Москва, Россия, e-mail: zimburu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1154
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 34
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1