Становление личности детей, имеющих статус социальных сирот

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Становление личности детей, имеющих статус социальных сирот // Современные проблемы психологии личности: теория и практика.

Фрагмент статьи

С момента рождения и до последнего дня жизни человек проходит сложный жизненный путь, состоящий из нескольких этапов, во время которых происходит развитие личности, взросление человека. И насколько гармонично будет происходить становление личности в ранней юности, зависит от множества факторов: ценностей общества, общественных взглядов на подрастающее поколение, взаимоотношений, которые сложились в семье, личностных качества самого взрослеющего человека.

Рассматривая проблему взросления и связанных с ним трудностей сепарации и индивидуации старших школьников, мы исходим из положений, представленных в работах Л.И.Божович.

"Возраст взросления" с психологической точки зрения разные авторы оценивают в промежуточном периоде от 12-14 до 20-24 лет. Л.И.Божович характеризует этот возраст как "совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживанием соматических изменений, с необходимостью адаптации к ним, совладании с ними, а также социальными реакциями на них" [1]. При этом психосоциальные факторы вступают в действие постольку, поскольку в каждом обществе существуют более или менее точные представления о том, что такое детство и взрослый статус.

...

Полный текст

С момента рождения и до последнего дня жизни человек проходит сложный жизненный путь, состоящий из нескольких этапов, во время которых происходит развитие личности, взросление человека. И насколько гармонично будет происходить становление личности в ранней юности, зависит от множества факторов: ценностей общества, общественных взглядов на подрастающее поколение, взаимоотношений, которые сложились в семье, личностных качества самого взрослеющего человека.

Рассматривая проблему взросления и связанных с ним трудностей сепарации и индивидуации старших школьников, мы исходим из положений, представленных в работах Л.И.Божович.

"Возраст взросления" с психологической точки зрения разные авторы оценивают в промежуточном периоде от 12-14 до 20-24 лет. Л.И.Божович характеризует этот возраст как "совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживанием соматических изменений, с необходимостью адаптации к ним, совладании с ними, а также социальными реакциями на них" [1]. При этом психосоциальные факторы вступают в действие постольку, поскольку в каждом обществе существуют более или менее точные представления о том, что такое детство и взрослый статус.

Существует  большое количество возрастных классификаций, представленных в работах Л.И.Божович, И.В.Дубровиной, И.А.Аршавского, Э.Эриксона, Ф.Райса, Х.Ремшмидта и др. Мы используем определение возрастной категории старших школьников - учащихся 11-х классов, выпускников школ, - которое дает в своих работах Л.И.Божович, используя различные термины для обозначения, такие как "старшие подростки", "молодые люди", "юноши и девушки", "старший школьный возраст", "возраст ранней юности" и т.д. Исходя из этого, мы классифицируем возраст испытуемых как "раннюю юность" или "старший школьный возраст", однако при обзоре исследований по данной тематике используем авторские термины и обозначения.

Разработанная отечественными исследователями под руководством Л.И.Божович [1] возрастная периодизация, основанная на теории культурно-исторической развития Л.С.Выготского [4], предусматривает такой этап онтогенетического развития ребенка, как старший школьный возраст. Однако, более поздние исследования вскрыли закономерности протекания т.н. переходного периода от подросткового к старшему школьному возрасту в становлении личности; дали характеристику этого этапа, социальной ситуации развития и сопутствующих переходному периоду кризисов [2], процессов роста сознания и самосознания старшего школьника [3].

В работах, посвященных проблемам развития и формирования личности в онтогенезе [1, 3], возраст, соответствующий  ранней юности, чаще всего терминологически включен в подростковый возраст как один из этапов развития. Основными  характеристиками являются чувство психологической независимости, процесс адаптации и внутренней сепарации от семьи, индивидуация и формирование новых представлений о себе и своем месте в обществе, среди взрослых и сверстников.

Формирование самосознания личности связано с особенностями самоотождествления и самооценки. Определение понятия самоидентичность дано в работе как "устойчиво переживаемая тождественность Я во времени и пространстве. Она предполагает аутентичность самовосприятия, высокий уровень интеграции частных динамичных и противоречивых образов Я в единую связную систему, благодаря чему оформляется и сохраняется устойчивое, обобщенное и целостное индивидуально-личностное самоопределение, поддерживаемое и разделяемое общностью значимых других" [3]. Вследствие этого, самоидентичность подразумевает самооценку и оценку ожиданий относительно базовых отношений Я и социального окружения.

В ранней юности остается значительным влияние родителей, поэтому важно, чтобы их суждения адекватно и надлежащим образом воспринимались взрослеющими людьми. Социальная ситуация развития в этом возрасте также включает весомое влияние сверстников референтной группы на формирование адекватной самооценки личности старшего школьника [2], а также способствует качественному изменению динамики самооценки. Специальными исследованиями установлена тесная причинная зависимость между самооценкой и ожидаемой оценкой, и их значительное, иногда решающее влияние на взаимоотношения, процессы общения и деятельности. Вместе с тем, многие авторы отмечают, что самосознание, прежде чем стать важной внутренней детерминантой, механизмом, через который преломляются влияния внешней среды, само возникает под воздействием этих влияний [5].

Возраст ранней юности иногда рассматривают как отрочество или как вторую часть подросткового возраста [3] В ранней юности окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в этот период более стабилен, чем у подростка и более позитивен. По мнению Л.И.Божович, к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое автор обозначает термином "самоопределение", поясняя, что "с точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции" [3, с.31]. Однако неполное соответствие биологического возраста этапам психологического формирования личности  допускает на этом этапе продолжение кризиса юности [6]. При этом кризисные ситуации чаще всего связаны с ущемлением различных аспектов Я. В юношеском возрасте кризис вызывает зависимость в отношениях с родителями (блокируется потребность в автономии), ситуации разочарования  в себе, своих возможностях и силах (фрустрация потребности в идентичности), ощущение собственной несостоятельности в ситуациях супружеских проблем родителей, невозможности занять желаемое положение в группе сверстников. У выпускников школ акцент в восприятии кризисных ситуаций сдвигается в сторону неустроенности социальных отношений и смысложизненных проблем.

Необходимо отметить также, что юношеский возраст является  периодом интенсивного формирования ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление самосознания и личности в целом. процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка имеет особое значение для социального развития ребенка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентаций детей, обучающихся в обычной школе. Специальные исследования Н.А.Кириловой  выявили четыре типа ценностных ориентаций старших школьников: на общечеловеческие ценности, на ценности социальной успешности, на ценности индивидуальной самореализации и на ценности социального взаимодействия. При этом показано, что тип ценностных ориентаций влияет на степень выраженности ряда исследованных  свойств интегральной индивидуальности в этом возрасте.

В процессе развития самосознания и становления личностной идентичности в старшем школьном возрасте,  периоду ранней юности соответствует специфичные формы поведения, потребности и конфликты. Трудности освоения взрослого статуса проявляются и в усложнении процесса самоидентификации, формирования адекватной Я-концепции и системы ценностей, развитии мотивационной сферы. С этой точки зрения взросление рассматривается как необходимый и трудный шаг во взрослое состояние, но не как самостоятельная стадия человеческой жизни. В течение этой переходной фазы формируется чувство социальной ответственности, которая, однако, еще не может быть возложена на личность в полном объеме в связи с недостаточной ее зрелостью. Это нередко ведет к конфликтам между молодыми людьми и родителями и другими взрослыми, поскольку в настоящее время еще не существует общественных предпосылок для возложения на молодых людей соответствующих задач и ответственности.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л.Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: “Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта) ”. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа “внутренних условий”. По отношению к уровню человека в понятии самоопределения для С.Л.Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: “смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему” [7]. Более того, сама “специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия”.

В своих исследованиях Л.И. Божович говорит о "самоопределении" как о потребности в поисковой активности, подразумевая под этим термином  простраивание жизненных перспектив, что является важной социальной потребностью юношеского возраста. Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Л.И.Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формирование внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

В личностном самоопределении Л.И. Божович  выделяет его "двуплановость", которая заключается в том,  что оно осуществляется одновременно,  с одной стороны,  как конкретное определение  будущей  профессии  и планирование жизни,  а с другой - как неконкретные поиски  смысла своего существования. Однако, опираясь только на эти два критерия, нельзя ограничить ими интегральную характеристику взрослости.

На основании работ Л.И.Божович были выделены основные характеристики личностного самоопределения. М.Р.Гинзбург полагает, что они заключаются в следующем:

  • потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
  • самоопределение ориентировано в будущее;
  • личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему [8].

Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении.

Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И.Божович, И.С.Кон, А.В.Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности.

Рассматривая формирование ценностных ориентаций как результат социализации, можно выделить старший подростковый возраст, как наиболее важный период, влияющий на становление системы ценностных ориентаций взрослого человека. Выделяя элементы общественной среды, обуславливающий социализацию подростка отмечают семью, школу, социальную и референтную группу. Наибольшее влияние на становление структуры ценностных ориентаций в подростковом возрасте оказывает конкретная семья, как уникальная микросоциальная среда, создающая индивидуальную неповторимость процесса социализации личности.

Опираясь на вышеизложенные положения, рассмотрим способности ребенка-сироты, необходимые для преодоления трудностей социализации и некоторых психолого-педагогические механизмы, развивающие эти способности.

Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социализации являются:

  1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;
  2. способность к самоопределению;
  3. способность к овладению социально ролевым поведением через систему дифференцированных отношений.

Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ пространства жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его естественного развития, опирающегося на удовлетворение базовых потребностей. В противном случае у ребенка не формируется способность, позволяющая контролировать происходящие с ним события, что может привести к "выученной беспомощности", блокирующей социальную адаптацию. Естественная линия развития ребенка предполагает последовательное удовлетворение потребностей по мере их возникновения.

Способность к расширению границ пространства жизнедеятельности может сформироваться при наличии у человека такого базового качества, как автономия. В условиях детского дома эти способности могут длительное время оставаться в скрытом состоянии и требуются особые педагогические воздействия для их актуализации, "взращивания". Деятельность педагогов учреждений интернатного типа направлена прежде всего на развитие способностей детей к преодолению трудностей социлизации. Решение этой задачи зависит от подготовности педагогов, сформированности их профессиональной позиции. 

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М, 1968, 464с.
  2. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. / / Психология личности. Тексты. - М, 1982.
  3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1979,  № 4, с.23-34
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. Проблемы развития психики. / Под ред. А.М.Матюшкина. - М : Педагогика, 1983.
  5. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара : Бахрах-М, 2000, 672 с.
  6. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И.В.Дубровиной. - М : Педагогика, 1987, 184 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб : Питер, 2003, 713 с.
  8. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. – Автореф.дисс.на соискание уч.степени доктора пс.наук. – М, 1996.

Метрики

Просмотров

Всего: 8698
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 21