Доказательный подход: руководство по верификации программ, технологий, практик в образовании и социальной сфере
Вышло в свет новое учебное пособие для широкого круга авторов и разработчиков программ, технологий, практик, исследователей и практиков в сфере психологии и образования — «Доказательный подход: Руководство по верификации программ, технологий, практик в образовании и социальной сфере» (издательство Московского государственного психолого-педагогического университета).
Авторский коллектив пособия – специалисты из числа профессорско-преподавательского состава и научные сотрудники МГППУ: Сорокова М.Г., Ульянина О.А., Семья Г.В., Леонова О.И., Лубовский Д.В., Исаев Е.И., Подушкина Т.Г., Бусыгина Н.П., Радчикова Н.П., Шведовская А.А.
Научные редакторы книги:
- Марголис Аркадий Аронович к.психол.н., доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ
- Сорокова Марина Геннадьевна, д.пед.н., к.физ.-мат.н., доцент, заведующая кафедрой «Цифровое образование», руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ
- Семья Галина Владимировна, д.психол.н., профессор, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ.
В учебном пособии представлены рамочные условия организации научной экспертизы и исследований по верификации психолого-педагогических программ и технологий в парадигме доказательного подхода. Раскрыты основные положения «Национального стандарта доказательности практик в сфере детства» как методологической основы для описания и анализа социальных практик на основе доказательного подхода. Предложена система критериев оценки качественного ассесмента — кандидатных программ и технологий с точки зрения их структуры, содержания и нормативной базы. Разработаны стандарты и общие требования к проведению эксперимента по верификации психолого-педагогических программ и технологий и критерии оценки его результатов на основе традиций отечественной науки с привлечением международного опыта. Показаны предпосылки возникновения и развития доказательного подхода в России и за рубежом. Представлены кейсы доказательных практик.
Цели Руководства:
- Разработка рамочных требований и рекомендаций к исследованиям и процедурам научной верификации (т.е. проверки эффективности) психолого-педагогических программ и технологий в соответствии с положениями доказательного подхода в психологии и образовании и с учетом международного опыта;
- Операционализация процедур научной верификации с помощью 5‑ти рамочных документов: Паспорта, Протокола качественного ассесмента, базового Протокола верификации психолого-педагогических, образовательных и социальных программ и технологий, Отчета о результатах верификации и Протокола оценки результатов верификации;
- Разработка рекомендаций по количественному анализу данных эксперимента по верификации и представлению его результатов;
- Создание на этой основе «Реестра психолого-педагогических программ и технологий с доказанной эффективностью для образования и социальной сферы» Министерства просвещения РФ.
Рекомендовано Ученым советом Московского государственного психолого-педагогического университета для студентов, обучающихся по направлениям и специальностям подготовки УГСН 37.00.00 «Психологические науки», УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»