Доказательный подход: руководство по верификации программ, технологий, практик в образовании и социальной сфере

136
Иллюстрация к новости

Вышло в свет новое учебное пособие для широкого круга авторов и разработчиков программ, технологий, практик, исследователей и практиков в сфере психологии и образования — «Доказательный подход: Руководство по верификации программ, технологий, практик в образовании и социальной сфере» (издательство Московского государственного психолого-педагогического университета). 

Авторский коллектив пособия – специалисты из числа профессорско-преподавательского состава и научные сотрудники МГППУ: Сорокова М.Г.Ульянина О.А.Семья Г.В.Леонова О.И.Лубовский Д.В.Исаев Е.И.Подушкина Т.Г.Бусыгина Н.П.Радчикова Н.П.Шведовская А.А.

Научные редакторы книги:

  • Марголис Аркадий Аронович к.психол.н., доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ
  • Сорокова Марина Геннадьевна, д.пед.н., к.физ.-мат.н., доцент, заведующая кафедрой «Цифровое образование», руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ 
  • Семья Галина Владимировна, д.психол.н., профессор, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ.

В учебном пособии представлены рамочные условия организации научной экспертизы и исследований по верификации психолого-педагогических программ и технологий в парадигме доказательного подхода. Раскрыты основные положения «Национального стандарта доказательности практик в сфере детства» как методологической основы для описания и анализа социальных практик на основе доказательного подхода. Предложена система критериев оценки качественного ассесмента — кандидатных программ и технологий с точки зрения их структуры, содержания и нормативной базы. Разработаны стандарты и общие требования к проведению эксперимента по верификации психолого-педагогических программ и технологий и критерии оценки его результатов на основе традиций отечественной науки с привлечением международного опыта. Показаны предпосылки возникновения и развития доказательного подхода в России и за рубежом. Представлены кейсы доказательных практик.

Цели Руководства: 

  • Разработка рамочных требований и рекомендаций к исследованиям и процедурам научной верификации (т.е. проверки эффективности) психолого-педагогических программ и технологий в соответствии с положениями доказательного подхода в психологии и образовании и с учетом международного опыта;
  • Операционализация процедур научной верификации с помощью 5‑ти рамочных документов: Паспорта, Протокола качественного ассесмента, базового Протокола верификации психолого-педагогических, образовательных и социальных программ и технологий, Отчета о результатах верификации и Протокола оценки результатов верификации;
  • Разработка рекомендаций по количественному анализу данных эксперимента по верификации и представлению его результатов;
  • Создание на этой основе «Реестра психолого-педагогических программ и технологий с доказанной эффективностью для образования и социальной сферы» Министерства просвещения РФ.

Рекомендовано Ученым советом Московского государственного психолого-педагогического университета для студентов, обучающихся по направлениям и специальностям подготовки УГСН 37.00.00 «Психологические науки», УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»

Доказательный подход: Руководство по верификации программ, технологий, практик в образовании и социальной сфере : учебное пособие / М.Г. Сорокова, О.А. Ульянина, Г.В. Семья, О.И. Леонова, Д.В. Лубовский, Е.И. Исаев, Т.Г. Подушкина, Н.П. Бусыгина, Н.П. Радчикова, А.А. Шведовская ; под ред. Марголиса А.А., Сороковой М.Г., Семья Г.В. — М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. — 130 с.