Стереотип-зависимая беспомощность: постановка проблемы

84

Аннотация

Работа посвящена анализу феноменов, связанных с периодом старения: стереотипов о старении и выученной беспомощности. Современное общество несколько десятилетий стоит перед проблемой улучшения качества жизни пожилых людей в условиях растущей продолжительности жизни. В качестве одного из наиболее прогрессивных подходов к улучшению качества жизни рассматривается формирование стратегий старения на более ранних этапах. Вместе с тем использование этих стратегий опосредовано как негативными, так и позитивными факторами. Наш анализ показывает, что на стыке двух специфических психологических явлений — стереотипов о старении и выученной беспомощности, может находиться еще один малоизученный механизм — стереотип-зависимая беспомощность. Наш анализ показал, что стереотипы о старении широко распространены, имеют разнообразные эффекты, в том числе положительные, однако сила влияния негативных эффектов в несколько раз выше, чем позитивных. В свою очередь, выученная беспомощность представляет собой механизм, когда, основываясь на своем негативном опыте, человек прекращает попытки достичь какого-либо результата. Мы предположили, что основой для такой беспомощности может выступать не только непосредственный опыт, приобретенный человеком, но и усвоенные им стереотипы. Вводимое нами понятие имеет высокий потенциал как теоретического, так и практического применения. Мы полагаем, что снижение активности, вызываемое стереотип-зависимой беспомощностью, может вызывать ускоренные процессы сворачивания психических функций в период старения. Следовательно, изучение механизмов стереотип-зависимой беспомощности позволит, с одной стороны, расширить понимание механизмов старения, в первую очередь оценить этот механизм как фактор риска продуктивного старения, с другой стороны, понимание психологических предикторов стереотип-зависимой беспомощности поможет в будущем создать практические техники для снижения рисков его проявления.

Общая информация

Ключевые слова: старение, активное старение, стереотип , выученная беспомощность, эйджизм

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.201

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 22-28-00869

Получена: 13.10.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д., Голубицкая Д.И., Кузьмина М.Г. Стереотип-зависимая беспомощность: постановка проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 2. С. 136–146. DOI: 10.21638/spbu16.2023.201

Литература

Стрижицкая О. Ю.  Психология позитивного старения: условия, факторы и социальные эффекты геротрансцендентности: дис. … д-ра психол. наук. СПбГУ, СПб., 2018.

Стрижицкая О. Ю., Петраш М. Д. Конструирование продуктивной старости: биологические, психологические и средовые факторы // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 1. С. 8–28. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300102

Циринг Д. А.  Структура личностной беспомощности: постановка проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2005. № 15 (55). С. 176–180.

Шалагинова К. С., Декина Е. В., Куликова Т. И. Психолого-педагогические технологии работы с подростками по нивелированию проявлений выученной беспомощности // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 2. С. 38–55. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120203

Abramson L., Seligman M., Teasdale J.  Learned helplessness in humans: Critique and reformulation // Journal of Abnormal Psychology. 1978. No. 87 (1). P. 49–74.

Chopik W. J., Giasson H. L. Age differences in explicit and implicit age attitudes across the life span // The Gerontologist. 2017. No. 57. P. 169–177. https://doi.org/10.1093/geront/gnx058

Iversen T. N., Larsen L., Solem P. E. A conceptual analysis of ageism // Nord Psychology. 2009. No. 61 (3). P. 4–22. https://doi.org/10.1027/1901-2276.61.3.4

Kornadt A. E., Rothermund K. Internalization of age stereotypes into the self-concept via future self-views: A general model and domain-specific differences // Psychology & Aging. 2012. No. 27 (1). P. 164–172. https://doi.org/10.1037/a0025110

Landry N., Gifford R., Milfont T. L., Weeks A., Arnocky S. Learned helplessness moderates the relationship between environmental concern and behavior // Journal of Environmental Psychology. 2018. No. 55. P. 18–22. https://doi.org/10.1016/j.jenvp.2017.12.003

Lee B., Agarwal S., Kim H.  Influences of travel constraints on the people with disabilities’ intention to travel: An application of Seligman’s helplessness theory // Tourism Management. 2012. No. 33 (3). P. 569–579.

Levy B. R., Chang E.-S., Lowe S. R., Provolo N., Slade M. D. Impact of media-based negative and positive age stereotypes on older individuals’ mental health // Journals of Gerontology. Ser. B: Psychological Sciences & Social Sciences. 2022. No. 7 (4). P. 70–75. https://doi.org/10.1093/geronb/gbab085

Levy B. R, Pilver C., Chung P. H., Slade M. D. Subliminal strengthening: Improving older individuals’ physical function over time with an implicit-age-stereotype intervention // Psychological Science. 2014. No. 25 (12). P. 2127–2135. https://doi.org/10.1177/0956797614551970

Marques S., Mariano J., Mendonça J., De Tavernier W., Hess M., Naegele L., Peixeiro F., Martins D. Determinants of ageism against older adults: a systematic review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. No. 17 (7). P. 2560. https://doi.org/10.3390/ijerph17072560

Meisner B. A. A meta-analysis of positive and negative age stereotype priming effects on behavior among older adults // Journals of Gerontology. Ser. B. Psychological Sciences & Social Sciences. 2012. No. 67B (1). P. 13–17. https://doi.org/10.1093/geronb/gbr062

Muneoka K., Oda Y., Iwata M., Iyo M., Hashimoto K., Shirayama Y. Monoaminergic balances predict non-depression-like phenotype in Learned Helplessness Paradigm // Neuroscience. 2020. No. 440. P. 290–298. https://doi.org/10.1016/j.neuroscience.2020.03.033

Söllner M., Dürnberger M., Keller J., Florack A. The impact of age stereotypes on well-being: Strategies of selection, optimization, and compensation as mediator and regulatory focus as moderator: Findings from a cross-sectional and a longitudinal study // Journal of Happiness Studies. 2022. No. 23 (2). P. 635–665. https://doi.org/10.1007/s10902-021-00417-x

Solomon R. C.  True to our feelings: What our emotions are really telling us. Oxford: Oxford University Press, 2008.

Thomae H.  Patterns of Aging. Findings from the Bonn Logitudinal Study of Aging. Basel; New York: Kargel, 1976.

Trindade I. A., Mendes A. L., Ferreira N. B. The moderating effect of psychological flexibility on the link between learned helplessness and depression symptomatology: A preliminary study // Journal of Contextual Behavioral Science. 2020. No. 15. P. 68–72. https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2019.12.001

Weiss D., Kornadt A. E. Age-Stereotype internalization and dissociation: Contradictory processes or two sides of the same coin? // Current Directions in Psychological Science. 2018. No. 27 (6). P. 477–483. https://doi.org/10.1177/0963721418777743

Wurtele S. K., Maruyama L. Changing students’ stereotypes of older adults // Teaching of Psychology. 2013. No. 40 (1). P. 59–61. https://doi.org/10.1177/0098628312465867

Информация об авторах

Стрижицкая Ольга Юрьевна, доктор психологических наук, Профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7141-162X, e-mail: o.strizhitskaya@spbu.ru

Петраш Марина Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4542-7289, e-mail: m.petrash@spbu.ru

Голубицкая Дарья Игоревна, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: golubitskaya.dariya@yandex.ru

Кузьмина Мария Геннадьевна, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: mari.kuzmina@yahoo.com

Метрики

Просмотров

Всего: 133
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 84
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5