Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология
2022. Том 12. № 4. С. 472–486
doi:10.21638/spbu16.2022.406
ISSN: 2658-3607 / 2658-6010 (online)
Межпоколенные отношения как фактор психологического благополучия студентов: опосредующая роль временнóй перспективы
Аннотация
Работа посвящена анализу связей показателей межпоколенных отношений, временнóй перспективы и психологического благополучия. Период ранней взрослости — это период самоопределения, поиска смыслов и постановок целей на будущее. Такие трансформации затрагивают не только частные, но и интегральные психические показатели, такие как психологическое благополучие. Изменение социальных ролей, происходящее в этом возрасте, приводит к формированию новых социальных связей, в частности усложняет систему межпоколенных отношений. Одновременно исследования показывают, что временнáя перспектива связана с психологическим благополучием, при этом, как правило, позитивная оценка перспективы положительно связана с психологическим благополучием. Также временнáя перспектива связана с межпоколенными отношениями. При этом отсутствуют данные о том, как эти три конструкта соотносятся между собой. В нашем исследовании мы оттолкнулись от существующих данных и принципов развития в онтогенезе, что привело нас к идее о том, что временнáя перспектива может опосредовать силу связей межпоколенных отношений и психологического благополучия. Выборку исследования составили 433 студента санкт-петербургских вузов в возрасте 17–24 лет. Для исследования мы использовали: шкалу психологического благополучия К.Рифф в адаптации Л.В.Жуковской, Е.Г.Трошихиной, Опросник временнóй перспективы личности Ф.Зимбардо (ZTPI), Опросник «Межпоколенные социальные отношения» (М.Д.Петраш, О.Ю.Стрижицкая). Результаты анализа показали, что межпоколенные отношения, временнáя перспектива и психологическое благополучие тесно связаны между собой. Регрессионный анализ уточнил эти результаты, выделив компонент «личностный рост» как наиболее тесно связанный и с межпоколенными отношениями, и с временнóй перспективой. Структурное моделирование методом путей позволило увидеть медиационный эффект временнóй перспективы. Таким образом, результаты нашего исследования позволили сделать вывод о связи межпоколенных отношений, временнóй перспективы и психологического благополучия, с одной стороны, но также подчеркнули дифференцированный характер этих корреляций. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в том, что показана роль отношений с другими поколениями не только в психологическом благополучии молодых людей, но и их влияние на параметры временнóй перспек- тивы. Практическая значимость работы связана с возможностями психологической помощи в формировании и коррекции временнóй перспективы с учетом механизмов, полученных в работе.
Общая информация
Ключевые слова: межпоколенные отношения, временная перспектива, психологическое благополучие , личностный рост, ранняя взрослость
Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.406
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00861 «Профессиональное развитие в структуре межпоколенных отношений при переходе от юности к взрослости».
Для цитаты: Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д. Межпоколенные отношения как фактор психологического благополучия студентов: опосредующая роль временнóй перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 4. С. 472–486. DOI: 10.21638/spbu16.2022.406
Литература
Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 2. С. 82–93.
Клементьева М. В. «Подлинное я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 3. С. 64–74. https://doi.org/10.17759/pse.2020250306
Петраш М. Д., Стрижицкая О. Ю. Межпоколенные социальные отношения: разработка версии опросника для молодежи // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/130PSMN620.pdf (дата обращения: 20.12.2021).
Сергиенко Е. А. Принцип дифференциации — интеграции в системе методологии психологии развития // Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2 / сост. и ред. Н. И. Чуприкова, Е. В. Волкова. М.: Языки славянской культуры, 2014. С. 45–61.
Сергиенко Е. А., Журавлев А. Л. Генезис принципа развития в современной психологии (вместо предисловия) // Принцип развития в современной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 5–27.
Стрижицкая О. Ю. Одиночество как ресурс совладания с жизненными ситуациями в контексте футуризации старения // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V международной научной конференции. Кострома, 26–28 сентября 2019 года: в 2 т. Кострома: Костромской государственный университет, 2019. Т. 1. С. 569–572.
Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временнóй перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 3. С. 101–109.
Bernhold Q. S. Grandparents’ affectionate communication toward grandchildren and grandchildren’s mental health difficulties: The moderating role of future time perspective // Health Communication. 2020. Vol. 35 (7). P. 822–831. https://doi.org/10.1080/10410236.2019.1593080
Chen T., Liu L., Cui J. , Qin X., Shi H., Irish M., Wang Ya. Balanced time perspective and life satisfaction: The mediating role of “Temporal Negative Affect” // Journal of Happiness Studies. 2021. Vol. 22 (6). P. 2563–2574. https://doi.org/10.1007/s10902-020-00330-9
Lawford H. L., Astrologo L., Ramey H. L., Linden-Andersen S. Identity, intimacy, and generativity in adolescence and young adulthood: A test of the psychosocial model // Identity. 2020. Vol. 20, no. 1. P. 9–21. https://doi.org/10.1080/15283488.2019.1697271
Măirean C., Diaconu-Gherasim L. R. Adolescents’ subjective well-being: The role of adolescents’ and mothers’ time perspectives // Time & Society. 2019. Vol. 28 (3). P. 1084–1104. https://doi.org/10.1177/0961463X17752282
Nowakowska I. Prosociality in relation to developmental tasks of emerging adulthood // Psychologia Rozwojowa. 2020. Vol. 25 (4). P. 15–25. https://doi.org/10.4467/20843879PR.20.024.13432
Polenick C. A., Fredman S. J., Birditt K. S., Zarit S. H. Relationship quality with parents: Implications for own and partner well-being in middle-aged couples // Family Process. 2018. Vol. 57 (1). P. 253–268. https://doi.org/10.1111/famp.12275
Ryff C. D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. 1995. Vol. 4 (4). P. 99–104. https://doi.org/10.1111/1467-8721.ep10772395
Simons M., Peeters S., Janssens M., Lataster J., Jacobs N. Does age make a difference? Age as moderator in the association between time perspective and happiness // Journal of Happiness Studies. 2018. Vol. 19 (1). P. 57–67. https://doi.org/10.1007/s10902-016-9806-1
Sun R. Intergenerational age gaps and a family member’s well-being: A family systems approach // Journal of Intergenerational Relationships. 2016. Vol. 14 (4). P. 320–337. https://doi.org/10.1080/15350770.2016.1229552
Tseferidi S.-I., Griva F., Anagnostopoulos F. Time to get happy: associations of time perspective with indicators of well-being // Psychology, Health & Medicine. 2017. Vol. 22 (5). P. 618–624. https://doi.org/10.1080/13548506.2016.1226508
Urick M. J., Hollensbe E. C., Fairhurs G. T. Differences in understanding generation in the workforce // Journal of Intergenerational Relationships. 2017. Vol. 15, no. 3. P. 221–240. https://doi.org/10.1080/15350770.2017.1329583
Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. No. 77. P. 1271–1288.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 153
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 160
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 10