Социальные науки и детство
2024. Том 5. № 4. С. 5–7
ISSN: 2713-0584 (online)
От редактора
Общая информация
Рубрика издания: От редакции
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Семья Г.В. От редактора [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2024. Том 5. № 4. С. 5–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/ssc/archive/2024_n4/from_editor (дата обращения: 18.01.2025)
Полный текст
Уважаемые читатели!
Последний номер в году — это специальный выпуск, содержащий статьи по итогам исследований, выполненных в рамках государственных заданий Министерства просвещения Российской Федерации в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Основная тема — психолого-педагогические аспекты реализации новой государственной социальной политики в сфере социального сиротства.
В рамках одного из государственных заданий мы должны были составить обзор современных отечественных исследований по проблеме воспитания, развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — детей-сирот), воспитывающихся в условиях институционализации, за последние пять лет. Получили неожиданный результат — практически не опубликовано ни одного серьезного исследования. А ведь число детей без попечения родителей во всем мире растет, и детские дома различного вида, с разными названиями есть в каждой стране. Недавно опубликованы данные за 2024 год: 456 тысяч детей в Европе и Центральной Азии живут в учреждениях интернатного типа и на каждые 100 тысяч детей приходится 232 ребенка при общемировом показателе 105 детей на 100 тысяч детей. В России в системе институционального воспитания к концу уходящего года находится 32 тысячи детей-сирот (в 2006 году их было 180 тысяч), в пересчете на 100 тысяч детского населения приходится 100 детей — показатель ниже среднемирового. Нам есть чем гордиться, но не останавливаться!
В статье, посвященной реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот, рассматриваются результаты анализа опроса 173 руководителей таких организаций из 63 субъектов Российской Федерации, что позволило выявить и описать пять моделей организаций в регионах, их готовность к дальнейшей более широкой перестройке системы организаций для разных категорий детей, нуждающихся в защите государства и получении помощи. Разработка и обоснование единой модели организации, в которой вместе с детьми-сиротами временно проживают дети из неблагополучных семей, — является новым этапом реформирования. Научный коллектив предлагает две научно обоснованные единые модели и показывает их плюсы и минусы, преимущества и проблемы.
Сокращение числа детей в государственном банке данных происходит благодаря активному развитию семейных форм устройства детей-сирот. Но при этом происходит сокращение численности усыновленных детей (с 8,8% в 2019 г. до 6,8% в 2023 г.). Необходимо учитывать, что усыновление — это приоритетная форма передачи детей в семьи граждан. Было проведено широкомасштабное исследование мнения профессионалов и замещающих родителей по мерам, способствующим росту числа усыновлений, с акцентом на правовое регулирование, сохранение семейных связей, включая социально-психологические аспекты. Сформулированы предложения по мерам поддержки института усыновления трудноустраиваемых категорий детей (подростки, сиблинги, дети с ОВЗ и инвалидностью).
Вместе с этим проведен обзор международных исследований (48 источников) специфики развития детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях и при усыновлении. В обзоре рассматриваются ключевые факторы, влияющие на благополучие усыновленных детей, детей под родственной опекой, включая влияние культурных различий, моделей усыновления (открытая и закрытая), раннего травматического опыта и уровня поддержки приемных семей. Рассматриваются медицинские аспекты, академическая успеваемость, психологические проблемы и возможные поведенческие отклонения. Выявлено, что источником психологических травм в большинстве случаев являются период жизни ребенка до усыновления и сочетание факторов, которые часто называют «неблагоприятным детским опытом». Подобные обзоры составлять сложно из-за трудностей интерпретации иностранных терминов и их соответствия российским аналогам, но авторам удалось это сделать.
Основной институт, стоящий на защите прав детей, — это опека и попечительство в отношении несовершеннолетних (далее — ООиП). Возрастающий интерес к религии, духовности, увеличение числа верующих — эти факторы тесно связаны с деятельностью специалистов ООиП. Они работают с детьми и их семьями, исповедующими разные религии, но и сами могут принадлежать разным конфессиям. В статье «Влияние конфессиональных убеждений на профессиональную деятельность в условиях неопределенности» рассматривается влияние религиозных убеждений специалистов ООиП на их профессиональную деятельность в условиях неопределенности. Результаты исследования показали, что не столько сама религия, сколько степень религиозности (соблюдение предписаний священных текстов) оказывают влияние на эффективность работы. Исследование проведено в Республике Башкортостан. Полученные результаты широко используются в программе повышения квалификации специалистов в сфере защиты детства.
Завершает выпуск традиционная тема — субъективное благополучие детей, но в этот раз выявляется специфика субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных условиях воспитания (институциональные условия и условия приемной семьи), и исследование проведено в Приморском крае. Автором показано, что более высокий уровень жизнестойкости характерен для подростков, воспитывающихся в приемных семьях. Вместе с тем был получен неожиданный результат: более высокое среднее значение субъективного благополучия в целом у подростков в организациях для детей-сирот, чем у находящихся под опекой, что может быть связано с новыми законодательно закрепленными требованиями к организации условий жизни и образованию воспитанников, обязательной подготовкой к самостоятельной жизни.
К сожалению, удачный в плане научных исследований уходящий год омрачен печальным событием — в конце декабря ушла из жизни Валерия Сергеевна Мухина, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, автор теорий в области развития личности, огромного числа статей и учебников, научный руководитель аспирантов и докторантов по всему миру. В сфере ее научных интересов и практической деятельности на протяжении всей жизни важное место занимали дети-сироты.
Для меня это личная трагедия: она была моим научным руководителем и учителем по жизни. Я была с ней вместе при ликвидации социально-психологических последствий аварии на Чернобыльской АЭС, при оказании помощи детям — жертвам Спитака и Беслана, при организации Института развития личности РАО и проведении спецсмен «Будущие лидеры России» в детском лагере «Орленок».
Мы планируем посвятить ей ряд материалов в первом номере журнала в 2025 году.
Главный редактор журнала,
Семья Галина Владимировна,
доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО МГППУ, член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
От редакции журнала поздравляем наших авторов и читателей с наступающим Новым 2025 годом!
Пусть новый год принесет вам новые маленькие и большие научные открытия, интересную практику, обмен опытом, знакомства с новыми коллегами, участие в конференциях и форумах!
Ждем ваши статьи, отзывы, информацию!
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0