Участие детей в России: теоретическое осмысление и развитие практики

323

Аннотация

В статье анализируется развитие практики и разработки теоретических оснований участия детей в современной России. Участие детей рассматривается как междисциплинарная область исследований и как практика учета мнения ребенка на разных уровнях: в быту, в семье и в местном сообществе, в организациях и в органах самоуправления. Дети рассматриваются как субъекты рефлексии: соавторы исследований и оценки социальных проектов. Для анализа используются публикации с описанием практики, результатов исследований участия детей; ключевые правовые документы; материалы экспертных дискуссий, а также данные о релевантном международном опыте. Соотносятся данные о представлениях разных стейкхолдеров — специалистов, родителей, самих детей — о проблематике участия детей. Сделаны выводы об отсутствии единой системы участия детей и о различиях в наиболее распространенных методологических подходах к ее изучению. Такая ситуация не несет в себе серьезных противоречий и угроз для развития детского участия: скорее, она является благоприятной средой для многообразия и конкуренции подходов к развитию практики участия детей и ее изучению. Даются рекомендации по тематике дальнейших прикладных исследований.

Общая информация

Ключевые слова: участие детей в принятии решений, партисипаторные исследования, оценка с участием детей, междисциплинарные исследования детства

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2020010106

Для цитаты: Арчакова Т.О., Гарифулина Э.Ш. Участие детей в России: теоретическое осмысление и развитие практики [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. С. 68–87. DOI: 10.17759/ssc.2020010106

Фрагмент статьи

Участие детей заключается в возможности выражать мнение, которое влияет на принятие решения в любых вопросах, которые непосредственно или косвенно касаются их. Право на выражение мнения зафиксировано как в Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 12; далее — Конвенция), так и в российском законодательстве (применительно к определенному контексту/ситуациям).

Литература

  1. Абросимова Е.Е., Бухтиярова И.Н., Филипова А.Г. Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: анализ региональных образовательных мероприятий и материалов СМИ // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. № 3. С. 50—64. DOI:10.24866/1998- 6785/2019-3/50-64
  2. Арчакова Т.О., Гарифулина Э.Ш. Дети в роли исследователей, оценщиков и соавторов социальных практик: опыт конкурса «Голос ребенка: Дети как эксперты опыта» [Электронный ресурс] // Материалы конференции «Детские инициативы — путь в будущее»: эффективные практики поддержки детских социальных инициатив, участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. М.: Фонд поддержки детей в трудных жизненных ситуациях, 2019. С. 56—76. URL: https://www.fond-detyam.ru/upload/ iblock/5e7 Детские%20инициативы%20-%20путь%20в%20будущее.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
  3. Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.
  4. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2018.
  5. Гарифулина Э.Ш. Подходы к учету мнения ребенка при принятии решений, затрагивающих его интересы [Электронный ресурс] // Вебинар «Подходы к учету мнения ребенка при принятии решений, затрагивающих его интересы при организации защиты прав детей, в том числе специалистами органов опеки и попечительства». М.: МГППУ, 2017. URL: http://deti.timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2017/12/Подходы-к-учету-мнения-ребенка-при-принятии-решений-затрагивающих- его-интересы.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
  6. Гарифулина Э.Ш. Реализация права ребенка быть услышанным: введение в тему [Электронный ресурс]. URL: http://deti.timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2018/ Гарифулина-Э_Фонд- Тимченко_Участие-детей_120918.pdf (дата обращения: 30.01.2020)
  7. «Голос ребенка»: зачем он нам и что мы от него ждем? [Электронный ресурс] // Акватория партнерства (Рязань, 13-14 ноября 2019 г.). URL: http://timchenkofoundation.org/novosti/akvatorija-partnjorstva/ (дата обращения: 30.01.2020)
  8. Десятилетие детства: необходимо учитывать мнение общественников и самих детей [Электронный ресурс]. URL: https://www.oprf.ru/ru/about/interaction/region_chambers/431/2527/ newsitem/46309 (дата обращения: 30.01.2020).
  9. Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. Научная монография / Отв. ред. С.Н. Майорова-Щеглова. М., 2017. 203 с.
  10. Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы. Т. 2 / Под. ред. В.В. Рубцова, Г.В. Семья. М.: Издание Совета Федерации, 2018. 192 с.
  11. Зубова О.Г. Участие детей в принятии решений: российский научный дискурс (анализ публикаций за 2009-2019 гг.) // Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: современное состояние, проблемы и перспективы: материалы междунар. научной конф. (Владивосток, 9—11 октября 2019 г.). СПб.: Астерион, 2019. С. 31—34.
  12. Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М.: Издательский дом «Городец», 2006. 192 с.
  13. Казьмин А.М. Участие: теоретические аспекты и оценка в практике ранней помощи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 115—127. URL: https:// psyjournals.ru/psyclin/2015/n2/Kazmin.shtml (дата обращения: 01.10.2020)
  14. Калабихина И.Е., Ионцева С.В., Козлов В. Анализ моделей участия детей в процессах принятия решений по вопросам, затрагивающим интересы ребенка (на примере российских городов, присоединившихся к инициативе ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям») [Электронный ресурс]. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/6m2ui85k63/direct/60563832 (дата обращения: 30.01.2020).
  15. Калабихина И.Е., Кучмаева О.В. Проблемы и перспективы мониторинга участия детей в реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» [Электронный ресурс] // Журнал исследований социальной политики. 2016. № 4. С. 507—520. URL: https:// publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/6m2ui85k63/direct/60563832 (дата обращения: 30.01.2020).
  16. Коновалов А.Ю. Мониторинг деятельности школьных служб примирения за 2018 год, проведенный в рамках Всероссийской ассоциации восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. 2019. № 16. С. 149—181.
  17. Кочнев С.В., Васильева Н.В. Участие детей и молодежи в принятии общественно значимых решений: методическое пособие. М.: Изд-во ООО «РУТА», 2013. 138 с.
  18. Кристи Н. Конфликты как собственность // Восстановительная ювенальная юстиция / Сост. А. Коновалов. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2007. С. 40—58.
  19. Майорова—Щеглова С.Н. Основные исследовательские подходы в прикладной социологии для оценки участия детей в принятии решений // Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: современное состояние, проблемы и перспективы: материалы междунар. научной конф. (Владивосток, 9—11 октября 2019 г.). СПб.: Астерион, 2019. С. 43—45.
  20. Маловичко И.С. Погорелова О.П. Дети-волонтеры в школьной службе примирения: методы и формы привлечения, организации, обучения, мотивации и поддержки (из опыта Волгоградской области). Методическое пособие. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2017. 23 с.
  21. Меркуль И.А., Бусыгина Н.П. Хочу все знать о будущем приемном родителе [Электронный ресурс]. URL: http://deti.timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/МГОУ-ОЦСЗС.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
  22. Методики и инструменты для работы с детьми и семьями в трудной жизненной ситуации в ориентированном на решение подходе [Электронный ресурс]. М.: БДФ «Виктория», 2019. URL: https://victoriacf.ru/wp-content/uploads/2012/12/Instrumenty-dlya-sotsial-noj-raboty-v-ORKT.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
  23. Общественный мониторинг организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Методические рекомендации по проведению мониторинга соответствия организаций постановлению Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 [Электронный ресурс]. М.: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», 2018. 66 с. URL: https://otkazniki.ru/files/ metod_2018.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
  24. Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940— 1980-ые). Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 720 с.
  25. Отроков О.Ю., Пупыкин Р.А. Молодежное самоуправление в России на современном этапе: основные признаки, функции и уровни деятельности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. №129. С. 443—457.
  26. Пояснительный доклад к Рекомендации Rec(2005)5 Комитета министров странам-участницам Совета Европы по проблеме прав детей, проживающих в интернатных учреждениях. [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documen tId=090000168046ce29 (дата обращения: 30.01.2020).
  27. Практические требования к работе по участию детей [Электронный ресурс]. Мурманск: РПО «Спасем Детей», 2017. URL: http://ozenka.info/usefuldata/metodics/prakticheskie_trebovaniya_k_ rabote_po_uchastiyu_detey/196_file_1.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
  28. Проект «Право быть услышанным: участие детей и молодежи в развитии социальной политики в Российской Федерации»: информационно-методические материалы по итогам работы с несовершеннолетними детьми категории риска в трех регионах Российской Федерации (2010— 2014). Екатеринбург: Издательство АМБ, 2013.
  29. Реморенко И.М. Деятельность общественно-активных школ и ученическое самоуправление // Сибирский педагогический журнал. 2018. №5. С. 104—112.
  30. Романова Е., Кошелева Н. Необычные дети — обычное исследование [Электронный ресурс] // Конкурс исследовательских грантов Фонда Тимченко «Голос ребенка: дети как эксперты опыта». М., 2019. URL: http://deti.timchenkofoundation.org/wp-content/uploads/2019/09/Расправь-крылья.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
  31. Русаковская О.А., Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К. Факторы, подлежащие установлению при проведении КСППЭ по спорам о воспитании детей раздельно проживающими родителями [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39936.shtml (дата обращения: 06.10.2020)
  32. Скрыпникова Е.М. Роль взрослого в реализации участия детей в принятии решений // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 50—53.
  33. Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития // Психологическая наука и образование. 2010. Т. 15. № 5. С. 43—51.
  34. Шамрова Д.П., Тихомирова А.В., Подушкина Т.Г. Системный анализ доказательств влияния участия детей в оценке социальных программ на их психологическое развитие [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 39—50. DOI:10.17759/jmfp.2016050205
  35. Шмидт В.Р. Формация дискурсов прав ребенка: от политики патернализма к контролю над государством // Социальная политика и мир детства в современной России / Под ред. Е.Р. Ярской- Смирновой и Е.П. Антоновой. М.: ООО «Вариант», 2009. С. 6—150.
  36. Cremin H. Peer mediation: Citizenship and social inclusion revisited // Open University Press. UK, Berkshire. 2015.
  37. Evaluation of legislation, policy and practice on child participation in the European Union (EU). Final Report. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/ publication/3f3c50b2-6a24-465e-b8d1-74dcac7f8c42 (дата обращения: 30.01.2020).
  38. GENERAL COMMENT No. 12, 2009. The right of the child to be heard [Электронный ресурс]. URL: http://www2.ohchr.org/english/bodies/crc/docs/AdvanceVersions/CRC-C-GC-12.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
  39. Lansdown G. The evolving capacities of the child. Innocenti Research Centre, UNICEF/Save the Children, Florence. 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://www.unicef-irc.org/publications/pdf/ evolving-eng.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
  40. Percy-Smith B., Thomas N. Introduction // A Handbook of Children and Young People’s Participation. Perspectives from theory and practice / In B. Percy-Smith, N. Thomas (eds.). Oxon, UK: Routledge, 2010.
  41. Woodhead M. Foreword // A Handbook of Children and Young People’s Participation. Perspectives from theory and practice / In B. Percy-Smith, N. Thomas (eds.). Oxon, UK: Routledge, 2010.

Информация об авторах

Арчакова Татьяна Олеговна, психолог-методист, Благотворительный детский фонд «Виктория», Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6161-2946, e-mail: tatyana.archakova@gmail.com

Гарифулина Эльвира Шамильевна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), программный директор, Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» (БФ «Абсолют-Помощь»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4306-3899, e-mail: egarifulina@timchenkofoundation.org

Метрики

Просмотров

Всего: 661
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 323
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4