Социальная психология и общество
2024. Том 15. № 4. С. 94–108
doi:10.17759/sps.2024150407
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Роль социальной активности молодежи в выраженности идентичностей и их согласованности
Аннотация
Цель. Выявить роль приверженности к различным формам социальной активности в выраженности идентичностей студенческой молодежи и их согласованности.
Контекст и актуальность. Социальная активность является сферой социализации молодежи. Поэтому в процессе ее реализации формируются различные социально-психологические образования личности. Одними из важнейших выступают социальная и персональная идентичность, рассматриваемые в данном исследовании как эффекты социальной активности. Важнейшей задачей является изучение роли вовлеченности в различные формы активности в формировании социальной идентичности и устойчивости личностно-ролевой идентичности молодежи. Такое научное знание позволит установить потенциал социальной активности для формирования социальной и личностной идентичности молодежи.
Дизайн исследования. Изучались факторная структура социальной идентичности и связь между видами идентичности и формами социальной активности. Для установления видов идентичности использован факторный анализ, наличие и характер взаимосвязи зафиксированы посредством корреляционного и регрессионного анализов.
Участники. 442 жителя России (средний возраст – 21,8 года; 33,5% мужчин, 66,5% женщин).
Методы (инструменты). Анкета, включающая 18 вопросов-шкал, содержательно описывающих формы социальной активности (Р.М. Шамионов и др.); 17 категорий социальной идентичности, выделенных на основе предварительного пилотажа; методика устойчивости личностно-ролевой идентичности (Е.А. Петраш, В.Б. Никишина).
Результаты. Различные категории социальной идентичности образуют 4 укрупненные группы (вида) на основании факторного анализа: персональная, иррегулярная, политическая и гражданско-семейная идентичность. Сочетание разных форм социальной активности создает условия для проявлений отдельных видов социальной идентичности. Формы социальной активности объясняют от 21% до 36% вариаций социальной идентичности. Наиболее выраженная связь устойчивости личностно-ролевой идентичности обнаружена с гражданской идентичностью.
Основные выводы. Включение студентов в определенные формы социальной активности может способствовать формированию различных видов идентичности и достижению определенного их уровня. Также установлено, что согласованность личностно-ролевой идентичности обусловлена положительно религиозной и семейно-бытовой активностью, а протестная, духовная и досуговая формы способствуют ее снижению.
Общая информация
Ключевые слова: социальная активность, виды социальной идентичности, личностно-ролевая идентичность
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150407
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 18-18-00298, https://rscf.ru/project/18-18-00298/.
Получена: 11.05.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е. Роль социальной активности молодежи в выраженности идентичностей и их согласованности // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 4. С. 94–108. DOI: 10.17759/sps.2024150407
Полный текст
Введение
Метод
Результаты
Идентификационные категории |
Факторы социальной идентичности |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
справедливые |
0,726 |
|||
активные |
0,703 |
|||
свободные |
0,698 |
|||
молодежь |
0,558 |
|||
тусовщики |
0,520 |
|||
нормальные |
0,505 |
|||
юзеры |
0,686 |
|||
скучающие |
|
0,659 |
||
атеисты |
0,623 |
|||
неформалы |
|
0,501 |
||
партийные активисты |
|
|
0,739 |
|
идейные |
0,643 |
|||
либералы |
|
0,608 |
||
оппозиционеры |
|
0,586 |
||
граждане России |
|
0,796 |
||
патриоты |
|
0,775 |
||
члены семьи |
0,702 |
|||
Дисперсия, в %. Всего: 52,02 |
14,64 |
12,94 |
12,78 |
11,66 |
Альфа |
0,70 |
0,61 |
0,67 |
0,67 |
Согласованность личностно-ролевой идентичности |
0,04 |
–0,10* |
–0,11* |
0,17** |
Формы социальной активности/Виды идентичности |
В |
Стандартная ошибка |
Бета |
t |
p |
ΔR2 |
Персональная идентичность |
|
|||||
Константа |
–1,964 |
0,198 |
|
–9,916 |
|
|
Культурно-массовая активность |
0,163 |
0,04 |
0,2 |
4,121 |
0 |
0,12 |
Досуговая активность |
0,217 |
0,047 |
0,215 |
4,649 |
0 |
0,06 |
Спортивно-оздоровительная активность |
0,104 |
0,038 |
0,131 |
2,725 |
0,007 |
0,02 |
Интернет-сетевая активность |
0,088 |
0,033 |
0,12 |
2,659 |
0,008 |
0,01 |
R2 = 0,21, F = 28,77, p < 0,001 |
|
|||||
Иррегулярная идентичность |
|
|||||
Константа |
–0,213 |
0,21 |
|
–1,012 |
0 |
|
Субкультурная активность |
0,222 |
0,042 |
0,256 |
5,245 |
0 |
0,11 |
Религиозная активность |
–0,172 |
0,04 |
–0,193 |
–4,241 |
0 |
0,06 |
Спортивно-оздоровительная активность |
–0,151 |
0,038 |
–0,189 |
–3,993 |
0 |
0,03 |
Интернет-сетевая активность |
0,102 |
0,033 |
0,14 |
3,104 |
0,002 |
0,02 |
Профессиональная активность |
–0,114 |
0,035 |
–0,148 |
–3,212 |
0,001 |
0,02 |
Протестная активность |
0,148 |
0,052 |
0,143 |
2,829 |
0,005 |
0,01 |
Досуговая активность |
0,11 |
0,046 |
0,109 |
2,395 |
0,017 |
0,01 |
R2 = 0,26, F = 21,69, p < 0,001 |
|
|||||
Политическая идентичность |
|
|||||
Константа |
–1,086 |
0,164 |
|
6,64 |
0 |
|
Протестная активность |
0,279 |
0,062 |
0,271 |
4,49 |
0 |
0,27 |
Социально-политическая активность |
0,163 |
0,046 |
0,176 |
3,578 |
0 |
0,05 |
Радикально-протестная активность |
0,169 |
0,06 |
0,16 |
2,8 |
0,005 |
0,01 |
Альтруистическая деятельность |
0,091 |
0,038 |
0,107 |
2,392 |
0,017 |
0,01 |
Интернет-поисковая активность |
–0,097 |
0,034 |
–0,112 |
–2,83 |
0,005 |
0,01 |
Духовная активность |
0,071 |
0,033 |
0,091 |
2,154 |
0,032 |
0,02 |
R2 = 0,36, F = 40,46, p < 0,001 |
|
|||||
Гражданско-семейная идентичность |
|
|||||
Константа |
–1,302 |
0,218 |
|
5,97 |
|
|
Семейно-бытовая активность |
0,308 |
0,039 |
0,335 |
7,821 |
0 |
0,16 |
Гражданская активность |
0,22 |
0,041 |
0,25 |
5,393 |
0 |
0,08 |
Религиозная активность |
0,17 |
0,041 |
0,191 |
4,097 |
0 |
0,02 |
Протестная активность |
–0,165 |
0,045 |
–0,16 |
–3,707 |
0 |
0,02 |
Досуговая активность |
–0,101 |
0,042 |
–0,1 |
–2,415 |
0,016 |
0,01 |
R2 = 0,29, F = 36,39, p < 0,001 |
|
|||||
Согласованность личностной идентичности |
|
|||||
Константа |
26,465 |
1,639 |
|
16,15 |
0 |
|
Протестная активность |
–0,671 |
0,318 |
–0,104 |
–2,106 |
0,036 |
0,1 |
Религиозная активность |
0,925 |
0,285 |
0,176 |
3,245 |
0,001 |
0,2 |
Духовная активность |
–0,737 |
0,278 |
–0,15 |
–2,649 |
0,008 |
0,2 |
Семейно-бытовая активность |
0,804 |
0,319 |
0,129 |
2,519 |
0,012 |
0,1 |
Досуговая активность |
–0,69 |
0,331 |
–0,109 |
–2,086 |
0,038 |
0,1 |
R2 = 0,07, F = 6,31, p < 0,001 |
|
Обсуждение результатов
Заключение
Литература
- Арендачук И.В. Субъектно-деятельностные детерминанты образовательно-развивающей активности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15. № 2. С. 103–119. DOI:10.26907/esd15.2.09
- Бочарова Е.Е. Регулятивные и мировоззренческие факторы различных форм социальной активности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. Т. 7. Вып. 4. С. 333–345. DOI:10.18500/2304-9790-2018-7-4-333-345
- Голубева Н.А. Особенности цифровой идентичности подростков и молодежи в современном технологическом обществе // Вестник РГГУ. Серия Психология. Педагогика. Образование. № 1. С. 130–150. DOI:10.28995/2073-6398-2020-1-130-150
- Григорьева М.В., Шаров А.А., Заграничный А.И. Формы социальной активности как предикторы региональной идентичности у молодежи // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14. № 1. С. 74–91. DOI:17759/sps.2023140105
- Дьяченко А.Н., Коваленко А.М., Тихоновскова М.П., Грибанов Г.А. Социальная активность и гражданская идентичность российской молодежи в условиях общества потребления // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. № 6. C. 188–200. DOI:10.23683/2227-8656.2019.6.1
- Карпов А.В., Никишина В.Б., Петраш Е.А. Социальная идентичность: метасистемный подход // Курский научно-практический вестник Человек и его здоровье. 2017. № 2. С. 124–
- Панченко С.В. Неформальная активность в современном обществе // Государственная служба. 2011. № 2. С. 103–
- Петраш Е.А., Никишина В.Б. Методика исследования личностной идентичности: методология и технология стандартизации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6(177). Вып. 21. С. 254–261.
- Поляков С.Д. Орбиты и пространства. Психология и педагогика: идеи, образы, люди: в 2 т. Т. 1, 2022. 376 с.
- Попова С.Ю., Селезнева А.В. Социальная активность молодежи: состояние проблемы и перспективы развития // Образование личности. 2018. № 2. С. 96–103.
- Психология социальной активности молодежи / под ред. Р.М. Шамионова. М.: Издательство «Перо», 2020. 200 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44521792 (дата обращения: 18.02.2022).
- Фролова С.В. Приверженность личности стране: социально-психологический анализ. Саратов: Издательский центр «Наука», 2019. 370 с.
- Шамионов Р.М. Эмпирическая модель социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22. Вып. 2. С. 188–196. DOI:18500/1819-7671-2022-22-2-188-196
- Шамионов Р.М. Роль гражданской идентичности, религиозности, пола и образования в приверженности молодежи к различным формам социальной активности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. № 1. С. 7–23. DOI:10.22363/2313-1683-2023-20-1-7-23
- Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности: тексты. М.: Издательство МГУ, 1982. С. 55–59.
- Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3-4. 24 с.
- Burke P.J., Stets J.E. Identity Theory and Social Identity Theory // Social Psychology Quarterly. 2000. Vol. 63. No. 3. P. 224–237.
- Carr D. Personal identity is social identity // Phenomenology and the Cognitive Sciences. No. 20. P. 341–351. DOI:10.1007/s11097-020-09702-1
- Chen J.A., Xing Y.W., Chen W. Student entrepreneurs from the perspective of identity: A literature review and prospects // Foreign Economic & Management. 2019. Vol. 41. No. 9. P. 122–138. DOI:10.16538/j.cnki.fem.2019.0802.003
- Chiu K.S., So W.M.W. STEM career aspiration: does students’ social identity matter? // Asia Pacific Journal of Education. 2022. DOI:10.1080/02188791.2022.2108758
- Jans L. Changing environmental behaviour from the bottom up: The formation of pro-environmental social identities // Journal of Environmental Psychology. 2021. Vol. P. 101531. DOI:10.1016/j.jenvp.2020.101531
- Jans L., Postmes T., Van der Zee K.I. Sharing differences: The inductive route to social identity formation // Journal of Experimental Social Psychology. 2012. Vol. Iss. 5. P. 1145–1149. DOI:10.1016/j.jesp.2012.04.013
- Mei W., Symaco L.P. Students’ Entrepreneurial Identity Construction: Role and Social Identity Influences // SAGE Open. 2022, Vol. 12. Iss. DOI:10.1177/21582440221089961
- Nielsen S.L., Gartner W.B. Am I a student and/or entrepreneur? Multiply identities in student entrepreneurship // Education + Training. 2017. Vol. 59. Iss. 2. P. 135–154. DOI:10.1108/ET-09-2014-0122
- Parsons T., Shils E.A. Towards the general theory of action. London, 282 p.
- Shamionov R.M., Sultaniyazova N.J., Bolshakova A.S. Positive and Negative Affects and Cultural Attitudes among Representatives of the Host Population and Second-Generation Migrants in Russia and Kazakhstan // Social Sciences. 2022. Vol. 11(10): 473. DOI:10.3390/socsci11100473
- Spears R. Group Identities: The Social Identity Perspective. In: Schwartz S., Luyckx K., Vignoles V. (eds.). Handbook of Identity Theory and Research. Springer. New York, NY, 2011. 201–224. DOI:10.1007/978-1-4419-7988-9_9
- Turner J.C. Social influence. Belmont, CA: Thomson Brooks/Cole, 1991. 206 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 24
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 24
Скачиваний
Всего: 10
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 10