Социальная психология и общество
2024. Том 15. № 2. С. 65–81
doi:10.17759/sps.2024150205
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Вовлеченность в киберсоциализацию молодежи и ее социально-демографические характеристики как предикторы невоплощенности в интернете
Аннотация
Цель. Рассмотреть вовлеченность в киберсоциализацию как предиктор невоплощенности в интернете молодежи.
Контекст и актуальность. Невоплощенность – феномен, который появляется в результате использования интернета и негативно влияет на развитие личности. С другой стороны, использование интернета может давать ресурс для социализации в реальном мире.
Дизайн исследования. После проведения психодиагностического этапа исследования было осуществлено сравнение теоретически выделяемых составляющих невоплощенности в интернете и вовлеченности в киберсоциализацию по контролируемым параметрам – полу, уровню образования, форме трудовой занятости, семейному положению, а также построена регрессионная модель невоплощенности.
Участники. Выборку составили 106 респондентов (26,4% мужчин, 73,6% женщин) в возрасте от 18 до 25 лет (M = 22,14; SD = 1,6).
Методы (инструменты). Опросник вовлеченности в киберсоциализацию, методика «Невоплощенность в интернете».
Результаты. Большая часть респондентов имеет средние уровни невоплощенности, а также вовлеченности в киберсоциализацию. Невоплощенность в интернете и вовлеченность в деструктивную киберсоциализацию выше у представителей мужского пола, у респондентов, не состоящих в браке, у нетрудоустроенных, а также у респондентов с незаконченным высшим образованием. Предикторами невоплощенности в интернете являются пол, трудовая занятость и выраженность деструктивной вовлеченности в киберсоциализацию.
Основные выводы. Невоплощенность в интернете проявляется при деструктивной вовлеченности в киберсоциализацию. Конструктивная вовлеченность в киберсоциализацию наблюдается у респондентов, которых можно назвать социализированными в реальной жизни – тех, кто имеет работу и семью. Сетевая активность, направленная на социализацию в реальном мире, может привести к гармоничному сосуществованию у человека реальности и виртуальности, а также социализации в обеих этих сферах.
Общая информация
Ключевые слова: киберсоциализация, конструктивная вовлеченность в киберсоциализацию, деструктивная вовлеченность в киберсоциализацию, невоплощенность в Интернете, молодежь.
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2024150205
Получена: 15.04.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Кочетков Н.В., Кудряшов Д.П. Вовлеченность в киберсоциализацию молодежи и ее социально-демографические характеристики как предикторы невоплощенности в интернете // Социальная психология и общество. 2024. Том 15. № 2. С. 65–81. DOI: 10.17759/sps.2024150205
Полный текст
Введение
Метод
Результаты
Уровни |
Невоплощенность в интернете
|
Вовлеченность в киберсоциализацию |
|
Конструктивная вовлеченность |
Деструктивная вовлеченность |
||
Низкий |
15,1 |
17,0 |
36,8 |
Средний |
53,8 |
45,3 |
44,3 |
Высокий |
31,1 |
37,7 |
18,9 |
Шкалы |
Пол |
Среднее значение |
t-критерий |
p |
d Коэна |
Виртуализация |
Мужской |
13,46 |
4,46 |
< 0,001 |
0,10 |
Женский |
9,22 |
||||
Предпочтение интернета |
Мужской |
15,86 |
4,52 |
< 0,001 |
0,10 |
Женский |
13,04 |
||||
Витальность |
Мужской |
20,54 |
–3,17 |
0,002 |
0,08 |
Женский |
22,85 |
||||
Невоплощенность |
Мужской |
27,29 |
4,96 |
< 0,001 |
0,11 |
Женский |
15,16 |
||||
Мотивация и опыт |
Мужской |
16,89 |
2,35 |
0,021 |
0,05 |
Женский |
14,97 |
||||
Личностная позиция |
Мужской |
20,68 |
–4,10 |
< 0,001 |
0,08 |
Женский |
23,94 |
||||
Компетентность |
Мужской |
26,71 |
4,26 |
< 0,001 |
0,10 |
Женский |
21,78 |
||||
Конструктивная вовлеченность |
Мужской |
64,29 |
1,81 |
0,074 |
0,04 |
Женский |
60,69 |
||||
Деструктивная вовлеченность |
Мужской |
11,64 |
7,66 |
< 0,001 |
0,15 |
Женский |
4,44 |
Шкалы |
Трудовая занятость |
Среднее значение |
t-критерий |
p |
d Коэна |
Виртуализация |
Безработный(ая) |
13,38 |
9,36 |
< 0,001 |
0,18 |
Трудоустроенный(ая) |
7,06 |
||||
Предпочтение интернета |
Безработный(ая) |
15,24 |
5,76 |
< 0,001 |
0,11 |
Трудоустроенный(ая) |
12,22 |
||||
Витальность |
Безработный(ая) |
20,40 |
–6,81 |
< 0,001 |
0,13 |
Трудоустроенный(ая) |
24,22 |
||||
Невоплощенность |
Безработный(ая) |
26,71 |
10,24 |
< 0,001 |
0,20 |
Трудоустроенный(ая) |
9,36 |
||||
Мотивация и опыт |
Безработный(ая) |
16,07 |
1,68 |
0,095 |
0,03 |
Трудоустроенный(ая) |
14,84 |
||||
Личностная позиция |
Безработный(ая) |
21,89 |
–3,44 |
< 0,001 |
0,07 |
Трудоустроенный(ая) |
24,35 |
||||
Компетентность |
Безработный(ая) |
24,76 |
3,32 |
< 0,001 |
0,06 |
Трудоустроенный(ая) |
21,27 |
||||
Конструктивная вовлеченность |
Безработный(ая) |
62,73 |
1,28 |
0,205 |
0,03 |
Трудоустроенный(ая) |
60,47 |
||||
Деструктивная вовлеченность |
Безработный(ая) |
9,04 |
6,36 |
< 0,001 |
0,13 |
Трудоустроенный(ая) |
3,43 |
Шкалы |
Семейный статус |
Среднее значение |
t-критерий |
p |
d Коэна |
Виртуализация |
Холост/Не замужем |
11,61 |
3,784 |
< 0,001 |
0,07 |
Женат/Замужем |
8,55 |
||||
Предпочтение интернета |
Холост/Не замужем |
14,50 |
3,145 |
0,002 |
0,06 |
Женат/Замужем |
12,77 |
||||
Витальность |
Холост/Не замужем |
21,42 |
–3,056 |
0,003 |
0,06 |
Женат/Замужем |
23,39 |
||||
Невоплощенность |
Холост/Не замужем |
21,97 |
4,102 |
< 0,001 |
0,07 |
Женат/Замужем |
13,28 |
||||
Мотивация и опыт |
Холост/Не замужем |
15,16 |
–0,407 |
0,685 |
0,02 |
Женат/Замужем |
15,93 |
||||
Личностная позиция |
Холост/Не замужем |
21,92 |
–3,873 |
< 0,001 |
0,08 |
Женат/Замужем |
24,70 |
||||
Компетентность |
Холост/Не замужем |
23,73 |
1,718 |
0,089 |
0,03 |
Женат/Замужем |
22,18 |
||||
Конструктивная вовлеченность |
Холост/Не замужем |
60,81 |
–0,652 |
0,516 |
0,02 |
Женат/Замужем |
62,82 |
||||
Деструктивная вовлеченность |
Холост/Не замужем |
7,40 |
3,037 |
0,003 |
0,05 |
Женат/Замужем |
4,84 |
Шкалы |
Образование |
Среднее значение |
F |
p |
Эта-квадрат |
Виртуализация |
Среднее общее |
13,12 |
16,76 |
< 0,001 |
0,33 |
Среднее специальное |
7,50 |
||||
Неоконченное высшее |
14,06 |
||||
Высшее |
8,19 |
||||
Предпочтение интернета |
Среднее общее |
14,65 |
7,71 |
< 0,001 |
0,18 |
Среднее специальное |
12,75 |
||||
Неоконченное высшее |
16,11 |
||||
Высшее |
12,74 |
||||
Витальность |
Среднее общее |
20,69 |
11,80 |
< 0,001 |
0,26 |
Среднее специальное |
25,38 |
||||
Неоконченное высшее |
19,72 |
||||
Высшее |
23,35 |
||||
Невоплощенность |
Среднее общее |
25,54 |
19,73 |
< 0,001 |
0,38 |
Среднее специальное |
9,98 |
||||
Неоконченное высшее |
29,17 |
||||
Высшее |
12,55 |
||||
Мотивация и опыт |
Среднее общее |
15,23 |
2,14 |
0,10 |
0,06 |
Среднее специальное |
13,00 |
||||
Неоконченное высшее |
16,94 |
||||
Высшее |
15,48 |
||||
Личностная позиция |
Среднее общее |
22,73 |
5,55 |
< 0,001 |
0,14 |
Среднее специальное |
24,75 |
||||
Неоконченное высшее |
20,17 |
||||
Высшее |
23,96 |
||||
Компетентность |
Среднее общее |
23,85 |
8,90 |
< 0,001 |
0,21 |
Среднее специальное |
17,00 |
||||
Неоконченное высшее |
27,44 |
||||
Высшее |
22,17 |
||||
Конструктивная вовлеченность |
Среднее общее |
61,81 |
2,21 |
0,09 |
0,06 |
Среднее специальное |
54,75 |
||||
Неоконченное высшее |
64,56 |
||||
Высшее |
61,61 |
||||
Деструктивная вовлеченность |
Среднее общее |
7,31 |
12,26 |
< 0,001 |
0,27 |
Среднее специальное |
2,63 |
||||
Неоконченное высшее |
11,61 |
||||
Высшее |
4,67 |
Независимые переменные |
VIF |
В |
β |
SE |
р |
Константа |
|
13,90 |
|
1,38 |
˂ 0,001 |
Пол: Мужской-Женский |
1,59 |
–3,93 |
–0,32 |
1,59 |
0,015 |
Занятость: Трудоустроенный(ая)-Безработный(ая) |
1,41 |
–9,75 |
–0,79 |
1,32 |
˂ 0,001 |
Деструктивная вовлеченность |
1,85 |
1,61 |
0,70 |
0,14 |
˂ 0,001 |
Общие показатели регрессии: R2 = 0,790; p ˂ 0,001 |
Независимые переменные |
VIF |
В |
β |
SE |
р |
Константа |
|
8,59 |
|
1,38 |
˂ 0,001 |
Пол: Мужской-Женский |
1,59 |
–1,82 |
-0,39 |
0,67 |
˂ 0,001 |
Занятость: Трудоустроенный(ая)-Безработный(ая) |
1,41 |
–3,51 |
–0,75 |
0,56 |
˂ 0,001 |
Деструктивная вовлеченность |
1,85 |
0,62 |
0,06 |
0,14 |
˂ 0,001 |
Общие показатели регрессии: R2 = 0,742; p ˂ 0,001 |
Независимые переменные |
VIF |
В |
β |
SE |
р |
Константа |
|
8,70 |
|
1,67 |
˂ 0,001 |
Занятость: Трудоустроенный(ая)-Безработный(ая) |
1,39 |
–1,77 |
–0,57 |
0,55 |
˂ 0,001 |
Конструктивная вовлеченность |
1,07 |
0,08 |
0,23 |
0,02 |
˂ 0,001 |
Деструктивная вовлеченность |
1,47 |
0,19 |
0,33 |
0,08 |
˂ 0,001 |
Общие показатели регрессии: R2 = 0,401; p ˂ 0,001 |
Независимые переменные |
VIF |
В |
β |
SE |
р |
Константа |
|
23,04 |
|
0,61 |
˂ 0,001 |
Занятость: Трудоустроенный(ая)-Безработный(ая) |
1,39 |
2,18 |
0,63 |
0,59 |
˂ 0,001 |
Деструктивная вовлеченность |
1,39 |
–0,29 |
–0,45 |
0,06 |
˂ 0,001 |
Общие показатели регрессии: R2 = 0,450; p ˂ 0,001 |
Обсуждение результатов
Заключение
Литература
- Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 42–57. DOI:10.17759/sps.2019100404
- Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.04.2024). DOI:10.54359/ps.v6i30.679
- Белинская Е.П., Марцинковская Т.Д. Идентичность в транзитивном обществе: виртуальность и реальность // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / Под общ. ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 43–48.
- Варламова С.Н., Гончарова Е.Р., Соколова И.В. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. Т. 125. № 2. С. 125–165. DOI:10.14515/monitoring.2015.2.11
- Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. № 1(7). С. 81–87.
- Иванов А.В. Феномен деструктивной социализации: ценностно-аксиологические основания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 2. С. 46–50.
- Коптева Н.В. Два способа «не быть собой» в концепциях К. Хорни и Р. Лэйнга // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 127–137.
- Коптева Н.В. Интернет-зависимость как способ развоплощенного бытия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. № 6. С. 785–792. DOI:10.21603/2078-8975-2022-24-6-785-792
- Коптева Н.В. Невоплощенность в Интернете как предиктор смыслоутраты (на примере студенчества) [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/62PSMN420.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
- Коптева Н.В. Переживание отчуждения при интернет-зависимости [Электронный ресурс] // Мир науки. 2018. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/02PSMN518.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
- Коптева Н.В., Калугин А.Ю., Дорфман Л.Я. Невоплощенность в Интернете. Сообщение 2. Психометрическая проверка инструментария // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10. № 4. С. 205–233. DOI:10.17759/cpse.2021100410
- Коптева Н.В., Калугин А.Ю., Козлова Л.А. Психометрическая проверка уточненной версии опросника «Невоплощенность в Интернете» // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 3. C. 165–187. DOI:10.17759/cpse.2023120308
- Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 1. С. 27– DOI:10.17759/sps.2020110103
- Леньков С.Л., Рубцова Н.Е., Ефремова Г.И. Опросник вовлеченности в киберсоциализацию // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 6(111). С. 109–119. DOI:10.24411/1813-145X-2019-1-0567
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Смысл, 2020. 880 с.
- Лэйнг Р.Д. Расколотое «Я». М.: АСТ, 2021. 288 с.
- Полюшкевич О.А. Иррациональные основы формирования социальной идентичности под влиянием виртуальности // Социология. 2020. № 5. С. 163–176.
- Поскакалова Т.А., Сорокова М.Г. Цифровая социализация молодых взрослых: тренды и тенденции в коммуникации // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17–18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 331–343.
- Собкин В.С., Федотова А.В. Сеть как пространство социализации современного подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 119–137. DOI:10.17759/срр.2019270308
- Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 431–450. DOI:10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
- Субботский Е.В. Строящееся сознание. М.: Смысл, 2007. 422 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2023. 288 с.
- Шайдукова Л.К., Рашитова Э.Л. Клинические, гендерные и возрастные аспекты интернет-зависимости // Казанский медицинский журнал. 2020. Т. 101. № 2. С. 193–199. DOI:10.17816/KMJ2020-193
- Barber N.A. Investigating the Potential Influence of the Internet as a New Socialization Agent in Context with Other Traditional Socialization Agents // Journal of Marketing Theory and Practice. 2013. Vol. 21(2). P. 179– DOI:10.2753/MTP1069-6679210204
- Besmer K.M. What Robotic Re-embodiment Reveals about Virtual Re-embodiment // Postphenomenological Investigations: Essays on Human-Technology Relations / Rosenberger R., Verbeek P.-P. (Eds.). London/New York: Lexington Books, 2015. P. 55–71.
- Buongiorno F. Embodiment, Disembodiment and Re-embodiment in the Construction of the Digital Self // Humana.Mente Journal of Philosophical Studies. 2019. № 12(36). P. 310–330.
- Falikman M. There and Back Again: A (Reversed) Vygotskian Perspective on Digital Socialization // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. DOI:10.3389/fpsyg.2021.501233
- Internet and Socialization: How Internet use influences online and offline relationships // Anthropological Researches and Studies / I. Buonomo, I. Cipriani, S. Piperno, I. Saddi, C. Fiorilli (eds.). № 5. P. 3–10.
- Johnson G.M. Internet use and child development: Validation of the ecological techno-subsystem // Journal of Educational Technology & Society. 2010. Vol. 13. № 1. P. 176–185.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 168
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 50
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7