Социальная психология и общество
2023. Том 14. № 4. С. 68–88
doi:10.17759/sps.2023140405
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Отношение к патриотизму и патриотическая самоидентичность российской студенческой молодежи в условиях поляризации российского общества
Аннотация
Цель. Анализ выраженности и субъективной значимости патриотической самоидентичности, а также отношения к патриотизму у российской студенческой молодежи в условиях поляризации российского общества.
Контекст и актуальность. Патриотическое воспитание российской молодежи, основанное на потенциале субъект-субъектного взаимодействия и реализуемое в условиях текущей поляризации российского общества, требует анализа патриотической самоидентичности молодежи и ее отношения к патриотизму.
Дизайн исследования. В работе проведен рефлексивный тематический анализ и качественный контент-анализ ответов респондентов на открытые вопросы о проявлениях, преимуществах и недостатках патриотизма. Проведена оценка выраженности и субъективной значимости патриотической самоидентичности у молодежи.
Участники. В выборку исследования вошли 670 студентов-россиян из Москвы, Омска, Пензы, Саратова, Смоленска и Хабаровска в возрасте от 18 до 25 лет (M = 19,3, SD = 1,5, 21% мужчин), 86% респондентов идентифицировали себя как русские. Сбор данных проходил в октябре 2022 г.
Методы (инструменты). Сокращенный вариант методики «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда, закрытый вопрос для оценки выраженности патриотической самоидентичности (сформулированный по аналогии со Шкалой экспресс-оценки выраженности этнической идентичности Н.М. Лебедевой), авторские открытые вопросы для изучения отношения к патриотизму.
Результаты. Субъективная значимость патриотической самоидентичности для молодежи невысока. Для трети опрошенных характерна флуктуирующая патриотическая самоидентичность, десятая часть респондентов ощущает себя патриотами очень слабо, 6,4% – не ощущают себя патриотами совсем. Выявлены 5 типов отношения студенческой молодежи к патриотизму. Разработаны рекомендации по повышению эффективности патриотического воспитания российской студенческой молодежи в текущих условиях.
Основные выводы. Существуют барьеры на пути формирования устойчивой патриотической самоидентичности у значительной части российской студенческой молодежи. Почти у половины опрошенных выявлен запрос на развитие конструктивного гражданского патриотизма. Учет полученных результатов важен для повышения эффективности патриотического воспитания молодежи в текущем российском контексте.
Общая информация
Ключевые слова: поляризация российского общества, патриотизм, патриотическая самоидентичность, отношение к патриотизму, патриотическое воспитание, российская студенческая молодежь
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140405
Финансирование. В данной научной работе использованы результаты проекта, выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
Получена: 15.05.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Калинина Н.В., Константинов В.В., Кулеш Е.В., Маленова А.Ю., Малышев И.В. Отношение к патриотизму и патриотическая самоидентичность российской студенческой молодежи в условиях поляризации российского общества // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 4. С. 68–88. DOI: 10.17759/sps.2023140405
Полный текст
Введение
Метод
Результаты
Ответы, отражающие гражданскую и патриотическую самоидентификацию респондентов |
Количество (%) от общего числа респондентов |
Гражданин/гражданка |
10,7 |
Гражданин/гражданка страны |
0,3 |
Гражданин/гражданка Российской Федерации/России |
4,0 |
Гражданин/гражданка своей страны |
1,0 |
Россиянин/россиянка |
1,0 |
Патриот/патриотка |
1,8 |
Обычный гражданин |
0,1 |
Я гражданин страны, имеющий права и обязанности |
0,1 |
Законопослушный гражданин |
0,1 |
Гражданин своей страны – России |
0,1 |
Всего респондентов |
18,8* |
Представления о патриотизме |
|||
Патриотизм – это… |
Проявляется в поведении |
Позитивные стороны |
Негативные стороны |
Тип 1. Безусловное позитивное отношение к патриотизму (24,6% респондентов: 24,5% – в женской выборке, 25,2% – в мужской) |
|||
Качество, предполагающее безусловную любовь к своей родине, готовность отстоять ее интересы и права (ж., 18 лет) |
Защита своей страны в спорах; спортивные болельщики; рассказы иностранным гражданам о своей стране |
Патриотизм, в принципе, сам по себе одна сильная сторона |
Отсутствуют |
Сплоченность людей и любовь к своей стране (м., 22 года) |
Защита, стремление помочь, понимание людей |
Сплоченность людей |
Их нет |
Любить и принимать свою страну такой, какая она есть! (ж., 20 лет) |
Защита интересов страны, искренность, честность |
Искренние улыбки счастливых людей |
Недостатков нет |
Любовь к своей Родине, уважение и знание ее истории, традиций, языка и т.д. (м., 20 лет) |
Поддержка страны в трудный для нее момент, знание истории, знание традиций |
Гармония с собой, ощущение единства со своими сородичами, ощущение себя человеком |
Их нет |
Тип 2. Позитивное или нейтральное отношение к патриотизму без дополнительной рефлексии (21,8% респондентов: 21,8% – в женской выборке, 21,7% – в мужской) |
|||
Любовь к Родине (ж., 18 лет) |
Жизнь в стране; любовь к стране; защита страны |
- |
- |
Любовь к Родине (ж., 22 года) |
Довольствоваться тем, что имеешь; жить в России; прийти на помощь стране |
- |
- |
Любовь к Родине (м., 21 год) |
Любовь к родине; охрана территорий; пропаганда России |
Затрудняюсь ответить |
Затрудняюсь ответить |
Преданность своей стране (м., 18 лет) |
Самопожертвование; альтруизм; благотворительность |
Я не знаю |
Я не знаю |
Тип 3. Позитивное отношение к патриотизму с рефлексией преимуществ и возможных рисков (45,2% респондентов: 46,1% – в женской выборке, 41,9% – в мужской) |
|||
Патриотизм – это поддержка Родины, готовность помочь ей в трудную минуту ради положительной цели, при этом способность мыслить самостоятельно, не слепо идя за всеми (ж., 19 лет) |
Уважение прошлого страны; стремление к миру, избегание войн и смертей; здравый взгляд на происходящее |
Шанс на изменение будущего страны |
Часто под патриотизмом воспринимается полное согласие с государством |
Любовь к стране, к культуре, к традициям страны, в которой живешь (ж., 20 лет) |
Встать на стражу своей страны; беречь экологию страны; стараться изменить минусы страны |
Человек старается делать многое во благо своей страны. Он помогает правительству в различных сферах жизни страны |
Когда патриотизм навязывается обществу добровольно-принудительно, то у людей вырабатывается ненависть к патриотизму |
Любовь к своей стране, принятие и понимание ее сильных сторон и ее недостатков (м., 19 лет) |
Адекватная критика своей страны; общественные деяния, направленные на развитие патриотизма; трезвый взгляд на свою страну |
Это объединяет людей в очень тяжелые времена и дает им надежду на лучшее |
Люди могут стать фанатично настроены к любой критике в адрес своей страны |
Когда ты видишь недостатки своей родины, говоришь о них, но при этом готов защищать свою родину, делать ее лучше (м., 20 лет) |
Добросовестное исполнение своей работы; защита своей родины и граждан; преемственность традиций |
Они есть, патриотизм – это здоровый взгляд на свою страну |
Радикальность, в которую он может перейти |
Тип 4. Негативное отношение к патриотизму (3,0% респондентов: 2,9% – в женской выборке, 3,5% – в мужской) |
|||
Лицемерие (ж., 19 лет) |
Не знаю |
Не знаю |
Непринятие других, агрессия |
Механизм давления (ж., 21 год) |
Агрессия к другим мнениям; слепота к правде |
Нет |
Патриотизм не работает так, как задумывался |
Инструмент управления народом, навязанной им идеей, выгодной для некоторой группы элит (м., 20 лет) |
Агрессивное навязывание; отрицание иного мнения; ксенофобия/национализм |
Оккультное счастье |
Слепота |
Иллюзия, в которой живут люди (м., 25 лет) |
В слепом подчинении; в вере; в жертвенности |
Их нет |
Слишком много жертв со стороны населения |
Тип 5. Амбивалентное отношение к патриотизму (5,4% респондентов: 4,7% – в женской выборке, 7,7% – в мужской) |
|||
Понятие, которое исказили (ж., 21 год) |
Забота о людях и о месте, где ты живешь; переживание за свою страну; переживания за будущее |
Есть, наверное |
Понимание его в том ключе, который транслируется государственными СМИ |
Защита и привязанность к родине, традициям и людям, а также повод для очередной попойки (м., 20 лет) |
Стремление улучшить страну; отстаивание традиций; защита страны |
- |
Ложные патриоты и попойки |
Гордость за свою страну, государство, землю и народ. Но, к сожалению, от этого понятия ничего не осталось, кроме ненависти, боли, страданий и печали (м., 19 лет) |
Быть открытым и приветливым к другим людям, желающим узнать побольше о нашей стране и культуре; знать свою историю, отличать настоящее от прошлого, быть терпимым к другим народам; гордиться своей культурой, страной, народом и их достижениями |
Здравая гордость, любовь, самоотдача, защита близких и своей территории, готовность помочь людям вокруг |
Ненависть, пропаганда, вред, ложь, боль |
Обсуждение результатов
Заключение
-
восприятие студентов не как объектов, а как субъектов патриотического воспитания;
-
определение в условиях поляризации российского общества общих принимаемых всеми интеграционных оснований позитивной гражданской идентичности и патриотизма;
-
приоритетная ориентация на воспитание у молодежи конструктивного гражданского патриотизма;
-
четкость и ясность воспитательных целей, присутствие компонента межкультурной толерантности в содержании патриотического воспитания, конгруэнтность декларируемых целей воспитательным действиям;
-
опора на прошлое страны с обращением к настоящему и конструированию общего желаемого будущего;
-
реализация патриотического воспитания авторитетными для молодежи фигурами, ориентация на взаимодействие, сотрудничество, использование личных примеров патриотичного поведения;
-
использование эффективных традиционных и новых форм патриотического воспитания с учетом особенностей российской молодежи и ее представлений о патриотизме и гражданственности;
-
преодоление и профилактика дистанцирования молодежи от государства путем повышения институционального доверия у молодежи.
Литература
- Антощук И.А. Сторонники специальной военной операции в Украине: социальное окружение и стратегии общения // СоциоДиггер. 2022. Июль. Том 3. Выпуск 7(19): Радикализация. Поляризация мнений и разрывы в коммуникации. С. 21–29.
- Аполлонов И.А., Тучина О.Р. Проблема патриотизма и толерантности в контексте самопонимания этнокультурной идентичности [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 12(20). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/12/tuchena.pdf (дата обращения: 13.02.2023).
- Асеев С.Ю., Шашкова Я.Ю. Факторы формирования патриотических ценностей и установок у старших школьников (на примере регионов Сибирского федерального округа) // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 3. С. 559–578. DOI:10.15507/1991-9468.108.026.202203.559-578
- Гордякова О.В., Лебедев А.Н. Чувство патриотизма и типы патриотического поведения молодых граждан России // Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2017. М., 2017. С. 307–327.
- Григорьев Д.С. От патриотизма к политическому тоталитаризму: роль коллективного нарциссизма // Национальный психологический журнал. 2020. № 3(39). С. 48–60. DOI:10.11621/npj.2
- Григорьева М.В., Шаров А.А., Заграничный А.И. Структура и мотивация социальной активности и ее соотношение с гражданским самосознанием молодежи // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. № 1. С. 142–158. DOI:10.17759/sps.2022130109
- Дробижева Л.М., Арутюнова Е.М., Евсеева М.А., Кузнецов И.М., Рыжова С.В., Фадеев П.В., Щеголькова Е.Ю., Эндрюшко А.А. Российская идентичность и межэтнические отношения. Публичный дискурс и социальная практика. М: ФНИСЦ РАН, 2022. 434 с. DOI:10.19181/monogr.978-5-89697-404-8.2022
- Жизнь по своим правилам. Аналитический обзор ВЦИОМ. 4 мая 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhizn-po-svoim-pravilam (дата обращения: 10.03.2023).
- Журавлев А.Л., Юревич А.В. Патриотизм как объект изучения психологической науки // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 3. C. 88–98.
- Звоновский В.Б., Ходыкин А.В. Отражение культурной власти геополитического нарратива в коллективных представлениях россиян о специальной военной операции // Социологические исследования. 2022. № 11. С. 38–53. DOI:10.31857/S013216250021524-9
- Иванова Е.А., Карнышева О.А. Особенности патриотической самоидентичности у городской и сельской молодежи Сибири // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL. 2018. № 9. С. 395–401.
- Китова Д.А. Психологические особенности отношения современной молодежи к коррупции // Наука. Культура. Общество. 2017. № 1. С. 38–49.
- Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 4. С. 89–97.
- Кулешова А.В. Поляризация взглядов по ключевым вопросам среди сторонников и противников СВО // СоциоДиггер. 2022. Июль. Том 3. Выпуск 7(19): Радикализация. Поляризация мнений и разрывы в коммуникации. С. 30–34.
- Макушева М.О. «Конфликт и солидарность». Как конфликт России и Украины проецируется на общественное мнение россиян // СоциоДиггер. 2022. Июль. Том 3. Выпуск 7(19): Радикализация. Поляризация мнений и разрывы в коммуникации. С. 11–20.
- Маленков В.В. Образ патриотизма и гражданско-патриотические ориентации молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22. № 1. С. 60–65. DOI:10.18500/1818-9601-2022-22-1-60-65
- Маленков В.В., Печеркина И.Ф. Патриотическая самоидентификация в системе гражданских ориентаций молодежи // Социология. 2019. № 6. С. 249–262.
- Мокерова Ю.В. Понятие родины и представление о патриотизме у учащейся молодежи (на примере Свердловской области) // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022. № 4(55). С. 39–49. DOI:10.26907/2079-5912.2022.4.39-49
- Муращенкова Н.В. Социально-психологические детерминанты представлений молодежи об экстремизме и патриотизме: дисс. … канд. психол. наук. Смоленск, 2014. 310 с.
- Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Ефременкова М.Н. Социально-психологическое пространство эмиграционных намерений студенческой молодежи: кросс-культурный анализ. М., 2023. 304 c. DOI:10.17323/978-5-7598-2941-6
- Мухина В.С., Мелков С.В. Внутренняя позиция личности как основа развития гражданской идентичности // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 1. C. 105–112. DOI:10.17759/chp.2022180110
- Неврюев А.Н., Сычев О.А., Сариева И.Р. Чем гордится и чего стыдится молодежь в России? Роль базовых индивидуальных ценностей // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 3. C. 38–58. DOI:10.17759/sps.2021120304
- Омельченко Е.Л., Лисовская И.В. Молодежь как барометр будущего? Молодежная повестка в современной России сквозь мнения экспертов по молодежной политике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 66–92. DOI:10.14515/monitoring.2022.2.2078
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения: 11.01.2023).
- Рыжова С.В. Эмоциональная составляющая российской идентичности: позитивный и негативный контексты // Социологические исследования. 2022. № 4. С. 21–32. DOI:10.31857/S013216250019609-2
- Санина А.Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5. C. 44–53.
- Седова Н.Н. Мировоззренческие установки россиян: опыт эмпирического анализа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 6. С. 402–415. DOI:10.14515/monitoring.2022.6.2361
- Сычев О.А., Нестик Т.А. Моральные основания стыда и гордости за свою страну // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 3. С. 528–549. DOI:10.22363/2313-1683-2022-19-3-528-549
- Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 163 с.
- Юревич А.В. Психологическая многогранность патриотизма // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 6. С. 86–94. DOI:10.31857/S020595920002253-4
- Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. New York: Harper & Row, 1950. 989 p.
- Aydin E., Bagci S.C., Kelesoglu İ. Love for the globe but also the country matter for the environment: Links between nationalistic, patriotic, global identification and pro-environmentalism // Journal of Environmental Psychology. 2022. Vol. 80. 101755. DOI:10.1016/j.jenvp.2021.101755
- Braun V., Clarke V. Can I use TA? Should I use TA? Should I not use TA? Comparing reflexive thematic analysis and other pattern-based qualitative analytic approaches // Counselling and Psychotherapy in Research. 2021. Vol. 21(1). P. 37–47. DOI:10.1002/capr.12360
- Davidov E. Measurement Equivalence of Nationalism and Constructive Patriotism in the ISSP: 34 Countries in a Comparative Perspective Political Analysis // Political Analysis. 2009. Vol. 17(1). P. 64–82. DOI:10.1093/pan/mpn014
- Graham J., Haidt J., Motyl M., Meindl P., Iskiwitch C., Mooijman M. Moral foundations theory: On the advantages of moral pluralism over moral monism. In K. Gray, J. Graham (Eds.). Atlas of Moral Psychology. New York: The Guilford Press, 2018. P. 211–222.
- Grigoryan L.K., Ponizovskiy V. The three facets of national identity: Identity dynamics and attitudes toward immigrants in Russia // International Journal of Comparative Sociology. 2018. Vol. 59(5–6). P. 403–427. DOI:10.1177/0020715218806037
- Hamada T., Shimizu M., Ebihara T. Good patriotism, social consideration, environmental problem cognition, and pro-environmental attitudes and behaviors: a cross-sectional study of Chinese attitudes // SN Applied Sciences. 2021. No. 3. P. 361. DOI:10.1007/s42452-021-04358-1
- Harper C.A., Rhodes D. Reanalysing the factor structure of the moral foundations questionnaire // British Journal of Social Psychology. 2021. Vol. 60(4). P. 1303–1329. DOI:10.1111/bjso.12452
- Huddy L., Khatib N. American patriotism, national identity, and political involvement // American Journal of Political Science. 2007. Vol. 51. No. 1. P. 63–77.
- Kuhn M.H., McPartland T.S. An empirical investigation of self-attitudes // American Sociological Review. 1954. No. 19. P. 68–76. DOI:10.2307/2088175
- Nartova N. Citizenship and Social Engagement of Youth in the Putin Era. In: Omelchenko E. (eds.). Youth in Putin's Russia. Palgrave Macmillan, Cham. 2021. P. 137–165. DOI:10.1007/978-3-030-82954-4_4
- Omelchenko D., Maximova S., Avdeeva G., Goncharova N., Noyanzina O., Surtaeva O. Patriotic Education and Civic Culture of Youth in Russia: Sociological Perspective // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 190. P. 364–371. DOI:10.1016/j.sbspro.2015.05.012
- Schatz R.T., Staub E. Manifestations of blind and constructive patriotism: Personality correlates and individual-group relations. In: Bar-Tal D., Staub E. (eds.). Patriotism in the Lives of Individuals and Nations. Chicago, IL: Nelson-Hall, 1997. P. 229–245.
- Vignoles V.L. Identity Motives. In: Schwartz S., Luyckx K., Vignoles V. (eds.). Handbook of Identity Theory and Research. Springer, New York, NY. 2011. P. 403–432. DOI:10.1007/978-1-4419-7988-9_18
- Vignoles V.L., Schwartz S.J., Luyckx K. Introduction: Toward an integrative view of identity. In S.J. Schwartz, K. Luyckx, V.L. Vignoles (Eds.). Handbook of identity theory and research. New York: Springer. 2011. Р. 1–27. DOI:10.1007/978-1-4419-7988-9_1
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 911
В прошлом месяце: 130
В текущем месяце: 63
Скачиваний
Всего: 294
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 21