Очевидно, что исторически вопросы изучения здоровья в первую очередь интересовали медиков. Однако начиная со второй половины ХХ века, когда изменился тип заболеваемости населения и основной причиной как заболеваемости, так и смертности стали не инфекционные, а, скорее, хронические заболевания, связанные с образом жизни человека, проблема здоровья зазвучала по-новому, исследования стали носить междисциплинарный характер, а социально-психологический фокус изучения здоровья стал в наивысшей степени актуальным. На смену медицинской парадигме здоровья пришла биопсихосоциальная [Engel, 1977], и современные исследователи, опираясь на эту модель, предлагают междисциплинарный взгляд на изучение здоровья. К настоящему времени уже разработаны теоретические модели и накоплен значительный объем исследований, в которых показано действие широкого круга социально-психологических факторов, оказывающих влияние на связанное со здоровьем и болезнью поведение индивидов и групп. Именно «обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте» являются третьей целью в области устойчивого развития (Sustainable Development Goals (SDGs)) вслед за ликвидацией нищеты и голода, принятой Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех» до 2030 года [Sustainable Development Goals]. Безусловно, социальные психологи вносят свою лепту в достижение этой глобальной цели.
Такой подход к осмыслению здоровья побудил нас включить в специальный тематический выпуск журнала по социальной психологии здоровья статьи, учитывающие этнокультуральные, социальные, возрастные аспекты изучения здоровья; представляющие профилактические программы с оценкой эффективности; анализирующие влияние социальных и социально-психологических факторов (например, депривации в раннем возрасте) на биологическое развитие и поведенческие проявления; изучающие социальные представления и субъективную репрезентацию здоровья. Традиционно в тематический выпуск включены статьи с теоретическим анализом и представляющие результаты эмпирических исследований, позволяющие применять полученные результаты в практической работе.
Таким образом, в тематический выпуск журнала вошли следующие статьи:
в рубрике «Теоретические исследования» – статья Чернего Д.И., Васильевой М.Ю., Мухамедрахимова Р.Ж. с анализом изучения влияния депривации в раннем возрасте на отдаленные последствия изменений показателей биологического развития, психического здоровья и взаимосвязанных с ними поведенческих проявлений;
в рубрику «Эмпирические исследования» мы включили статьи:
- рассматривающие одиночество и социальную поддержку как показатели социального здоровья подростков (Корниенко Д.С., соавт.);
- учитывающие влияние этнокультуральных факторов на поведение в сфере здоровья (Антонова Н.А., соавт.);
- выявляющие общие и национально специфичные компоненты жизнеспособности представителей молодежи разных этнических групп (Махнач А.В., соавт.);
- исследующие влияние социальных представлений о новых вызовах (в случае пандемии COVID-19) на поведение молодежи (Бовина И.Б., соавт.);
- изучающие связь субъективных репрезентаций здоровья и вовлеченность в педагогическую деятельность (Волкова Е.Н., соавт.);
- анализирующие жизненные перспективы людей предпенсионного возраста и их связь с показателями здоровья (Емельянова Т.П., Викентьева Е.Н.);
в рубрике «Прикладные исследования и практика» вы можете познакомиться с социально-психологической программой долголетия и оздоровления людей старших возрастных групп (Березина Т.Н.); а также с результатами изучения индекса счастья и его связи с существующими регламентами планирования развития отдельного региона в Индонезии (Арифин С., соавт.).
Приятного вам чтения! И до новых встреч на страницах нашего журнала!