Социальная психология и общество
2017. Том 8. № 4. С. 165–172
doi:10.17759/sps.2017080411
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Социально-психологический ресурс совершенствования образовательного пространства
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: конференция, образовательное пространство, социальная психология образования, психология дошкольника, школьники, студенты, педагоги , семья, школа
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: материалы конференции
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080411
Для цитаты: Крушельницкая О.Б. Социально-психологический ресурс совершенствования образовательного пространства // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 4. С. 165–172. DOI: 10.17759/sps.2017080411
Полный текст
24—25 октября 2017 г. в Московском государственном психолого-педагогическом университете состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социальная психология в образователь-
ном пространстве». В программный комитет конференции, под председательством ректора МГППУ В.В. Рубцова, вошли известные ученые с большим опытом психолого-педагогический работы из России (Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Симферополь) и Зарубежья (Италия, Казахстан, Латвия, Молдова, США, Финляндия). Основным организатором конференции стал факультет социальной психологии МГППУ.
Актуальность конференции обусловлена возрастающим запросом системы российского образования на социальнопсихологические средства решения задач, стоящих перед образовательными учреждениями. Результаты многочисленных исследований, в том числе представленных на первой конференции «Социальная психология в образовательном пространстве» (2013 г., МГППУ), показали, что назрела необходимость в консолидации опыта специалистов по таким наиболее востребованным направлениями в данной предметной области, как поиск новых социально-психологических технологий в работе психолога образования, социализация личности в образовательном процессе, проблемы межличностных и межгрупповых отношений учащихся, вопросы организационной психологии, социально-психологические аспекты педагогической деятельности, поиск путей повышения эффективности взаимодействия семьи и школы, а также другие социально-психологические проблемы обучения и воспитания.
На конференции широко представлена география России. Это Москва, Санкт-Петербург, Армавир, Владивосток, Владимир, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Курск, Магадан, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Симферополь, Смоленск, Тольятти, Тула, Уссурийск. В конференции приняли участие также коллеги из зарубежных стран: Азербайджана, Белоруссии, Великобритании, Италии, Латвии, Молдовы, США, Украины, Финляндии.
Необходимо отметить и широкую профессиональную представленность участников конференции: психологи различных специализаций, педагоги, руководители образовательных учреждений, аспиранты, студенты психологических и педагогических вузов (всего около 300 человек).
Столь высокий интерес к конференции, безусловно, свидетельствует об актуальности обсуждаемой темы, о необходимости консолидации опыта ученых и практиков с целью дальнейшего совершенствования образовательного пространства средствами социальной психологии.
Опубликованный сборник научных материалов конференции содержит 165 статей (Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24—25 октября 2017 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 472 с.). В сборнике представлены результаты исследований и практических разработок, направленных на повышение эффективности обучения и воспитания учащихся с помощью социально-психологических средств оптимизации взаимодействия участников образовательного процесса.
На конференции были обсуждены актуальные психолого-педагогические проблемы взаимодействия субъектов образовательного пространства — такие, как основы эффективности обучения и воспитания, просоциального личностного развития обучающихся, а также психологические средства гармонизации межличностных и межгрупповых отношений в различных сферах современного образовательного пространства, в том числе вопросы диагностики, профилактики и коррекции групповых и личностно развивающих процессов. Рассмотрены проблемы повышения мотивации учебной и учебно-профессиональной деятельности, оптимизации профессиональной деятельности педагогов и руководителей современных образовательных учреждений. Большое внимание на конференции было уделено профессиональному опыту отечественных и зарубежных специалистов — психологов, педагогов, руководителей образовательных учреждений, а также молодых ученых. Рассмотрены современные социально-психологические технологии в работе психолога образования, вопросы социализации личности и развития ученических групп. Представлены современные возможности оптимизации взаимодействия семьи и школы. Значительное внимание было уделено социально-психологическим аспектам педагогической деятельности и управления образованием. Сборник опубликован на сайте ФГБОУ ВО МГППУ на странице http://mgppu.ru/page/6120, а также размещен в РИНЦ: https:// elibrary.ru/item.asp?id=30272090.
Открывая 24 октября пленарное заседание конференции, к ее участникам с приветствием обратилась проректор по научной работе МГППУ Е.Н. Задорина. Она отметила высокую актуальность и значимость мероприятия для развития современной психолого-педагогической практики, теории и практики социальной психологии образования, а также пожелала участникам плодотворной работы на конференции и дальнейшего сотрудничества.
В докладе кандидата психологических наук, доцента О.Б. Крушельницкой «Актуальные проблемы социальной психологии образования» было подчеркнуто, что задача социальной психологии образования на данном этапе ее развития — совершенствование средств психологической помощи детям и молодежи, которые помогли бы противостоять деструктивным тенденциям, формировать просоциаль- ные ценности, помогать всестороннему личностному развитию, сделать подрастающее поколение более защищенным в новых сложных условиях жизни.
Большой интерес у слушателей вызвал доклад профессор-адъюнкта Хельсинкского университета, доктора педагогических наук Е.Ю. Протасовой «Консультирование родителей в ситуации многоязычия: мировой опыт и новые практики», в котором был представлен опыт международного проекта «Development of parent Involvement Models for Bilingual Pre-and Primary School» (PIM; Interreg Central Baltic), реализованного в 2015— 2017 гг. в Латвии, Финляндии и Эстонии. Рассказывалось о вопросах, обсуждавшихся на консультациях с родителями, о формах вовлечения родителей в деятельность детского сада, школы и о полученных прямых и косвенных результатах такого взаимодействия. Зарубежный опыт психолого-педагогической работы с детьми вызвал продолжительную дискуссию участников конференции.
В докладе «Какие аспиранты достигают успеха? О социальном капитале психологических научных школ» доктор политических наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Н.К. Радина (Нижний Новогород), проанализировала современную ситуацию подготовки аспирантов и развития научных психологических исследований. Были отмечены недостатки сложившейся практики подготовки кадров высшей научной квалификации и намечены пути совершенствования подготовки аспирантов.
На конференции было представлено 9 стендовых докладов, демонстрирующих авторские достижения по различным направлениям социальной психологии образования. Опыт организации проектной деятельности как ресурса социальной адаптации воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был наглядно представлен в стендовом докладе педагога-психолога ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» Е.Г. Коблик. В докладе Н.П. Радчиковой, А.П. Лобанова и А.В. Вороновой был осуществлен анализ общих компетенций в структуре академических достижений студентов Белорусского государственного педагогического университета. А.В. Королева (Москва, Зеленоград) в докладе «Развитие успешной социализации дошкольника через технологию моральных дилемм» рассказала об эффективной технологии развития социальных жизненных навыков ребенка. Коллеги из Одинцовского филиала МГИМО Е.В. Молчанова и Д.А. Лосев познакомили участников конференции с результатами исследования структуры ценностных ориентаций студентов в условиях реорганизации вуза. Живой интерес вызвал представленный на постер-сессии доклад «Конформизм как фактор моды (на примере людей, увлекающихся игрой Pokemon Go)» (А.Ю. Болтова, А.А. Александрова, Москва). Работа коллеги из СПбГУ Л.В. Марарицы «Роль нетворкинг-стратегии личности в формировании социального капитала» была отмечена участниками конференции как обладающая высокой актуальностью и исследовательской глубиной.
Заседание «круглого стола» по теме «Современные дети в условиях информационного пространства» было посвящено обсуждению двух основных вопросов: во-первых, возможностей информационного интернет-пространства для гармоничного развития личности ребенка, а во-вторых — рисков влияния 168
интернета на физическое и психологическое здоровье ребенка. В первой части «круглого стола» обсуждались возможности когнитивного, морально-нравственного и духовного развития детей средствами интернет-коммуникации, а также использования интернета для гармонизации семейных отношений. Во второй части заседания рассматривались новые риски и угрозы, спровоцированные влиянием интернета, проблемы защиты детей от влияния деструктивной пропаганды в социальных сетях, пути оптимизации информационной компетентности школьников, социально-психологические и психофизиологические аспекты интернет-зависимости в детском возрасте. Наибольший интерес у участников «круглого стола» вызвали выступления Н.В. Жуковой, О.В. Зарецкой, кандидата биологических наук, доцента Т.Ю. Мариновой (Москва).
24 октября также были проведены два мастер-класса: «Анализ данных из виртуальных социальных сетей для социально-психологических исследований» (ведущие — кандидат психологических наук Л.В. Марарица и С.М. Титов) и «Евротренинг как образовательная технология» (ведущие — кандидат психологических наук, доцент О.Е. Хухлаев, кандидат психологических наук, доцент М.Ю. Чибисова). Участники мастер-классов получили возможность не только познакомиться с новейшими научными достижениями, но и освоить навыки их практического применения.
Программа конференции 25 октября началась с заседаний секций, работа которых прошла в дружественной и заинтересованной обстановке. На каждой секции были представлены доклады специалистов из разных городов России и зарубежных государств, что позволило участникам взаимно обогатиться ценным опытом.
Наиболее продолжительные дискуссии в рамках секции «Социально-психологические технологии в работе психолога образования» (ведущий —кандидат психологических наук, доцент О.Е. Хухлаев) вызвали доклады, посвященные различным аспектам практической психолого-педагогической работы: «Экспресс-тренинг уверенного поведения для старшеклассников» (Н.В. Лукьянченко, Красноярск), «Психологическое сопровождение студенческого самоуправления» (Н.Е. Каверина, Дмитров), «Применение технологий экспериментальных исследований имплицитных аттитюдов при обучении психологов» (И.Д. Плотка, Рига), «Контекстный подход к проблеме социокультурной адаптации первоклассников к школе» (Л.А. Рыбакова, Нижний Тагил). По результатам обсуждения этих и других тем участники секции пришли к заключению о необходимости активного внедрения социальнопсихологических технологий в практику школьного и вузовского образования.
На секции «Социализация личности в образовательном процессе» (ведущие — доктор психологических наук, профессор Н.Н. Толстых; доктор психологических наук, профессор Е.П. Белинская; кандидат психологических наук, доцент Н.С. Денисенкова) в центре внимания оказались проблемы оценки идентификации личностных ценностей студентов и ценностей учебной группы (А.В. Капцов, Самара), повышения успешности педагогов и обучающихся в развивающей среде образовательной организации (Н.В. Горячева, Т.И. Шульга, Москва), исследования негативной креативности в образовании (Н.В. Мешкова, Москва), влияния психической травмы в младенческом возрасте на проявления ПТСР у взрослого человека (К.А. Серебрякова, Москва), а также особенности подготовки социальных психологов в вузах современной Молдовы (И.И. Кауненко, Кишинёв).
Работа секции «Ученические группы в образовательном пространстве» (ведущие — доктор психологических наук, доцент М.Е. Сачкова и кандидат психологических наук, доцент О.Б. Крушель- ницкая) была посвящена вопросам взаимосвязи межличностных отношений и эффективности образовательного процесса у членов школьных, студенческих и виртуальных ученических групп. Значительное внимание было также уделено особенностям взаимоотношений педагога и обучающихся как фактора результативности их совместной деятельности. С докладами выступили доктор психологических наук, доцент М.Е. Сачкова, И.Н. Тимошина, А.А. Соловьева (Москва), Л.В. Полежаева (Днепр). Обсуждались новые подходы к исследованию групп в образовательных организациях, проблемы взаимоотношений в системе «педагог—учащийся» в современной образовательной организации, особенности статусной позиции в ученической группе и ее связь с представлениями о статусе в обществе, а также социальнопсихологические феномены в виртуальных ученических группах.
Сложившаяся на секции «Организационная психология в контексте современного образования» (ведущие — доктор психологических наук, профессор А.Н. Занковский и кандидат психологических наук, доцент А.В. Погодина) творческая атмосфера также способствовала обмену мнениями участников конференции. Наиболее продолжительная дискуссия развернулась по результатам выступления А.Ю. Бухариной (Москва) с докладом о сильных сторонах женской модели управления. Большую заинтересованность вызвал доклад кандидата психологических наук, доцента Е.Б. Петрушихиной «Стиль руководства как фактор организационного гражданства педагогов». В докладе были представлены результаты исследования влияния стиля руководства образовательным учреждением на выраженность «организационного гражданства» педагогов — явления, ранее не изученного применительно к российской управленческой практике. На основе результатов исследования в докладе были сформулированы практические рекомендации по созданию организационной среды школы, стимулирующей конструктивное трудовое поведение педагогов.
Заседание секции «Социально-психологические аспекты педагогической деятельности» (ведущие — кандидат педагогических наук, доцент М.А. Егорова; кандидат биологических наук, доцент Т.Ю. Маринова; кандидат психологических наук, доцент В.А. Орлов) началось с доклада профессора А. Портеры из Университета Вероны, представившего современную модель развития межкультурных компетенций в образовании и консультировании. В его модели обозначены условия, необходимые для развития межкультурных компетенций не только в детском, но и в любом возрасте. Докладчику было задано много вопросов о том, как построена работа в этом направлении в Италии, какими компетенциями должен обладать специалист, чтобы эффективно сотрудничать с российскими и другими зарубежными коллегами, и т. д. Большую заинтересованность вызвали и другие представленные на секции доклады, в частности, сообщение О.В. Худяковой об особенностях взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом дошкольной организации (на опыте специалистов ДОУ Нижнего Тагила) и выступление Е.А. Шарендо (Рязань) о проблемах решения социальных задач в образовательном пространстве. Участники секции пришли к единодушному мнению о необходимости расширения учебной программы преподавания психологии в педагогических высших и средних специальных учебных заведениях.
Как показали дискуссии, развернувшиеся по тематике секции «Семья и школа: взаимопонимание и взаимодействие» (ведущие — доктор психологических наук, профессор Л.Б. Шнейдер и кандидат психологических наук, доцент Т.Н. Счастная), ресурсы сотрудничества школы и родителей учеников для повышения эффективности всестороннего личностного развития детей далеко не исчерпаны. Так, например, в докладе А.А. Нестеровой (Москва) был поднят вопрос о семейных факторах риска проявления буллинга в школьной среде. Т.Г. Климова поделилась опытом работы педагогов с семьей в московской школе, где достижение результата общими усилиями педагогов, родителей и самих детей считается одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса. С.В. Пазухина и С.А. Филиппова (Тула) рассказали о новейших разработках в области взаимодействия семьи и школы в вопросах защиты детей от вредной информации. Участники секции сошлись во мнении о том, что изучение социально-психологических механизмов влияния психотравмирующей информации является актуальной проблемой, решение которой возможно только в процессе развития сотрудничества школьных психологов и педагогов с родителями учащихся.
После завершения работы секций в рамках конференции состоялся телемост «Умение учителя выстраивать отношения с учащимися в XXI веке» с доктором психологических наук, практическим психологом-консультантом школы графства Фэирфакс в США Т.В. Коттл. Участники виртуальной встречи обсуждали специфику психологической работы в школе, расспрашивали коллегу из США об особенностях психологического сопровождения образовательного процесса в ее школе, о трудностях в работе школьного психолога и путях их решения. Основное внимание участников телемоста было уделено актуальной проблеме выстраивания гармоничного взаимодействия школьного психолога с другими субъектами образовательного процесса, и прежде всего — с педагогами.
По окончании телемоста состоялись еще два мастер-класса: «Качественные методы диагностики организационной культуры» (ведущий — кандидат психологических наук, доцент А.В. Погодина) и «Использование метода расстановок в консультативной работе с руководителями образовательных учреждений» (ведущий — кандидат психологических наук К.А. Серебрякова). Участниками мастер-классов стали школьные психологи, педагоги общеобразовательных и специализированных школ, воспитатели ДОУ, преподаватели российских и зарубежных вузов, психологи-консультанты и научные работники. Участники мастер-классов осваивали диагностические средства и технологии решения проблем взаимодействия администрации учебного учреждения с педагогами и родителями обучающихся, учителя — с учениками и их родителями, педагога-психолога — со всеми субъектами образовательного процесса.
По мнению участников, работа конференции прошла на высоком научном уровне, содержательно и плодотворно. Дискуссии участников были сконцентрированы вокруг актуальных проблем современного образовательного пространства. Мастер-классы позволили их участникам приобщиться к ценному опыту практического применения новейших средств профессиональной деятельности.
Итоги конференции показали, что в процессе вузовской подготовки психологов и педагогов необходимо уделять особое внимание совершенствованию их социально-психологических компетенций. Учитывая сложности изменяющегося мира, раннее приобщение детей к информационным технологиям и пользованию ресурсами интернета, необходимо изучать новые социально-психологические условия адаптации школьников к начальному и последующим этапам обучения. Резолюция конференции включала следующие основные положения:
• необходимость использования материалов конференции в системе начального, школьного, вузовского образования, а также в сфере повышения квалификации психологов и педагогов;
• целесообразность дальнейшего развития профессионального сотрудничества специалистов в данной предметной области;
• интенсификация социально-психологических исследований проблем современного образования;
• внедрение новых социально-психологических технологий в деятельность психологов образовательных учреждений.
Также было решено провести III Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Социальная психология в образовательном пространстве» в ФГБОУ ВО МГППУ осенью 2019 года.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2005
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 711
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1