Социальная психология и общество
2016. Том 7. № 3. С. 121–134
doi:10.17759/sps.2016070309
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Влияние на выбор кинофильмов уровня эмоционального напряжения зрителей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: временная перспектива, оптимальный диапазон эмоционального напряжения, контент-анализ (КА), психологически напряженное событие, художественный фильм
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070309
Для цитаты: Воскресенская Н.Г. Влияние на выбор кинофильмов уровня эмоционального напряжения зрителей // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 121–134. DOI: 10.17759/sps.2016070309
Полный текст
Н.Г. ВОСКРЕСЕНСКАЯ,
Нижний Новгород, Россия, navoskr@mail.ru
Исследуются особенности выбора зрителями киножанров с разными динамическими характеристиками с учетом субъективного восприятия насыщенности жизни во временной перспективе. Студентам, участникам исследования, предлагалось выбрать из 16 фильмов тот, который они в данный момент времени предпочли бы посмотреть. Данный список был предварительно составлен на основании оценок 187 популярных у студентов фильмов. Отобранные фильмы имели статистически-значимые различия по временным и динамическим характеристикам и были хорошо узнаваемы респондентами исследуемой выборки в количестве 60 человек. Студентам также предлагалось дать оценку насыщенности собственной жизни во временной перспективе. Анализ полученных результатов выявил, что предпочтение студентами тех или иных художественных фильмов носит компенсаторный характер. Восприятие своей жизни как скучной и бедной событиями определяет выбор динамичных фильмов со стимуляцией непроизвольного внимания за счет ориентировочного рефлекса и актуализации базовых потребностей. Восприятие своей жизни как динамичной и наполненной переживаниями способствует выбору в пользу обстоятельного киноповествования и стимуляции произвольного внимания за счет актуализации в процессе кинопросмотра социальных потребностей.
В настоящее время роль киноиндустрии в современном обществе не подлежит сомнению. Кинобестселлеры собирают огромные аудитории людей, желающих приятно провести время, позволяя им отдохнуть, отвлечься от повседневных проблем. Современное киноискусство влияет на особенности восприятия зрителем окружающего мира, создавая некую виртуальную реальность, которая подтверждает или замещает объективную действительность, оказывает мягкое и не всегда осознаваемое воздействие на нравственные идеалы и мировоззренческие позиции [1; 2; 5; 12; 16 и др.]. Художественные фильмы способны корректировать настроение зрителя. Ряд исследователей предполагают, что выбор зрителя часто носит компенсаторный характер, заменяя недостающие в жизни эмоции, помогая расслабиться или снять излишнее возбуждение [12; 13; 15; 19]. При этом для того, чтобы получать удовольствие при просмотре кино, эмоции не должны быть чрезмерными [18]. Существует некий диапазон эмоционального напряжения художественного киносюжета, который вызывает чувство удовлетворения у зрителя. Отклонение от этого уровня в ту или другую сторону может вызвать раздражение, обусловленное переутомлением или скукой. Этот диапазон будет зависеть от личностных особенностей зрителя, определяя склонность придерживаться некой постоянной линии в процессе принятия решения, какой фильм посмотреть. Он также обусловлен и конкретным эмоциональным состоянием человека в момент выбора. Здесь в действие вступает ситуативная мотивация, в результате которой зритель то предпочитает погрузиться в кинореальность, полную динамизма, то получает удовольствие от неспешного повествования [16].
Влияние эмоционального состояния зрителя на выбор кинофильмов с разными динамическими характеристиками не достаточно полно исследован. Во многом это связано с методикой исследований, основывающейся на различных вариантах опросов и самоотчетах с просьбами проанализировать причины своего поведения. В силу того, что наши эмоции не всегда осознаваемы, данные методы не позволяют составить полную картину психологических причин выбора зрителями кинопроизведений с разной степенью динамизма. Серьезное затруднение вызывает также отсутствие приемлемой для данных исследований классификации кинопроизведений по критерию динамизма. Это выдвигает проблему разработки собственных качественно-количественных категорий анализа содержания фильмов, позволяющих изучать взаимосвязь динамических характеристик кино с психическим состоянием зрителей, осуществляющих выбор.
В психологии под динамикой принято понимать непроизвольную ситуативную направленность энергии человека. У зрителя она будет тем выраженней, чем больше в сюжете киноповествования элементов, привлекающих повышенное внимание и способных стимулировать динамические процессы в человеке. Такие элементы в дальнейшем мы будем именовать психо- логически-напряженными событиями. Чем приближенней к реализму, тем в большей мере обеспечивается включенность зрителей в киносюжет [1; 17]. Насыщенность психологически-напряженными событиями наиболее свойственна жанру «экшен», сюжеты которого состоят из быстро сменяющих друг друга действий. Напротив, концентрация психологически-напряженных событий будет минимальной в фильмах с неспешным, размеренным повествованием, где детально обрисовываются характеры персонажей, а также специфические особенности ситуаций взаимодействия киногероев, их быт и социально-культурный контекст.
Анализируя выбор кинофильмов через психические состояния зрителей можно отметить: интенсивность проявления эмоциональных переживаний связана с субъективным восприятием насыщенности событиями собственной жизни, с тем, насколько рационально, с точки зрения индивида, он тратит свое время на реализацию собственных целей. В этом плане представляет интерес рассмотрение проблемы выбора фильмов с разными динамическими характеристиками с позиции временной перспективы. Под временной перспективой понимается широкая совокупность представлений индивида о своем психологическом будущем и психологическом прошлом, существующая в данный момент как динамическое базовое свойство человеческого существования. Данное понятие широко используется в исследованиях потребностно-мотива- ционных предпосылок поведения личности. Оно позволяет рассматривать глубокое и широкое влияние на человека непосредственной ситуации, в которой он находиться, исходя из его воспоминаний прошлого, ожидаемых последствий своего поведения, а также позитивной или негативной настроенности по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему [3; 4; 6; 8; 9; 11; 14 и др.].
Так как результаты ряда исследований говорят о том, что кинофильмы позволяют управлять эмоциями зрителей и выдвигается предположение, что выбор зрителем художественного фильма может носить компенсаторный характер, представляется интересным сопоставить насыщенность кинофильма психологиче- ски-напряженными событиями с субъективным восприятием зрителя, делающим выбор в его пользу, насыщенности событиями собственной жизни во временной перспективе. В психическом состоянии человека, влияющем на особенности его адаптации к окружающей среде, выделяют две дихотомии: напряжение — расслабление и возбуждение — успокоение [10]. При этом экстремальные для личности состояния, вызывающие дискомфорт, возникают при условии выхода за пределы личного диапазона оптимальных переживаний: когда жизнь воспринимается слишком напряженной и чрезмерно насыщенной событиями, это вызывает утомление; напротив, бедная событиями жизнь ведет к возникновению апатии, скуки, внутренней неудовлетворенности собой. Соотнося личный диапазон оптимальных переживаний зрителей с особенностями их выбора художественных фильмов с разной степенью концентрации психоло- гически-напряженных событий, можно подтвердить или опровергнуть гипотезу о компенсаторной роли кинофильмов в жизни людей применительно к их психическим состояниям в момент свершения выбора.
Эмпирическое исследование
Цель исследования — изучить особенности выбора зрителями кинофильмов с разными динамическими характеристиками с учетом их субъективного восприятия насыщенности собственной жизни во временной перспективе.
Задачи:
— составить классификацию художественных фильмов, проведя контент- анализ динамических характеристик популярных художественных фильмов;
— сравнить полученные в ходе кон- тент-анализа динамические характеристики художественных фильмов с субъективными оценками студентов динамизма в анализируемых фильмах;
— дать характеристику способов привлечения зрительского внимания в художественных фильмах, максимально различающихся по степени насыщенности сюжета событиями;
— проанализировать роль субъективных оценок степени насыщенности собственной жизни в выборе художественных фильмов с разными динамическими характеристиками.
Гипотезы:
отобранные фильмы с разными динамическими характеристиками будут качественно отличаться по способам эмоциональной стимуляции зрителей;
выбор в пользу фильмов с разной степенью насыщенности событиями будет носить компенсаторный характер, позволяя нивелировать неудовлетворенность насыщенностью реальной жизни событиями.
Выборка: 41 девушка и 19 юношей в возрасте 20—21 год, обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью» ННГУ имени Н.И. Лобачевского.
Методика исследования. Для исследования субъективной оценки степени насыщенности собственной жизни и субъективного эмоционального диапазона использовался метод незаконченных предложений. Студентам предлагалось, воспользовавшись 12-бальной шкалой, достроить следующее предложение: «Прошедший месяц можно оценить на ... баллов, в настоящем у меня ..., в ближайшем будущем, скорее всего, меня ожидает .». Для выявления личного диапазона оптимальных переживаний, предлагалось завершить следующее высказывание: «Мне нравится, когда в моей жизни ., но я терпеть не могу, когда у меня . баллов». Максимальный балл (12) студенты ставили, если считали что их жизнь в рассматриваемые временные промежутки максимально насыщенна событиями, 0 — когда диагностировали «полный штиль» в эмоциональном плане.
Для исследования субъективных оценок динамичности фильмов предлагалось проранжировать шестнадцать фильмов. По результатам опроса рассчитывался удельный вес субъективных оценок студентов динамичных характеристик по каждому из фильмов (ДХ), где 1 балл ставился самому динамичному, с точки зрения студентов, фильму, а 16 баллов — наиболее спокойному. Данные фильмы были отобраны в результате предыдущего исследования, где студентов просили назвать самые любимые фильмы, не ограничивая их в количестве названий [2]. Все эти фильмы хорошо узнаваемы студентами, но при этом отличаются друг от друга динамикой и продолжительностью (табл. 1). Содержание данных фильмов было подвергнуто контент-анализу (КА) по концентрации психологически-напряженных событий.
При разработке процедуры КА мы руководствовались следующими соображениями. Классическая структура кинофильма состоит из трех актов: завязка, борьба героев на пути достижения цели и кульминация [7]. Каждый акт отличается по концентрации психологически насыщенными событиями. Так как по продолжительности показа отобранные нами фильмы значительно отличались друг от друга, для удобства анализа киносюжеты фильмов разбивались на девять частей. При анализе фильмов использовались такие категории, как: Т — общая продолжительность фильма (в мин); ПНС — общее количество психологически насыщенных событий; ПНС1-ПНС9 — количество психологически насыщенных событий в каждый из исследуемых 9-ти отрезков времени; ПНС/Т — удельный вес психологически насыщенных событий; ПНС1/Т-ПНС9/Т — удельный вес психологически насыщенных событий в один из девяти отрезков времени. Индикаторами ПНС являлись непредсказуемый поворот событий; поведение, отходящее от привычных ролевых образцов; социально нежелательные действия; события несущие угрозу жизни, здоровью и душевному благополучию главных персонажей. Подсчет баллов по категории ПНС осуществлялся посредством фиксирования проявления одного из индикаторов данной категории.
Результаты исследования и их обсуждение
Корреляционный анализ разработанного нами категориального аппарата динамических характеристик фильмов с субъективными характеристиками этих фильмов, данными студентами, показал высокую статистическую значимость (табл. 1). К безусловным лидерам по количеству психологически напряженных событий, характеризующих динамизм фильма, относятся такие фильмы, как «Техасская резьба бензопилой» (ПНС=103), «007: Координаты Скай- фолл» (98); «Остров проклятых» (80); «Аватар» (79) «Бойцовский клуб» (74); «Бесславные ублюдки» (72).
Таблица 1
Фильмы, выбранные для социально-психологического анализа киномифов
Фильмы |
ДХ, данные студентами |
Т (мин) |
ПНС |
ПНС/Т (%) |
007: Кординаты Скайфолл (США, 2012) |
4,73 ( 3) |
143(11) |
98 (2) |
0,69 (2) |
Аватар (США, Великобритания, 2009) |
4,93 (4) |
162(13) |
79 (4) |
0,49 (8) |
Безумный Макс (Австралия, 1979) |
8,01 (9) |
93 (3) |
53(11) |
0,57 (5) |
Бесславные ублюдки (США, Герм., 2009) |
6,51 (7) |
153(12) |
72 (6) |
0,47 (9) |
Бойцовский клуб (США, Герм., 1999) |
4,42 (1) |
131 (9) |
74 (5) |
0,56 (6) |
Высоцкий. Спасибо, что живой (Россия., 2011) |
8,33 (11) |
128 (8) |
25(15) |
0,20 (15) |
Крестный отец (США 1979) |
8,21 (10) |
175(14) |
24 (16) |
0,14 (16) |
Обвилион (США, 2013) |
8,62 (13) |
125 (6) |
65 (9) |
0,52 (7) |
Остров проклятых (США, 2009) |
6,21 (5) |
138(10) |
80 (3) |
0,58 (4) |
Паронормальные явления (США, 2007) |
6,69 (8) |
86 (1) |
57(10) |
0,66 (3) |
Перл Харбор (США, 2001) |
6,42 (6) |
183(15) |
66 (8) |
0,36 — 10,5 |
Привидение (США, 1990) |
9,27 (15) |
127 (7) |
45(12) |
0,35 (12,5) |
Свадебный переполох (США, 2001) |
9,42 (16) |
102 (4) |
26(14) |
0,25 (14) |
Сумерки (США, 2008) |
8,87 (14) |
120 (5) |
42(13) |
0,35 (12,5) |
Техасская резьба бензопилой (США, 2006) |
4,57 (2) |
90 (2) |
103 (1) |
1,05 (1) |
Титаник (США, 1997) |
8,47 (12) |
194 (16) |
71 (7) |
0,36 (10,5) |
Ранговые корреляции Спирмана, при значимости 0,05 р=0,50; 0,01 р=0,64: |
||||
ДХ |
Х |
-0,182 |
0,791 |
0,688 |
Т |
-0,182 |
Х |
-0,162 |
0,323 |
ПНС |
0,791 |
-0,162 |
Х |
0,801 |
ПНС/Т |
0,688 |
0,323 |
0,801 |
Х |
Условные обозначения: ДХ — удельный вес субъективных оценок студентов динамичных характеристик по каждому из шестнадцати фильмов; Т — общая продолжительность фильма (в мин.); ПНС — общее количество психологически насыщенных событий; ПНС/Т — удельный вес психологически насыщенных событий.
Примечание: в скобках указаны ранговые значения.
К фильмам, в меньшей степени рассчитанным на эмоциональную стимуляцию, можно отнести следующие: «Крестный отец» (14), «Высоцкий. Спасибо, что живой» (25), «Свадебный переполох» (26).
Выявлены три группы фильмов, различающихся степенью насыщенности событиями и хронометража: 1) фильмы с высокой концентрацией ПНС продолжительностью более двух 2 час.; 2) фильмы с высокой концентрацией ПНС продолжительностью менее 1,5 час.; 3) фильмы с низкой концентрацией ПНС продолжительностью около 3 час. (рис. 1).
■ Фильмы продолжительностью более 2 ч.
■ Фильмы продолжительностью менее 1,5 ч.
■ Фильмы продолжительностью около 3 ч.
Рис. 1. Специфика распределения психологически напряженных событий (средне-арифмети-
ческие значения ПНС), способных вызвать эмоциональное напряжение зрителей, в фильмах
с разными динамическими и временными характеристиками
Фильмы с высокими показателями психологической насыщенности событий относительно скоротечны. Для них характерна достаточно сильная приближенность к реальной жизни, а их продолжительность редко превышает 1,5 часа («Безумный Макс», «Паронормальные явления», «Техасская резня бензопилой»). При достаточно высоких показателях ПНС в начале фильма наибольшая концентрация событий, способных вызвать эмоциональное напряжение, отмечается в последней трети кинопроизведения. При этом можно наблюдать чередование фаз с постепенным усилением к концу фильма.
Такой характер распределения событий в данных фильмах оправдан в силу следующих моментов:
— максимальная приближенность к реальности в данных фильмах позволяет зрителю очень быстро «включиться» в жизнь героев и эмоционально реагировать на них;
— очень схематично представленные зрителю персонажи позволяют достаточно отстраненно наблюдать за их перипетиями, вызывая у зрителя ощущение небожителя, наблюдающего за людьми с вершины Олимпа;
— относительно небольшая продолжительность фильмов связана с тем обстоятельством, что сильная эмоциональная вовлеченность у зрителя не может поддерживаться долго, чтобы не появилась угроза переутомления, а, следовательно, и отторжения самого фильма;
— чередование фаз интенсивности ПНС включает режим тренировки, позволяя плавно выводить зрителя к максимальной дозе эмоциональной стимуляции;
— ПНС в данных фильмах в основном обращены к непроизвольному вниманию зрителя и включают неожиданные события в виде резких движений, кардинальное изменение ауди- и визуальных сигналов в кадре, социально нежелательные действия и события, несущие угрозу жизни, здоровью и душевному благополучию персонажей, с которыми идентифицирует себя зритель.
Фильмы, продолжительность показа которых превышает два часа, занимают второе место по частоте психологически насыщенных событий (ПНС). Такие фильмы, как «007: Координаты Скай- фолл», «Остров проклятых», «Аватар», «Бойцовский клуб» отличаются довольно высокой оторванностью от реальной жизни. Даже в фильмах «Остров проклятых» и «Бойцовский клуб» главные герои при внешнем, на первый взгляд, сходстве с людьми, которых можно встретить в реальной действительности, по мере развития сюжета демонстрируют свое резкое отличие во внутреннем, психологическом плане от обычных людей. Для этих фильмов характерны чередования плавного повествования и постепенного нарастания насыщенности событий со стремительным усилением концентрации насыщенности в конце фильма. Такое распределение насыщенности событий оправдывает себя, так как:
— бережет силы зрителя для финальной части с максимальным накалом страстей;
— позволяет постепенно накапливать напряжение зрителя с целью достижения кумулятивного эффекта;
— во второй части наращивание напряженности идет в режиме тренировки: сначала подается блок достаточно сильных стимулов, провоцирующих эмоциональное напряжение, затем идет фаза расслабления, после чего напряжение достигает своего пика, значительно превосходящего по силе предыдущие стимулы;
— обостряет ощущения, используя принцип контраста: знание того, что впереди героев ждут серьезные испытания, позволяет зрителю по-настоящему насладиться неторопливой размеренностью событий;
— обстоятельное введение зрителей в жизнь киногероев позволяет зрителю их приключения переживать более личностно, а, соответственно, сильнее;
— размеренность в первой части фильма помогает наиболее полно погрузиться в вымышленный мир. В результате виртуальная реальность в какой-то момент вытесняет реальную действительность, помогая зрителю уйти от собственных проблем;
— ПНС в данных фильмах опираются как на активацию непроизвольного внимания зрителей с помощью характерных для первой группы стимулов, так и на постпроизвольное внимание, вызывая у зрителя заинтересованность в сюжете за счет таких факторов, как опасность прекращения межличностных отношений, возникновение статусной неопределенности, риск утраты членства в референтной группе, появление неконтролируемых факторов, способных изменить запланированный героем ход событий.
В следующую группу входят фильмы-повествования с обстоятельным и неторопливым развитием сюжета, продолжительность которых превышает 174 минуты (рис. 1). Для таких фильмов, как «Крестный отец», «Перл Харбор», «Титаник» характерен низкий удельный вес насыщенности событий в начале фильма, усиление эмоционального воздействия в середине и плавное снижение в конце. Привлекательность таких фильмов для зрителей обеспечивается следующими факторами:
— вовлеченность зрителя достигается за счет детального прописывания характера персонажей, относительной сложности сюжетной линии, а не психологически напряженных действий, активирующих непроизвольное внимание;
— возникновение идентификации с персонажами заставляет эмоционально реагировать на относительно (по сравнению с фильмами из первых двух групп) невысокие показатели ПНС в середине фильма;
— ПНС, как правило, основываются на постпроизвольном внимании зрителя, заинтересованно следящего за жизненными коллизиями персонажей и движением их к удовлетворению свих социальных потребностей.
Выбор студентами фильмов, различающихся по динамическим характеристикам, во многом определен такими аспектами, как суммарный показатель субъективного восприятия насыщенностью событиями во временной перспективе (ОНЖ), в том числе удовлетворенность настоящим (УН), будущим (УБ) и прошлым (УП), а также субъективная удовлетворенность этой насыщенностью во временной перспективе (ОУН) (табл. 2).
Таблица 2
Значимые корреляции (по Пирсону) динамики и субъективного отношения студентов к насыщенности событиями собственной жизни
Характеристики |
ПНС/Т |
ОНЖ |
ОУН |
УН |
УБ |
УП |
ПНС/Т |
1 |
-0,105 |
-0,123** |
-0,158** |
0,111** |
-0,128** |
ОНЖ |
-0,105 |
1 |
0,260* |
0,209 |
0,002 |
0,278* |
ОУН |
-0,123** |
0,260* |
1 |
0,900** |
-0,047** |
0,848** |
УН |
-0,158** |
0,209 |
0,900** |
1 |
-0,052** |
0,635** |
УБ |
0,111** |
0,002 |
-0,047** |
-0,052** |
1 |
-0,013** |
УП |
-0,128** |
0,278* |
0,848** |
0,635** |
-0,013** |
1 |
Примечание: «*» — корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторон.); «**» — корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.).
В процессе исследования обнаружена тенденция к отрицательной корреляционной связи между склонностью студентов выбирать фильмы с высокой степенью насыщенности событиями и суммарным показателем субъективного восприятия насыщенностью событиями во временной перспективе собственной жизни (ОНЖ) (р=-0,105, по Пирсону, табл. 2). Так, если ОНЖ по 12-бальной шкале у студентов, выбирающих фильмы с размеренными событиями, равна 8,97, то у студентов, предпочитающих фильмы с умеренной динамикой, средняя оценка насыщенности собственной жизни — 8,43, а у студентов, любящих динамический сюжет, она снижается до 8,16 балов (рис. 2). В оценках идеальной насыщенности событиями жизни, выраженных в показателях удовлетворенности, динамика была противоположной. Любители динамических фильмов и свою жизнь в будущем мечтали видеть более динамичной, хотя вероятность этого ими оценивается как невысокая (p<0,01, табл. 2). Так, в среднем по выборке ожидаемая оценка насыщенности событий в будущем составила 8,16, тогда как в идеале их удовлетворило бы 10,13 (рис. 2, В). Любители фильмов с умеренным динамизмом ожидают, что в будущем насыщенность их жизни событиями, наоборот, будет больше, чем хотелось бы (рис. 2, В). Так, у любителей фильмов с умеренной насыщенностью событиями средняя оценка насыщенности собственной жизни в будущем составляет 10,08 при желаемой 9,42 (рис. 2, Б). Третья группа, предпочитающая спокойные фильмы, имеет минимальные расхождения между констатирующими и идеальными оценками насыщенности событиями не только в будущем, но также в прошлом и настоящем (рис. 2, А). Таким образом, для студентов, любящих динамические фильмы, насыщенность событиями виртуальной реальности позволяет замещать субъективную событийную бедность в жизни, для любителей умеренно-динамических фильмов киносюжеты служат своеобразным тренажером, помогающим встретить напряженное будущее, тогда как почитатели фильмов с низкими динамическими характеристиками стремятся к отдыху, релаксации, возможности расслабится. Студенты, выбирающие фильмы с умеренной динамикой, имеют более узкую зону удовлетворенности/неудовлетво- ренности насыщенностью жизни, чем студенты, выбирающие другие группы фильмов. Так, если у студентов, выбирающих фильмы с высокими и низкими показателями динамических характеристик, разница составляет 7,6 и 7,3 соответственно, то у любителей фильмов с умеренной насыщенностью — всего 5,2.
А. Оценки студентов, предпочитающих фильмы с низкими
динамическими характеристиками
Б. Оценки студентов, предпочитающих фильмы с умеренными
динамическими характеристиками
В. Оценки студентов, предпочитающих фильмы с высокими
динамическими характеристиками
Рис. 2. Отношение студентов, предпочитающих фильмы с разными показателями динамичности, к своему прошлому, настоящему и будущему в континиуме «удовлетворенность/неудовлетворенность насыщенностью жизни»
Таким образом, вероятность того, что студенты, выбирающие фильмы с умеренной насыщенностью, окажутся в зоне либо слишком спокойной, либо слишком бурной для ощущения психологического комфорта у этих студентов выше, чем у остальных. Соответственно, психологически комфортная стимуляция для таких зрителей будет связана с осознанием того, что героев ждут серьезные испытания, но при этом эти испытания должны быть ограничены по времени и интенсивности протекания.
Выводы
1. Разработанная нами процедура контент-аналитического исследования динамических характеристик художественных фильмов в целом совпадает с субъективными оценками студентов. При этом фильмы с разными динамическими характеристиками качественно отличаются по способам эмоциональной стимуляции представителей исследуемой выборки и по продолжительности показа, а их популярность соответствует личным диапазонам оптимальных переживаний студентов, их выбирающих. Выбор в пользу фильмов с высокой концентрацией психологически насыщенных событий позволяет студентам нивелировать неудовлетворенность насыщенностью реальной жизни событиями; фильмы с умеренной насыщенностью событий часто служат своеобразным тренажером в преддверии испытаний; фильмы со спокойным повествованием, наоборот, позволяют отдохнуть от богатой событиями личной жизни.
2. Гипотеза о том, что выбор в пользу фильмов с разной степенью насыщенности событий будет носить компенсаторный характер, в ходе исследования подтвердилась. Неудовлетворенность студентов низкой насыщенностью событиями в собственной жизни в ближайшем прошлом и настоящем и ожидание большей насыщенности событий в будущем обусловливают ориентацию студентов при выборе фильмов на динамизм и стимуляцию непроизвольного внимания за счет ориентировочного рефлекса и актуализации базовых потребностей. Наоборот, восприятие студентами своей жизни как динамичной и наполненной переживаниями способствует выбору в пользу плавного и обстоятельного киноповествования, где психологическое напряжение в большей степени достигается за счет постпроизвольного внимания, когда в процессе наблюдения за перипетиями персонажей актуализируются социальные потребности.
Литература
- Брайант, Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: пер. с англ. М.: Издатель- ский Дом «Вильямс», 2004. С. 377—390.
- Воскресенская Н.Г. Социально-психологическая характеристика любителей определенных киножанров // Вопросы психологии. 2015. № 2, С. 78—87.
- Зейгарник Б.Ф. Теория поля Курта Левина. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 118 с.
- Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
- Кирилова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М.: Академический Проект; Культура, 2008. 496 с.
- Митина О.В., Сырцова А. Опросник по временной перспективе Ф.Зимбардо (ZIPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестник Московского университета. Сер.14: Психология. 2008. № 4. С. 67—89.
- Молчанов А. Букварь сценариста. М.: Эксмо, 2016. 352 с.
- Неяскина Ю.Ю., Мазуркевич А.В. Взаимосвязь субъективного качества жизни и временной перспективы личности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (23). С. 94—105.
- Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леон- тьева. М.: Смысл. 2004. 608 с.
- Психические состояния: Хрестоматия / Сост. и общая ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 105—167; С. 299—316.
- Толстых Н.Н. Время думать о будущем // Мир психологии. 2013. № 2. С. 96—107.
- Bartsh A. Emotional Gratification in Entertainment Experience. Why Viewers of Movies and Television Series Find it Rewarding to Experience Emotions // Media Psy- chology. 2012. Vol. 15, I. 3. P. 267—302. doi: 10.1080/15213269.2012.693811
- Bryant J., Zillmann D. Using television to alleviate boredom and stress // Journal of Broadcasting. 1984. № 28. P. 1—20.
- Frank L.K. Time perspective // Journ. of Philosophy. 1939. Vol. 4. P. 293—312.
- Knobloch-Westerwick S. Mood management: Theory, evidence, and advancements //
- J. Bryant & P. Vorderer (еds.). Psychology of entertainment. Mahwah, NJ: Lawrence Erl- baum Associates. 2006. Р. 239—254.
- Petty R.E., Cacioppo J.T. The Effects of Involvement on Responses to Argument Quan- tity and Quality: Central and Peripheral Routes to Persuasion // Journ. of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 4. № 1. P. 69—81.
- Rooney В., Hennessy E. Actually in Cinema: A Field Study Comparing Real 3D and 2D Movie Patrons’ Attention, Emotion, and Film Satisfaction // Media Psychology. 2013. № 16. Р. 441—460. doi: 10.1080/15213269.2013.838905
- Zillmann D. Mood management through communication choices // American Behav- ioral Scientist. 1988. № 31(3). P. 327—340. doi: 10.1177/000276488031003005
- Zillmann D., Hezel R.T. & Medoff N.J. The effect of affective states on selective expo- sure to televised entertainment fare // Journal of Applied Social Psychology. 1980. № 10. Р. 323—339. doi: 10.1111/j.1559-1816.1980.tb00713.x
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2854
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 1324
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4