Актуальный подход к исследованию статусных отношений в ученических группах в рамках научной школы факультета социальной психологии МГППУ

1127

Аннотация

В статье представлены результаты верификации нового подхода к изучению статусно-ролевых отношений через позицию среднестатусного члена группы, разрабатываемого в традициях теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе А.В. Петровского и в рамках научной школы М.Ю. Кондратьева на факультете социальной психологии МГППУ. Анализируются основные результаты серии эмпирических исследований, проведенных в образовательных организациях разных типов. В исследовании принимали участие свыше 1200 учащихся г. Москвы и Московской области. Показано, каким образом характер интрагрупповых взаимодействий, благополучие и эмоциональный климат, а также уровень группового социально-психологического развития в целом определяются системой отношений среднестатусных учащихся с одногруппниками. Сформулированы выводы о специфической роли среднестатусного учащегося в жизнедеятельности группы и описаны перспективы развития представленного социально-психологического подхода к изучению статусных отношений.

Общая информация

Ключевые слова: научная школа факультета социальной психологии, статусные отношения, ученическая группа, среднестатусный учащийся

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070105

Для цитаты: Сачкова М.Е. Актуальный подход к исследованию статусных отношений в ученических группах в рамках научной школы факультета социальной психологии МГППУ // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 1. С. 59–71. DOI: 10.17759/sps.2016070105

Полный текст

В статье представлены результаты верификации нового подхода к изучению статусно-ролевых отношений через позицию среднестатусного члена группы, разрабатываемого в традициях теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе А.В. Петровского и в рамках научной школы М.Ю. Кондратьева на факультете социальной психологии МГППУ. Анализируются основные результаты серии эмпирических исследований, проведенных в образовательных организациях разных типов. В исследовании принимали участие свыше 1200 учащихся г. Москвы и Московской области. Показано, каким образом характер ин- трагрупповых взаимодействий, благополучие и эмоциональный климат, а также уровень группового социально-психологического развития в целом определяются системой отношений среднестатусных учащихся с одно­группниками. Сформулированы выводы о специфической роли среднеста­тусного учащегося в жизнедеятельности группы и описаны перспективы развития представленного социально-психологического подхода к изучению статусных отношений.

 

Постановка проблемы и теоретические основы исследования

В целом ряду наиболее разрабатываемых областей современной социальной психологии особо выделяется проблематика интрагрупповой дифференциации. С одной стороны, данный вопрос является вполне традиционным и в отечественной, и в западной науке [10]. В ходе его разработки выдвинуты теории и построены концептуальные модели (см., например, работы С.А. Алифанова, Е.М. Дубовской, Я.Л. Коломинского, Р.Л. Кричевского, K.S. Fielding, M.A. Hogg, E.Hollander, K. Levin, R.M. Stogdill и др.). С другой стороны, многие аспекты остаются все еще недостаточно изученными. Так, проблемными являются вопросы о том, какую позицию занимает в социальном сообществе ее среднестатусный представитель, какие в связи со своим внутригрупповым положением он выполняет функции и в какой степени он оказывает влияние на социально-психологическое развитие и жизнедеятельность группы в целом. Несомненно, «полярные» интра- групповые статусные категории — лидеры и аутсайдеры всегда были в фокусе психологических и педагогических исследований. В рамках научной школы А.В. Петровского [9] и непосредственно теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе был предложен особый методический принцип, получивший название «Решетка противостояния позиций» [8]. Суть данного методического принципа состоит в том, чтобы вместо диагностики всей группы фиксировать только отношения между противостоящими позициями в различных подструктурах: между лидером и аутсайдером, «социометриче­ской звездой» и «изолянтом», новичком и «старожилом» группы и т. д. Таким образом, предполагается, что интра- групповые связи между «полярными» категориями могут быть глубоко информативными, так как они акцентируют различия во мнениях, оценках и ценностных ориентациях личностей. Нисколько не умаляя важность и несомненную экономичность данного подхода, следует, однако, отметить, что при подобном ракурсе рассмотрения ситуации исследователь получает вполне показательную картину уровня развития группы, но, с другой стороны, социально-психологическая характеристика контактной группы остается неполной. В систему анализа не попадает групповое большинство, которое (даже хотя бы в силу своей многочисленности) не может не оказывать воздействия на интрагрупповую активность. Соответственно возникает идея о том, что принцип исследования малой группы может быть смещен с «полярных» полюсов на «среднюю» позицию. При разработке концептуальной модели зарождения, развития и функционирования отношений авторитетности в группах [5] М.Ю. Кондратьевым было отмечено, что среднестатусная категория учащихся может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта изучения наравне с лидерами и аутсайдерами, а ее специфические характеристики были исследованы в закрытых образовательных учреждениях для подростков [4]. Таким образом, был сделан вывод, что помимо традиционной «решетки противостояний позиций» вполне возможно использовать и другой, но схожий «...по ресурсо-незатратности способ минимизации усилий группового обследования социально-психологического развития контактного сообщества. Для этого достаточно тех эмпирических данных, которые раскрывают характер и особенности отношений именно среднестатусных членов сообщества.» [3, с. 76].

В предпринятой нами работе была поставлена цель — установить правильность нового исследовательского принципа, направленного на определение степени значимости среднестатусного члена группы в процессе жизнедеятельности реально функционирующих малых групп. Мы рассматриваем средне­статусного человека как члена группы, занимающего промежуточное (между высокостатусными и низкостатусными одногруппниками) и при этом достаточно стабильное положение в интрагруп- повой структуре. Он адекватно отражает эмоциональные и референтные отношения и оказывает влияние на социально­психологическое благополучие и интеграцию членов социальной контактной общности. В итоге был предложен концептуальный подход к объяснению феномена «среднестатусной личности в группе», который был верифицирован в результате комплекса эмпирических исследований в ученических группах разных типов по возрастному составу участников, времени и уровню группового развития, направленности групповой деятельности [6; 7; 11]. Актуальность данного подхода обусловлена не только тем, что исследований по данной проблематике катастрофически мало, но и, прежде всего, тем, что и наука, и образовательная практика оказываются полностью лишены научных выверенных сведений по самой многочисленной категории учащихся и зачастую не задействуют «ресурс среднего» для формирования эффективных взаимодействий между учащимися и между педагогом и учениками — представителями разных статусных категорий. Кроме того, обсуждение заявленной темы становится особенно важным в рамках активно разрабатываемого на факультете социальной психологии МГППУ нового раздела психологической науки, имеющего междисциплинарный характер — социальной психологии развития [1; 2; 12]. Одна из главных проблем данной научной области состоит в разработке новых теоретических и методологических принципов, позволяющих вскрыть особую взаимосвязь и взаимовлияние личности и группы, человека и социума. На наш взгляд, исследования, напрямую посвященные выявлению взаимосвязи положения в социальной группе с конкретными проявлениями поведения среднестатусной личности, как раз и помогают установить данные неординарные закономерности и позволяют наметить некоторые пути решения поставленной проблемы.

Нами были сформулированы две основные теоретические гипотезы, которые были конкретизированы частными научными предположениями, в дальнейшем проверенными эмпирическим путем.

1.      Существуют общие социально­психологические закономерности, в которых выражается феномен средне- статусности. Данные социально-психологические зависимости проявляются одинаково в ученических группах разного типа, а также независимо от социально-демографических и психологических характеристик их членов.

1.1.   Среднестатусные члены группы, реализуя большую часть социометриче­ских и референтометрических выборов, определяют становление и развитие неформальной системы взаимоотношений в ученической группе.

1.2.   Среднестатусные учащиеся занимают стабильную промежуточную позицию в неформальной интрагрупповой структуре, что отражается на степени их осознанности представления картины межличностных взаимоотношений в контактной группе.

1.3.   Среднестатусные члены ученической группы обеспечивают одногруп­пникам необходимое поле эмоционального благоприятствования. С данной статусной категорией у представителей всех статусных слоев наблюдается наибольшая степень взаимности межличностных выборов. Кроме того, учащиеся со средним статусом являются наиболее предсказуемыми участниками межличностного взаимодействия, что также вносит стабильность и устойчивость в жизнедеятельность группы.

1.4.   Среднестатусные члены группы выступают как достаточно привлекательные и значимые личности для своих сверстников. Высокостатусные и низкоста­тусные учащиеся чаще объединяются в группу посредством среднестатусных, нежели «полярных» статусных категорий.

2.       Несмотря на наличие общих закономерностей, связанных с феноменом среднестатусности, существуют уникальные формы его проявления в разных ученических группах в зависимости от социально-возрастных особенностей входящих в них членов, а также наиболее значимых видов деятельности, акту­ализирующихся в каждом типе подобных общностей.

2.1.   В ученических сообществах с возрастом увеличивается степень удовлетворенности ожидания «психологической поддержки» от одногруппников в связи с тем, что они чаще связываются со среднестатусными членами группы.

2.2.   К старшему школьному возрасту, по сравнению с предыдущими онтогенетическими периодами развития, у среднестатусных учащихся повышается уровень адекватности представления о системе отношений в школьном классе.

2.3.   В связи с тем, что на разных институциональных этапах социализации члены ученических групп объединены качественно различной в психологическом плане ведущей деятельностью, выделяются различные основания, ле- 62

жащие в основе детерминации «серединного» положения личности в группе.

Выборка была представлена воспитанниками детских садов, школьниками со второго по одиннадцатый классы, студентами ссузов и вузов Москвы и Московской области. Всего в исследовании приняли участие 1212 испытуемых в возрастном диапазоне от 5 до 22 лет. В исследовании был использован комплекс социально-психологических методик и методических приемов: методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, социометрия, референтометрия, аутосоциометрия, ау- тореферентометрия, модифицированный вариант техники «репертуарных решеток» Дж. Келли.

Основные результаты исследования

Дошкольники. В исследовании было установлено, что систему взаимоотношений среднестатусных членов группы возможно анализировать, начиная с этапа дошкольного детства. Группа детского дошкольного учреждения выступает как первичная форма ученического сообщества, именно в ней формируются основы тех статусно-ролевых отношений, которые развиваются в последующих возрастных группах. Так, было определено, что группа 5—6-летних детей чаще всего имеет полную, не­усеченную структуру межличностных отношений, в которой представлены три статусных слоя (высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные дети). Среднестатусные дети, составляющие большинство, являются активными участниками интерактивных групповых процессов, по отношению к ним выражают симпатию все статусные категории и чаще всего их выбирают для совместной игры. Конечно, средне­статусные дошкольники не настолько социометрически привлекательные, как «популярные» дети, однако они достаточно адекватно отражают систему ин­терперсональных взаимоотношений в группе. Среднестатусные дошкольники референтны для всех статусных категорий, при этом на их мнение особо ориентируются дети с низким и средним статусом.

Младшие школьники. В сравнении с дошкольниками интрагрупповая структура младших школьников не испытывает серьезных изменений. Можно лишь зафиксировать расширение категории низкостатусных учащихся за счет некоторого уменьшения количества членов группы со средним статусом. Объяснить данную тенденцию можно тем, что группа становится больше по численному составу, а также с возрастом увеличивается избирательность отношений. В исследовании было установлено, что высокоста­тусные младшие школьники правильно оценивают свое положение в ученической группе. Среднестатусные и низкостатус­ные школьники по-разному «завышают» свой статус в группах: если первые дела- то вторые приписывают себе положение, выходящее за границы их реального статуса (например, приписывают себе средний или высокий статус).

Среднестатусные учащиеся выступают в качестве эмоционально привлекательных личностей для своих одноклассников (табл. 1).

Среднестатусные школьники получают эмоциональные выборы от разных по статусу одноклассников, а также отдают свои аттракционные предпочтения представителям всех статусных категорий, чаще всего при этом получая взаимный выбор от младших школьников со средним статусом (p<0,001). Референтоме­трические выборы все статусные категории получают также в большей части от среднестатусных детей.

Учащиеся начальной школы пытаются завоевать симпатию у своих высоко­статусных одноклассников (t=1,98 при р=0,05), однако социометрические выборы успешнее дети осознают, если они получены от среднестатусных школьников (р<0,001). Несомненно, обладая определенной предсказуемостью, среднеста­тусные учащиеся вносят стабильность в эмоциональные взаимоотношения, что в свою очередь влияет на эмоциональный климат школьных классов. В итоге, несмотря на то, что учащиеся начальной
нее в глазах лидеров, свое благоприятное положение в ученической группе они занимают благодаря среднестатусным соученикам.

Учащиеся среднего звена. Средне­статусные подростки имеют в целом благоприятное положение в системе аттракционных отношений одноклассников. Среднестатусные и высокостатус­ные школьники отличаются большим количеством взаимных выборов, что подчеркивает их более комфортное в отличие от аутсайдеров место в группе. В исследовании был обнаружен факт игнорирования лидерами низкостатусных одноклассников, наличия эмоциональных «границ» между «полярными» категориями, остро выраженной дифференциации между ними. Однако благодаря среднестатусным подросткам аутсайдеры получают аттракционные выборы, т. е. среднестатусные готовы выстраивать систему отношений с низкостатус­ными одногруппниками.

Среднестатусные подростки более референтны для одноклассников, чем аутсайдеры (t=4,59 при р<0,001), но их авторитетность ниже, чем у высокоста­тусных школьников (t=2,08 при р<0,05). При этом взаимные выборы больше отмечаются в паре «среднестатусный- среднестатусный» (52% выборов). Было установлено, что все подростки ожидают, что наиболее привлекательными они являются для среднестатус­ных сверстников (табл. 2). Полученные результаты однозначно демонстрируют, что именно у среднестатусных одноклассников члены ученической группы ищут взаимность и психологическую поддержку.

Старшие школьники. В юношеский период учащиеся со средним статусом позитивно принимаются членами группы. Чаще всего симпатию к ним испытывают такие же, как они, среднестатусные соученики (при p<0,001). При этом от среднестатусных юношей и девушек все статусные категории учащихся ожидают получить больше всего социометриче­ских выборов (табл. 3). Данные результаты подтверждены дисперсионным анализом (F=57,29 при р<0,001).

Среднестатусные старшеклассники достаточно адекватно отражают систему ингрупповых отношений в классе. В целом, коэффициент осознанности социометрических выборов у средне­статусных учащихся выше показателей учащихся начальной и средней ступеней школы (при р<0,05). При этом среднестатусные старшеклассники — самая угадываемая статусная категория (F=32,47 при р<0,001). Одним из основных выводов исследования стало то, что с возрастом (от начальной к старшей школе) возрастает тенденция связывать свои надежды на эмоциональную поддержку именно со среднестатусными одногруппниками.

Таблица 2

Студенты ссузов. Похожие взаимосвязи и закономерности были зафиксированы в средних специальных учебных заведениях. Однако некоторые полученные результаты стали специфичны для данного типа контактных групп. Ученические группы ссузов часто имеют более низкий уровень социально-психологического развития, нежели школьные классы. Учащиеся в таких группах хуже представляют систему межличностных отношений. На первом году обучения среднестатус­ные учащиеся, проходящие этапы адаптации в своей ученической группе, начинают больше поддерживать свою статусную категорию и демонстрировать высокоста­тусным сокурсникам свои качественные отличия от аутсайдеров.

Участники подростково-юношеских организаций. В исследованиях, проведенных в подростково-юношеских общественных организациях, было установлено, что среднестатусные члены групп таким же образом, как это происходит и в школьном классе, становятся своего рода «интеграторами» в системе интерперсональных отношений [11]. Среднестатусные участники организаций составляют ближайший круг общения лидеров, являются наиболее активной движущей силой, разделяющей главный замысел организации и в итоге претворяющий его в жизнь. В случае смены лидера именно среднестатус­ные участники выдвигают новых лидеров из представителей своей статусной категории. Таким образом, все полученные результаты подтверждают идею о том, что феномен «среднестатусности» является во многом универсальным и, соответственно, полученные результаты в определенной степени могут быть экстраполированы на другие типы социальных контактных групп.

Студенты вузов. Спецификой студентов является то, что они имеют более реалистичное представление о характере и особенностях интрагруппового стукту- рирования своих учебных групп [6]. По результатам корреляционного анализа обнаружено, что существует взаимосвязь между представлением о своем статусе и реальным положением студента в группе (r = 0,58). Данный результат превышает показатели всех предыдущих возрастных групп (например, он в два раза выше, чем в начальной школе). Привлекательность лидеров растет от первого курса к старшим. Взаимность у всех статусных категорий выше со среднестатусными одногруппниками. Адекватнее социометрические выборы
осознаются в группе среднестатусными студентами (79% выборов), что особенно заметно на первом, втором курсах. При этом и осознаются выборы от средне­статусных членов группы намного проще (р=0,001). Таким образом, наиболее предсказуемыми в студенческих группах, как и в школьных классах, являются среднестатусные учащиеся.

Наибольшим авторитетом среди студентов обладают лидеры (t=6,74 при р<0,001), а вот взаимность референтоме­трических ожиданий в большей степени связана со среднестатусными одногруп­пниками (80% выборов). При оценке одногруппников студенты чаще объединяют, как похожих друг на друга, лидеров и среднестатусных, во вторую очередь, среднестатусных и аутскйдеров и практически не находят схожих черт у высоко­статусных и низкостатусных студентов.

Интересными, на наш взгляд, являются результаты, показывающие какие критерии доминируют в разные возрастные периоды в ситуации оценивания учащимися среднестатусной категории (см. рис.).

 Рис. Процентное распределение характеристик, полученных среднестатусными учащимися
от одногруппников, по видам деятельности

Выводы

1.   Для построения полной и адекватной социально-психологической картины контактного сообщества необходимо учитывать позицию и специфические особенности среднестатусных членов группы, т. е. тех, кто, занимая промежуточное положение во внутригрупповой статусной иерархии, проявляет специфическое ролевое поведение, качественно отличающее его от характеристик высокостатусной и низкостатус­ной групповых категорий.

2.   В связи с особым (промежуточным) положением и тем, что количественный состав среднестатусной категории является преобладающим, в группе возможным оказывается осуществление определенного влияния среднестатус­ных на всю структуру неформальных отношений. При этом особое воздействие оказывается на психологическое благополучие и комфорт в группе, уровень аттракционного принятия членов группы, интеграционные процессы. Данные закономерности прослеживаются в различных типах образовательных организаций и в минимальной степени обусловлены возрастом членов группы или уровнем группового развития.

3.   Среднестатусные учащиеся имеют благоприятную позицию в системе ин- трагруппового структурирования. При этом они достаточно адекватно оценивают неформальную систему взаимоотношений. Обычно уровень осознанности у них несколько ниже, либо на уровне с лидерами и существенно выше, чем у низкостатусных сверстников.

4.   Предсказуемость среднестатусных членов группы позитивно отражается на системе отношений межличностной значимости. Большинство учащихся надеются на психологическую поддержку от среднестатусных соучеников. В связи с тем, что данные экспектации чаще всего оправдываются, повышается общий эмоциональный настрой и удовлетворенность от пребывания в группе. Зафиксированная закономерность отмечается в группах в разные возрастные периоды и имеет тенденцию к усилению при переходе на каждый следующий этап онтогенетического развития.

5.   Среднестатусные студенты и школьники являются значимыми личностями для своих ровесников и с ними легко объединяются для совместной деятельности как высокостатусные, так и низкостатусные члены группы. Лидеры и аутсайдеры быстрее находят черты своего сходства именно со среднестатус­ными ровесниками, нежели с членами «полярных» страт. Таким образом, процесс сплачивания в группе происходит вокруг именно среднестатусных учащихся.

6.   Образовательные организации разного типа (по уровню развития ученических групп, степени их открытости) имеют свои специфические особенности. На начальных этапах формирования групп студенты ссу- зов и вузов в большей степени поддерживают свою статусную категорию и максимально дистанцируют себя от аутсайдеров. Похожая закономерность обнаруживается и в сообществах закрытого типа — среднестатусные в них являются наиболее «консервативным» слоем, более других статусных категорий сопротивляющимся подъему низ­костатусных одногруппников вверх по статусной «лестнице» [4]. В таких случаях демонстрируется особая стратегия поведения среднестатусных учащихся, связанная в большей степени с личностной адаптацией в ущерб групповому развитию.

Таким образом, на основе комплексного эмпирического исследования в разных типах современных образовательных организаций становится возможным полноценный анализ позиции среднестатусных членов группы и системы их взаимоотношений. Представленный подход к понимаю статусно­ролевых отношений позволяет также в особом ракурсе рассмотреть проблему диагностики уровня социально-психологического развития группы посредством принципа выявления механизмов функционирования контактных сообществ через взаимосвязь процессов дифференциации и интеграции. Результаты исследования «среднего статуса» актуализируют новые критерии анализа основных интрагрупповых феноменов: межличностных отношений и взаимодействий, общения, социальной перцепции и рефлексии. Данные явления могут быть исследованы через такие параметры, как уровень осознанности отношений и комплекс оценок, которые среднестатусный член группы дает и получает по отношению к вышестоящему и нижестоящему одногруп­пнику. Таким образом, предложенное в рамках научной школы факультета социальной психологии МГППУ направление не только фиксирует возможность детального рассмотрения системы ингрупповых взаимосвязей в рамках малых сообществ, но и обнаруживает дополнительные переменные для изучения данного феномена в психологии больших групп, политической психологии, этнопсихологии через призму «среднестатусности».

Литература

  1. Антология социальной психологии возраста: специализированное учебное посо- бие / Ред. М.Ю. Кондратьев. М.: МГППУ, 2010. 416 с.
  2. Ильин В.А. Сравнительное исследование особенностей психосоциального разви- тия учащихся старших классов и студентов-первокурсников высших учебных заве- дений // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 14—23.
  3. Кондратьев М.Ю. О новом алгоритме сравнительного анализа развития малой группы // Социальная психология сегодня: Материалы I Всероссийской научно- практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского / Отв. ред. М.Ю. Кондратьев. М.: МГППУ, 2009. С. 73—76.
  4. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учрежде- ний. СПб.: Питер, 2005. 304 с.
  5. Кондратьев М.Ю., Кондратьева А.М. Научная психологическая школа А.В. Пе- тровского в Московском городском психолого-педагогическом университете // Раз- витие личности. 2014. № 2. С. 198—209.
  6. Кондратьев Ю.М., Сачкова М.Е. Специфика отношений межличностной значи- мости в студенческой группе на разных этапах обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 1. URL: http://psyedu. ru/journal/2011/1/2061.phtml (дата обращения: 30.07.2015).
  7. Никулин С.А., Сачкова М.Е. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 60—67.
  8. Петровский А.В. «Решетка противостояния позиций» как принцип диагности- ки уровня развития межличностных отношений // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 32—38.
  9. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагоги- ка, 1979. 240 с.
  10. Сачкова М.Е. Западноевропейский подход к исследованию феноменов власти и статусных отношений в группах разного типа [Электронный ресурс] // Психо- логическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 5. URL: http://psyedu.ru/ journal/2010/5/Sachkova.phtml (дата обращения: 30.07.2015).
  11. Сачкова М.Е., Новожилова Н.И. Современная детско-юношеская организация: особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений // Соци- альная психология и общество. 2011. № 2. C. 52—62.
  12. Толстых Н.Н. Социальная психология развития как самоценная отрасль психо- логической науки // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 13—25.

Информация об авторах

Сачкова Марианна Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, Институт общественных наук, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Профессор кафедры теоретических основ социальной психологии ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2982-8410, e-mail: msachkova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2409
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1127
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1