Социальная психология и общество
2013. Том 4. № 4. С. 114–122
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Исследование социально-психологических детерминант участия женщин в общественной деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: общественная активность, женские общественные объединения, мотивация общественной деятельности
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Молдован Н.А. Исследование социально-психологических детерминант участия женщин в общественной деятельности // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 4. С. 114–122.
Полный текст
К постановке проблемы
Несмотря на то что активизация общественной деятельности женщин является важной проблемой современного общества, развитие перспективных общественных объединений, в качестве главной цели которых выступает помощь женщинам и их семьям, с одной стороны,блокируется внешними факторами (нехваткой материальных, организационных, человеческих ресурсов и т. п.), а с другой — сдерживается рядом психологических детерминант: низкой мотивацией общественной активности, искаженной системой ценностей, личностными характеристиками конкретных индивидов и т. п.
В то же время сегодня значительно увеличилось количество публикаций, посвящённых проблематике активности граждан в общественной и политической жизни общества. Психологические механизмы формирования социальной активности и ее виды и формы интенсивно изучают как отечественные, так и зарубежные исследователи [2; 6; 7; 9; 10; 11 и др.]. Вместе с тем все еще незначительное внимание уделяется рассмотрению феномена общественной активности женщин. В связи с этим целью нашего исследования было выявление формально-статусных и социально-психологических детерминант участия женщин в деятельности женских общественных объединений.
Программа экспериментального исследования
В исследовании, которое было проведено в г. Львове в 2009—2013 годах, участвовали 300 женщин в возрасте от 17 до 58 лет. Половина из них принимали участие в работе женских общественных объединений [3], другие 150 женщин — не участвовали в общественной деятельности.
В исследовании использовался методический комплекс, включающий в себя как методы психологической диагностики, так и методы статистической обработки данных.
Социально-психологические детерминанты общественной активности женщин изучались с помощью батареи диагностических процедур, направленных на определение потребностей, мотивов, ценностей, направленности личности, её психологических особенностей, типов взаимодействия с окружающими, а также оценки качества жизни в различных сферах.
Мотивационные детерминанты определялись с помощью методики диагностики личностных и групповых базовых потребностей [8], методики диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана [8], диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности [8], экспресс-диагностики социальных ценностей личности [8], методики диагностики социальнопсихологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потёмкиной [5].
Определение психологических особенностей активных в общественной жизни женщин осуществлялось с помощью диагностики пяти факторов личности Дж. Ховарда, П. Медины и Ж. Ховард (адаптация Л.Ф. Бурлачука, Д.К. Королёва) [1], гендерного профиля женских стереотипов, шкалы «маскулинность-феминность» многофакторного личностного опросника FPI [4]; тип взаимодействия с окружающими людьми — методикой диагностики комуникативно-характерологических тенденций Т. Лири [8]; субъективная оценка качества жизни в разных сферах — с помощью методики «Оценка качества жизни» З.Ф. Дудченко (модификация Н.П. Фетискина, Т.И. Мироновой) [8].
Определение формально-статусных детерминант участия женщин в деятельности общественных объединений проводилось с помощью авторской анкеты, целью которой было определение таких показателей, как возраст, социальный статус, наличие детей, уровень образования женщины и членов её семьи, количество свободного времени на протяжении дня, опыт общественного участия в прошлом, уровень социальной активности родителей и знакомых.
Статистическая обработка данных предполагала определение различий между выборками испытуемых с помощью критерия Шеффе, выявление связей между исследованными характеристиками с помощью метода вычисления ранговой корреляции Спирмена, метода факторного анализа переменных (метод главных компонент), регрессионного анализа с построением логит-моделей.
Результаты эмпирического исследования
Результаты проведенного исследования мы объединили в шесть структурных блоков, чтобы всесторонне характеризовать социально-психологические детерминанты участия женщин в общественной деятельности.
I. Блок психических состояний. Данный блок включает, с одной стороны, стремление женщин активно преобразовывать окружающую действительность
(общая активность, r = 0,28), а с другой — проявлять собственную индивидуальность, неповторимость и уникальность в социально-полезной деятельности (творческая активность, r= 0,42).
II. Личностный блок. Отображает доминирующие личностные качества женщин, среди которых можно выделить основные (нейротизм, r= -0,22, открытость опыту, r= 0,29) и дополнительные (внимательность к другим людям, r= 0,39, любовь к детям, r= 0,34, склонность к сопереживанию, r= 0,32, доброжелательность, r= 0,30, широкий круг интересов, r= 0,29, коммуникабельность, r= 0,29).
III. Мотивационный блок. Образован из источников активности, а именно: потребностей (самовыражение, r= 0,32, социальные потребности, r= 0,26), мотивов (общественная полезность, r= 0,55, достижение успеха, r= 0,42), ценностей (социальные, r= 0,60, интеллектуальные, r= = 0,30) и мотивационной направленности (работа, r= 0,34, результат, r= 0,29).
IV. Блок эмоциональных детерминант. В его состав входят показатели, в которых измеряется субъективная оценка качества жизни (степень удовлетворённости душевным спокойствием, r= = 0,32, степень удовлетворённости жизнью в целом, r= 0,23).
V. Особенности взаимодействия с окружающей средой. Здесь отображается доминирующий тип взаимодействий с окружающими людьми. В данном случае это прослеживается в измерениях «доминирование-подчинение» и «агрессивность-дружелюбность». Речь идёт о стремлении к власти, доминированию в организации (доминирование, r= 0,32) или о желании устанавливать дружественные, равноправные отношения с другими участниками общественного объединения (агрессивность, r= -0,12).
VI. Блок формально-статусных характеристик. В данном блоке переменная «участие в общественном объединении» взаимосвязана с уровнем образования женщины (r= 0,36), общественной активностью её знакомых (r= 0,44) и общественной активностью матери (r= 0,30).
В результате факторизации переменных были выделены восемь факторов, объясняющих 42,18 % дисперсии и связывающих между собой анализируемые характеристики и детерминанты (табл. 1).
Таблица 1
Факторные нагрузки для подгруппы испытуемых женщин, принимающих участие в женских общественных объединениях
Фактор |
Показатели и факторные нагрузки |
Удовлетворённость базовых потребностей |
Оценка качества жизни в целом (F = 0,98), мера удовлетворённости жизнью в целом (F = 0,69), семейное благополучие (F = 0,63), состояние здоровья (F = 0,60), удовлетворённость питанием (F = 0,59) |
Поддержка оптимального жизненного состояния |
Общежитейская направленность личности (F = 0,92), комфорт (F = 0,77), общение (F = 0,73), социальный статус (F = 0,69), жизнеобеспечение (F = 0,64) |
Предрасположенность к окружающим |
Дружелюбие (F = 0,83), альтруистичность (F = 0,82), зависимость (F = 0,73) |
Общественная активность |
Рабочая направленность личности (F = 0,84), общественная полезность (F = 0,75), творческая активность (F = 0,71), общая активность (F = 0,54) |
Эгоистические тенденции |
Эгоистичность (F = 0,54), агрессивность (F = 0,66), авторитарность (F = 0,66) |
Ориентация на внешний мир |
Экстраверсия (F = 0,75), открытость опыту (F = 0,69), склонность к согласию (F = 0,55) |
Культурный капитал семьи |
Образование матери (F = 0,62), образование отца (F = 0,54) |
Стремление к доминированию |
Доминирование (F = 0,64), подчинение (F = -0,56) |
Следующим шагом для определения наиболее существенных детерминант участия женщин в деятельности женских общественных объединений является построение логит-модели (табл. 2). Для этого была использована процедура пошагового отбора данных, в ходе которой независимые переменные, имеющие наивысшие коэффициенты корреляции с зависимой переменной, поэтапно включались в модель.
Дополнительно была построена логит-модель для интегральных переменных (табл. 3), поскольку по своей конструкции они являются линейными комбинациями разных шкал.
На основании содержания логит-моделей можно утверждать, что доминирующими детерминантами участия женщин в общественной деятельности являются уровень образования женщины (прямая зависимость), её материальные потребности (с повышением уровня материальных потребностей на 1 балл по шкале методики диагностики личностных и групповых базовых потребностей отношение активных в общественной жизни женщин к неактивным происходит снижение на 9,7 %), потребности в безопасности (снижение на 12 %), потребность в самовыражении (повышение на 11 %), жизнеобеспечение (с повышением жизнеобеспечения на 1 балл по шкале методики диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана отношение активных в общественной жизни женщин к неактивным снижается на 17 %), общественная полезность (повышение на 22 %), общежитейская направленность личности (снижение на 11 %), рабочая направленность личности (повышение на 15 %), общественные ценности (повышение на 28 %), душевное спокойствие (увеличение показателя на 1 балл по шкале методики «Оценка качества жизни» З.Ф. Дудченко отношение активных в общественной жизни женщин к неактивным повышается на 17 %), тенденция к подчинению (увеличение показателя на 1 балл по шкале методики диагностики комуникационно-характерологических тенденций Т. Лири отношение активных в общественной жизни женщин к неактивным снижается на 22 %), доминирование (повышение на 8 %).
Таблица 2
Логит-модель детерминант участия женщин в деятельности общественных объединений*
Фактор «Участие в общественном объединении» |
Детерминанты |
Коэффициент |
Уровень значимости |
Материальные потребности |
-0,097 |
0.00 |
|
Потребности в безопасности |
-0,12 |
0.00 |
|
Потребности в самовыражении |
0,11 |
0.00 |
|
Жизнеобеспечение |
-0,17 |
0.00 |
|
Общественная полезность |
0,22 |
0.00 |
|
Общественные ценности |
0,28 |
0.00 |
|
Душевное спокойствие |
0,17 |
0.02 |
|
Зависимость |
-0,22 |
0.00 |
* Формализация данных осуществлялась с учетом кластеризации женщин по уровням обра)
зования.
Таблица 3
Логит-модель детерминант участия женщин в деятельности общественных объединений (для интегральных переменных)*
Фактор «Участие в общественном объединении» |
Детерминанты |
Коэффициент |
Уровень значимости |
Общежитейская направленность личности |
-0,11 |
0,00 |
|
Рабочая направленность личности |
0,15 |
0,00 |
|
Доминирование |
0,08 |
0,00 |
* Формализация данных осуществлялась с учетом кластеризации женщин по уровням обра)
зования.
Подводя итоги, можно выделить способствующее и блокирующее влияние детерминант на участие женщин в общественной деятельности (табл. 4).
В ходе данного исследования особый интерес вызвал вопрос о мотивации участия женщин в женских объединениях разных типов. В связи с этим был проведён с использованием критерия Шеффе сравнительный анализ социально-психологических особенностей участниц просветительских, политическо-ориентированных и социально-ориентированных объединений. Как выяснилось, женщины с богатым жизненным опытом чаще направляют свои силы на возрождение духовных ценностей и национальных традиций. Молодое поколение больше концентрируется на деятельности, связанной с решением острых социальных проблем (возраст, р < 0,04). Участницы политически-ориентированных женских объединений характеризуются наиболее высоким уровнем образования (р<0,01) в сравнении с представительницами других подгрупп.
Таблица 4
Влияние формально]статусных и социально-психологических детерминант на участие женщин в деятельности женских общественных объединений
Влияние детерминант |
|
способствующее |
блокирующее |
Уровень образования |
Неудовлетворённость материальных потребностей |
Мотивация общественной полезности |
Неудовлетворённость потребностей в безопасности |
Общественные ценности |
Эгоистическая мотивация жизнеобеспечения |
Душевное спокойствие |
Зависимость |
Рабочий мотивационный профиль |
Общежитейский мотивационный профиль |
Доминирование |
|
Неудовлетворённость потребностей в самовыражении |
По-видимому, акцентированная направленность деятельности на защиту социальных, экономических и политических прав граждан требует от женщин более высокого уровня знаний и всестороннего развития.
Деятельность активисток из социально-ориентированных общественных объединений больше направлена на личную свободу (р < 0,03) в сравнении с участницами политических объединений, а также больше ориентирована на деньги (р<0,02) в сравнении с представительницами просветительских объединений. Таким образом, участие женщин в социально-ориентированных объединениях осуществляется, с одной стороны, согласно их собственному волеизъявлению и прежде всего направлено на удовлетворение природных потребностей. С другой стороны, они не исключают возможности получить дополнительный заработок от реализации общественных проектов.
У представительниц политически ориентированных объединений наблюдается большая неудовлетворённость материальными потребностями в сравнении с участницами просветительских (р<0,01) и социально-ориентированных объединений (р<0,02). Кроме этого, в сравнении с другими, их отличает наиболее высокое стремление к власти. Участниц просветительских женских объединений, в свою очередь, отличают от других подгрупп более неудовлетворённые социальные потребности (р<0,001). Можно предположить, что в просветительских объединениях женщины ищут единомышленников и стремятся «убежать» от одиночества. Для активисток объединений, имеющих политическую направленность, общественная деятельность может выступать в качестве трамплина к последующей политической карьере, которая гарантирует возможность высокого заработка и влияния в обществе.
Активистки политических женских объединений, взаимодействуя с окружающими людьми, чаще, чем участницы объединений с другой направленностью, используют эгоистические тенденции (р<0,001). В свою очередь, представительницы социально-ориентированных формирований более дружелюбны по отношению к окружающим (р<0,03). Вместе с этим, участницы политически-ориентированных объединений более маскулинны (р<0,001) в сравнении с активистками объединений, деятельность которых носит социальный характер.
Выводы
Таким образом, исходя из результатов исследования, можно выделить следующие ключевые позитивные детерминанты в системе мотивации участия женщин в женских общественных объединениях.
1. Стремление к саморазвитию, власти и самореализации (неудовлетворённые потребности в самореализации, интеллектуальные ценности, доминирование, неудовлетворённость своим статусом в обществе, мотивация власти).
2. Стремление быть полезной обществу и окружающим (общественная полезность, общественные ценности).
3. Стремление к интеграции, общению и улучшению качества жизни (социальные потребности, удовлетворённость жизнью в целом).
Анализ негативных, блокирующих общественную активность женщин факторов, существенно воздействующих на мотивационную сферу, позволяет сделать вывод, что участие в общественном объединении в решающей степени зависит от уровня концентрации женщины на проблемах повседневного выживания семьи, эгоистического настроя, самоуверенности, раздражительности и критичности. Вместе с этим, большое значение для участия в общественной деятельности имеют интерес к новым знаниям и опыту, активная жизненная позиция женщины и ее дружелюбие.
Полученные результаты исследования позволяют утверждать, что среди формально-статусных детерминант общественного участия женщин в общественной деятельности наиболее существенную роль играет наличие знаний и высшего образования. В свою очередь, среди мотивационных детерминант общественной активности женщин необходимо выделить тенденцию к доминированию, поиск поддержки и безопасности, преобладание в ценностно-мотивационной сфере общественной полезности и общественных ценностей.
Сравнительный анализ социальнопсихологических особенностей участниц просветительских, политико-ориентированных и социально-ориентированных объединений показал, что активистки из просветительских объединений в большинстве случаев имеют зрелый возраст, нуждаются в общении с другими людьми, желают быть необходимыми обществу. Участниц объединений политической направленности от других отличает более высокий уровень образования, мотивация к власти и доминированию, акцентированность на личных интересах. Активистки социально-ориентированных женских объединений — самые младшие по возрасту, они проявляют общественную активность «по призванию», желают заботиться об окружающих, но при этом не исключают возможности для себя дополнительного заработка.
И всё же если говорить об активистках женского общественного движения в целом, следует отметить, что откликаясь на динамические потребности гражданского общества, стремясь на деле решать проблемы женщин и их семей, они генерируют творческие идеи, нацелены на активную жизненную позицию. Деятельность в женском объединении основана на межличностном взаимодействии, в основании которого — доверие, поддержка, желание лучше узнать себя и других, чувство принадлежности и единства. Женское объединение, с одной стороны, выступает для участниц общественной деятельности «школой личностного развития», гражданской зрелости, повышает уровень их культуры, знаний, умений и навыков, а с другой — даёт возможность приносить пользу обществу и помогать тем, кто нуждается в поддержке.
Литература
- Бурлачук Л.Ф. Адаптация опросника для диагностики пяти факторов личности // Вопросы психологии. 2000. № 1.
- Найдьонова Л.А. Розвиток громадянського суспільства як участь у колективних діях спільнот // Збірник наукових праць Інституту соціальної та політичної психології АПН України. Проблеми політичної психології та її роль у становленні громадянина української держави. Киев, 2008. Вип. 7.
- Неурядові організації України, що займаються жіночими та гендерними питаннями. Довідник / Під ред. Г. Дацюк. К., 2006.
- Практикум по экспериментальной и практической психологии / Под ред. А.А. Крылова. СПб., 1997.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара, 2008.
- Семенюк Л.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития: Дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2007.
- Слюсаревський М.М. Політична участь як особливий "зріз" політичної поведінки // Політичний менеджмент. 2009. № 5.
- Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Под ред. Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова. М., 2009.
- Grzelak J., Zinserling I. Aktywnosc spoleczna a wartosci i orientacje spoleczne // Studia Psychologiczne. 2003.T. 41. Z. 3.
- Herbst J. Oblicza spoleczenstwa obywatelskiego. Warszawa, 2005.
- Lewicka M. Dwusciezkowy model aktywnosci spolecznej: Kapital spoleczny czy kul) turowy? // Rozne oblicza altruizmu / red. D. Rutkowska, A. Szuster. Warszawa, 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1791
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 682
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1