Социальная психология и общество
2012. Том 3. № 4. С. 122–129
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети Интернет
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: целостность личности, информационно-психологическая безопасность, угроза, защищенность личности
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Баранова Ю.М. К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети Интернет // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 4. С. 122–129.
Полный текст
Распространение информационных технологий в мире в целом и в России, в частности, осуществляется откровенно ускоренно и характеризуется проникновением во все сферы жизнедеятельности: в промышленность, в сферу услуг, государственное управление, в образование и т. д. Значительная часть социальной активности современных людей реализуется в интернет- сообществах и посредством использования интернет-технологий. Однако стремительное вхождение в жизнь информационных технологий, связанных с использованием интернета, порождает не только спектр новых технологических возможностей, но и новых угроз, в том числе угроз психологической безопасности личности.
Подобная постановка вопроса обусловливает необходимость проведения масштабных научных исследований, посвященных изучению специфики воздействия информационных технологий и сети Интернет на психическую организацию современного человека. В настоящее время данная проблема стала объектом изучения различных научных дисциплин: философами рассматриваются вопросы виртуальной реальности и киберпространства (Р.А. Барышев, Ж. Бодрийяр, А.Е. Иванов и др.); культурологами изучаются вопросы межкультурной коммуникации в сети Интернет (Н.В. Целепи- дис и др.), субкультуры виртуального сообщества (И.А. Смирнова и др.); социологи исследуют интернет-сообщества (Д.В. Акаев, А.С. Аладышнина, И.В. Василенко, Р.В. Кончановский, Г.Ф. Нигматуллина, С.К. Тамазян и др.), роль сети Интернет в процессе социализации (А.А. Башкарев, М.А. Данилова, А.В. Чистяков и др.), интернет-досуг (М.М. Саме- люк и др.); педагоги изучают вопросы формирования интернет-культуры (А.А. Пигузов и др.), гражданской идентичности средствами интернета (А.А. Ло- гикова и др.), специфику применения ин- тернет-технологий в образовании (И.Н. Нахметов, Т.Ю. Павельева, Е.П. Романов, Н.В. Симонова и др.).
Понятно, что особенная роль в изучении специфики воздействия интернет- технологий на человека принадлежит психологии, для которой первостепенное значение имеет не только изучение факторов и угроз интернет-воздействия, но и разработка механизмов защиты психики от негативного влияния информационных технологий. Психологическая наука изучает вопросы Интернет-за- висимости (М.И. Дрепа, Т.А. Наумова и др.), образа «Я» и идентичности в сети Интернет (А.Е. Жичкина, Т.А. Наумова и др.), специфики интернет-коммуника- ции (И.В. Андреев, Г.С. Чичкова), само- презентации (Н.В. Водянова, И.С. Шевченко и др.) и т. д.
Другой важный аспект данной проблемы заключается в исследовании специфики влияния интернет-технологий на различные возрастные категории людей, и в первую очередь это касается детской и подростковой аудитории. Формирование личности современных детей и подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков во многом происходит на стыке виртуального мира и реальности. С одной стороны, в реальной жизни дети и подростки самовыражаются, презентируя свою уникальную личность с помощью особой одежды, манеры поведения, причастности к особым, «своим» сообществам, а с другой стороны, сегодня этот значимый для становления личности процесс социализации все больше переносится в интернет-среду.
В настоящее время уже можно говорить о появлении целого поколения «цифровых детей». Дж. Палфри и У. Гассер — авторы исследования Беркманского центра по изучению интернета и общества (Berkman Internet and Society Center), отмечают, что социологический портрет «цифрового поколения» образуют такие качества, как «тотальная» креативность, инновационность (подразумевающая разрушение и отказ от традиционных устоявшихся форм в бизнесе и построении деловых отношений), информированность, благодаря постоянной включенности в поисковую деятельность, многозадачность (способность решать несколько когнитивных задач одновременно). Исследователи также определяют и проблемные зоны «цифрового поколения» — информационную перегруженность, и как следствие, снижение способности формировать знания и оперировать ими [10].
Следует специально подчеркнуть, что в связи с постоянным ростом детской и подростковой аудитории сети Интернет все большую актуальность приобретает проблема обеспечения информационно-психологической безопасности детей и подростков, общающихся в интернете.
Для более точного и системного понимания и изложения угроз информационно-психологической безопасности личности (ИПБ) следует рассмотреть определение самого этого понятия.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определяет информационную безопасность детей как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [8].
В настоящее время отсутствует единый подход к определению понятия информационно-психологической безопасности. Различные исследователи предлагают собственные подходы к его трактовке в соответствии с целями своих конкретных изысканий. Так, сначала сформировался подход к определению информационно-психологической безопасности как социокультурного феномена, как состояния общественного сознания, выделение информационно-психологической безопасности среды, психофизической безопасности. Позднее сложилось видение информационно-психологической безопасности личности как состояния защищенности личности и целостного личностного образования, исследователи стали также рассматривать психологическую безопасность с точки зрения безопасности среды (образовательной, трудовой, воспитательной), выделять психолого-экологическую безопасность, обеспечиваемую за счет нравственно-экологического сознания, оценивать социально-психологическую безопасность как состояние защищенности личности в обществе.
В целом информационно-психологическая безопасность личности может быть определена как интегративное образование, отражающее:
психологическую защищенность личности от негативных воздействий информационных факторов и психологического насилия посредством информационных технологий, при которой обеспечивается защита психологического здоровья личности и оказываются удовлетворенными ее базовые потребности в самосохранении;
психологическую суверенность личности, целостность, обеспечивающие возможность осознанного саморазвития.
В соответствии с данным определением угрозы информационно-психологической безопасности непосредственно воздействуют на состояние защищенности личности или подрывают личностную целостность.
В таблице приведены основные угрозы информационно-психологической безопасности детей в сети Интернет.
Компоненты ИПБ |
Целостность личности |
Защищенность личности |
Угрозы ИПБ |
Интернет-зависимость Виртуализация личности |
Кибербуллинг |
«Опасные» материалы |
||
|
|
Группы девиантного поведения, секты |
Эмоциональные и поведенческие нарушения |
Сексуальные домогательства |
Таким образом, угрозы информационно-психологической безопасности воздействуют или на целостность личности, или на состояние защищенности личности. По сути, это внутренние и внешние угрозы ИПБ в том значении, в котором их употреблял Г.В. Грачев [2]. Группа внутренних угроз, по нашему мнению, также может быть названа «психологическими». Группа внешних угроз представляет такие проблемы, как группы девиантного поведения, «опасные» материалы, кибербуллинг, сексуальные домогательства. Данные угрозы могут быть нивелированы путем законодательного регулирования, родительского контроля, применения специальных программ ограничения доступа в интернет. В то же время подобная нивелировка не всегда достижима: например, взаимодействие в современных интернет-сетях зачастую позволяет злоумышленникам преодолевать подобные ограничения.
Группы девиантного поведения
В сети Интернет существуют группы людей, объединенных определенной идеей девиантного поведения, часто носящего подчеркнуто негативный характер. Группа единомышленников стремится всячески расширять собственный состав участников за счет привлечения новых членов. Особенно ярко такое стремление проявляется в среде пользователей-подростков.
С.К. Тамазян классифицировала сетевые социальные организации подростков по их назначению и роли на социально-негативные, социально-позитивные и социально-нейтральные.
К социально-негативным неформальным подростковым организациям, имеющим сетевую структуру, относятся: часть сообществ спортивных фанатов, некоторые религиозно-ориентированные сообщества, прежде всего языческого и сатанистского направлений, а также определенные, в первую очередь, агрессивно радикальные национально-патриотические сообщества. К социально-позитивным относятся, например, неформальные объединения экологов и стрэй- тэйджеров. Социально-нейтральными автор называет сетевые сообщества сторонников различных музыкальных течений и альтернативной культуры [7].
«Опасные» материалы»
Под определение «опасного» контента подпадают разнообразные материалы, но большинство исследователей фокусируются на содержащих сцены насилия (фильмы, музыка, изображения) и порнографию. В этой связи упоминаются агрессивные высказывания, комментарии, выражения ненависти, а также контент, который может быть определен как оскорбительный. К данной группе угроз также можно отнести проявления эксгибиционизма в сети.
«Опасный» контент является причиной возникновения следующих проблем:
а) дети невольно сталкиваются с подобными материалами во время вполне «безобидных» сессий в интернете;
б) юные пользователи часто вполне компетентны, чтобы найти и получить доступ к запрещенному (родителями или законом) контенту;
в) произвольный или непроизвольный просмотр подобных материалов негативно сказывается на детской психике и поведенческой активности [1].
Они, безусловно, связаны с нежелательными контактами со злоумышленниками.
Исследования, проведенные в США, показывают, что чаще всего сексуальные домогательства в сети Интернет исходят от ровесников детей (48 %) или молодых взрослых в возрасте от 18 до 30 лет (30 %). Что касается угроз, исходящих от более взрослых пользователей (или от тех, чей возраст неизвестен), то они относительно нечасты (4—9 %) [9]. Не всегда угроза исходит от незнакомцев — 14 % преследователей являются друзьями, знакомыми из реальной жизни детей [11].
Кибербуллинг
К нему относятся издевательства, унижения, разоблачения, оскорбления, агрессивные нападки, преследования посредством интернет-технологий.
Исследование «Дети России онлайн», осуществленное сотрудниками Фонда развития интернета факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Минобрнауки России, показывает, что основная площадка кибербуллинга — это социальные сети. В них нередки случаи оскорбления человека в сообщениях, размещения унизительного контента через взламывание страницы жертвы или создания поддельной страницы на ее имя. Особенно тяжело переживают кибербуллинг пользователи 9—10 лет: 52 % детей этого возраста сталкивались с кибербуллингом, в первую очередь, девочки; 25 % детей признались, что за последний год обижали или оскорбляли других людей в реальной жизни или в интернете. Обращает на себя внимание и тот факт, что в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам [6].
Вторая группа угроз информационнопсихологической безопасности содержит внутренние угрозы: интернет-зависимость, виртуализация личности, эмоциональные и поведенческие нарушения. Данный тип угроз действует на психологическом уровне, сложно поддается выявлению, медленно развивается и при этом провоцирует появление разрушительных деформаций детской психики и поведения.
Интернет-зависимость
В настоящее время явление интернет-зависимости активно изучается в психологической науке (М.И. Дрепа, О.В. Завалишина, В.А. Лоскутова, Т.А. Наумова, Ф.А. Саглам).
Интернет-зависимость может быть определена как форма технологической зависимости, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния фиксацией внимания на интернет-ресурсах, в ослаблении возможности самостоятельного контроля времени, проводимого в сети.
В.А. Лоскутова выделяет три группы проявления интернет-зависимости: первая группа — это категория психологических проявлений, в которую входят позитивные чувства и эйфория, испытываемые в процессе общения в сети, невозможность остановиться, проблемы с семьей и друзьями и т. д.; вторая группа — это категория физических проявлений, в которую входят синдром карпального канала, сухость в глазах, боли в спине и т. д.; третья группа — это категория поведенческих проявлений, в которую входят тяга к поиску в сети, навязчивое желание выйти в интернет и т. д. При этом подлинная интернет-зависимость проявляется при наличии совокупности вышеперечисленных признаков [4].
Виртуализация личности
Она может быть рассмотрена в двух плоскостях:
1) Создание виртуальной личности в сети Интернет и в социальной сети. Здесь важно рассмотреть суть понятий «реальная» и «виртуальная» личность. Реальные личности — это пользователи, которые выходят в интернет под своим именем, и сетевая активность которых коррелирует с реальной жизнью. Причиной выхода в интернет в качестве реальной личности может быть социальная ригидность, самодостаточность. Виртуальные личности са- мообозначаются псевдонимами, а их биография в интернете является в основном вымышленной. Интенцией к созданию виртуальной личности могут служить неудовлетворенность и пресыщенность реальной жизнью, желание получить новые ощущения, потребность в конструировании иной (символической) реальности для творческого самовыражения [5].
2) Подмена реального бытия в человеческом обществе виртуальным бытием в сети Интернет — ресоциализация личности, что, как правило, ведет к социальному отчуждению и к искусственной «аути- зации» личности [3]. Очевидно, что в этом случае происходит виртуализация сознания, а потому игнорирование или виртуализация ответственности, принятие иных законов и норм отношений.
Эмоциональные и поведенческие нарушения
Подобные нарушения приводят к смене настроения и поведения ребенка после сеанса в сети; перегруженности информацией; эмоциональным холодности и нестабильности.
Выводы
Итак, в настоящее время актуальной является проблема обеспечения информационно-психологической безопасности детей и подростков, общающихся в сети Интернет и социальных интернет- сетях. Угрозы информационно-психологической безопасности или непосредственно воздействуют на состояние защищенности личности (кибербуллинг, «опасные» материалы, сексуальные домогательства, группы девиантного поведения в сети), или подрывают личностную целостность (интернет-зависимость, виртуализация личности, эмоциональные и поведенческие нарушения).
При этом анализ вопроса обеспечения информационно-психологической безопасности детей в сети Интернет позволяет выделить как минимум следующие проблемы, которые в современном обществе должны быть разрешены.
1. Недостаточное внимание родителей к проблеме обеспечения информационнопсихологической безопасности своих детей. В ходе совместного исследования с нижегородской региональной благотворительной общественной организацией «Забота» и Региональным центром безопасного интернета для детей в рамках проекта «Погремушка, iPad и безопасный Интернет» было изучено отношение родителей к проблеме сетевой безопасности детей-дошкольников. Респондентам (родители детей 3—7 лет, посещающих детский сад) предлагалось ответить на вопросы относительно использования их детьми сети Интернет и безопасности в сети.
По результатам проведенного исследования был сделан вывод, что культура сетевой безопасности детей в России пока недостаточно сформирована. Практически все родители отмечают, что действительно интернет представляет собой потенциальную угрозу для психологической безопасности детей, многие родители называют риски сети интернета. Но при этом большая часть родителей не считает необходимым каким- либо специальным образом обучать детей безопасному использованию интернета. Многие считают, что «еще рано думать на это тему», «ребенок еще маленький». Наиболее эффективными приемами защиты ребенка в сети Интернет считают родительский контроль и специальные программы ограничения доступа, не уделяя должного внимания необходимости обучения ребенка безопасному использованию сети Интернет, общению с ребенком на тему интернета.
2. Недостаток программ обучения для педагогов в детских садах и школах. Безусловно, необходимы программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), такие как, например, программа Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет».
3. Недостаток программ психологической профилактики, психологической помощи при травмах, полученных в сети, в том числе готовых программ для использования психологами в детских садах и школах.
Таким образом, для предупреждения рисков информационно-психологической безопасности подростков в сети Интернет необходимо широкое обсуждение проблемы онлайн-безопасности детей и подростков в сети, продолжение и интенсификация научных исследований по проблеме, разработка и внедрение программ по формированию навыков безопасного поведения в сети для школьников и разработка программ психологической коррекции нарушений в личностной сфере детей и подростков, пользующихся интернетом.
Литература
- Годик Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа // Медиаскоп. 2011. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/841
- Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.
- Завалишина О.В. Педагогическая поддержка подростков, склонных к интернет-зависимости: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Курск, 2012.
- Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Дисс. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.
- Силаева В.Л. Интернет как социальный феномен // Социс. 2008. № 11.
- Солдатова Г.В., Зотова Е.Д. Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет // Справочник классного руководителя. 2011. № 7.
- Тамазян С.К. Сети социального взаимодействия подростков с девиантным поведением: Автореф. дисс. … канд. соц. наук. Ставрополь, 2011.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" // Российская газета. 1.12.2010. Федеральный выпуск № 5376.
- Finkelhor D. Online Victimazation: A report on the Nation’s Youth, 2000. URL: http://www.unh.edu/ccrc/trends/index.html
- Palfrey J., Gasser Urs. Born Digital. Understanding the first generation of digital natives. N.Y., 2008.
- Wolak J. Online Victimizationof Youth. Five years later. National center for Missing and Exploited Children, 2006. URL: http://www.unh.edu/ccrc/pdf/cv138.pdf
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3856
В прошлом месяце: 60
В текущем месяце: 38
Скачиваний
Всего: 1999
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5