Социальная психология и общество
2011. Том 2. № 3. С. 126–130
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Социально-психологическая проблематика на Х межвузовской конференции «Молодые ученые — нашей новой школе»
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: отчет о событии
Для цитаты: Кондратьев М.Ю., Мешкова Н.В. Социально-психологическая проблематика на Х межвузовской конференции «Молодые ученые — нашей новой школе» // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 3. С. 126–130.
Полный текст
21 апреля 2011 г. под эгидой Департамента образования г. Москвы на базе Московского городского психолого-педагогического университета прошла Х Юбилейная научно-практическая межвузовская конференция молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. Конференцию предваряла общая лекция профессора Римского университета С. Виджетти «Проблемы подготовки молодых специалистов к групповой работе в традиции Л. С. Выготского, А. С. Макаренко», содержание которой было посвящено описанию базовых принципов и алгоритмов подготовки молодых специалистов, прежде всего психологов-практиков, эффективность чьей дальнейшей профессиональной деятельности в определяющей степени зависит от их способности к организации групповой работы. По ходу лекции профессор С. Виджетти более чем доказательно продемонстрировала, что наиболее продуктивно и профессионально молодые специалисты подобного рода групповую работу могут организовывать и реализовывать именно тогда, когда опираются на имеющие практически мировое звучание и значение традиции Л. С. Выготского и А. С. Макаренко.
Оценивая в целом Х Юбилейную научно-практическую конференцию «Молодые ученые — нашей новой школе», следует отметить ее психологическую полинаправленность и многопрофильность. С этой точки зрения достаточно подчеркнуть, что и по форме профессионального взаимодействия, и по содержанию реализованных направлений докладов, сообщений и дискуссий обсуждаемая конференция, оставаясь единым и целостным научно-практическим мероприятием, была удивительно многоплановой. Так, в ее рамках помимо уже упомянутой выше общей лекции, участники смогли ознакомиться с докладами и сообщениями на различных секционных заседаниях («Психология детства», «Информационные технологии в психологии и педагогике», «Юридическая психология и образование», «Культурно-историческая психология и образование», «Клиническая и специальная психология», «Психолого-управленческие и организационные проблемы менеджмента», «Технология обучения студентов с нарушениями зрения», «Консультативная психология», «Проблемы лингводидактики в межкультурной коммуникации», «Социально-психологические проблемы образования и социализации молодежи в современных условиях»), пройти развернутый практикоориентированный мастер-класс («Профессиональная компетентность психолога-практика: социально-психологический аспект»), побывать на постер-сессиях, посвященных проблематике практически всех направлений конференции, содержательно подискутировать в рамках работы специально организованных круглых столов («Организация работы с молодежью», «Консультативная психология», «Психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и обеспечение деятельности специалистов опасных профессий», «Психология детства», «Социальная педагогика: актуальные социально-педагогические проблемы столичного образования»).
Понятно, что в логике профессионально-научной направленности этого журнала первостепенную значимость приобретает такое вполне самоценное направление в рамках данной конференции, как «Социально-психологические проблемы образования: актуальные вопросы теории и практики». Его содержательными составляющими явились секция «Социально-психологические проблемы образования и социализации молодежи в современных условиях» (соруководители — М. Ю. Кондратьев, Н. Н. Толстых, О. Б. Крушельницкая, А. В. Погодина, О. Е. Хухлаев) и мастеркласс «Профессиональная компетентность психолога-практика: социально-психологический аспект» (соруководители — Ю. М. Кондратьев, Н. А. Хаймовская).
Что касается секционного заседания, то все озвученные на нем сообщения и дискуссии по поводу обсуждаемой проблематики были посвящены результатам теоретических и экспериментальных социально-психологических исследований, касающихся наиболее актуальных проблем современного образования. Были рассмотрены различные аспекты теоретического и практического, группового и личностного развития учащихся, в том числе и в условиях современной поликультурной среды. Обсуждены эмпирические и экспериментальные данные, полученные при изучении социально-психологических закономерностей развития деятельности и межличностных отношений субъектов образовательного процесса в условиях учебно-воспитательных учреждений разного типа и профиля.
В ходе работы данной секции были заслушаны и обсуждены следующие научные сообщения:
П. С. Александров. К вопросу о социально-психологических факторах, обеспечивающих субъективное переживание безопасности образовательной среды учащимися различных возрастов.
Н. А. Байковская. Особенности содержания социализации в младшем школьном возрасте.
О. В. Васькова. К вопросу о взаимосвязи социальной идентичности и статуса индивида в малой группе.
А. В. Квитчастый. Взаимосвязь между развитием социального интеллекта у старших школьников и их представлениями о качестве жизни.
А. М. Ковешникова, М. Ю. Старцев. Проект профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях города Нижневартовска.
Е. А. Косенкова. Особенности взаимного восприятия учащимися гимназического и общеобразовательного классов друг друга.
В. Д. Кутейникова. Исследование ценностных ориентаций в подростковых ученических группах.
Н. М. Латыпова. Взаимосвязь профессиональной направленности и интенсивности отношения к природе и экологическим проблемам.
А. К. Пащенко. Освоение групповых норм младшими школьниками.
Р. Е. Прохоров. Влияние современной школьной среды на эмоциональное состояние обучающихся.
М. А. Хайт. Этническая идентичность в контексте социализации современной молодежи: заданность предками или осознанный выбор?
В работе секции приняли участие молодые ученые, аспиранты и студенты из Москвы, Волгограда, Нижневартовска, Саратова, Пскова, ряда городов Московской области.
На наш взгляд, наиболее с научнопрактической точки зрения значимыми и при этом вызвавшими особенно оживленную и острую дискуссию оказались следующие из вышеперечисленных проблемных сообщений.
Сообщение П. С. Александрова (Москва) «К вопросу о социально-психологических факторах, обеспечивающих субъективное переживание безопасности образовательной среды учащимися различных возрастов» было посвящено крайне актуальной проблеме субъективного переживания учащимися безопасности образовательной среды, что напрямую связано с решением ключевых задач, заложенных в последней редакции 2011 г. закона РФ «Об образовании». Принципиально важной здесь является идея П. С. Александрова о том, что в определяющей степени субъективная оценка учащимися степени безопасности образовательной среды зависит от успешности решения ими адекватных конкретному возрасту социально-психологических проблем и, прежде всего, достижения благоприятных взаимоотношений со значимым окружением. Так, отмечается, что: а) субъективные переживания безопасности образовательной среды в младшем школьном возрасте главным образом зависят от характера взаимоотношений ребенка с учителем и другими значимыми взрослыми; б) субъективные переживания безопасности образовательной среды в подростковом возрасте зависят от характера взаимоотношений преимущественно с одноклассниками и другими сверстниками; в) субъективные переживания безопасности образовательной среды в ранней юности зависят в основном от социализационных возможностей конкретного образовательного учреждения.
Сообщение А. М. Ковешниковой и М. Ю. Старцева (Нижневартовск) «Проект профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях города Нижневартовска» носило отчетливо выраженный научно-прикладной характер. По сути дела, вниманию участников конференции была предложена конкретная профилактико-коррекционная программа, ориентированная на оптимизацию социальной ситуации в достаточно большом городе. Докладчики ознакомили участников секции с основными задачами этой программы. Ими являются: а) выработка модели функционирования студенческого научно-практического Центра, объединяющего в себе студенческое сообщество вузов г. Нижневартовска; б) создание условий для комплексной реализации программ профилактики девиантного поведения несовершеннолетних; в) разработка и реализация программ профилактики девиантного поведения несовершеннолетних с учетом психовозрастных особенностей последних; г) организация взаимодействия с учреждениями различного типа, вида и профиля по реализации этих программ; д) осуществление прогноза возможных перспектив и описание «рисков» реализации проекта. Кроме того, были определены последовательность и содержательное насыщение основных необходимых этапов осуществления проекта: первый этап — подготовительный, подразумевающий создание условий для реализации проекта через анализ возможностей осуществления его цели и задач, подготовку нормативно-правовой базы деятельности в рамках его реализации, создание организационной структуры управления работой и проведение внутренней экспертизы готовности к реализации цели и задач проекта; второй этап — основной, на котором создается механизм профилактики и предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних усилиями студенческого сообщества г. Нижневартовска; третий этап — этап стабильного функционирования студенческого научно-практического Центра и определения ключевых перспектив его дальнейшего развития.
Как уже было указано выше, помимо секционного заседания, в рамках направления «Социально-психологические проблемы образования: актуальные вопросы теории и практики» доцентами МГППУ кандидатами психологических наук Ю. М. Кондратьевым и Н. А. Хаймовской был проведен мастер-класс «Профессиональная компетентность психолога-практика: социально-психологический аспект». Слушатели были ознакомлены с социально-психологическим наполнением таких принципиально значимых для любого психолога-пратика компетенций, как диагностическая оценка потребностей в психологической деятельности учреждения/организации; рефлексия и оценка психологической деятельности; межличностное общение и сотрудничество; владение специальной терминологией, логика, речь, формулирование рекомендаций; соблюдение правовых и этических принципов профессиональной деятельности. Кроме того, в рамках мастер-класса соведущие, используя комплекс проблемно-профессиональных ситуаций и задач, с которыми в своей деятельности социальный психолог-практик сталкивается более чем регулярно, продемонстрировали целый набор практических техник и приемов, позволяющих решать в условиях образовательных учреждений разных типов и профилей свои профессиональные задачи.
В целом Х Юбилейная конференция «Молодые ученые — нашей новой школе» и успешно осуществленное в ее рамках социально-психологическое направление, в частности, выступили в качестве отличной школы профессиональной самостоятельности и инициативности и одновременно площадкой наработки навыков и умений профессионального взаимодействия молодых ученых и московского студенчества.
М. Ю. Кондратьев, доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАН,
декан факультета социальной психологии
Московского городского психолого-педагогического университета
Н. В. Мешкова, кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник
Московского городского психологопедагогического университета,
доцент Московского государственного университета технологий и управления
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2303
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 411
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2