Участие представителей турецкой диаспоры Германии в исламских организациях

546

Аннотация

The article is devoted to the participation of Turkish migrants in the Muslim unions of German. The author researches the influence of confessional factor on the process of adaptation of Turkish migrants to German society. In the article characteristic of the activity of the general Muslim organizations in contemporary German society is given.

Общая информация

Ключевые слова: Islam, adaptation, Turkey, Germany, immigration, Gastarbeiter

Рубрика издания: История

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Слободенюк В.В. Участие представителей турецкой диаспоры Германии в исламских организациях // Социосфера. 2011. № 1. С. 83–85.

Полный текст

Сегодня турецкие жители являются неотъемлемым элементом немецкого социума. Они занимают важную роль в политике, экономике, культуре. Однако данная диаспора несет ряд проблем, связанных прежде всего, с процессом интеграции. Представители уже четвертого поколения немецких турок все еще не оторвались от своих национальных корней, составляя в Германии некую обособленную общность.

Одним из наиболее важных факторов, определяющих уровень интегра­ции мигрантов в Германии, является религия. Духовные ценности турок и при­нимающего общества совершенно различны, происходит столкновение взгля­дов двух конфессий – ислама и христианства. Данная проблема актуальна не только для изучаемых народов, она рассматривалась с точки зрения столкнове­ния цивилизаций в работах А. Тойнби, О. Шпенглера, С. Хантингтона [8]. Мно­гие исследователи уделяют внимание межцивилизационным различиям. При этом абсолютное большинство исследователей сходятся в том, что основные цивилизационные трения возникают между христианством и исламом, а точ­нее, между Западом и исламским миром.

Сегодня многие исследователи говорят об угрозе ислама, иногда рисуя очень трагическое будущее Европы [9]. Некоторые европейско­-мусульманские интеллектуалы проповедуют идею «евроислама» [10]. Немецкая исследова­тельница Дж. Герлах предлагает термин «поп­ислам» [11], применяя его к со­временной мусульманской молодежи, которая сочетает в себе как семейные традиции Востока, так и культурные обычаи и атрибуты глобализированной поп-­культуры Запада. Для Германии сегодня уместно также говорить о стихий­ном, так называемом «иммигрантском исламе» [7], не имеющем четкой проду­манной структуры. Этот факт осложняет взаимодействие правительства Герма­нии с мусульманским сообществом. Государству было бы легче вести диалог с неким единым представительным органом, выражающим интересы мусуль­манской общины страны. Поскольку старейшей и самой значительной по вели­чине является турецкая диаспора, она лучше организована.

Наиболее серьёзной по численности организацией турецких суннитов яв­ляется Турецко-­исламский союз во имя религии (DITIB) [1]. Он был основан в 1984 г. в Кельне при содействии государственного ведомства по делам религий Турции. В объединение входит около 870 мечетей и около 220 тыс. членов. Союз поддерживает очень тесную связь с Турцией, за это часто подвергается критике.

Более радикальным является основанное в 1976 г. в Кельне исламское со­общество «Милли Герюш» (Milli Görüs) [2]. Оно обладает разветвленной струк­турой по всей Европе, в Германии у него 16 региональных отделений. В 1984 г. от данного сообщества откололось радикальное крыло – Союз исламских объе­динений и общин, группировавшееся вокруг Гемалеттина Каплана. В 2002 г. оно было запрещено германскими властями.

Немаловажную роль турки играют в Центральном совете мусульман Германии (ZMD) [3], основанном в 1994 г. Совет ведет культурный и межрели­гиозный диалог на благо исламского сообщества и общества в целом. Ядро ор­ганизации составили как крупные турецко-­исламские союзы, так и исламские центры в Гамбурге, Ахене, Мюнхене.

Способствует культурному диалогу между турецким и немецким населе­нием и Союз турецко­-исламских культурных объединений (ATIB) [4] – головная организация турецких культурных организаций, объединившихся в Кельне в 1987 г. На территории Германии также действует Союз исламских культурных центров (VIKZ) [5], старейший турецко-­исламский культурный союз, основанный в 1973 г. Представители этих двух организаций составляют интеллектуальную элиту турецкой диаспоры в Германии.

Представленные объединения являются наиболее значительными в Гер­мании. Однако существует ряд организаций, занимающихся отдельными ас­пектами взаимодействия турецкого и немецкого населения. Это, например, «Инициатива за ислам и диалог», исламское сообщество «Яамаатун­нур», Ев­ропейская федерация турецких демократических союзов идеалистов и др. Есть также организации, ведущие свою деятельность в отдельных регионах Герма­нии – Немецко­-мусульманская лига Бонна, Немецко-­мусульманская лига Гам­бурга [6] и др.

Мусульманские организации в силу политических различий на религи­озной почве не всегда положительно относятся друг к другу. Однако их общая цель – улучшение жизни мусульманского населения в принимающем обществе, защита прав и свобод мусульман. На примере турецкого населения в Германии можно отметить, что сделано очень многое. Сейчас в немецких бассейнах есть женские дни для мусульманок, причем залы для купания в это время драпиру­ются плотными занавесками, чтобы избежать посторонних. Со многих больниц и школ убраны кресты, на заводах и в общественных учреждениях появились комнаты для намаза, вопрос разрешения общественным служащим на ношение платка решается в судах. Весьма значительных результатов достигли религиоз­ные проповедники и в области образования. Родители школьников­мусульман избавляют своих дочерей от школьных походов с ночевкой и совместных спор­тивных занятий с юношами, ведутся дискуссии о преподавании ислама в не­мецких школах.

Литература

  1. Интернет-­ресурс. URL: http://www.diyanet.org.de/startseite/index.php.
  2. Интернет­-ресурс. URL:http://www.igmg.de.
  3. Интернет­-ресурс. URL:http://www.atib.org/deutsch.
  4. Интернет-­ресурс. URL:http://www.vikz.de.
  5. Интернет-­ресурс. URL:http://www.zentralrat.de.
  6. Нечитайло Д. А. Ислам в Германии// Ближний Восток и современность. – М., 2007. – Вып. 31. – С. 112.
  7. Погорельская С. В. Мусульмане в Германии: специфика интеграции // Актуальные про­блемы Европы=Urgent problems of Europe. Мусульмане в Европе: существуют ли пределы интеграции? / ИНИОН РАН. – М., 2008. – № 1. – С. 148.
  8. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории / Пер. с англ. – М., 2003; Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993; Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций // Полис. – 1994. – № 1.
  9. Федоров В.П. Крушение Европы? (Один из возможных сценариев будущего). – М.: ИЕРАН, 2005. – 48 с.
  10. Gerlach J. Zwischen Pop und Dschihad. Muslimische Jugendliche in Deutschland. – Ch. Links Verlag, 2006.
  11. Tibi B. Euro­Islam oder Ghetto­Islam // Frankfurter Allgemeine Zeitung. – 1992. – 7 Dezember.

Информация об авторах

Слободенюк В.В., Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2223
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 546
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1