Социосфера
2011. № 1. С. 42–46
ISSN: 2078-7081
Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: vocational education and modernization, specialist
Рубрика издания: Педагогика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Пугачёва Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. 2011. № 1. С. 42–46.
Полный текст
Модернизация высшего профессионального образования происходит под определяющим воздействием институциональных и структурных изменений рынка труда. Рыночные преобразования изменили не только спрос на рабочую силу, востребовали новые качества человеческого капитала и сформировали новые образовательные потребности населения, но и обусловили развитие коммерциализации профессионального образования, создание рынка образовательных услуг. Можно выделить ряд позитивных тенденций в модернизации высшего профессионального образования: государственную поддержку образовательных инициатив в системе профессиональной подготовки; формирование единого образовательного пространства высшей профессиональной школы с производством и наукой; структурнофункциональную интеграцию вузов и предприятий отрасли.
Вместе с тем в модернизации высшего профессионального образования имеют место и негативные тенденции: диспропорции в подготовке специалистов и рабочих между ВПО, СПО и НПО; несовершенство нормативно-правовой базы деятельности вузов, обеспечивающей актуальность и необходимость их корпоративных связей с промышленными предприятиями; не соответствие инфраструктуры ВПО стоящим перед ней задачам, демографической ситуации и разбросанность по различным ведомствам; недостаточное внедрение в систему ВПО кроссдисциплинарных технологий профессионального образования; недостаточная поддержка негосударственных образовательных учреждений (НОУ).
Всё вышеизложенное обусловливает следующие приоритетные задачи высшего профессионального образования. Во-первых, это опережающая подготовка кадров, которая требует изменений в содержании и технологиях педагогического процесса на всех этапах профессионального образования, оперативного взаимодействия между системой образования и фундаментальной наукой. В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию. Необходимо совершенствование номенклатуры профессий и специальностей, оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями, а также формирование у выпускников профессиональной школы готовности обучаться всю жизнь. Образование через всю жизнь, «long life education» – это единственная возможность быть востребованным в любых социально-экономических условиях. Обладая готовностью обучаться всю жизнь, специалист обеспечивает свою конкурентоспособность на рынке труда.
Вторая задача – это создание условий для сохранения и развития региональных систем подготовки профессиональных кадров, превращения высшего профессионального образования в средство развития региональных социальных систем на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего и послевузовского образования в рамках широкомасштабных социально-экономических преобразований и программ развития субъектов Российской Федерации. В современных условиях целесообразно рассматривать цели, содержание, технологии, управление высшим профессиональным образованием как проектно-целевую деятельность на интегративной основе, обусловливающую участие студентов в разработке и реализации научнообразовательных и научно-производственных проектов.
Это обусловливает организацию высшего профессионального образования на основе принципа интеграции, обеспечивающего системную целостность и динамичность профессиональной подготовки, вариативные формы социального партнёрства; партисипативности, ориентированного на развитие государственно-общественных структур, форм и методов управления и продуктивное взаимодействие вузов с научными организациями, предприятиями, бизнес-структурами; сетевого взаимодействия, направленного на создание моделей субъектов системы ВПО по различным логическим основаниям; субсидиарности, предусматривающего создание условий для добровольного и заинтересованного участия вузов, научных учреждений и производства, независимо от форм собственности и административного подчинения, в развитии региональных систем профессионального образования, повышении конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования.
Одна из приоритетных задач – совершенствование инфраструктуры высшей профессиональной школы как системы взаимодействия субъектов учебнообразовательного процесса, институтов социально-педагогической деятельности и условий микросоциума, обеспечивающей субъектную самореализацию и оптимизацию профессионального становления студентов. Современная инфраструктура должна носить интерактивный характер, обусловливающий диалог, кооперацию, сотрудничество всех участников кадрового обеспечения производства и ориентацию профессиональной подготовки на развитие личности будущего специалиста, становление его компетенций.
В числе приоритетных задач необходимо обозначить и повышение качества высшего профессионального образования, посредством, во-первых, дуальной целевой профессиональной формы подготовки студентов, позволяющей обеспечить приобретение профессиональных компетенций, вести индивидуальное обучение, стажировку преподавателей и участие опытных работников персонала предприятия в «поштучной» подготовке специалистов, практическое обучение на сложном оборудовании с применением передовых прогрессивных технологий, гарантировать повышение качества реального учебно-производственного проектирования, обеспечить трудоустройство выпускников. Во-вторых, посредством персонализированных моделей подготовки, включающих проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов. В рамках содержательного направления таких траекторий, на основе новых стандартов содержания образования и индивидуального уровня готовности к их освоению, проектируются вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут каждого студента. Диверсификация структуры образовательных программ даёт возможность каждому студенту построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. В рамках технологического направления студентом определяются формы и методы реализации индивидуального образовательного маршрута при координирующей, организующей, консультирующей деятельности преподавателя. В третьих, посредством развития блочно-модульного обучения, которое способствует мобильности знаний, усилению практикоориентированности образования, позволяет улучшить качество подготовки, полнее учитывать требования научно-технического прогресса, демократизировать учебный процесс, исключить элементы случайности и необъективности в оценке знаний, умений и навыков студента и определить траекторию его образовательного роста. В четвёртых, посредством создания научно-методического обеспечения – как организационно-педагогических и методических механизмов доведения научных результатов до их практического применения в деятельности субъектов образования. На практике научно-методическое обеспечение включает методику формирования общего рейтинга студента и алгоритма оценки качества образовательной деятельности в вузе на основе системы качества TQM; систему квалиметрических индикаторов, отражающих в сопоставимых единицах достижения по отдельным изучаемым областям знаний, формам обучения по видам компетенций, и их динамику, получаемых по результатам аттестаций, контрольных и итоговых испытаний; базовую профессиограмму, уточняющую и структурирующую перечень требований, предъявляемых к будущему специалисту, посредством трудограммы (описание труда в профессии); психограммы (описание человека профессии); социограммы (описание личности в профессии); современные требования к отбору и структурированию содержания учебного материала, предполагающие несколько этапов (теоретическое обоснование; структурно-смысловой отбор содержания современного учебного материала в границах дидактического модуля; учебно-методическое обеспечение); механизмы интеграции профессионального и общего знаний в процессе профессиональной подготовки (интеграция содержания подготовки; проблемно-тематическая и целевая интеграция дисциплин; субъектная интеграция; интеграция форм и методов обучения, теории и практики).
К приоритетным задачам высшего профессионального образования необходимо отнести и модернизацию механизмов управления. Управление системой высшего профессионального образования следует понимать как продуктивное взаимодействие федеральных и региональных органов власти и органов управления образованием с органами местного самоуправления, вузами, предприятиями, бизнесструктурами, общественными организациями, направленное на обеспечение оптимального функционирования и развития высшей школы с целью получения качественно новых результатов образования, повышения её конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг. Это обусловливает расширение участия общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в высшем профессиональном образовании. Сложившиеся социально-экономические и политические условия требуют превращения ВПО в открытый для общества и подотчётный ему социальный институт. Государствено-общественное управление образованием подразумевает оптимальное сочетание деятельности субъектов управления государственной и общественной природы всех уровней, направленной на организацию функционирования и развития системы образования. Развитие государственно-общественного управления в системе высшего профессионального образования – это механизм, обеспечивающий диалог образовательных учреждений со студентами и их родителями, представителями гражданских институтов, работодателями.
Говоря о приоритетных задачах высшего профессионального образования, нельзя не сказать о важности профессионального воспитания. Целесообразно в вариативной составляющей образовательного стандарта третьего поколения разработать модули, обеспечивающие интеграцию учебной, профессиональной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности студентов и направленные на профессиональное воспитание. Профессиональное воспитание – это процесс формирования профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения индивида к профессиональной деятельности, готовности к обучению через всю жизнь, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.
Необходимо создать условия для оптимального развития гуманитарного образования как ведущего социального института, обеспечивающего духовнонравственное развитие личности и приобщение человека к отечественной и мировой культуре. Развитие России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но и с формированием гражданского согласия по духовнонравственным ценностям. К сожалению, у студенческой молодёжи духовнонравственные ценности отходят на второй план. Всё большее влияние на молодое поколение приобретают потребительская психология и культ материального успеха. Сегодня стало совершенно очевидным, что состояние духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи угрожает национальной безопасности страны. Духовно-нравственную культуру можно определить как развивающуюся совокупность духовно-нравственных ценностей, норм, установок, знаний, регулирующую жизнедеятельность человека в семье, обществе, мире и обеспечивающую его жизнестойкость.
В совокупность приоритетных задач следует включить разработку теоретических подходов и научно-методическое обеспечение образовательных стандартов третьего поколения. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения предусматривают две составляющие. Во-первых, инвариант, обеспечивающий единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Во-вторых, вариативная составляющая, обеспечивающая подготовку профессионально компетентных специалистов в соответствии со спецификой регионального рынка труда и требованиями работодателей. В целях создания современной инфраструктуры вуза и получения компетентностноориентированных образовательных результатов важно обеспечить как научное и учебнометодическое формирование вариативной составляющей основных образовательных программ, разработать требования к ней и внедрить в учебно-образовательный процесс кроссдисциплинарные технологии формирования квалифицированного компетентного специалиста, так и сопряжение профессионального и образовательного стандартов. Профессиональные стандарты задают систему показателей, позволяющих установить степень соответствия деятельности, выполняемой работником, существующим требованиям рынка труда, и представляют собой набор характеристик в виде знаний и умений, отвечающих тому, что и как человек должен уметь делать, и что для этого нужно знать, описанный конкретным набором типовых профессиональных критериев, свойственных той деятельности, которую человек осуществляет в рамках конкретной профессии. Сущность профессионального стандарта в том, что его содержание не привносится извне и не возникает в результате обсуждения работодателями. Это содержание заложено в самой профессиональной деятельности. Качественное отличие кроссдисциплинарных технологий состоит в том, что в процессе обучения активно используются различные виды проектирования и оно рассматривается как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельностью студентов.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что в современном мире роль и значение каждой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями. Уровень развития наукоемких технологий в настоящее время является характеристикой экономического состояния и научно-производственного потенциала страны и обеспечивает ее конкурентоспособность. В странах, успешно преодолевших переход к современным рыночным отношениям, сформирован культ профессионального образования, поддерживаемый регулярными встречами глав государств с лучшими студентами и преподавателями и представлением их перед общественностью как «национальной ценности страны». В создавшихся условиях России жизненно необходима система высшего профессионального образования, позволяющая адекватно встретить вызовы цивилизации XXI века, сохранить и укрепить нашу конкурентоспособность как одного из ведущих государств.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7718
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 622
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0