Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки

886

Аннотация

Полученные авторами статьи данные свидетельствуют о том, что нарушение осанки оказывает влияние на психологические особенности ребенка старшего дошкольного возраста. Таким детям, по сравнению с детьми без нарушения осанки, свойственны более негативные показатели личностных отношений, отрицательные эмоции — горе, обида, злоба, скука, а также ценностные ориентации, направленные на компенсацию и проявляющиеся в большем стремлении к чтению. Приписывание в одном и том же цвете показателей негативных и позитивных эмоций говорит об амбивалентности и недиф- ференцированности эмоциональной сферы у ребенка с неправильной осанкой.

Общая информация

Ключевые слова: осанка, сколиоз, старший дошкольный возраст, дезадаптация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Белов В.Г., Давтян Е.Ю. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями осанки // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Том 24. № 2. С. 15–24.

Фрагмент статьи

Более 80 % детей дошкольного и младшего школьного возраста сегодня имеют различные на- рушения осанки [1; 2; 5; 7–10]. По сравнению с шестидесятыми годами прошлого столетия число таких детей увеличилось в три раза [1; 2; 9; 11; 12]. Это явление, судя по результатам многих исследований, носит характер вселенской беды и сопоставимо с трендом акселерации в 1960-х и 1970-х [2–4; 6; 9]. По данным В. В. Косс в России 86 % школьни- ков имеют нарушения осанки, сочетающиеся с изменениями различных органов и систем, таких как сердечно-сосудистая,  дыхательная,  пищеварительная и др. [7; 10; 13]

Литература

  1. Арсян А. Б. К вопросу о физическом состоянии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ереван, 2010.
  2. Алиев В. А., Андреева В. П. Зависимость состояния здоровья от соматотипа школьника // Гигиена и санитария. 2009. № 9. С. 13–16.
  3. Белов В. Г., Парфенов Ю. А., Федоренко В. В. и др. Досуговая деятельность как проявление социальной актив- ности // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2010. № 2 (60). С. 26–32.
  4. Белов В. Г., Дмитриев М. Г., Апалькова И. Ю. Здоровье как основа социально-психологической адаптации чело- века // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2007. Вып. 1, т. 7. С. 44–47.
  5. Белов В. Г., Давтян Е. Ю. Игровая терапия страхов у детей с нарушением зрения // Материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Психологическая адаптация и психологиче- ское здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды (18–19 апреля 2013 г.). Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2013. С. 414–417.
  6. Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психология кризисных ситуаций: Учеб. пособие. СПб.: Невский институт управле- ния и дизайна, 2010. 175 с.
  7. Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Основы клинической психологии: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 455 с.
  8. Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Когда вся жизнь — школа: Учебно-метод. пособие. СПб.: ЭЛМОР, 2013. 173 с.
  9. Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Консультирование в работе детского практического психолога: Учеб. пособие. СПб.: ЭЛМОР, 2011. 60 с.
  10. Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психологическая диагностика и коррекция в работе детского прак- тического психолога: Учеб. пособие. СПб.: ЭЛМОР, 2012. 131 с.
  11. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2012. 950 с.
  12. Психология здоровья дошкольника / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2010. 413 с.

Информация об авторах

Белов Вадим Геннадиевич, доктор экономических наук, профессор, кафедра теории и практики, МГППУ, Москва, Россия, e-mail: vgbelov@mail.ru

Давтян Елена Юрьевна, магистр Санкт-Петербургского университета управления и экономики

Метрики

Просмотров

Всего: 1327
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 886
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5