Роль психодиагностики в прогнозировании профессиональной успешности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации

39

Аннотация

В статье рассматривается проблема прогнозирования профессиональной успешности личности руководителя органов внутренних дел. Раскрываются особенности установления предикторов профессиональной успешности руководителей органов внутренних дел, позволяющих осуществлять прогнозирование их успешности. Профессиональная успешность руководителя органов внутренних дел исследуется как комплекс личностных качеств, связанных с объективными показателями, обеспечивающими эффективное руководство их деятельностью. Выявляются личностные ресурсы руководителя, которые при осуществлении профессиональной деятельности требуют высокой психофизиологической выносливости, специфических психологических качеств и умений, способствуют их успешности. Авторами излагается алгоритм прогнозирования в повышении эффективности управленческой деятельности руководителя, включающий использование психодиагностики. Психодиагностические показатели успешности руководителей выявляются на этапе профессионального психологического отбора, в процессе обучения и расстановки кадров.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная деятельность, психодиагностика, личностные ресурсы

Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140212

Получена: 26.09.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Вахнина В.В., Реутова В.И. Роль психодиагностики в прогнозировании профессиональной успешности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 2. С. 158–171. DOI: 10.17759/psylaw.2024140212

Полный текст

Введение

Психодиагностика в прогнозировании успешности руководителей органов внутренних дел является одной из основных задач в правоохранительной деятельности и представляет очевидный научно-практический интерес, обусловленный необходимостью подготовки руководящих кадров, обладающих высокими личными и деловыми качествами, способных добиваться эффективного выполнения профессиональных задач. В этой связи роль качественной психодиагностики, задача которой прогнозировать успешность руководителя правоохранительных органов, требует изучения личностных ресурсов руководителей, выявления специфических знаний и умений, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
В психологической науке сложились различные концепции, объясняющие феномен успешности руководителя, в том числе в сфере правоохранительной деятельности. Руководители выполняют чрезвычайно сложные служебные задачи с высокой ответственностью, в условиях жесткого лимита времени. Возрастает значимость выявления оптимального соответствия кандидата требованиям руководящей должности.
Особое внимание уделяется подготовке руководящих кадров, обладающих личными и деловыми, в том числе управленческими качествами, способных добиваться эффективного выполнения задач с высокой ответственностью за результаты как своей деятельности, так и профессиональной деятельности вверенного коллектива.
Необходимость исследования профессиональной успешности руководителей отмечали М.Г. Мануйлов, И.А. Жуков, выделяя актуальность разработки показателей профессиональной успешности — субъективных и объективных, определения методов, процедур и технологий диагностики [10]. Возникла необходимость поиска интегральной основы личности руководителя, которая позволяет осуществлять прогнозирование успешности управленческой деятельности. С этих позиций интерес представляет концепция профессионально-личностного потенциала руководителя правоохранительных органов [15]. Профессионально-личностный потенциал руководителя определяют как главенствующий, оказывающий наибольшее влияние на успешность деятельности [10]. А.М. Столяренко [20] подобным образом характеризует профессионально-личностный потенциал руководителя правоохранительных органов, он выделяет интеллектуальные качества, управленческие и коммуникативные способности и управленческую подготовленность.
Согласно мнению ученых, прогноз успешности позволяет выявить исследование динамики авторитетности лидеров [12]. В рамках социально-психологического подхода описаны различные модели лидерства у руководителей правоохранительных органов, обеспечивающих эффективность и успешность деятельности; эти модели наиболее популярны у зарубежных исследователей.
Профессионально-личностный потенциал руководителя органов внутренних дел определяется как совокупность реально проявляемых и потенциально невостребованных индивидуально-психологических качеств руководителя, обусловленных системой требований, предъявляемых к руководителю — основному элементу системы управления [1; 2].
В структуре компетентности руководителей следственных органов К.В. Иванов выделяет «…специальную, или деятельностную, компетентность (владение на высоком уровне профессиональной деятельностью); социально-психологическую (владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества); личностную (владение способами самовыражения и саморазвития); индивидуальную (владение приемами самореализации и саморазвития индивидуальности в рамках профессии)» [5, с. 120]. В структуру компетентности руководителя у С.В. Селицкой входят стратегическая и педагогическая функции [19]. В.И. Моросанова подчеркивает влияние сформированности целостной системы саморегуляции на успешность и эффективность деятельности [11]. В исследовании Т.Ю. Коноваловой профессиональная компетентность определяется как «…профессионально важная характеристика личности, включающая в себя особенности личности самого руководителя, способы и методы управления социально-психологическими процессами в коллективе органов внутренних дел и уровень его коммуникативных знаний, умений и навыков» [7, с. 11]. В работе А.С. Душкина, К.В. Злоказова компетентность понимается как соответствие профессиональных знаний и навыков, личных и деловых качеств квалификационным требованиям по замещаемой им должности [3]. О.В. Евтиховым, А.В. Жильцовым выделены профессиональные компетенции и «…профессионально-психологические характеристики, представляющие профессионально важные психологические качества руководителя, обеспечивающие успешность его профессионально-управленческой деятельности» [4, с. 7]. Успешность управленческой деятельности, по мнению А.Ю. Филякина, определяется наличием и уровнем сформированности личностно-профессиональных качеств, ведущую роль среди которых играет управленческая компетентность [22].
При оценке успешности управленческой деятельности руководителя с учетом его профессионально важных качеств, являющихся показателями для прогнозирования профессиональной успешности, применяется коллекционный подход [14].
Использование прогнозирования, по мнению И.Ю. Кобозева, «…как одного из методов и результатов исследования присуще практически любой науке» [6, с. 320], и именно поэтому научно-практический интерес представляют исследования личности и деятельности руководителя ОВД, которые позволяют прогнозировать его успешность [8]. В настоящее время описан комплекс методик психологической диагностики, дающий возможность эффективно оценивать степень выраженности профессиональных свойств, качеств и умений руководителей правоохранительных органов [13; 21]. В связи с этим разработка методов прогнозирования поведения человека в различных профессиональных ситуациях актуальна для решения практических задач профессионального психологического отбора и расстановки руководящих кадров [17].
Соответственно прогноз в психодиагностической деятельности основан на надежных и валидных диагностико-прогностических показателях, понимании сущности того, что измеряется [16]. С учетом важнейших методологических принципов прогнозирования —системности и комплексности [18]. Этим требованиям отвечают «Калифорнийский психологический опросник» (CPI), методика «Стиль руководства», методика «Правовое и гражданское сознание» Л.А. Ясюковой [9].
В психологической науке сложились различные концепции, объясняющие феномен успешности руководителя, в том числе в сфере правоохранительной деятельности. Разработка показателей профессиональной успешности — субъективных и объективных, определение личностных ресурсов, методов, процедур и технологии диагностики нуждаются в дальнейшем научно-методическом обосновании.
Проблема изучения методов психологической диагностики в прогнозировании профессиональной успешности руководителей органов внутренних дел представляет очевидный научно-практический интерес и подтверждает свою актуальность и значимость.

Сущность, содержание и принципы психодиагностики в прогнозировании
профессиональной успешности руководителя органов внутренних дел

Целью нашего исследования является выявление показателей успешности с точки зрения управленческих функций, которые характеризуются многообразием выделенных переменных, изучение личностных ресурсов руководителей, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, способствующих прогнозированию их успешности.
На наш взгляд, профессиональную успешность следует рассматривать как систему внутренних ресурсов руководителя, необходимых для организации эффективного руководства подчиненным подразделением, знание своего дела, сути выполняемой работы, возможных способов и средств для достижения намеченных в коллективе целей. Конечно, в управленческой деятельности следует учитывать ресурсно-временной компонент управленческой компетентности, поскольку это предусматривает информированность руководителя о трудоемкости и сложности решаемых задач, с учетом технических и временных ресурсов, а также с учетом исполнительских ресурсов подчиненных, что требует понимания и знаний реальных профессиональных возможностей своих подчиненных.
Соответственно, важна роль объективных показателей, таких как неоднократность зачисления в кадровый резерв, наличие поощрений и взысканий, экспертная оценка, социально-психологический статус (рейтинг) руководителя.
Деятельность руководителя правоохранительных органов насыщена факторами, связанными с противодействием криминальному окружению, конфликтностью в межличностных отношениях, сложными условиями, высокой ответственностью за результаты, что предъявляет также особые требования к стрессоустойчивости и волевым качествам личности руководителя.
Следует обратить внимание на имеющиеся в профессиональной деятельности временные и ресурсные ограничения при принятии управленческих решений, многообразие и сложность профессиональных задач, информационную неопределенность при выработке решений, повышенную ответственность за конечные результаты всего коллектива.
Необходимость в наличие четких оценочных критериев эффективности деятельности руководящих кадров очевидна. Также очевиден прогноз успешной руководящей деятельности на основе психодиагностики, диагностических инструментов, т. е. надежных и валидных диагностико-прогностических показателей с возможностью моделирования профессиональной успешности руководителей.
Важно определить комплекс личностных, индивидуально-психологических качеств, связанных с объективными показателями профессиональной деятельности, учет которых, позволит осуществлять прогнозирование профессиональной успешности руководителей. Важны такие качества личности, личностные ресурсы, которые способны обеспечивать успешность руководителя в его профессионально-управленческой деятельности. Сам прогноз соответственно может быть построен эмпирическим путем.
Следовательно, психологическая диагностика — важнейшая сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов для определения показателей индивидуальных психологических особенностей человека. Практическая ценность психодиагностики определяется возможностью осуществления на ее основе прогноза с учетом внутренних ресурсов руководителя, включая стрессоустойчивость, саморегуляцию, волевые качества, профессиональных возможностей и достижений личностных и всего коллектива.
Важным, на наш взгляд, в коллективе достигать рабочей цели, в связи с чем необходимо в руководстве осуществлять цикл функций управления, состоящий из: разъяснения целей и определения их значимости; планирования и решения проблем; создания необходимых условий; обеспечения обратной связи; контроля и поощрения. На изучение особенностей при управлении коллективом и было обращено внимание в нашем исследовании.
В большей степени важны интегрально-функциональные качества руководителя, определяющие его способность к управлению, вся совокупность специфических характеристик (способностей) личности, трансформированных в те или иные управленческие качества, обеспечивающие профессиональную успешность.
Проблемой некоторых руководителей в управлении коллективом является их авторитарный подход к управлению, который может стать причиной торможения на пути эффективного выполнения профессиональных задач, свидетельствовать об отсутствии в коллективе сотрудничества.
В качестве отличительных особенностей деятельности руководителей правоохранительных органов нами выделяются те внутренние и внешние условия, которые провоцируют высокий уровень психической напряженности в повседневной деятельности, ресурсные ограничения при принятии управленческих решений, чрезмерное многообразие профессиональных задач, повышенная ответственность за конечные результаты работы.,
Изучение имеющихся исследований убеждает нас в том, что в контексте теоретических и научно-практических разработок по выявлению показателей профессиональной успешности больше внимания уделяется метрическим показателям, чем исследованию личностных и индивидуально-психологических особенностей. Содержание таких показателей исключает в полном объеме объективные и субъективные показатели профессиональной успешности.
На всех этапах развития человека как профессионала ему приходится действовать в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных, — причем теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека.
Таким образом, прогнозировать профессиональную успешность руководителя органов внутренних дел только на основе оценки выраженности у него профессионально важных качеств, включая саморегуляцию как профессионально важное качество руководителя органов внутренних дел, а также удовлетворенности деятельностью и продвижением по должности на сегодняшний день, недостаточно.
Профессиональная успешность субъекта деятельности связана, с одной стороны, с характеристиками профессиональной деятельности, с другой — с его личностными характеристиками. Профессиональная успешность опосредована комплексом объективных и субъективных показателей.
Для определения показателей профессиональной успешности руководителей правоохранительных органов было проведено исследование, в котором приняли участие руководители территориальных органов внутренних дел в количестве 357 человек.
В исследовании использовались формально-количественные показатели внешней оценки успешности руководителей и методики, направленные на выявление личностных, индивидуально-психологических качеств, результаты которых отражены в табл. 1 и 2.
Учитывались личностные, индивидуально-психологические характеристики, включающие в себя деловые, коммуникативные и интеллектуальные качества, особенности стиля руководства и самоконтроля, ценностно-мотивационной сферы, полученные в результате применения методик: «Стиль руководства», «Правовое и гражданское сознание» Л.А. Ясюковой и «Калифорнийский психологический опросник» (CPI). Показателями внешней оценки успешности руководителей являются неоднократность зачисления в кадровый резерв, наличие поощрений и взысканий, экспертная оценка, социально-психологический статус (рейтинг), позволяющие осуществлять прогнозирование профессиональной успешности руководителей (табл. 1).
Из показателей стиля руководства наиболее тесно связанным с оценками успешности (кроме числа взысканий) проявил себя демократический. Было установлено, что руководители ОВД с высокой успешностью профессиональной деятельности достоверно чаще применяют демократический стиль управления. Авторитарный стиль положительно связан с числом случаев включения в кадровый резерв и незначительно — с числом поощрений. Либеральный стиль имеет значимую корреляцию только с социометрическим рейтингом, причем отрицательную по знаку (такой стиль в данной выборке, очевидно, не находит поддержки в коллективах).
Таблица 1
Показатели личностных индивидуально-психологических качеств
и внешней оценки успешности руководителей ОВД

Личностные
переменные

В резерве состоял (неоднократно)

Взыскания

Поощрения

Экспертная оценка (сумма)

Рейтинг

Авторитарный стиль руководства

0,129

p = ,015

0,005

p = ,921

0,115

p = ,031

0,042

p = ,429

–0,022

p = ,678

Демократический стиль руководства

0,265

0,037

0,288

0,179

0,174

p = ,000

p = ,485

p = ,000

p = ,001

p = ,001

Либеральный стиль руководства

–0,095

–0,015

–0,077

–0,082

–0,147

p = ,073

p = ,785

p = ,149

p = ,120

p = ,005

CPI (МЛ)
Мотивация лидерства и достижения

0,313

p = ,000

0,043

p = ,414

0,324

p = ,000

0,215

p = ,000

0,228

p = ,000

CPI (ИЭ)

0,063

–0,015

0,023

0,151

0,163

Интеллектуальная эффективность

p = ,234

p = ,779

p = ,663

p = ,004

p = ,002

CPI (ОС)

0,289

0,017

0,253

0,229

0,269

Организаторские способности

p = ,000

p = ,756

p = ,000

p = ,000

p = ,000

CPI (ЭС)

0,047

–0,143

0,051

0,098

0,136

Эмоциональная
стабильность

p = ,375

p = ,007

p = ,338

p = ,066

p = ,010

CPI (КН)

0,311

0,093

0,289

0,199

0,185

Коммуникативная направленность

p = ,000

p = ,078

p = ,000

p = ,000

p = ,000

CPI (СО)

0,111

–0,064

0,111

0,129

0,097

Социальная
|ответственность

p = ,036

p = ,229

p = ,036

p = ,015

p = ,068

CPI (ТД)

0,147

–0,022

0,086

0,151

0,197

Трудолюбие,
добросовестность

p = ,006

p = ,680

p = ,104

p = ,004

p = ,000

CPI (ТО)

0,052

–0,114

–0,004

0,120

0,149

Толерантность, дружелюбие

p = ,328

p = ,031

p = ,934

p = ,023

p = ,005

CPI (НС)

0,176

–0,009

0,149

0,222

0,218

Независимость,
самостоятельность

p = ,001

p = ,861

p = ,005

p = ,000

p = ,000

CPI (ПС)

0,005

–0,047

–0,004

0,114

0,106

Понимание других людей и сопереживание

p = ,928

p = ,381

p = ,941

p = ,031

p = ,046

Показатели компонентов управленческого потенциала по CPI имеют множество значимых положительных корреляций с внешними оценками успешности, при этом больше — с экспертными оценками и социометрическим рейтингом. Так, понимание, сопереживание значимо связаны только с этими показателями (с числом взысканий, поощрений и включения в кадровый резерв значимые связи у этой шкалы отсутствуют). С социометрическим рейтингом не имеется значимой корреляции только у показателя социальной ответственности (как исходного, так и после коррекции), а с экспертной оценкой — у показателей эмоциональной стабильности, а также толерантности и социальной ответственности до выполнения коррекции. Результаты с очевидностью показывают, что у показателей, подвергшихся коррекции по описанному выше алгоритму, все корреляции с внешними оценками успешности становятся выше, некоторые из них выходят на значимый уровень, которого не наблюдалось до коррекции. Следовательно, подтверждается целесообразность выполнения данной коррекционной процедуры. Так, у показателей «Эмоциональная стабильность» и «Толерантность» появляются значимые отрицательные корреляции с числом взысканий (это одни из немногочисленных обнаруженных значимых корреляций данного показателя внешней оценки), у показателей «Социальная ответственность» и «Трудолюбие, добросовестность» — с показателем включения в кадровый резерв и экспертной оценкой.
Результаты психодиагностики руководителей ОВД с помощью метода экспертных оценок и психологических тестов способствуют прогнозу успешности профессиональной деятельности. Руководители с высоким уровнем успешности служебной деятельности отличаются хорошо сформированными волевыми, организаторскими, коммуникативными и интеллектуальными качествами.
Данные исследования выявили взаимосвязь успешности профессиональной деятельности руководителей ОВД со стилем руководства. Было установлено, что руководители ОВД с высокой успешностью профессиональной деятельности достоверно чаще применяют демократический стиль управления.
Эффективное руководство в значительной мере определяется также состоянием здоровья, работоспособностью, эмоциональным самоконтролем и стабильностью. Сопротивляемость негативным явлениям зависит от личностных характеристик человека.
Таблица 2
Показатели правовой направленности и внешней оценки
успешности руководителей ОВД

Личностные
переменные

В резерве состоял (неоднократно)

Взыскания

Поощрения

Экспертная оценка (сумма)

Рейтинг

Правосознание
общее

0,346

0,049

0,360

0,213

0,198

Правосознание — бытовая сфера

0,094

0,043

0,069

0,007

0,092

Правосознание — деловая сфера

0,190

–0,013

0,094

0,092

0,033

Правосознание — гражданская сфера

0,030

0,087

0,056

0,011

0,071

Правосознание — правовые знания

0,141

0,010

0,067

0,052

0,066

Для получения показателей правовой и ценностно-мотивационной направленности, основных детерминант профессионального поведения, включая антикоррупционное, обеспечивающих профессиональное развитие и успешное выполнение руководителями правоохранительных органов поставленных задач, была применена методика Л.А. Ясюковой «Правовое и гражданское сознание» (табл. 2).
Из шкал методики «Правовое и гражданское сознание» со всеми внешними оценками, кроме числа взысканий, значимо положительно связан итоговый показатель «Правосознание общее», также с числом случаев включения в кадровый резерв значимо коррелируют показатели правосознания в деловой сфере и правовые знания.
Следовательно, частота зачисления руководителей в кадровый резерв статистически значимо коррелирует с общим уровнем правосознания и правовых знаний, соблюдением законности и правовых норм в деловой сфере. Таким образом, руководитель с высоким уровнем правовых знаний и стремлением к их соблюдению в деловой сфере чаще зачисляется в кадровый резерв руководящих кадров правоохранительных органов.
По количеству взаимосвязей показателей правовой направленности личности руководителей органов внутренних дел с внешними критериями успешности деятельности можно указать следующие качества, определяющие внешнюю оценку успешности руководителей органов внутренних дел: общий уровень правосознания, правовые знания и правосознание в деловой сфере.
Проведенный анализ также подтверждает имеющуюся взаимосвязь с психологическими характеристиками, определяющими успешность деятельности руководителя органов внутренних дел.

Выводы

Профессиональная успешность руководителей органов внутренних дел определяется комплексом индивидуально-психологических качеств, связанных с объективными показателями их профессиональной деятельности.
Прогнозирование, являясь основной задачей психодиагностики, позволяет через оценку индивидуально-личностных особенностей определять вероятность профессиональной эффективности специалиста. Практическая ценность психодиагностики во многом определяется возможностью осуществления на ее основе прогноза, а значит, влияния на успешность профессиональной деятельности.
Точность и своевременность психодиагностического раскрытия комплекса личностных, индивидуально-психологических качеств, связанных с объективными показателями профессиональной деятельности, способствуют прогнозу профессиональной успешности руководителя органов внутренних дел.
Важно отметить, что индивидуально-психологические качества, включающие в себя правовую, ценностно-мотивационную направленность, профессиональный самоконтроль, коммуникативные, интеллектуальные качества, особенности стиля руководства, обусловливают личностно-управленческий потенциал руководителя органа внутренних дел и его профессиональную успешность.
Установлено, что личностные переменные или личностные ресурсы руководителя являются надежными предикторами профессиональной успешности руководителей органов внутренних дел, которые способствуют выполнению стоящих перед ними задач и повышению ответственности за выполнение порученной работы, а также за результаты не только собственной работы, но и работы подчиненных.
Важным выводом является то, что профессиональная успешность руководителя правоохранительных органов детерминирована его личностными и индивидуально-психологическими характеристиками, что его профессиональная успешность выступает неотъемлемой частью профессионального становления.
Учет личностных, индивидуально-психологических характеристик, включающих в себя деловые, коммуникативные, интеллектуальные качества, особенности стиля руководства и самоконтроля, показатели правовой, ценностно-мотивационной сферы, дает возможность прогнозировать профессиональную успешность руководителей органов внутренних дел, что подтверждает гипотезу исследования.
Психодиагностические показатели позволяют осуществлять прогноз профессиональной успешности руководителей органов внутренних дел, обеспечивающий профессиональное развитие и успешное выполнение руководителями профессионально значимых задач.
Настоящее исследование раскрывает перспективы дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы в контексте выявления показателей правовой и ценностно-мотивационной направленности как основных детерминант профессионального поведения, включая антикоррупционное. При оценке деятельности руководителей целесообразно использовать показатели, характеризующие профессиональное развитие, позволяющие осуществлять прогнозирование профессиональной успешности руководителей и выработку мероприятий, направленных на совершенствование личностных, индивидуально-психологических характеристик. Комплексный учет предикторов профессиональной успешности руководителей органов внутренних дел позволит осуществлять прогнозирование их успешности, способствовать эффективному взаимодействию с подчиненными и вышестоящими руководителями, оптимальному использованию личностных ресурсов.

Литература

  1. Вахнина В.В. Психологическая диагностика мотивации достижения успеха как одного из основных компонентов профессиональной мотивации сотрудника органов внутренних дел // Полицейское образование в XXI веке: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.: Академия управления МВД России, 2017. С. 50–55.
  2. Вахнина В.В. Психологические условия бесконфликтного взаимодействия в профессиональной деятельности руководителей ОВД // Психолого-педагогические аспекты становления развития сотрудников ОВД в условиях вузовской подготовки: Cборник материалов межведомственной научно-практической конференции. М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021. С. 174–177.
  3. Душкин А. С., Злоказов К. В. Психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел по вопросам управления служебным коллективом [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 3 (83). С. 204–214. doi:10.35750/2071-8284-2019-3-204-214
  4. Евтихов О.В., Жильцов А.В. Структурная модель профессионально-управленческой компетентности руководителя подразделения органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4 (67). С. 7–10.
  5. Иванов К.В. Актуальные вопросы изучения компетентности руководителей следственных органов МВД // Вестник Российского нового университета. 2011. № 1. С. 119–124.
  6. Кобозев И.Ю. Проблема прогнозирования в органах внутренних дел // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур в современной России: Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб. Т. I. СПб, 2012. 320 с.
  7. Коновалова Т. Ю. Социально-психологическая компетентность руководителей отделов внутренних дел и методы ее развития: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2004. 235 с.
  8. Котенев И.О. Концептуальные основы развития ведомственного профессионального психологического отбора // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1 (56). С. 117–121.
  9. Леви М.В., Котенев И.О. Алгоритм коррекции данных при психологической оценке управленческих качеств руководителей ОВД // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. М.: Академия управления МВД России, 2010. С. 24–28.
  10. Мануйлов М.Г., Жуков И.А. Психодиагностическая оценка управленческих кадров МВД России в период аттестации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 2 (37). С. 7–10.
  11. Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 132–144.
  12. Носс И.Н., Путивцев П.В. Проблемы соотношения эффективного лидерства и авторитета руководителей подразделений правоохранительных органов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2009. № 3. С. 64–70.
  13. Психодиагностика с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации: Монография / Под ред. О.А. Ульяниной. М.: Проспект, 512 с.
  14. Психологическая оценка и прогнозирование эффективности управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел: Учебно-практическое пособие / Марьин М.И. [и др.]. М.: Академия управления МВД России, 2013. 72 с.
  15. Психология управления: Учебник / Под ред. В.В. Вахниной. М.: Академия управления МВД России, 2020. 282 с.
  16. Реутова В.И. Психодиагностика и прогнозирование профессиональной успешности руководителей органов внутренних дел // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2017. № 4. С. 42–43.
  17. Реутова В.И. Психологическая диагностика в прогнозировании профессиональной успешности руководителей органов внутренних дел: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2020. 199 с.
  18. Реутова В.И. Сущность и содержание профессиональной успешности руководителя ОВД [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2 (73). С. 13–18. doi:10. 24411/1999-6241-2018-12002
  19. Селицкая С.В. К вопросу о формировании педагогической компетентности будущих менеджеров и ее роли в развитии субъект-субъектного взаимодействия в управлении персоналом организации // Вышэйшая школа. 2015. № 3 (107). С 30–32.
  20. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. М.: Юнити-Дана, 2001. 639 с.
  21. Тюнис Л.Ю. Психодиагностические технологии в психологическом сопровождении профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 7. С. 44–4
  22. Филякин А.Ю. Социально-психологические особенности развития управленческой компетентности будущих руководителей подразделений МВД России по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2009. 23 с.

Информация об авторах

Вахнина Виктория Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедрf психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3242-840X, e-mail: vikavahnina@mail.ru

Реутова Валентина Ивановна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, отдел психологического обеспечения прокурорской деятельности, Университет прокуратуры Российской Федерации (ФГКОУ ВО УП РФ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2030-3052, e-mail: valreu1@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 123
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 39
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4