Динамика развития моральных суждений у кадетов

646

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования динамики развития уровня моральных суждений у кадетов. Исследование проведено на базе ОГБОУ «Смоленский Фельдмаршала Кутузова кадетский корпус». Материалом послужили результаты обследования двух групп подростков, обучающихся в кадетском корпусе, представляющих младший и старший подростковый возраст. В выборки вошли следующие испытуемые: кадеты, только поступившие в кадетский корпус (n=30); кадеты, завершающие свое обучение (n=30). В качестве методик использовалось специально разработанное полуструктурированное интервью, моделирующее ситуации морального выбора. У кадетов выявлена положительная динамика в развитии моральных суждений и большая дифференцированность в оценках. Старших кадетов отличает тенденция к формированию более высокого – просоциального – уровня развития моральных суждений. Отмечено, что при проведении воспитательной работы усилия должны быть направлены на помощь воспитанникам в адаптации к новым социальным условиям, интеграции в кадетский коллектив.

Общая информация

Ключевые слова: военная психология, кадеты, моральные суждения, моральное сознание, развитие

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070310

Для цитаты: Корчагина О.В., Ошевский Д.С. Динамика развития моральных суждений у кадетов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 3. С. 127–137. DOI: 10.17759/psylaw.2017070310

Полный текст

Введение

В России действует Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010–2020 годы» [11]. Наиболее эффективно реализующими это направление работы являются общеобразовательные учреждения – кадетские школы и корпуса. В Федеральной программе подчеркивается, что внимание следует уделять не только военной подготовке, но и в развитию морально-нравственного потенциала будущих офицеров.

Исходя из данных современной военной психологии, наряду с формированием у военнослужащих профессиональных компетенций, большое значение имеет психологическая составляющая, включающая в себя адаптационную и коррекционную работу [4; 6]. Для кадетских корпусов, как и для военных учреждений, основополагающим правилом является соблюдение устава и поддержание дисциплины. Необходимым условием для этого становится усвоение внутренних норм и правил. Все это, в свою очередь, требует достаточного уровня морального развития.

Исследованию морального и нравственного развития посвящено достаточно большое количество научных трудов, как в зарубежной, так и в отечественной психологии [1-3; 5; 7-10; 12-15].

Анализ литературы показывает, что, как это ни парадоксально, эмпирических работ по изучению морального сознания, проведенных в русле военной психологии, крайне мало. Подростки, обучающиеся в кадетских школах и корпусах, в этом плане практически не исследовались. Вместе с тем определение особенностей их морального развития позволило бы очертить проблемные моменты, при необходимости проводить коррекционную и развивающую работу. Кроме того, выявленные закономерности также представляют ценность для юридической психологии. Выявленные на нормативной выборке возрастно-динамические особенности будут способствовать пониманию отклоняющегося развития у несовершеннолетних с различными видами социального неблагополучия, а, следовательно, ранней профилактике отклоняющихся форм поведения. Перечисленными обстоятельствами обусловлена актуальность проведенного исследования. Его целью стало выявление возрастной динамики моральных суждений у подростков-кадетов в период обучения в кадетском корпусе.

Материал, методы и дизайн исследования

Исследование проведено на базе Областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Смоленский Фельдмаршала Кутузова кадетский корпус». Материалом послужили результаты обследования двух групп подростков, обучающихся в кадетском корпусе, представляющих младший подростковый и старший подростковый возраст. В выборки вошли следующие испытуемые:

  •  кадеты, только поступившие в кадетский корпус – ученики 5-х классов (n=30) – гр. №1;
  •  кадеты, завершающие свое обучение в кадетском корпусе, – ученики 10–11-х классов (n=30) – гр. №2.

Средний возраст испытуемых: гр.№1 = 11,2 ± 0,5 лет, гр. №2 = 16,3 ±0,7 лет.

При поступлении в кадетский корпус проводятся вступительные испытания, учитывающие как физическую, так и интеллектуальную подготовку подростков. Кадеты, обучающиеся в данном заведении, имеют высокий уровень ответственности. Каждый из них несет службу дневального, участвует в строевой и военной подготовке.

Для оценки уровня развития моральных суждений у кадетов было разработано полуструктурированное интервью. Методологической основой послужила концепция Л. Колберга о трехуровневом развитии моральных суждений (преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный уровни) [1; 15], а также концепция Б.С. Братуся о стадиях формирования морального сознания [2].

Подобный метод анализа использовался в ряде психологических работ для качественной и количественной оценки уровня развития моральных суждений на разных группах испытуемых [3; 7].

Интервью представляет собой беседу по трем ситуациям, касающимся морально-нравственных и правовых аспектов обучения в кадетском корпусе. Ситуации, сформулированные в виде вопросов, представлены ниже.

  • При каких обстоятельствах можно нарушить правила несения службы дневальным?
  • При каких обстоятельствах можно допустить нарушение кадетами, обучающимися в кадетском корпусе, правил внутреннего распорядка, «уход в самоволку»?
  • При каких обстоятельствах при переводе с мирного на военное время возможно отказаться от участия в боевых действиях? По каким причинам это было бы допустимо?

Ситуации подобраны с учетом возможности оценки дифференцированности моральных суждений у кадетов. Первая и вторая ситуации касаются правил поведения в кадетском корпусе. Причем вторая ситуация предполагает более серьезное взыскание в случае нарушения уставных норм. Третья ситуация описывает возможность отказа от участия в боевых действиях, что противоречит принятой присяге.

Интервью проводилось индивидуально с каждым кадетом. После вводной беседы задавались вопросы, которые начинались со слов «При каких обстоятельствах можно…». Испытуемый, в свою очередь, предлагал возможные варианты ответов, при которых допустимым или недопустимым, по его мнению, является нарушение тех или иных правил.

Качественная оценка ответов и отнесение их к определенной категории проводилась в соответствии с четырьмя уровнями развития моральных суждений [2; 7; 8]:

  • эгоцентрического, если подросток ориентировался на свои желания и потребности;
  • группоцентрического, если кадет руководствовался интересами ближайшего значимого окружения и референтной группы;
  • просоциального¸ если ответ содержал ориентацию на общечеловеческие ценности;
  • эсхатологического, если воспитанник в качестве аргументов приводил духовные ценности.

Количество ответов фиксировалось в индивидуальном протоколе, а затем переносилось в электронную карту обследования. Оценка общего уровня развития моральных суждений подсчитывалась путем суммирования результатов по каждой из трех ситуаций.

Для более полного изучения особенностей морально-нравственного развития кадетов проводился количественный и качественный анализ.

Верификация данных проводилась с помощью математико-статистических методов в программе  Statistica 6.0 rus.

Результаты эмпирического исследования

Сравнительный анализ количественных показателей полуструктурированного интервью выявил ряд значимых различий в исследуемых группах (табл. 1).

Обнаружено, что кадеты, обучающиеся в пятых классах, в большинстве своем демонстрируют способность обосновывать ситуации, касающиеся правил несения службы в рамках кадетского корпуса, исходя из более низкого – эгоцентрического – уровня развития моральных суждений. Это значимо (p˂0,05) отличает их от кадетов, обучающихся в 10-11-х классах, для которых характерно в некоторых ситуациях преобладание группоцентрического и просоциального уровней. Эта особенность может быть связана с возрастными характеристиками первой группы. В младшем подростковом возрасте личностный эгоцентризм еще не преодолен и способность рассуждать с позиции другого человека развита недостаточно [10]. Кроме того, не исключено, что на характер моральных суждений оказывают влияние адаптационные процессы. Кадеты младшего возраста до поступления в корпус проживали дома с родителями, и новая обстановка, а именно необходимость подчинять свои интересы интересам других учеников, у них недостаточно сформирована.

 

Таблица

Уровень моральных суждений кадетов в зависимости от возраста (по данным полуструктурированного интервью)

 

 
 

При анализе данных по ситуации 1 можно отметить, что у обеих групп преобладающим является эгоцентрический уровень развития моральных суждений, однако можно наблюдать качественные отличия при ответах младших и старших кадетов. Так, для группы 1 характерными и наиболее часто встречающимися причинами, по которым можно оставить пост дневального, являются желание поиграть с другими младшими подростками или «поиграть в телефоне», что, в свою очередь, непосредственно свидетельствует о преобладании игрового мотива. Для группы 2 наиболее часто встречающимися ответами являются желание просто отдохнуть, сходить в магазин за едой, погулять.

Сравнительное количественное исследование по ситуации возможности ухода в «самоволку» (ситуация 2) показало, что, как и в первом случае, преобладающим уровнем развития моральных суждений для обеих групп является эгоцентрический уровень, имеющий, однако, в двух группах качественные отличия. Наблюдается высокий показатель группоцентрического уровня и у старших, и у младших подростков. Ведущей деятельностью подросткового периода является общение. В результате развиваются более четкие представления о нормах поведения, вырабатываются критерии оценки себя и окружающих людей. Также формируется «кодекс товарищества», что в контексте кадетского корпуса является основополагающим принципом взаимодействия воспитанников и протекания их жизнедеятельности. Качественный анализ протоколов показал, что группоцентрический уровень моральных суждений у кадетов имеет различное содержание. Если для старших кадетов референтной группой выступают товарищи по корпусу, то для младших – это, как привило, члены семьи.

Пример. 1. «Если моей маме или сестре понадобиться помощь, то я уйду».

Пример 2. «Когда в семье кто-то сильно болеет и ему надо помочь, то лучше уйти в самоволку».

При ответах первой группы также имеется ориентация на избежание получения наказания и характерным является изменение своего решения после упоминания о последующих санкциях.

Пример 1. «Если накажут, то лучше остаться в корпусе, а если бы не наказывали, то можно было бы и уйти».

Такие ответы говорят о большей сформированности эгоцентрического уровня, несмотря на то, что имеется тенденция ориентации на референтную группу, в данном случае – семейное окружение. Во второй группе при упоминании о неизбежности наказания все испытуемые ответили, что готовы его понести, но не откажутся от помощи своим близким. Также старшие подростки упоминали о возможных последствиях для их воспитателей и в таком случае они предлагали просто договориться с ними, «чтобы ни у кого не было проблем». Понимание значимости уставных отношений, а также взаимоответственности является ресурсом при проведении воспитательной работы.

Также наблюдается достоверное различие (p˂0,05) в исследуемых группах на просоциальном уровне развития моральных суждений. Качественный анализ высказываний группы 2 это подтверждает.

Пример 1. «Мы все приняли присягу, нужно исполнять свои обязанности».

Пример 2. «Если ты кадет и носишь погоны, то так поступать нельзя».

Ситуация 3 затрагивает нравственные аспекты обучения в кадетском корпусе и последующего несения воинской службы. Обнаружены достоверные различия (p˂0,05) в исследуемых группах по эгоцентрическому уровню моральных суждений, который является преобладающим у младших подростков. При обосновании ответа о возможности участия/неучастия в воинских действиях по окончании кадетского корпуса испытуемые группы 1 ориентируются на эгоцентрические мысли.

Пример 1. «Страшно умирать».

Пример 2. «Меня могут взять в плен».

Можно отметить, что у обеих групп наблюдается развитие группоцентрического уровня моральных суждений примерно на одинаковом уровне, характерным ответом и для младших, и для старших подростков являлось беспокойство за семью и близких:

Пример 1. «Если моей семье будет нужна помощь, то я останусь».

У группы 2 наблюдается более высокий уровень развития просоциальных суждений.

Пример 1. «Необходимо защищать нашу Родину, мы давали присягу».

Результаты сравнительного исследования уровня развития моральных суждений показали, что в период обучения в кадетском корпусе в группе старших подростков наблюдается снижение показателей эгоцентрического уровня и происходит развитие моральных суждений. Просоциальный уровень достигается меньшим количеством старших подростков, однако наблюдаются достоверные отличия (p˂0,05) от учащихся пятых классов по некоторым ситуациям. Характерными являются и качественные различия в высказываниях двух групп на всех уровнях развития моральных суждений. Это, в свою очередь, может быть связано с преобладанием у пятиклассников игрового мотива, а также со сменой обстановки и сепарацией от семьи. Испытуемые данной группы ориентированы в большей степени на удовлетворение личных интересов.

Заключение

Подростковый возраст является сензитивным периодом для морального развития. Ведущим видом деятельности для данного возрастного этапа является межличностное общение. Обучение в кадетском корпусе имеет ряд особенностей. Достаточно большое значение для эффективной деятельности в рамках школы-интерната имеет процесс взаимодействия кадета с его окружением, что характеризует важность формирования группоцентрического уровня развития моральных суждений.

В работе показано, что в процессе обучения у подростков выявлена в целом положительная динамика в развитии моральных суждений. Отмечается более зрелое восприятие и большая дифференцированность их моральных суждений.

Для младших подростков характерным является преобладание эгоцентрического уровня развития моральных суждений, который подразумевает ориентацию на личную выгоду, собственные желания и потребности. Возможно, это обусловлено не только возрастными особенностями, но и адаптационными процессами, нахождением в непривычных социальных условиях, недостаточной групповой сплоченностью в связи с начальным сроком обучения.

Особенностью формирования группоцентрического уровня развития моральных суждений у младших подростков является ориентированность на семью и близких родственников, а не на группу сверстников, что, в свою очередь, может зависеть от смены условий проживания, отделения от семьи, а также особенностей адаптационного процесса. Старших подростков отличает тенденция к формированию более высокого – просоциального – уровня развития моральных суждений.

Выявленные особенности морально-нравственного развития необходимо учитывать при воспитательной работе по повышению эффективности обучения в кадетском корпусе. Важным направлением работы с подростками, обучающимися в кадетском корпусе, является помощь в адаптации к новым социальным условиям, интеграции в кадетский коллектив и регулярной связи с семьей и родственниками, что наиболее важно для только что поступивших воспитанников.

При проведении воспитательной работы необходимо учитывать выявленные факторы риска (трудности в адаптации к новым социальным условиям, недостаточная групповая сплоченность, ориентация на избежание наказания, конфликты в рамках школьного коллектива) и ресурсы (принятие уставных отношений, взаимоответственность, интериоризация воинских ценностей) для повышения эффективности обучения в кадетском корпусе.

Дальнейшие исследования по данной тематике позволят глубже изучить описываемые феномены, а также выработать более содержательные рекомендации по психологическому сопровождению и воспитательной работе среди кадетов в период обучения в кадетском корпусе.

Литература

  1. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. № 3. С. 5–17.
  2. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997. № 5. С. 3–19.
  3. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. С. 259–350.
  4. Владимиров А.И. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования. Исторический аспект и современность [Электронный ресурс] // Сайт московского содружества суворовцев, нахимовцев и кадетов. URL http://www.kadet.ru. (дата обращения: 10.07.2017).
  5. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М.: ГНЦ ССП имени В.П. Сербского, 2004. 352 с.
  6. Корчемный П.А. Военная психология: методология, теория, практика. М: Воениздат, 2010. 340 с.
  7. Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения: психологический аспект : дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 166 с.
  8. Ошевский Д.С., Фролова М.С. Динамика моральных суждений у юношей-военнослужащих в период прохождения действительной службы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Т. 5. № 2. С. 138–153. doi:10.17759/psylaw.2015100211
  9. Пашканова Н.А. Формирование нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса: автореф. … дис. канд. пед. наук. Кострома, 2006. 24 с.
  10. Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М.: Ин-т практич. Психологии, 1998. 159 с.
  11. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы”» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» URL: http:// http://base.garant.ru/71296398/. (дата обращения: 10.07.2017).
  12. Якобсон С.Г. Проблемы этического развития ребенка. М: Педагогика. 1984. 144 с.
  13. Eisenberg N. Altruistic emotion, cognition and behavior // Annual Reviews Psychological. 1986. № 51.Р. 665–697.
  14. Gibbs J. Moral Maturity // Measuring the Development of Sociomoral Reflection / Ed. J. Gibbs, К. Basinger, D. Fuller. London: Lawrence Erlbaum associates, publishers, 1992. P. 20–31.
  15. Kohlberg L. Moral Stages and Moralization // Moral development and behavior. Theory, research, and social issues / Ed. T. Lickona. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1976. P. 31–53.

Информация об авторах

Корчагина Оксана Викторовна, магистрант, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, e-mail: korchaginaov93@gmail.com

Ошевский Дмитрий Станиславович, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П.Сербского» МЗ РФ), доцент кафедры юридической психологии и права, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» ведущий научный сотрудник отдела организации психиатрических служб , Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3465-6302, e-mail: oshevsky@serbsky.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2297
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 646
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0