Психология и право
2013. Том 3. № 3
ISSN: 2222-5196 (online)
Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростковый возраст, гендерная идентичность, гендерные стереотипы, гендерные различия, маскулинность, фемининность, отклоняющееся поведение, агрессия
Рубрика издания: Юридическая психология детства
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Борисова Д.П., Дворянчиков Н.В. Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n3/63776 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
До 20 в. считалось, что половая принадлежность человека однозначна, но позже выяснилось, что это достаточно сложная система, которая формируется неравномерно. Становление половой идентичности человека происходит достаточно долгий срок и определяется не только генетикой, но и рядом других факторов, в том числе социальных.
Существует множество теорий, которые описывают процесс формирования гендерной идентичности. [9] К ним мы можем отнести психоаналитическую теорию З. Фрейда (он ссылается на биологические факторы), теорию социального научения (сторонники рассматривают влияние на становление гендерной идентичности не только со стороны родителей, но и со стороны социального окружения и нормы), теорию когнитивного развития (главную роль приверженцы отдают познавательным процессам – переработке информации, полученной от взрослого, и осознанию половой принадлежности), новую психологию пола (основной упор данной теории делается на ожидания, которые исходят от общества) и многие другие.
Но когда же и как происходит гендерная социализация ребенка?
Если рассматривать обобщенно данный процесс, не углубляясь в какую-либо теорию, то мы можем проследить цепочку изменений, которые способствуют усвоению половой принадлежности и роли.
Первый этап, подразумевающий осознание ребенком своего пола, заканчивается уже к полутора годам. Формируется устойчивое самосознание. На втором этапе (три-четыре года) ребенок уже в состоянии различать половую принадлежность окружающих людей. Но дифференциация происходит за счет внешних признаков (одежда, прическа), он еще не осознает необратимость пола. В шесть-семь лет происходит уже полная категоризация поведения – дети разделяются, в зависимости от половой принадлежности, на группы, в которых проявляются различные стили поведения, и выбирают разные игры. В этом возрасте происходит осознание невозможности сменить свой пол и осознание половых различий. Следующий этап соотносится с подростковым возрастом и является сложным, даже, можно сказать, критичным, в формировании гендерной идентичности. В этом возрасте происходит переосмысление своей идентичности, чему способствуют физиологические, гормональные и психосоциальные изменения (половое созревание сопровождается изменениями во внешнем облике, что не может не отразиться на психической стороне развития; так же происходит изменение других структур, которые в совокупности влияют на поведение подростка: интерес к своим особенностям нравственного, интеллектуального развития, стремление к самосовершенствованию; потребность в независимости; ведущей деятельностью становится коммуникативная, приоритет отдается сверстникам; подростки становятся более чувствительными, импульсивными, с резкими скачками настроения).
Несмотря на различные концепции, хотелось бы обратиться непосредственно к гендерным различиям, которые все-таки выделяются в подростковом возрасте, накладывающие отпечаток на становление личности. [7]
Для начала обратимся к наиболее видимым физиологическим различиям, которые проявляются наиболее ярко. В отличие от девочек, у мальчиков начало полового созревания проявляется на 1,5 года позже. У мальчиков происходят изменения в области гортани.
Особенностью физиологического взросления девочек 11-13 лет являются менструации. Одновременно происходят изменения в психике: принятие женственности, перестройка физического образа «Я», мысли о своей будущей роли.
Наблюдается разница у мальчиков и девочек в развитии массы и длинны тела, развитие мышечной ткани.
Теперь мы обратимся к психологическим различиям в подростковом возрасте. [Там же]
Девочки.
Для девушек характерно доминирующее направление мотивации – избегание неудачи. Чаще девушкам «приписывают» такие качества, как сочувствие, сострадание, скромность. В основном в воспитании девочек используется принцип кооперации (привязанность и забота о других). Было проведено большое количество исследований, в которых подтвердилось, что девочки более конформны, боязливы, застенчивы, чем мальчики. Девочки проявляют большую избирательность к окружению и кажутся более пассивными. В дружбе доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних. У девушек значительно выше склонность к страху. Они более вспыльчивы. Им свойственна экспрессивность – демонстрация эмоций. Среди лиц женского пола встречается больше интровертов. У них чаще наблюдается тревожность, но девушки способны ее подавлять. Девочки ориентируются на быстроту выполнения работы и предпочитают стереотипную деятельность.
Мальчики.
Для юношей характерное направление мотивации – ориентация на успех. Им свойственны: рассудительность, действия под влиянием стереотипов. Доминирует эффект соревновательности. В воспитании мальчиков применяется принцип индивидуализации (отделение ребенка от взрослых). Для мальчиков важнее чувствовать принадлежность к группе. С психологической стороны у большинства преобладает эмоциональная сдержанность. Взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные. Переживание вины выражено. Юноши менее завистливы, чем девушки. Обладают более высокой наблюдательностью. Среди мальчиков встречается больше экстравертов. Мальчики ориентируются на точность выполнения работы и предпочитают исследовательскую деятельность.
Так как наша работа ставит цель выявить влияние гендерной роли на агрессивное поведение, то важно обратиться к различиям в агрессивном поведении между мальчиками и девочками, но прежде стоит определить, что под этим понимать.
В подростковом возрасте, за счет различных изменений, как это уже указывалось, могут происходить метаморфозы в поведении, ведущие к отклонениюот поведенческой нормы. Термин «отклоняющееся поведение» - это достаточно широкое понятие. Многие исследователи сходятся на том, что это поведение, выходящее за условно принятые рамки нормы. Одни авторы определяют «отклоняющееся поведение» как некое действие, противоречащее установленным в обществе нормам, а другие - как устойчивое поведение личности, которое может наносить ущерб не только обществу, но и себе самому.
В переходном возрасте отклоняющееся поведение– это чаще агрессивное поведение.
В настоящее время большинство ученых социальной сферы пользуются более широким определением агрессивного поведения, которое включает в себя как намерение, так и причинение ущерба: «Агрессией можно назвать целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт». [2, с.64]
Стоит отметить, что агрессивным является поведение, направленное не только на человека. На наш взгляд, это важный момент. Так как в настоящее время агрессивное поведение имеет более широкую направленность, мы можем наблюдать подобные действия по отношению к животным и имуществу.
Вернемся к различиям в агрессивном поведении.
Ковалев П. А. и Кабаева В. М. выявили, что склонность к агрессии выше у лиц мужского пола. Ковалев П. А. выделяет два пика повышения агрессивности: у мальчиков в 12 лет и 14-15 лет, у девочек — в 11 и 13 лет. По мнению Кабаевой В. М., юноши и девушки склонны различно проявлять агрессивные тенденции. Уровень физической агрессии преобладает у мальчиков в возрасте 12-15 лет, затем постепенно снижается, у девочек же происходит обратный процесс. К 15-18 годам мы можем наблюдать похожую картину, только уже с другой формой агрессии – косвенной. [8]
Стоит иметь в виду, что в подростковом возрасте чаще появляется желание попробовать различные средства, воздействующие на нервную систему (алкоголь, наркотики), под влиянием которых совершается большое количество агрессивных действий. «Жажда подвига», присущая подросткам, приводит к демонстративному поведению.
Последний аспект становления гендерной идентичности и социализации, на который стоит обратить внимание, – это гендерные стереотипы.
«Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям "мужское" и "женское"». [4,с.23]
Важной особенностью стереотипов является их прочное закрепление в сознании людей. Уже с младенческого возраста ребенок подвергается действию стереотипов со стороны родителей.
Помимо родителей стереотипы усваиваются и через другие институты социализации: семья в целом (сестры и братья), сверстники и школа, СМИ.
В школе педагоги продолжают дифференцировать поведение мальчиков и девочек, что проявляется в выборе предлагаемых заданий и в оценке результатов.
Средства массовой информации, по мнению некоторых исследователей, играют важную роль в формировании идентичности наравне с родителями. Посредством просмотра различных роликов по телевизору формируются определенные ценности и способы поведения, которые подчиняются существующим стереотипам.
Особенно сильно влияние стереотипов сказывается на поведении подростков и их восприятии окружающего мира. Они остро ощущают потребность следовать заданным стандартам и поддерживать статус среди сверстников. В этот период особенно сильно проявляется выраженность у подростков маскулинных и фемининных черт, усвоенных в ходе социализации. В соответствии с завышенными требованиями к себе и окружающим, возрастает вероятность проявления отклоняющегося поведения, в результате которого подчеркивается набор необходимых в группе качеств, «завоевывается статус» и производится мониторинг личностных особенностей других участников взаимодействия.
В нашей работе отмечаются два фактора, влияющие на развитие и социализацию подростка – гендерная идентичность и агрессивное поведение.
Но какую взаимосвязь между ними мы можем установить?
Формирование гендерной идентичности зависит от множества факторов, но на любом этапе может произойти «сбой» в формировании правильной гендерной идентичности, что может привести, в свою очередь, к образованию агрессивных тенденций.
Стоит отметить, что проявления агрессивных действий мужчин и женщин изначально отличаются. [7,8] Данные различия обусловливаются совокупностью как биологических, так и социальных причин. Более подробно останавливаться на биологическом факторе мы не будем, а рассмотрим социальный. К социальным факторам мы можем отнести гендерные стереотипы, которые играют важную роль в развитии идентичности у подростков. Следуя предписаниям общества, подростки должны выстраивать свое поведение в соответствии с жестко очерченными рамками, позволяющими мальчикам демонстрировать свою агрессивность, а от девочек требующими ее скрывать. [10]
В свою очередь мы можем столкнуться с несоответствием «Я» подростка и некого, зачастую ложного, идеала, либо со слиянием своего образа с образом противоположного пола, впоследствии чего возможно ощущение утраты целостности внутреннего мира, что может привести к внутренней фрустрации и способствовать проявлению агрессивных действий.
Также нельзя упускать из вида и особенности подросткового возраста, которые могут повлиять на поведение. «Чувство взрослости», потребность в самоутверждении приводят к демонстративному поведению, что часто происходит с применением агрессивных действий.
В проведенном нами исследовании мы установили взаимосвязь между гендерной идентичностью и агрессивным поведением в подростковом возрасте.
В исследовании принимали участие 103 подростка, из которых 60 человек составляли мальчики (30 из них были отнесены к условной норме (не были замечены в отклоняющемся поведении) и 30 с девиантным поведением (с условным отбыванием наказания) и 43 девочки (22 девочки относящиеся к норме, 21 девочка - с девиантным поведением (на учете в КДН или под наблюдением на месте обучения).
Возрастной диапазон подростков, принимавших участие в исследовании, - от 14 до 17 лет.
При проведении исследования было использовано 4 методики.
-
Методика «МиФ».[1] В нашем случае использовалось немного меньше неоконченных предложений, нежели в оригинальном варианте. Данное изменение пришлось внести в силу возраста испытуемых (не использовались утверждения, связанные с сексуальной направенностью), в связи с уровнем знаний и неспособностью долго удерживать внимание на одном деле (особенно это проявлялось в девиантных группах)),
-
Легитимизация склонности к агрессивным формам поведения [3]
-
Опросник диагностики агрессии А. Басса и М. Перри [6]
-
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел). [5] При использовании данной методики нам пришлось исключить ряд шкал в силу возраста испытуемых. Исключены шкалы: склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к преодолению норма и правил (только у девочек).
Результаты, полученные в ходе исследования, мы подвергли статистической обработке с помощью Т-критерия Стьюдента (сравнение групп между собой) и критерия Спирмена (определение корреляции внутри группы), также проведен анализ выборки на соответствие с нормальным распределением (выборки прошли проверку и соответствуют нормальному распределению).
Анализ полученных результатов
В общей выборке мальчиков (девиантных и недевиантных) можем увидеть значимые различия по таким параметрам, как «ЯРМ» (я реальное маскулинное), «ЯРФ» (я реальное фемининное), «ЯИФ» (я идеальное фемининное) и «ИМФ» (идеальный мужчина фемининный). Из этого мы можем сделать вывод, что у девиантных подростков возможно нарушение гендерной идентичности, они в большей степени ассоциируют свой и мужской идеальный образ с фемининными качествами. В тоже время «реальный» образ этих подростков характеризуется как андрогинный тип, т.е. сочетает в себе как мужские, так и женские качества.
Рис. 1. Среднее значение по показателям методик «МИФ», «Легитимизация агрессии» и «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» в группах: девиантные мальчики(1), недевиантные мальчики(0).
У девочек мы можем наблюдать обратную картину. Свой реальный и идеальный образ девиантные девочки соотносят с маскулинными качествами («ЯРМ» и «ЯИМ»), в отличие от недевиантных девочек. Стоит обратить внимание на параметры «ИММ» и «ИЖМ» (идеальный мужчина маскулинный и идеальная женщина маскулинная) –девиантные подростки характеризуют данные образы как более маскулинные, в то же время девиантные девочки относят фемининные качества в большей степени к мужской роли («ИМФ» - идеальный мужчина фемининный). Анализируя эти данные, мы можем наблюдать нарушение в гендерной идентичности у трудных девочек – они больше ассоциируют себя с противоположным полом. Обращая внимание на параметры «ЯРМД» и «МДЖД» (разница между своим реальным образом и идеальным образом мужчины, идеальными образами мужчины и женщины), мы можем подтвердить наше предположение, так как эти данные свидетельствуют о том, что девиантные подростки мало отличают свой образ от мужского, не различают мужской и женский.
Значимых различий в проявлении агрессии не наблюдается. Единственное, что мы можем отметить: склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у девиантных девочек выше, чем у группы нормы.
Рис. 2. Среднее значение по показателям методик «МИФ» и «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» в группах: девиантные девочки(1), недевиантные девочки (0).
На фоне нарушения гендерной идентичности у девиантных подростков проявляются некоторые особенности агрессивных тенденций, чего мы не наблюдаем у подростков из группы нормы.
За счет того, что мальчики на уровне знаний усваивают гендерный образ мужчины, но в своем поведении стремятся к более женственным качествам, возникает необходимость «доказывать» свою мужественность.
Важной особенностью девиантных мальчиков являются социально-желательные ответы. Так как подростки осознают необходимость проявления более маскулинных качеств, у них возникает потребность приукрашивать действительность и характеризовать себя как «настоящих» мужчин
При рассмотрении данных, обработанных при помощи критерия Стьюдента, прослеживаются те же тенденции: высокий уровень социально-желательных ответов, низкий волевой контроль, склонность к самоповреждающему поведению и легитимизации агрессии на уровне воспитания и спорта, в отличие от недевиантных подростков (они допускают проявление агрессии на политическом уровне).
Так как девочки с отклоняющимся поведением ассоциируют себя с мужским полом, у них можно наблюдать склонность к агрессии. Подростки в большей мере склонны проявлять агрессию в сфере воспитания, спорта, политики и через личный опыт. При легитимизации агрессии в воспитании повышается вероятность применения физической агрессии.
Что касается социально-желательных ответов, то у девочек происходит обратный механизм – при проявлении фемининных качеств девочки склонны давать социально-желательные ответы, т.е. они, наоборот, стараются подчеркнуть наличие маскулинных качеств.
Особенностью проявления агрессии девиантных девочек является внутренняя фрустрация – трудности в соответствии своим предпочтениям: чем больше разница между реальным образом и идеальным (а идеальный образ ориентируется на маскулинные качества), тем сильнее будет проявляться гнев. Если девушки ощущают эту разницу, то происходит сопоставление себя с нежелаемым образом (образом женщины) и повышение общего уровня агрессии.
В ходе исследования нарушений в усвоении гендерной роли у подростков из группы нормы обнаружено не было, обе группы подростков усваивают нормативную социальную роль, и, соответственно, у мальчиков преобладают маскулинные качества, у девочек – фемининные.
По результатам проведенного исследования были выдвинуты рекомендации по проведению коррекционных занятий с подростками.
При проведении таких мероприятий важно обращать внимание на внутренний мир подростка и подходить к занятиям, учитывая индивидуальность. Необходимо актуализировать внутренние ресурсы подростка, опираясь на представления о будущей жизни, взаимоотношения и взаимодействие с представителями своего и противоположного пола. Также необходимо представить возможность самореализации в рамках «своего» пола без травматических последствий для себя и окружающих.
Помимо работы с девиантными подростками, мы бы посоветовали проводить подобные мероприятия и с подростками, не имеющими нарушений полоролевой идентичности.
С девиантными девочками необходимо детально проработать образ мужчины и свой собственный образ, так как необходимо развести понятия мужского и женского. Нужно обратить внимание на женскую роль и расширить представления о ней. Это поможет избежать внутреннего противоречия и расширить диапазон поведенческих реакций.
При работе с мальчиками стоит обратить внимание на гендерные стереотипы: расширить их содержание и рамки. Совместно с этим важно проработать свой образ, что, возможно, поможет переоценить некоторые структуры самосознания
Литература
- Дворянчиков Н. В., Носов С. С., Саламова Д. К. Половое самосознание и методы его диагностики: Учебное пособие. — М., 2011
- Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001. — № 1
- Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. 2008. №1
- Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб., 1998
- Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., 1996
- Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2007. —544с. (Серия «Мастера психологии»)
- Кабаева В. М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании. Электронная версия: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/17940.php
- Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.
- Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 2009. - № 2. с. 47-57.
- Криминология: Учебник для вузов/Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. - 912 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8764
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 34
Скачиваний
Всего: 2605
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4