Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте: технология и учебная дисциплина

5477

Аннотация

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры стоят как никогда актуально. Безусловно, одними из наиболее опасных являются акты терроризма, которые в местах массового скопления людей могут причинить чудовищный вред и унести десятки жизней мирных граждан. В связи с этим от правоохранительных органов требуются решительные меры и новые технологии, которые можно противопоставить не только угрозе совершения террористических актов, но и иных видов преступлений на объектах транспорта. Очевидно, что необходим синтез тактико-психолого-правовых действий, которые могли бы осуществлять профессионалы высочайшего уровня из рядов сотрудников органов внутренних дел. В данной статье обосновывается необходимость подготовки в вузах МВД России курсантов старших курсов по учебной дисциплине «Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте», раскрываются понятие и сущность технологии профайлинга, рассматривается психолого-правовой аспект применения данной технологии, обосновываются основные направления применения профайлинга на объектах транспортной инфраструктуры.

Общая информация

Ключевые слова: профайлинг, интегративная дисциплина, технология , компетенция, обеспечение безопасности

Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Статный В.М. Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте: технология и учебная дисциплина [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n2/61033 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

Современный этап развития общества характеризуется существенными изменениями в политической, экономической и социальной сферах жизни, которые повлекли за собой значительное осложнение криминогенной обстановки в стране. В этих условиях противодействие преступности возможно только на основе качественного улучшения подготовки специалистов для правоохранительных органов. Усиление в современном мире террористической и экстремистской угрозы требует новых подходов к организации профессионального образования в системе МВД России, разработки интегративных дисциплин, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки.

В соответствии со п. 5 ст. 12 Федерального закона от 7.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в обязанности полиции входит «обеспечение безопасности граждан и общественного порядка… на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, в морских и речных портах и других общественных местах».

В соответствии с п. 6 ст. 12 ФЗ РФ «О полиции» от 07.02.2011 г. полиция обязана обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаторами … публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок…

 Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является определение угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее – АНВ) (ФЗ РФ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

Практика последних десятилетий показала, что традиционный акцент в деятельности правоохранительных органов и служб безопасности только на формальные контрольные мероприятия и применение досмотровой техники является необходимым, но не достаточным условием для предотвращения АНВ. Существующие и активно используемые средства защиты ориентированы в основном на обнаружение опасных предметов и веществ, фальшивых документов; при этом данные технологии не позволяют выявить противоправные намерения. Однако предпринимаются попытки создания технологий, позволяющих идентифицировать противоправные намерения с помощью анализа психофизиологических реакций человека. В качестве примера можно привести как классический полиграф (детектор лжи), так и новые разработки: дистанционные детекторы психоэмоционального состояния биологических объектов, технология виброизображения (VibraImage), методика психозондирования профессора И. Смирнова – «Майн ридер», «Молчаливый болтун» (Silent talker), анализаторы лжи по голосу, метод биорадиолокации и т. д. (Аминов И.И., Волынский-Басманов Ю.М., Волынский В.Ю., Каменева М.Е., Эриашвили Н.Д., 2010).

Данные технологии могут быть достаточно эффективны при обнаружении противоправных намерений, но в настоящий момент преждевременно говорить об их массовом использовании для обеспечения защиты от АНВ. Возможность применения подобного оборудования ориентирована на специфику функционирования объектов транспортной инфраструктуры, к которой могут относиться: ограниченное время, отведенное для проверки пассажиров, стоимость подобного оборудования, необходимость обучения персонала для работы на нем. На сегодняшний день только человек с определенной долей вероятности способен к считыванию внутренней информации, определению особенностей и динамики поведения других людей и к оперативному принятию соответствующих решений [2].

В целях качественного обеспечения безопасности целесообразно использование не только классических методов оперативно-разыскной деятельности, отождествления и технических средства видеонаблюдения, но и современных психологических методов, таких как профайлинг, который применяется для выявления лиц, вынашивающих противоправные замыслы. Профайлинг является новым направлением в психологической науке, появившимся сравнительно недавно и позволяющим расшифровывать невербальные компоненты, использующиеся в межличностном общении. По мнению специалистов, профайлинг дает возможность получать самую объективную информацию о потенциальной опасности субъекта и может быть эффективно использован для превентивных мер по предупреждению террористических актов на транспорте и местах массового скопления людей.

Профайлинг (от англ.  profile – профиль) – это:

  • комплекс методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных признаков, характеристик внешности и поведения;
  • технология наблюдения и опроса пассажиров с целью выявления потенциально опасных лиц (в аэропортах, на ж/д, морских, речных, автовокзалах и др.) (Журнал-каталог «Транспортная безопасность и технологии». М., 2006. № 4).

Технология профайлинга начала применяться в конце 70-х гг. ХХ в. израильской авиакомпанией «Эль-Аль». Она была ориентирована на снижение вероятности появления возможных рисков, связанных с авиаперевозками пассажиров, и применялась во время предполетного досмотра. Как правило, это был комплекс вопросов, направленных на выявление нестандартных реакций пассажиров на, казалось бы, простые вопросы. Данная технология пользовалась небольшим набором базовых психологических паттернов (стереотипов поведения) и больше напоминала собой процедуру психологического тестирования.

Позже, в 1984 г. методика была «смоделирована» в англоязычном варианте компанией ICTS и стала использоваться службами авиационной безопасности в большинстве европейских стран и США. Паралельно с этим компания Пол Экман Групп (созданная американским психологом Полом Экманом и занимавшаяся изучением эмоциональных экспрессий) разработала ряд компьютерных программ, позволяющих считывать эмоциональные состояния человека. Специальные программы, созданные Полом Экманом, стали активно применять не только в аэропортах США, но и в других структурах, занимающихся обеспечением безопасности государства.

Соединение опросного скрипта (от англ. script – сценарий, описывающий и определяющий роль одного человека, его свойства, характеристики, поведение во взаимодействии с другими людьми) и теории микровыражений позволило профайлингу перейти на иной уровень развития и постепенно начинать интегрироваться в различные виды профессиональной деятельности.

На профайлинг особое внимание было обращено после террористических актов 2004 г. Распоряжением начальника Федеральной службы по надзору в сфере транспорта было рекомендовано ввести группы профайлинга в службы авиационной безопасности. Профайлинг уже имеет опыт применения на территории Российской Федерации и в некоторых странах СНГ на международных рейсах в аэропортах Пулково, Шереметьево, Домодедово и др. Данная технология применяется и за рубежом: в США, Израиле, других странах в ряде авиакомпаний для обеспечения безопасности в аэропортах.

Специалисты по применению методов отождествления лиц называются профайлерами. Профайлеры – это прежде всего опытные психологи, имеющие профильное образование соответствующего уровня, большой опыт практической деятельности по обеспечению транспортной безопасности или прошедшие обучение в центрах психофизиологических исследований и экспертиз и получившие по окончании этих курсов соответствующее свидетельство.

Владение методом профайлинга позволит будущим сотрудникам полиции провести скрытое «тестирование» потенциального злоумышленника и построить его «профиль» для выявления преступных замыслов. Метод профайлинга позволит сделать достаточно точное предположение о потенциальной опасности субъекта и может быть использован на автовокзалах, железнодорожных вокзалах, аэропортах и просто в местах массового скопления людей для превентивных мер по предупреждению терроризма. Как показывает опыт, обучение профайлингу положительно влияет как на обучаемых, так и на их последующее отношение к выполнению своих непосредственных служебных обязанностей. Профайлинг заставляет более вдумчиво наблюдать и анализировать окружающую обстановку, поведение людей, искать подозрительные признаки и устанавливать причинно-следственные связи, нестандартно подходить к решению возникающих в работе проблем. Многолетний успешный опыт применения метода профайлинга за рубежом, полученные положительные результаты также подтверждают практическую полезность данного метода при подготовке сотрудников полиции.

Вместе с тем, практика показывает, что степень антитеррористической и экстремистской защищенности транспортного объекта зависит от применения как можно более широкого спектра научно-практических методик и технологий, охватывающих различные области знаний. Именно поэтому данный учебный курс дополнительно включает разделы:

  • получение и анализ оперативной информации;
  • оперативно-поисковый сыск в местах массового скопления;
  • взаимодействие транспортной полиции со службами и ведомствами, обеспечивающими безопасность на транспорте;
  • использование технических средств для обнаружения взрывоопасных предметов;
  • использование животных в охране объектов транспорта и обнаружение взрывчатых и наркотических веществ.

В то же время специалисты-профайлеры изучают фото с места происшествия, отчеты экспертизы, работают с информацией по другим преступлениям; анализируют не только детали, но и способ и порядок действий преступника, а далее – составляют психологический портрет.

Сотрудники ОВД, имеющие навыки профайлинга, с большой степенью вероятности могут описать черты характера, особенности личности, поведения преступника, делают предположения о его возрасте, расе, семейном и служебном положении, сексуальной зрелости, могут назвать его привычки, наклонности, описать стиль поведения в быту и при общении с окружающими.

Наиболее перспективные направления, в которых может применяться технология профайлинга, как считают И.И. Аминов, Ю.М. Волынский-Басманов, В.Ю. Волынский, М.Е. Каменева и др.:

  • предполетный досмотр;
  • наблюдение, опрос, ручной досмотр багажа и личный (индивидуальный) досмотр;
  • обеспечение безопасности воздушного судна, послеполетный досмотр пассажиров.

Очевидно, что эти направления могут реализовываться не только в аэропортах, но и на железнодорожных, морских, речных, автовокзалах, а также на станциях метрополитена.

С целью предотвращения противоправных действий следует проанализировать:

  • ситуацию, в которой могут возникнуть противоправные намерения;
  • условия, предрасполагающие к данной ситуации;
  • пути и способы достижения противоправных намерений (в том числе криминально-террористического характера).

Извлекая уроки из трагической истории терактов, произошедших как в России, так и за рубежом, возможно создать определенную модель лица, которое может иметь противоправные намерения. Данная модель должна базироваться на описании характерных особенностей (признаков) его внешности и поведения. По мнению И.И. Аминова, Ю.М. Волынского-Басманова и др., описание и дальнейшее детальное изучение данных признаков дает возможность перейти к созданию соответствующей классификации потенциально опасных лиц. На основании этого подхода пассажиров, посетителей и персонал можно отнести к определенному типу (или профилю) в зависимости от наличия или отсутствия признаков, указывающих на возможные противоправные намерения, то есть осуществить профилирование [2].

Технологии профайлинга позволяют классифицировать человека по выявленным признакам на предмет его потенциальной опасности. Выявленные потенциально угрожающие ситуации, например, оставленные без присмотра багаж, вещи, предметы, также могут указать на подготовку и дальнейшее совершение противоправного действия.

Учитывая криминально-террористическую характеристику угрозы на данном этапе для России в целом и в плане обеспечения АБ, при определении профайлинга И.И. Аминов, Ю.М. Волынский-Басманов, М.Е. Каменева предлагают исходить из следующих положений.

Профайлинг является одним из способов обеспечения безопасности, так как позволяет предотвратить противоправное действие посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций.

Выявление потенциально опасных лиц и ситуаций проводится по специальным технологиям, в основе которых лежит комплексный анализ таких значимых факторов как внешность и поведение человека, его перевозочные документы, багаж, вещи, находящиеся при нем, и др.

Профайлинг как один из способов по предотвращению противоправных действий может применяться на всех этапах, местах и мероприятиях по обеспечению АБ и иных охраняемых/контролируемых объектах и территориях.

В рамках профайлинга необходимо применение методов психологии в их прикладном аспекте, так как особый акцент делается здесь на процессах межличностного взаимодействия, на возможностях человеческого восприятия к считыванию внешней и внутренней информации, на формировании и развитии наблюдательности, проницательности, коммуникабельности.

С учетом указанных выше положений предлагается следующее определение: профайлинг – это технологии предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций с использованием методов прикладной психологии [там же]. В более узком смысле предлагается рассматривать профайлинг как систему установления вероятностной причастности определенного субъекта к планируемому противоправному действию [там же].

Таким образом, профайлинг заставляет более вдумчиво наблюдать и анализировать окружающую обстановку, поведение людей, искать подозрительные признаки и устанавливать причинно-следственные связи, нестандартно подходить к решению возникающих в работе проблем. Полученные положительные результаты применения метода профайлинга за рубежом подтверждают его практическую полезность при подготовке сотрудников полиции, поэтому многолетний успешный опыт может быть использован в профессиональной подготовке сотрудников оперативно-розыскных и оперативно-поисковых подразделений, сотрудников полиции общественной безопасности, психологов ОВД.

Введение в учебный план подготовки курсантов вузов МВД России, обучающихся по специальностям «правоохранительная деятельность», «психология служебной деятельности», «правовое обеспечение национальной безопасности» учебной дисциплины «основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте» позволит сформировать у будущих специалистов правоохранительной системы профессиональные компетенции, необходимые для выполнения оперативно-служебных задач в условиях террористических и экстремистских угроз.

Принципиальной особенностью структуры и содержания данной учебной дисциплины является сохранение перечня наиболее устоявшихся тем, значение которых на протяжении ряда лет подтверждено практикой преподавания в Санкт-Петербургском университете МВД России. Введение технологий овладения навыками и умениями профессиональной деятельности на основе междисциплинарной интеграции, использование учебно-познавательной деятельности как средства решения практических проблемных ситуаций позволят подготовить курсанта, умеющего активно включаться в деятельность, выполнять работу профессионально, самостоятельно, качественно.

Цель учебной дисциплины «основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте»:

  • формирование компетенций, обеспечивающих оперативное распознание лиц, вынашивающих противоправные замыслы, направленные на совершение террористических актов и экстремистскую деятельность.

Данная цель достигается реализацией целого ряда задач, среди которых:

  • овладение технологиями оценки личности на основе визуальной психологической диагностики;
  • овладение навыками противодействия психологическому воздействию со стороны потенциальных преступников;
  • овладение навыками саморегуляции эмоциональных состояний в экстремальных ситуациях;
  • овладение навыками руководства личным составом в экстремальных условиях;
  • овладение навыками психологического воздействия на толпу;
  • освоение техник и приемов установления и развития психологических контактов в оперативно-розыскной деятельности;
  • овладение навыками распознания потенциальных преступников по их словесному портрету и типологии поведения;
  • формирование знаний о структуре террористических и экстремистских организаций, организации совершения террористических актов;
  • овладение навыками применения специальной техники электронного (акустического и визуального) мониторинга мест скопления людей на объектах транспортной инфраструктуры;
  • освоение навыков выбора приоритетных позиций для наблюдения (расположение резервов, сил взаимодействия, групп активного противодействия и локализации потенциальных террористических актов и выявления источников потенциальных угроз;
  • освоение практических навыков контроля за поведением потенциальных преступников;
  • формирование навыков использования приемов профайлинга для выявления и фиксации оперативно значимой информации при решении задач предотвращения угроз террористической и экстремистской направленности.

В результате изучения дисциплины курсант должен:

знать:

  • основы этнокультуральной психологии;
  • основы клинической психологии;
  • психологические особенности личности террориста;
  • способы взаимодействия подразделений по обеспечению правопорядка на транспорте со службами безопасности железнодорожных вокзалов, аэропортов, морских и речных портов по вопросам транспортной безопасности;
  • психологические основы общения в оперативно-розыскной деятельности;
  • способы получения розыскной информации для выявления лиц, подозреваемых в причастности к террористической и экстремистской деятельности,

уметь:

  • определять связь психологических особенностей человека с его внешними (физическими) данными;
  • правильно строить общение с гражданами, в том числе с представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий;
  • использовать технические средства и служебных животных в целях обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств;
  • применять эмоционально-волевую регуляцию для снятия эмоционального напряжения и мобилизации сил для выполнения служебной задачи,

владеть навыками:

  • позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;
  • установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в ситуации повышенного напряжения и опасности;
  • управления эмоционально-волевой сферой;
  • получения розыскной информации для выявления лиц, подозреваемых в причастности к террористической и экстремистской деятельности;
  • распознания личности по словесному портрету и ее динамическим характеристикам.

Основным видом занятий при изучении основ профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте являются практические занятия с разбором конкретных (смоделированных) ситуаций с целью отработки навыков будущей профессиональной деятельности курсантов.

Междисциплинарный характер преподавания основ профайлинга подтверждается участием целого ряда кафедр университета, среди которых:

  • кафедра юридической психологии;
  • социальной психологии;
  • педагогики и общей психологии;
  • специальных мероприятий и специальной техники;
  • деятельности ОВД в особых условиях;
  • оперативно-разыскной деятельности ОВД;
  • криминалистики.

Таким образом, освоение учебной дисциплины «Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте» позволит курсантам овладеть профессиональными компетенциями, направленными на распознавание лиц, вынашивающих противоправные замыслы, на пресечение экстремистской и террористической угрозы.

Литература

  1. Аврутин Ю.Е., Пряхина М.В., Самарин Н.Ю., Статный В.М. Оперативно-разыскная психология. Учеб. пособие. М., 2010.
  2. Аминов И.И., Эриашвили Н.Д., Волынский-Басманов Ю.М., Волынский В.Ю., Каменева М.Е. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий. 2-е изд. М., 2012.
  3. Анисимова Н.Н. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. Обнаружение криминального искажения информации: Учеб.-метод. пособие. 2-е изд., перераб. / Науч. ред. Ю.Н. Демидова. Домодедово, 2007.
  4. Марьин М.И., Касперович Ю.Г. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности. М., 2007.
  5. Мохаддам Фатали. Терроризм с точки зрения террористов: что они переживают и думают и почему обращаются к насилию. М., 2011.
  6. Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте. Учеб.-метод.комплекс. // Под общ. ред. Заслуженного юриста РФ В.А. Кудина. СПб., 2011.
  7. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. М., 2010.
  8. Федеральный закон РФ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
  9. Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
  10. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
  11. Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ».
  12. Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
  13. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
  14. Фрай О. Детекция лжи и обмана. М., 2005.
  15. Экман П. Психология лжи. СПб., 2009.

Информация об авторах

Статный Владлен Михайлович, кандидат педагогических наук, Начальник кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: statny@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 41517
В прошлом месяце: 96
В текущем месяце: 84

Скачиваний

Всего: 5477
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2