Психолого-педагогические исследования
2023. Том 15. № 2. С. 3–17
doi:10.17759/psyedu.2023150201
ISSN: 2587-6139 (online)
Взаимосвязь восприятия эмоционально значимых событий своей жизни и базисных убеждений личности студенческой молодежью в период транзитивных изменений
Аннотация
Работа направлена на изучение особенностей выделяемых эмоционально значимых событий собственной жизни студенческой молодежью в современном транзитивном российском обществе. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на российских студентах в период с ноября по декабрь 2022 года. В исследовании (N=176) приняли участие респонденты в возрасте от 19 до 22 лет (M=19,9; SD=0,47), граждане Российской Федерации, учащиеся московских вузов, из них 79% девушек и 21% юношей. Были использованы шкала базисных убеждений личности и анкета об эмоционально значимых событиях, которые произошли в жизни человека на протяжении последнего года. Выделены часто называемые категории событий: сферы развлечений и досуга, учебной и профессиональной деятельности, романтических отношений. Описаны межполовые различия в характере называемых эмоционально значимых событий. Полученные результаты позволили выделить значимые базисные убеждения личности – «позитивный образ Я», «вера в удачу» и «убежденность в контроле». Определен характер взаимосвязи базисных убеждений личности и выделяемых эмоционально значимых событий.
Общая информация
Ключевые слова: базовые убеждения, эмоции, молодежь, студенчество, транзитивность , жизненная позиция
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150201
Получена: 27.04.2023
Для цитаты: Маркина О.С., Молчанов С.В. Взаимосвязь восприятия эмоционально значимых событий своей жизни и базисных убеждений личности студенческой молодежью в период транзитивных изменений [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 2. С. 3–17. DOI: 10.17759/psyedu.2023150201
Полный текст
Введение
Происходящие в современном российском мире социальные и политические изменения находят отражение как в поведении человека, так и в характере его психического функционирования. Происходит трансформация требований к эмоциональной устойчивости, жизнестойкости, переживанию оптимизма, что позволяет сохранить стабильность психологического благополучия человека. Эпоха динамических изменений социального мира всегда содержит как пространство новых возможностей, так и определенные риски для психологического функционирования человека. Постоянство изменений, высокая неопределенность и непредсказуемость последствий трансформаций социума являются характеристиками транзитивного общества, в то же время раскрывающего множественность вариантов социальных пространств самоопределения и самореализации [1; 2; 6; 9]. В литературе описано понятие кризисной (жесткой) транзитивности, когда возникают резкие изменения, воспринимаемые как шоковая ситуация, переживаемые как временные, требующие значительных психологических ресурсов для того, чтобы с ней справиться [10; 11; 18; 21]. Происходящие в современном мире глобальные политические, социальные, экономические и ценностные трансформации на групповом и индивидуальном уровнях могут быть рассмотрены как события кризисной транзитивности. Подобная событийность находит отражение в изменении качества жизни человека [8; 20; 23]. Отмечается, что задача исследования современного содержания кризисов транзитивности выступает важным вызовом современной психологической науки [5; 12; 22].
Период студенчества с возрастно-психологической точки зрения может быть описан как период вступления во взрослость (18-22 года) или начало периода молодости (с 20 лет) [4; 7]. Молодость рассматривается как «время путешествий», в ходе которого должен быть решен ряд задач развития этого возраста. Задачи развития молодости, выделенные Р. Хевигхерстом, связаны с областями будущей и обретаемой семейной жизни, включая отношения любви, развитием профессиональной карьеры и социальных отношений, с принятием гражданской ответственности, процессами самоисследования, самопознания с дальнейшим развитием идентичности [15]. Происходит формирование идентичности через установление отношений – развитие личного Я, Я как члена семьи, Я профессионального. Таким образом, погруженность в область становления уникальных отношений интимности со значимым другим, профессиональная самореализация, построение мечты, основанной на реальных возможностях мира, обеспечивают условия нормативно-возрастного развития в период молодости. Однако реализация указанных видов жизнедеятельности происходит в конкретных социальных условиях, которые в современном мире характеризуются проявлениями резкой социальной транзитивности.
Актуальность изучения того, как происходящие изменения отражаются в характере переживания молодыми людьми событийности собственной жизни, определяется влиянием самого переживания на субъектную позицию личности. С одной стороны, мы наблюдаем погруженность в виды активности, обеспечивающие решение задач развития периода молодости, с другой стороны, наблюдаются значительные трансформации социального мира, которые могут находить отражение в субъективной эмоциональной значимости событий своей жизни и в тех личностных выборах, которые необходимо сделать в процессе жизненного самоопределения.
Изменения социального мира влияют на характер решения возрастно-психологических задач развития так же, как и личностные особенности самого человека. Модель базисных убеждений личности, предложенная в работах Р. Янофф-Бульман, представляет собой ряд когнитивно-эмоциональных имплицитных представлений, которые обеспечивают стабильность субъективной картины мира с выделением опоры в окружающем мире [17; 19]. Базовые убеждения личности могут быть соотнесены с компонентами психологического благополучия. Это позволяет ряду авторов рассматривать базисные убеждения как субъективно конструируемую человеком картину мира, составляющую основу психологического благополучия и личностный потенциал его развития [13].
В рамках нашего исследования мы были сфокусированы на изучении того, какие происходящие в индивидуальной жизни молодежи события переживаются как эмоционально значимые с учетом личностных особенностей каждого человека – базисных убеждений личности, которые, с нашей точки зрения, могут выступать условиями успешного преодоления периодов транзитивности.
Метод и методики
Цель нашего исследования – изучение особенностей выделяемых эмоционально значимых событий собственной жизни студенческой молодежью в современном транзитивном российском обществе. Гипотеза исследования: выделяемые эмоционально значимые события собственной жизни взаимосвязаны с уровнем базисных убеждений личности у студенческой молодежи.
Задачи исследования:
- Изучение содержания выделяемых эмоционально значимых событий собственной жизни студенческой молодежью.
- Исследование межполовых различий в выделяемых эмоционально значимых событиях собственной жизни у студенческой молодежи.
- Исследование базисных убеждений личности как характеристик психологического благополучия у студенческой молодежи.
- Изучение взаимосвязи уровня базисных убеждений личности с выделяемыми эмоционально значимыми событиями различных сфер жизни студенческой молодежью.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:
- Авторская анкета для респондента об эмоционально значимых событиях, произошедших на протяжении последнего года. Сбор данных респондентов о субъективно эмоционально значимых событиях последнего года допускал возможность назвать до 5 произошедших событий в свободной форме. Таким образом, общее количество событий, которые могли назвать респонденты с учетом размеров выборки, – 885. В 134 случаях события не назывались, что составляет 15,1% от общего числа потенциально названных событий. Полученные содержательные ответы на основании проведенного контент-анализа были разбиты на 9 сфер жизни: сферы отношений (отношения в семье, с друзьями и романтические отношения); события, связанные со здоровьем; события, связанные со смертью; сфера учебной и профессиональной деятельности; сфера изменений жизни в области материальных ценностей; сфера личностных внутренних изменений; тема специальной военной операции; сфера развлечений.
- Шкала базисных убеждений, разработанная Р. Янов-Бульман, адаптированная М.А. Падуном, А.В. Котельниковой [17]. Методика направлена на определение выраженности пяти базисных убеждений, рассматриваемых как ядро нашего субъективного мира: «доброжелательности окружающего мира», «справедливости окружающего мира», «позитивности образа Я», «веры в удачу» и «убежденности в контроле над жизнью».
В исследовании приняли участие 176 человек в возрасте от 19 до 22 лет (M=19,9; SD=0,47), граждане Российской Федерации, учащиеся московских вузов. Среди респондентов было опрошено 139 девушек (79%) и 38 юношей (21%). Сбор данных осуществлялся на добровольной основе в групповой форме, при прямом присутствии исследователя. Время сбора данных – ноябрь-декабрь 2022 года.
Результаты
Рассмотрим особенности распределения эмоционально значимых событий в жизни молодежи за последний год. Напомним, что респонденты были свободны в выборе содержания и количества ответов в этой анкете. В ходе качественного анализа полученные ответы были разбиты на 9 сфер жизни: сфера отношений (отношения в семье, с друзьями и романтические отношения); события, связанные со здоровьем; события, связанные со смертью; сфера учебной и профессиональной деятельности; сфера изменений жизни в области материальных ценностей; личностные внутренние изменения; тема специальной военной операции; сфера развлечений. Выделим наиболее часто называемые события для каждой сферы жизни. Для отношений в семье – общение, ссоры и примирения, разговоры на важные темы, празднование семейных праздников и рождение родственников. Для отношений с друзьями – общение, новые друзья, разрыв дружеских отношений, возобновление старых дружеских отношений. Для романтических отношений – влюбленность, усиление переживаемых чувств к партнеру, юбилеи отношений и совместная радость, расставание, воссоединение. В области здоровья отмечались такие события, как возникающие или продолжающиеся проблемы со здоровьем, активное медицинское лечение и операции, сложности в области как соматического, так и психического здоровья. В сфере смерти назывались события, связанные со смертью родственников или знакомых. Сфера учебной и профессиональной деятельности включает в себя указание на успешную сдачу сессий и курсовых работ, получение образовательных скидок за высокую успеваемость, стажировки, трудности в обучении и сдаче сессий, опасности и риски отчисления, опыт поиска работы, опыт работы, продвижения на работе с перспективами полноценного трудоустройства после окончания обучения, увольнения. Сфера изменений в жизни в области материальных ценностей сфокусирована как на обретении желаемого – телефоны, компьютеры, одежда, автомобиль, квартира, получение автомобильных прав, зарабатывание денег, так и на потерях дорогих материальных объектов. Сфера личностных внутренних изменений включала указание на разнообразные внутренние достижения (например, переосмысление жизненных целей, лучшее осознание себя, личностные изменения различных направлений в области агрессии, тревоги, страхов, застенчивости, уверенности в себе; изменение религиозных установок). Тема специальной военной операции нашла отражение в указании таких событий, как начало специальной военной операции, мобилизация, риски последствий мобилизации для себя и близких людей. Сфера развлечений включает в себя указание на путешествия, отдых в конкретных местах, посещение увеселительных мероприятий, концертов. Полученное распределение частоты эмоционально значимых событий по сферам для всей выборки и с учетом межполовых различий представлено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение эмоционально значимых событий в жизни за последний год по сферам жизни для всей выборки и с учетом межполовых различий (N=176)
Сфера жизни |
% от общего числа ответов по всей выборке |
Межполовые различия (% от общего числа ответов) |
|
|
|
мужчины |
женщины |
Сфера отношений в семье Сфера отношений с друзьями Сфера романтических отношений События, связанные со здоровьем События, связанные со смертью Сфера учебной и профессиональной деятельности Сфера изменений материальных ценностей Личностные внутренние изменения Тема специальной военной операции Сфера развлечений и досуга |
7,6 9,9 14,7 2,5 2,8 17,8
8,5 6,9 6,2 23,1 |
3,5 5,4 11,4 0,8 1,3 16,3
11,6 8,1 5,4 35,4 |
8,4 10,9 15,4 2,8 3,2 18
7,7 6,3 6,4 19,9 |
Как мы видим из приведенных выше результатов, наиболее часто назывались события из области развлечений (23,1% ответов от общего числа результативных ответов), сферы учебной и профессиональной деятельности (17,8% ответов) и области романтических отношений (14,7% ответов). Наименьшее количество ответов было дано для событий, связанных со здоровьем и смертью (2,5% и 2,8% соответственно). Событийность в других сферах – отношения с семьей и друзьями, личностные внутренние изменения, изменения в материальной сфере и тема специальной военной операции – варьируется в рамках 6-10% встречаемости. Отметим, что если объединить все группы сферы отношений (семья, друзья и романтические отношения), то это будет наиболее насыщенная событиями область жизни – 32,2% от общего количества ответов.
Рассмотрим межполовые различия в распределении эмоционально значимых событий в жизни за последний год. Наиболее часто называемые события и для девушек, и для молодых людей относятся к сферам области развлечений, далее – сфере учебной и профессиональной деятельности и, наконец, области романтических отношений. Однако существуют различия в интенсивности встречаемости событий. Так, юноши статистически значимо чаще, чем девушки, указывают на события сферы развлечений (35,4% для мужчин и 19,9% для женщин) (Хи-квадрат Пирсона при р=0,006). Суммарно событийность сферы отношений (семья, друзья и романтические отношения) девушек статистически значимо гораздо насыщенней, чем у молодых людей (34,7% для женщин и 20,3% для мужчин) (Хи-квадрат Пирсона при р=0,007): девушки чаще вспоминают о романтических отношениях (15,4% для женщин и 11,4% для мужчин), о семейных отношениях (8,4% для женщин и 3,5% для мужчин) и дружеских отношениях (10,9% у женщин и 5,4% у мужчин). Отметим, что суммарная событийность сферы отношений девушек превышает частоты упоминания о развлечениях (34,7% и 19,9% соответственно). Для юношей же сфера развлечений остается наиболее называемой даже при сравнении с суммарной событийностью сферы отношений (35,4% и 20,3% соответственно). Юноши статистически значимо чаще, чем девушки, называют события в сфере изменений материальных ценностей (11,6% для мужчин и 7,7% для женщин) (Хи-квадрат Пирсона при р=0,003). Сфера учебной и профессиональной деятельности называется достаточно равномерно (18% для женщин и 17,8% для мужчин). Частота упоминаний событий в области личностных внутренних изменений также примерно равна (8,1% для мужчин и 6,3% для женщин). Тема специальной военной операции встречается с одинаковой частотой. Если мы рассмотрим события с самой низкой частотой упоминаний – связанные со здоровьем и смертью, то для девушек частота несколько выше (2,8% женщин и 0,8% мужчин – для сферы здоровья; 3,2% женщин и 1,3% мужчин – для темы смерти).
Отметим, что характер социальных контактов также оказывает влияние на называемые события. Так, при сравнении подгрупп по критерию наличия/отсутствия романтических отношений в настоящий момент общее распределение эмоционально значимых событий по сферам достаточно одинаково, кроме 2 областей – отношений с друзьями и романтических отношений. У респондентов с наличием актуальных романтических отношений событий, связанных с этой сферой, больше (17,8% для респондентов с актуальными отношениями и 10,8% – без), в то время как молодые люди, не находящиеся в настоящее время в таких отношениях, чаще указывают события, связанные с дружескими отношениями (17,5% и 10,9% соответственно). Интересно, что для обеих групп общее количество событий, связанных с различными отношениями (семья, друзья, любовь), практически равно (35% для лиц с романтическими отношениями и 37,1% – без), но существуют различия в характере называемых событий. При сравнительном анализе молодежи с актуальным опытом подработки и без него различий в характере называемых событий обнаружено не было.
Рассмотрим особенности базисных убеждений личности. Полученные результаты приведены в табл. 2.
Таблица 2
Особенности базисных убеждений молодежи для всей выборки и гендерных групп (N=176)
Шкала ШБУ/ Группа |
Вся выборка |
Женщины |
Мужчины |
|||
M |
SD |
M |
SD |
М |
SD |
|
Доброжелательность окружающего мира |
3,37 |
0,833 |
3,37 |
0,875 |
3,39 |
0,667 |
Справедливость окружающего мира |
3,49 |
0,757 |
3,48 |
0,747 |
3,53 |
0,809 |
Позитивность образа Я |
4,36 |
0,952 |
4,37 |
0,990 |
4,34 |
0,813 |
Вера в удачу |
4,07 |
0,820 |
4,11 |
0,801 |
3,92 |
0,888 |
Убежденность в контроле |
3,97 |
0,591 |
3,97 |
0,602 |
3,96 |
0,565 |
Как видно из приведенных выше данных, наиболее ярко выражено такое базисное убеждение субъективного мира, как «позитивность образа Я», далее располагаются «вера в удачу» и «убежденность в контроле». Наименее принимаемыми являются убеждения в справедливости окружающего мира и его доброжелательности. Выраженность «позитивного образа Я» по сравнению с другими базисными убеждениями подчеркивается статистически значимыми различиями (критерий Уилкоксона, при р=0,01). Базисные убеждения «вера в удачу» и «убежденность в контроле» значимо предпочитаются шкалам «убежденности в справедливости окружающего мира и его доброжелательности» (критерий Уилкоксона, при р=0,01). Отметим отсутствие значимых межполовых различий в выраженности базисных убеждений.
Рассмотрим особенности взаимосвязи выраженности эмоционально значимых событий и базисных убеждений личности. Проведенный корреляционный анализ показал определенные взаимосвязи таких сфер событий, как «учеба и профессия» и «развлечения и досуг» с отдельными базисными убеждениями личности. Наличие эмоционально значимых событий в области учебы и профессии связано с верой в удачу (коэф. кор. Спирмена ρ=0,434 при р=0,05) и убежденностью в контроле (коэф. кор. Спирмена ρ=0,269 при р=0,01), а событийность в сфере развлечений – с верой в доброжелательность окружающего мира (коэф. кор. Спирмена ρ=0,281 при р=0,05) и образом Я (коэф. кор. Спирмена ρ=0,253 при р=0,01). Надо отметить, что количество полученных взаимосвязей не так велико, как мы ожидали. Мы провели анализ взаимосвязи базисных убеждений личности и наличия эмоционально значимых событий по сферам (факт наличия или отсутствия событий). Было показано, что наличие позитивного образа Я связано с появлением событий в области развлечений и досуга, а также здоровья (Хи-квадрат Пирсона при р=0,048 и р=0,004 соответственно), а убежденность в контроле оказалась связана с упоминанием событий, связанных с СВО (Хи-квадрат Пирсона при р=0,024).
Далее был проведен более дифференцированный анализ связи базисных убеждений личности и упоминаемой событийности. Для сравнительного анализа в области сферы развлечений мы разделили выборку на 2 подгруппы – молодежь с упоминанием двух и более событий сферы развлечений и молодежь с упоминанием одного события данной сферы. Были получены статистически значимые различия в оценке базисных убеждений о доброжелательности окружающего мира (критерий Манна-Уитни при р=0,05) и позитивном образе Я (критерий Манна-Уитни при р=0,05). Для всех указанных параметров были получены более высокие оценки для молодежи с активным упоминанием сферы развлечений в области эмоционально значимых событий. Сферы здоровья и смерти были объединены, так как, во-первых, это события, которые объединяет негативная эмоциональная оценка, во-вторых, выявлена содержательная близость этих событий, в-третьих, небольшой объем ответов для ряда тем поставил перед нами вопрос о возможности объединения близких, но не одинаковых сфер жизни. Сравнительный анализ сферы здоровья и смерти позволил выделить подгруппы респондентов, которые упоминали и не упоминали об этих событиях. Для респондентов, не называющих эти события, характерен более позитивный образ Я (критерий Манна-Уитни при р=0,05). При сравнительном анализе групп молодежи с наличием упоминаний специальной военной операции и событий, связанных с ней, и без упоминания выявлен статистически значимый более низкий уровень результатов по шкалам «доброжелательность окружающего мира» и «убежденность в контроле» (критерий Манна-Уитни при р=0,05 для обеих шкал) для группы, участники которой назвали эмоционально значимыми события специальной военной операции. Анализ сферы учебной и профессиональной деятельности показал, что более редкое упоминание событий данной категории как эмоционально значимых связано с большей выраженностью веры в удачу (критерий Манна-Уитни при р=0,01).
Обсуждение результатов
Анализ оценок студентами эмоционально значимых событий, произошедших в последний год жизни, обнаруживает достаточный уровень психологической устойчивости современной молодежи к событиям, являющимся причиной кризисной транзитивности. В модели У. Бронфенбреннера события макро- и мезоуровней могут выступать значимыми условиями, определяющими характер жизни человека [7]. Так, проведение специальной военной операции и последовавшие за этим социально-экономические изменения могли бы выступать как события, значительно изменяющие представления о собственной жизни. Например, как показывает более ранний анализ отношения к боевым действиям, взаимосвязь индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей и отношения к войне носит сложный характер. Даже параметры стресса оказываются далеко не всегда связаны с негативным отношением к боевым действиям [16].
Однако, как показывают полученные нами данные, наблюдается фокусировка респондентов на эмоционально значимых событиях, связанных с решением возрастно-психологических задач развития периода вступления во взрослость: сферы межличностных отношений, развлечений и досуга, профессиональной деятельности выступают как более часто упоминаемые. Называемые эмоционально значимые события последнего года в основном связаны с позитивным эмоциональным фоном, не фокусированы на возможных трудностях и событиях периода кризисной транзитивности. Представляется, что высокие оценки эмоциональной значимости событий в сфере развлечений и досуга, профессиональной деятельности и романтических отношений являются типичным переживанием для молодых людей и в равной степени проявляются и в период стабильного социально-экономического развития страны.
Перспективой дальнейшего исследования должно стать изучение психологических условий и ресурсов, определяющих ресурсный потенциал толерантности к фрустрации и центрацию современной молодежи на социальных проблемах. В исследовании молодежи, направленном на изучение ресурсов преодоления опыта социальной изоляции в период пандемии COVID-19, было показано, что при наличии роста показателей стресса, тревожности, страха и эмоциональной нестабильности происходившие трансформации воспринимались большинством респондентов как новое пространство социального познания и возможностей в образовательной и межличностной коммуникации. Выделялись 3 стратегии как ресурсы адаптации – стратегия, направленная на себя, стратегии, направленные на помощь и эмоциональную поддержку других и жизненное пространство вокруг себя [3]. В нашем исследовании мы предполагали, что активная жизненная позиция, выраженная в системе базисных убеждений личности, позволяет молодежи успешно справляться с происходящими изменениями социального характера без фокусировки внимания на негативных эмоциональных аспектах происходящих событий. Мы получили определенное подтверждение данному предположению, находящее выражение в связи базисных убеждений в доброжелательность мира со сферой развлечений и досуга и эмоциональной значимостью событий специальной военной операции; позитивного образа Я – со сферой развлечений и здоровья, веры в удачу – со сферой учебной и профессиональной деятельности, убеждения в контроле – с событиями СВО. Вместе с тем остается открытым вопрос о характере взаимосвязи базисных убеждений и эмоционального отношения молодежи к событиям своей жизни.
Изучение причинно-следственных связей между эмоциональной значимостью жизненных событий и личностными особенностями также составляет перспективу дальнейшего исследования. Таким образом, можно говорить о том, что событийная транзитивность оказывается на периферии эмоциональной значимости для большинства молодых людей в период вступления во взрослость.
Выводы
Проведенное исследование позволило составить картину эмоционально значимых жизненных событий студенческой молодежи в современном транзитивном обществе. Наиболее распространенными категориями эмоционально значимых событий выступают сферы развлечений и досуга, учебной и профессиональной деятельности, романтических отношений. Можно говорить о том, что события с высокой эмоциональной значимостью релевантны возрастно-психологическим задачам развития периода молодости. Обнаруженные межполовые различия связаны с большей ориентировкой девушек на событийность сферы межличностных отношений (семья, друзья и романтические отношения), юношей – на сферу развлечений. Высокие оценки базисных убеждений – «позитивный образ Я», «вера в удачу» и «убежденность в контроле» – студенческой молодежью в целом совпадают с результатами предшествующих исследований и свидетельствуют об уверенности в себе и возможности контроля своей жизни, вере в удачу. Ранее было обнаружено, что сбалансированный тип психологического благополучия в его ценностной составляющей также связан с восприятием мира как доброжелательного и справедливого, позитивным образом Я и уверенностью в контроле над жизнью [14]. Таким образом, можно говорить о достаточном уровне психологического благополучия выборки студенческой молодежи, что находит отражение и в содержании, и в оценке называемых эмоционально значимых событий собственной жизни в условиях транзитивности современного общества. Была выявлена связь ряда базисных убеждений студенческой молодежи с эмоциональной оценкой значимости жизненных событий, однако анализ характера связи требует продолжения исследования.
Литература
- Арендачук И.В., Усова Н.В., Кленова М.А. Особенности социальной активности российской молодежи в условиях вынужденных социальных ограничений // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 4. С. 182–199. DOI:10.17759/sps.2022130411
- Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Приглашение к диалогу] // Сборник Mobilisinmobile: личность в эпоху перемен / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: МГУ, 2008. С. 57–
- Баранова В.А., Дубовская Е.М., Савина О.О. Опыт жизнедеятельности и ресурсы преодоления трудностей социальной изоляции в первый период пандемии COVID-19 у студентов // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. C. 10– DOI:10.17759/sps.2021120102
- Головей Л.А. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для ВУЗов. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 415 с.
- Гришина Н.В. Процессуальный подход в психологии личности // Психология личности: Пребывание в изменении / Под ред. Н.В. Гришиной. СПб.: СПбГУ, 2019. С. 117–154.
- Ефременкова М.Н., Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Стельмах С.А., Бурдина Е.И. Представления о настоящем и будущем страны как фактор эмиграционной активности студенческой молодежи: кросс-культурный анализ // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 1. С. 111–131. DOI:10.17759/sps.2023140107
- Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: Айрис, 2005. 237 с.
- Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Современные подходы к изучению качества жизни: от объективных контекстов к субъективным // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 4. С. 142–162. DOI:10.17759/sps.2022130409
- Марцинковская Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015. 310 c.
- Марцинковская Т.Д. Современная психология – вызовы транзитивности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Том 8. № 42. С. 1. DOI:54359/ps.v8i42.533 URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.02.2023).
- Марцинковская Т.Д., Юрченко Н.И. Проблема совладания в транзитивном обществе [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Том 9. № 49. С. 9. DOI:10.54359/ps.v9i49.430 URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30.02.2023).
- Марцинковская Т.Д. Переживание кризиса транзитивности в реальном и виртуальном пространствах: личностный и социальный контекст // Вестник РГГУ: Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 4. С. 30– DOI:10.28995/2073-6398-2022-4-30-40
- Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Моральные суждения подростков с разным уровнем психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Тoм 24. № 4. C. 22– DOI:10.17759/pse.2019240402
- Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Особенности психологического благополучия молодежи с различным опытом и мотивацией волонтерской деятельности // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Т. 6(46). С. 181–192. DOI:23951/2307-6127-2022-6-181-192
- Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 352 с.
- Неврюев А.Н., Сариева И.Р. Как узнать, кто и почему (не)одобряет войну? Современные исследования отношения к войне [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 1. C. 80– DOI:10.17759/jmfp.2022110108
- Падун М.А., Котельникова А.В. Методика исследования базисных убеждений личности. М.: Лаборатории психологии и психотерапии посттравматического стресса ИПРАН, 2007. 95 с.
- Ткаченко Д.П. Изменения эмоционального интеллекта в процессе социализации подростков в стабильные и кризисные периоды развития общества [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. № 11(61). С. 7. DOI:54359/ps.v11i61.266 (дата обращения: 30.02.2023).
- Janoff‑Bulman R., Carnes N.C. The model of moral motives // Atlas of Moral Psychology / Eds. K. Gray, J. Graham. New York: Guilford Publications, 2019. P. 223–230.
- Perchtold C.M., Papousek I., Fink A., Weber H., Rominger C., Weiss E.M. Gender Differences in Generating Cognitive Reappraisals for Threatening Situations: Reappraisal Capacity Shields Against Depressive Symptoms in Men, but Not Women // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. DOI:10.3389/fpsyg.2019.00553
- Silbereisen R.K., Pinquart M., Reitzle M., Tomasik M., Fabel K., Grümer S. Psychosocial Resources and Coping with Social Change. SFB 580 Mitteilungen. 2008. 131 p.
- Silbereisen R.K., Chen X. Social change and human development: Concept and results. SAGE Publ. Ltd. 2010. 318 p. DOI:10.4135/9781446252161
- Stephan M., Markus S., Gläser-Zikuda M. Students' Achievement Emotions and Online Learning in Teacher Education // Frontiers in Education. 2019. Vol. 4. Article ID 109. 12 p. DOI:10.3389/feduc.2019.00109
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 511
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 21
Скачиваний
Всего: 136
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2