Психолого-педагогические исследования
2016. Том 8. № 2. С. 87–130
doi:10.17759/psyedu.2016080208
ISSN: 2587-6139 (online)
Дайджест основных результатов апробации и внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) в 2014 – 2015 гг. на базе стажировочных площадок
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080208
Для цитаты: Дайджест основных результатов апробации и внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) в 2014 – 2015 гг. на базе стажировочных площадок [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 2. С. 87–130. DOI: 10.17759/psyedu.2016080208
Полный текст
Содержание
Предисловие ............................................................................................................................ 4
Стажировочные площадки по внедрению профстандарта педагога........................ 5
Стажировочная площадка Алтайского края.................................................................... 6
Стажировочная площадка Республики Бурятия ........................................................... 8
Стажировочная площадка Воронежской области ...................................................... 10
Стажировочная площадка Забайкальского края ......................................................... 12
Стажировочная площадка Ивановской области ......................................................... 14
Стажировочная площадка Иркутской области............................................................. 16
Стажировочная площадка Красноярского края .......................................................... 17
Стажировочная площадка Ленинградской области.................................................... 20
Стажировочная площадка Липецкой области ............................................................. 22
Стажировочная площадка Санкт-Петербурга ............................................................. 24
Стажировочная площадка Республики Мордовия....................................................... 26
Стажировочная площадка Свердловской области ..................................................... 28
Стажировочная площадка Тамбовской области.......................................................... 30
Стажировочная площадка Республики Татарстан ..................................................... 32
Стажировочная площадка Хабаровского края ............................................................ 35
Основные итоги апробации профессионального стандарта педагога.................... 38
Рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по распространению результатов внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Предисловие
Разработка концепции и содержания стандарта профессиональной деятельности педагога осуществлялась в два основных этапа.
Первый этап - разработка концепции стандарта был реализован в 2012-2013 гг. рабочей группой при Министерстве образования и науки Российской Федерации (под руководством Е.А. Ямбурга). Концепция была представлена для обсуждения профессиональной общественностью на официальном сайте Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Второй этап - разработка макета стандарта профессиональной деятельности и организация и проведение общественно-профессионального обсуждения стандарта - реализована рабочей группой на базе Московского городского психолого-педагогического университета.
На втором этапе сформирована рабочая группа специалистов-разработчиков профессионального стандарта, осуществивших теоретическое, методологическое и нормативное обоснование, и подготовку проекта профессионального стандарта педагога в соответствии с рекомендациями Минтруда РФ. Проект профессионального стандарта прошел широкое общественно-профессиональное обсуждение на круглых столах и расширенных совещаниях рабочих групп при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерстве образования и науки Российской Федерации с участием представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В тексте проекта стандарта учтены и отражены замечания и рекомендации представителей профессионального сообщества, ведущих профильных профессиональных ассоциаций и профессиональных союзов федерального уровня. Итоговый вариант профессионального стандарта педагога был согласован с ведущими профильными профессиональными ассоциациями и Общероссийским Профсоюзом образования.
В течение 2014-2015 гг. на базе региональных стажировочных площадок субъектов Российской Федерации осуществляется апробация и внедрение профстандарта педагога. Основные направления апробации и внедрения:
- разработка концепции поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога;
- разработка и общественно-профессиональное обсуждение проекта модернизации системы педагогического образования в части профстандарта педагога;
- разработка системы установления уровней соответствия компетенций педагога содержанию профстандарта педагога;
- разработка модели построения дифференцированного профиля программы профессионального развития педагогов на основе оценки уровня соответствия компетенций педагога содержанию трудовых функций профстандарта педагога;
- апробация и внедрение профстандарта педагога в системе высшего педагогического образования;
- разработка аналитических и методических материалов по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога.
Для размещения на общедоступном сайте типовых запросов, поступивших в ходе экспериментального внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога и ответов на них, был создан сайт профстандартпедагога.рф.
Сайт предназначен для решения следующих задач:
- Информационное сопровождение проекта по внедрению стандарта профессиональной деятельности педагога (новости, пресс-релизы, анонсы).
- Поддержка консультационно-методического сопровождения участников региональных стажировочных площадок экспертами и разработчиками профстандарта (раздел «часто задаваемые вопросы» с обновлением, форма обратной связи).
- Выкладывание педагогической информации: нормативно-правовой, научнометодической, методической.
- Анонсирование деятельности 21 стажировочной площадки через отдельные страницы
- Осуществление онлайн трансляции вебинаров, совещаний и иных мероприятий, проводимых в рамках проекта в МГППУ и на базе региональных стажировочных площадок.
Стажировочные площадки по внедрению профстандарта педагога
Работы по освоению стандарта профессиональной деятельности педагога в 2014-2015 гг. осуществлялись на базе 21 стажировочной площадки, перечень которых определило Министерство образования и науки Российской Федерации. Каждая стажировочная действует под руководством регионального органа управления образованием и включает в себя образовательные и иные организации, необходимые для проведения работ по апробации и внедрению профессионального стандарта педагога. В число организаций - участников региональной площадки вошли: учреждения высшего профессионального образования, региональные институты развития образования, академии и институты повышения квалификации педагогических работников, общеобразовательные организации общего и профессионального образования, региональные ППМС-центры.
Стажировочными площадками субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий ФЦПРО по итогам апробации профессионального стандарта педагога 2014-2015 годах получены первые актуальные результаты применения профстандарта педагога в общеобразовательных организациях в условиях Алтайского края, Республики Татарстан, Свердловской области, Красноярского края, Ленинградской области, Республики Мордовия, Волгоградской области, Тамбовской области, Республики Бурятия, Хабаровского края, Воронежской области, Ивановской области, Липецкой области, Пермского края, Амурского края, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Санкт-Петербурга, Ставропольского края, Забайкальского края, Иркутской области, Калининградской области.
Ниже представляем информацию о деятельности стажировочных площадок, которые приняли наиболее активное участие в апробации и внедрении профессионального стандарта педагога
Стажировочная площадка Алтайского края
Базовая организация стажировочной площадки:
КГБОУ Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования
Профиль деятельности стажировочной площадки:
1. Повышение квалификации работающих педагогов
2. Аттестация педагогов с учетом требований профессионального стандарта педагога
Координатор стажировочной площадки:
Калашникова Наталья Григорьевна, первый проректор КГБУ ДПО АКИП- КРО, д. пед. н., профессор
Контакты стажировочной площадки:
Тел. 8(3852)361980, Факс. 8(3852)246462, E-mail: natgrig038@yandex.ru
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Цель стажировочной площадки:
Обеспечение условий для эффективного внедрения на базе федеральной стажировочной площадки (АКИПКРО) стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
Задачи стажировочной площадки:
- Установление соответствия трудовых действий с умениями и знаниями в трудовых функциях стандарта профессиональной деятельности педагога (далее - ПСП) с учетом профиля деятельности площадки, разработка и общественно-профессиональное обсуждение предложений по включению дополнительных знаний и умений;
- Разработка на основе структуры трудовых действий, умений и знаний, трудовых функций профессионального стандарта педагога, перечня компетенций в соответствии с рамкой дифференциации уровней профессионального развития педагога, разработанной экспертной группой;
- Определение содержания основных компетенций в соответствии с профилем деятельности стажировочной площадки;
- Разработка инструментария установления уровня соответствия компетенций работающего педагога уровням профессионального развития;
- Апробация разработанного инструментария установления уровня соответствия компетенций работающего педагога уровням профессионального развития с последующим построением персонифицированной модели профессионального развития педагогов;
- Разработка предложений о перечне и содержании нормативно-правовых документов, необходимых для использования ПСП в части, соответствующей профилю деятельности площадки;
- Разработка программ повышения квалификации и соответствующих методических материалов для последующего проведения повышения квалификации работающих педагогов.
На данном этапе деятельности стажировочной площадки достигнуты следующие наиболее важные результаты: По профилю «Повышение квалификации работающих педагогов»:
- Разработаны и апробированы технология и инструментарий установления уровня соответствия компетенций педагогов ДОУ, учителей начального, основного и среднего общего образования, в т.ч. учителей русского языка и математики, уровням профессионального развития: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-мастер, педагог-исследователь;
- Определены перечни профессиональных дефицитов, которые могут быть преодолены в рамках внутриучрежденческого повышения квалификации, работы методических объединений, повышения квалификации в АКИПКРО;
- Разработана концептуальная модель повышения квалификации работающих педагогов с учетом уровней профессионального развития;
- Скорректированы программы повышения квалификации и разработаны необходимые методические материалы для последующего проведения повышения квалификации работающих педагогов.
По профилю «Аттестация педагогов с учетом требований стандарта»:
- Выделены характеристики уровневой дифференциации педагогов-предметников на основе профессионального стандарта «Педагог». Разработаны листы самооценки/ оценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровням «педагог-наставник», «педагог-мастер», «педагог-методист», «педагог-исследователь». Осуществлена апробация листов самооценки/оценки педагогов в базовых образовательных организациях;
- Разработан Примерный порядок присвоения образовательной организацией Алтайского края статусных званий педагогам на основе дифференцированной оценки их профессионального развития. Разработан проект методических рекомендаций образовательным организациям по присвоению статусных званий педагогам. Разработан проект порядка присвоения статусных званий педагогам на основе дифференцированной оценки их профессионального развития;
- Разработан и апробирован в базовых образовательных организациях инструментарий самооценки/оценки результатов профессиональной деятельности педагогов.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ
ПЛОЩАДКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Стажировочная площадка Республики Бурятия
Базовая организация стажировочной площадки:
Стажировочная площадка по расширению ГОУО:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Организация-оператор:
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Бурятия «Бурятский республиканский институт образовательной политики»
Профиль деятельности стажировочной площадки:
Государственно-общественное управление образованием
Координаторы стажировочной площадки:
Будаева Татьяна Чагдуровна, начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки Республики Бурятия,
Андреевская Светлана Ивановна, проректор по организации образовательной деятельности ГАУ ДПО РБ «БРИОП»
Контакты стажировочной площадки:
Будаева Татьяна Чагдуровна - 8(3012)213597, E-mail: briep@mail.ru Андреевская Светлана Ивановна - 8(3012)212860
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Цель стажировочной площадки:
Создание условий для эффективного взаимодействия субъектов государственных, образовательных и общественных структур, обеспечивающих соблюдение интересов человека, общества и государства в сфере образования.
Задачи стажировочной площадки:
- Разработка рекомендаций, необходимых для создания и функционирования органов ГОУО, в том числе по обеспечению перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях применения профессионального стандарта педагога;
- Вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики Бурятии, стратегических программ и проектов республики, муниципалитетов, образовательных организаций в области образования;
- Организация обучения, обеспечивающего достижение уровня правовых, экономических, управленческих знаний у представителей педагогической общественности и общественных структур;
- Повышение информационной открытости образовательных организаций потребителям образовательных услуг;
- Развитие частно-государственного партнерства в сфере образования;
- Развитие общественной экспертизы и общественного наблюдения в сфере образования.
На данном этапе деятельности стажировочной площадки получены следующие наиболее важные результаты:
Разработана модульная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Инновационные модели государственно-общественного управления образованием в условиях реализации ФГОС ОО» (72 ч.). Каждый модуль представлен в форме стажировки, в рамках которой представлен опыт государственно-общественного управления образованием в рамках внедрения профессионального стандарта педагога. Программа реализована в 13 субъектах РФ, по которой прошли повышение квалификации 1 314 чел.
Опыт деятельности стажировочной площадки обобщен:
- на проектно-аналитическом семинаре «Модели участия органов государственно-общественного управления образованием в развитии профессиональной компетенции педагога (реализация профессионального стандарта)» (13 марта 2015 г.);
- на проектно-аналитическом семинаре «Реализация ФГОС дошкольного, начального и основного образования: проблемы, поиски, решения» (23.06.2015 г.)
- в публикациях сотрудников стажировочной площадки.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ
ПЛОЩАДКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Стажировочная площадка Воронежской области
Базовая организация стажировочной площадки:
Воронежский институт развития образования (ВИРО)
Профиль деятельности стажировочной площадки:
Стажировочная площадка - проектная структура, организованная на базе Института развития Воронежской области и осуществляющая повышение квалификации работников системы образования и иную образовательную и обеспечивающую деятельность в рамках системы Мероприятий «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования», «Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования» и других направлений Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в формах очной, очно-заочной, с использованием дистанционных технологий программ повышения квалификации и переподготовки, стажировок, включая иностранные стажировки и выезды.
Координатор стажировочной площадки:
Мозгарев Лев Владимирович, первый проректор государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.
Контакты стажировочной площадки:
Тел. 8(4732)352647, E-mail: lmozgarev@mail.ru
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Цель стажировочной площадки:
Организация и сопровождение повышения квалификации работников образования регионов Российской Федерации.
Задачи стажировочной площадки:
- Включение работников образования регионов в практическую деятельность стажировочной площадки - носителя актуального опыта;
- Организация тьюторского сопровождения индивидуальных практик стажеров;
- Ресурсное обеспечение образовательной деятельности;
- Предоставление дополнительных консалтинговых услуг;
Стажировочная площадка осуществляет реализацию следующих процессов: - Основной процесс стажировочной площадки: образовательный (включает в себя стажировки обучающихся);
- Вспомогательные процессы стажировочной площадки: процесс бюджетирования, процесс документооборота, рекламный и PR-процесс, процесс работы с кадрами, процесс организации информационного обеспечения, процесс администрирования (управления), процесс разработки НИР и УМК, процесс финансирования.
- Процессы развития стажировочной площадки: обучение персонала, информационное развитие, регламентирование деятельности, система менеджмента качества, проектная деятельность.
На данном этапе деятельности стажировочной площадки получены следующие наиболее важные результаты:
ВИРО является стажировочной площадкой, осуществляющей повышение квалификации работников системы образования и иную образовательную и обеспечивающую деятельность в рамках системы Мероприятий «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования», «Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования» и других направлений ФЦПРО на 2011-2015 гг., национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в формах очной, очно-заочной, с использованием дистанционных технологий программ повышения квалификации и переподготовки, стажировок, включая иностранные стажировки и выезды.
В Воронежской области осуществлено общественно-профессиональное обсуждение проблем внедрения профессионального стандарта педагога, показателей эффективности деятельности, качества труда педагогических работников и руководителей в системе общего, профессионального педагогического образования и переподготовки работников образования, выработка рекомендаций субъектам образования по их решению.
В Воронежском институте развития образования 23 января 2015 года состоялась научно-практическая конференция «Профессиональный стандарт педагога - основа для повышения качества педагогической деятельности и непрерывного профессионального развития педагогов», которая позволила выработать рекомендации для реализации и внедрения Стандарта педагога.
В рамках работ по внедрению ГОУО в образовательные организации осуществлены следующие мероприятия:
- Сформирована и подготовлена команда специалистов для проведения курсов повышения квалификации по проблемам ГОУО;
- Разработан инструментарий мониторинга (включая анкеты для сбора данных; формы для обработки собранных данных, методические рекомендации по их заполнению)
В рамках мониторинга были проанализированы:
• Структура органов ГОУО;
• Нормативно-правовое обеспечение деятельности органов ГОУО;
• Результаты деятельности органов ГОУО.
Подготовлены аналитические материалы по результатам мониторинга.
- Разработана нормативная база для создания и функционирования Управляющего совета образовательной организации.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Стажировочная площадка Забайкальского края
Базовая организация стажировочной площадки:
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы» Забайкальского края.
Профиль деятельности стажировочной площадки:
- Обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования в условиях реализации ФГОС;
- Распространение моделей государственно-общественного управления образованием и поддержка программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования;
- Апробация профессионального стандарта педагога (для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования).
Координатор стажировочной площадки:
Будаева Билигма Батордоржиевна, ректор Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы.
Контакты стажировочной площадки:
Тел. (30239)34096 / (30239)34739, iuu_aginsk.ru
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Цель стажировочной площадки:
Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога; распространение современных региональных моделей ГОУО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, начального, основного и введения ФГОС среднего общего образования.
Задачи стажировочной площадки:
- Создание и организация деятельности стажировочной площадки по распространению моделей ГОУО, обучению и повышению квалификации кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога;
- Создание сети образовательных организаций, осуществляющих ГОУО.
- Развитие профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций, осуществляющих профессиональную помощь и поддержку работникам образования;
- Совершенствование механизмов частно-государственного и социального партнерства в распространении моделей ГОУО, в обучении и повышении квалификации кадров;
- Развитие институтов общественной экспертизы и общественных управляющих в сфере образования;
- Регулярное информирование общественности о ходе и результатах деятельности стажировочной площадки.
На данном этапе деятельности стажировочной площадки достигнуты следующие наиболее важные результаты:
- Распространение современных моделей государственно-общественного управления образованием на региональном уровне и на уровнях субъектов.
- Образование сети образовательных организаций, осуществляющих ГОУО.
- Формирование профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС, реализации программ инклюзивного образования, внедрения профессионального стандарта педагога.
- Разработка инструментария оценивания профессионального уровня педагога.
- Осуществление экспертной оценки новой модели аттестации педагогических работников.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Стажировочная площадка Ивановской области
Базовая организация стажировочной площадки:
Автономное учреждение «Институт развития образования Ивановской области»
Профиль деятельности стажировочной площадки
Стажировочная площадка по направлению «достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» реализует мероприятия: 1.8. «создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием и поддержка программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования» и 1.9. «обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием».
Координатор стажировочной площадки:
Горошко Светлана Александровна, начальник управления общего и дополнительного образования и воспитания Департамента образования Ивановской области
Медведева Виолетта Вениаминовна, проректор по учебно-методической работе Института развития образования Ивановской области
Контакты стажировочной площадки:
Горошко Светлана Александровна: Тел. 8(4932)412252,
E-mail: 077@adminet.ivanovo.ru
Медведева Виолетта Вениаминовна: Тел. 8(4932)384825,
E-mail: vvm133@yandex.ru
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Цель стажировочной площадки:
Обеспечение условий для эффективного внедрения профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) в образовательных организациях региона.
Задачи стажировочной площадки:
- Апробация и распространение опыта внедрения профессионального стандарта педагога в базовых учреждениях стажировочной площадки;
- Разработка проектов нормативно-правовой базы внедрения профессионального стандарта педагога;
- Обеспечение поддержки внедрения профессионального стандарта педагога в практику образовательных организаций.
На данном этапе деятельности стажировочной площадки достигнуты следующие наиболее важные результаты:
- Выстроено взаимодействие основных участников внедрения профессионального стандарта педагога, а именно: Департамента образования, Института развития образования, образовательных организаций, профсоюзных организаций, Ассоциации учителей-предметников, Общественного совета при Департаменте образования и др. по внедрению профессионального стандарта педагога.
- Созданы условия для внедрения профессионального стандарта педагога через повышение квалификации управленческих и педагогических работников, в том числе с проведением обучения на базе пилотных учреждений стажировочной площадки.
- Разработаны проекты методических рекомендаций и примерных документов на уровне образовательной организации разного уровня (школа областного центра, периферийная школа, сельская школа, дошкольное образовательное учреждение, Институт развития образования) для распространения опыта внедрения в практику образовательных организаций в штатном режиме.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Стажировочная площадка Иркутской области
Базовая организация стажировочной площадки:
Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт развития образования Иркутской области»
Профиль деятельности стажировочной площадки:
Развитие профессиональной компетентности педагогов (в том числе комплексная оценка персонала)
Координатор стажировочной площадки:
Ахнина Светлана Николаевна, руководитель Центра развития профессиональной компетентности Института развития образования Иркутской области
Контакты стажировочной площадки:
Тел. 8(3952)53-77-87, E-mail: info@iro38.ru
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Цель стажировочной площадки:
Эффективное развитие высокопрофессионального кадрового потенциала системы образования Иркутской области и повышение его конкурентоспособности на региональном и федеральном уровнях
Задачи стажировочной площадки:
- Развитие системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава педагогических кадров системы образования Иркутской области.
- Повышение результативности педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их инновационной активности.
- Развитие профессиональной мобильности педагогических кадров.
- Развитие сети стажировочных площадок на базе наиболее эффективных образовательных организаций и методических служб.
На данном этапе деятельности стажировочной площадки достигнуты следующие наиболее важные результаты:
- Разработана, прошла апробацию и внедрена в организационную практику комплексная оценка персонала.
- Осуществлена подготовка экспертов по оценке квалификации персонала;
- Сформирована база сертифицированных экспертов,
- Создана современная материально-техническая база,
- Сформирован комплекс диагностического инструментария и банк тестовых заданий, ориентированных для определения профессиональной компетентности педагогических работников.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Стажировочная площадка Красноярского края
Базовая организация стажировочной площадки:
Министерство образования Красноярского края;
ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»;
КГАОУ ДПО (ПК) С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Профиль деятельности стажировочной площадки:
- Определение перечня ключевых компетенций и трудовых действий педагога, формируемых на уровнях среднего и высшего профессионального педагогического образования и профессионального развития педагога.
- Дифференциация уровней квалификации учителя и воспитателя в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
- Разработка и апробация модели оценки квалификационного уровня педагога для реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Разработка критериев и параметров оценки профессиональной деятельности педагога при аттестации.
- Внедрение эффективного контракта с учетом выполнения педагогами трудовых действий, оформленных в профессиональном стандарте.
- Разработка и реализация программ профессионального развития педагогов в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
- Разработка и апробация системы общественно-профессиональной экспертизы программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) на соответствие их профессиональному стандарту педагога.
- Разработка пространственно-временных моделей комплекса компетенций студентов педагогического направления подготовки как динамического результата освоения основных образовательных программ в формате ФГОС 3+ и методик измерения и оценивания уровня сформированности компетенций студентов.
Координатор стажировочной площадки:
Крохмаль Елена Ивановна, начальник отдела дополнительного образования и работы с педагогическими кадрами министерства образования Красноярского края
Контакты стажировочной площадки:
Тел. 8(391)2119305, E-mail: krohmal@krao.ru
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Цель и задачи стажировочной площадки:
- Определить перечень ключевых компетенций педагога для среднего и высшего профессионального педагогического образования и профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом.
- Разработать требования к дифференциации уровней квалификации учителя и воспитателя в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
- Разработать модель оценки квалификационного уровня педагога для реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Разработать критерии и параметры оценки профессиональной деятельности педагога при аттестации.
- Внедрить эффективный контракт с учетом выполнения педагогами трудовых действий, оформленных в профессиональном стандарте.
- Разработать перечень образовательных результатов выпускника программ бакалавриата и магистратуры педагогического направления подготовки, как способности к реализации трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования».
- Разработать и реализовать программы профессионального развития педагогов в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
- Разработать и апробировать систему общественно-профессиональной экспертизы программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) на соответствие их профессиональному стандарту педагога.
- Разработать структурную модель мониторинга образовательных результатов педагогов и студентов педагогических специальностей.
На данном этапе деятельности стажировочной площадки достигнуты следующие наиболее важные результаты:
- Разработана региональная модель введения в действие профессионального стандарта в Красноярском крае;
- Разработан механизм общественно-профессиональной экспертизы для обеспечения соответствия программ дополнительного профессионального образования требованиям профессионального стандарта,
- Разработан проект региональных требований к профессиональной деятельности педагога при аттестации по должностям «учитель», «воспитатель»;
- Проведена апробация способов использования профессионального стандарта на уровне образовательной организации и муниципалитета:
• Обеспечение профессионального развития педагогических работников на уровне образовательной организации и муниципальном уровне;
• Определение минимальных требований к педагогу для реализации основной образовательной программы, разработки корпоративного профессионального стандарта образовательной организации;
• Обеспечение педагогических специализаций;
• Дифференциация оплаты труда педагогов;
• Формирование трудового договора и должностных обязанностей педагогических работников;
- Созданы стажировочные площадки по педагогическим специализациям в рамках введения профессионального стандарта (педагогический мониторинг, организация школьной службы медиации, инклюзивный учитель начальных классов, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, робототехника, развитие самостоятельности и инициативы дошкольников,
разработка заданий по учебному предмету «Математика» для развития мета- предметных умений учащихся).
- Созданы четыре стажировочные площадки по освоению управленческих компетенций (для школьных команд) по теме: «Разработка и реализация модели введения профессионального стандарта на школьном уровне»
- Организована работа по разработке региональной модели непрерывного профессионального образования на основе профессионального стандарта педагога.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ
ПЛОЩАДКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Стажировочная площадка Ленинградской области
Базовая организация стажировочной площадки:
ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» (ГАОУ ДПО «ЛОИРО»)
Профиль деятельности стажировочной площадки
Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на 2015 год по следующим мероприятиям:
- 1.8.«создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием и поддержка программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования»;
- 1.9. «обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием»
Координатор стажировочной площадки:
Ковальчук Ольга Владимировна, ректор ГАОУ ДПО «ЛОИРО»
Контакты стажировочной площадки:
Тел. 8(812)3725039, факс: (812) 372-53-92
www.loiro.ru, E-mail: office@loiro.ru
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Цель стажировочной площадки:
- Распространение разработанных и апробированных в Ленинградской области инновационных моделей ЛОУ образованием, обеспечивающих современное качество общего образования в условиях модернизации образования на основе введения ФГОС общего образования;
- Поддержка программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования и обеспечение обучения и ПК педагогических и управленческих работников системы образования по вопросам ГОУ образованием.
Задачи стажировочной площадки:
- Обеспечение организационно-правовых, материально-технических, финансовых, кадровых, информационно-методических условий деятельности федеральной стажировочной площадки;
- Разработка системы контрольных мероприятий, показателей мониторинга и оценки деятельности федеральной стажировочной площадки по заявленной теме «Государственно-общественный характер управления процессом введения ФГОС общего образования»;
- Организация работы федеральной стажировочной площадк обучающе-проектировочного типа, разработка и внедрение научно-методической модели организации повышения квалификации, в том числе в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, для представителей (стажировки) региональных и муниципальных образовательных систем РФ (стажеров);
- Подготовка и распространение положительного опыта федеральной стажировочной площадки.
На данном этапе деятельности стажировочной площадки достигнуты следующие наиболее важные результаты:
- Реализация разработанных в соответствии с требованиями профстандарта педагога программ дополнительного профессионального образования;
- Распространение современных моделей общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
- Внедрение информационной-коммуникационных технологий и современного интерактивного оборудования в образовательный процесс;
- Развитие государственно-общественного управления образованием, распространение опыта введения профессионального стандарта педагога в образовательных организациях;
- Укрепление межрегиональных связей;
- Использование опыта участия в масштабном федеральном проекте.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ
ПЛОЩАДКИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Стажировочная площадка Липецкой области
Базовая организация стажировочной площадки:
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования» (ГАУДПО ЛО «ИРО»)
Профиль деятельности стажировочной площадки:
Подготовка и повышение квалификации специалистов и руководителей образовательных организаций
Координатор стажировочной площадки:
Полянский Виктор Вячеславович, начальник отдела комплексного анализа и кадрового обеспечения образования управления образования и науки Липецкой области
Контакты стажировочной площадки:
Тел. 8(4742)329423, E-mail: polyansky@obluno.lipetsk.su
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Разработка программ повышения квалификации и соответствующих им методических материалов для последующего проведения повышения квалификации педагогов
На данном этапе деятельности стажировочной площадки получены следующие наиболее важные результаты:
- Осуществлено информационно-методическое сопровождение внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога:
• Организовано сетевое взаимодействие общественных профессиональных сообществ по обсуждению проблем введения стандарта профессиональной деятельности педагога;
• Проведены заседания Советов ассоциаций профессиональных сообществ учителей математики, физики, химии и биологии по обсуждению профессионального стандарта педагога;
• Проведен областной семинар «Реализация стандарта профессиональной деятельности педагога» для руководителей образовательных организаций, осуществляющих инновационную деятельность;
• Проведен областной семинар для специалистов (методистов) отделов муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных организаций, руководителей районных (городских) методических объединений, педагогов «Профессиональный стандарт как система требований к деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО»;
• Осуществляется координация деятельности отделений РМО по вопросам внедрения профессионального стандарта педагога.
- Организовано повышение квалификации педагогических работников по вопросам профессионального развития на основе требований профессионального стандарта.
- Разработаны и апробированы на базе образовательных организаций региона методические рекомендации для руководителей образовательных организация по развитию педагогических кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ
ПЛОЩАДКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Стажировочная площадка Санкт-Петербурга
Базовая организация стажировочной площадки:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПб АППО)
Профиль деятельности стажировочной площадки:
Обобщение педагогических и управленческих практик, эффективное использование кадровых ресурсов и диссеминация инновационных продуктов в системе образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации
Координатор стажировочной площадки:
Жолован Степан Васильевич, ректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Контакты стажировочной площадки
Тел. 8(812)3153553 , E-mail: academy@spbappo.ru, E-mail: rector@spbappo.ru
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Цель стажировочной площадки:
Создание и развитие информационно-технологической инфраструктуры по обобщению управленческих практик, эффективному использованию кадровых ресурсов и диссеминации инновационных продуктов в системе образования Санкт-Петербурга и Российской Федерации для распространения моделей государственно-общественного управления образованием, поддержки программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования, обучения и повышения квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием с учетом требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Задачи стажировочной площадки:
- создание инфраструктуры для диссеминации эффективных моделей и технологий государственно-общественного управления образованием как средства инновационного, социально ориентированного развития регионов Российской Федерации;
- создание условий по организации образовательного пространства, расширяющего возможности распространения инновационного опыта Санкт-Петербурга на территории Российской Федерации;
- разработка и реализация дополнительных профессиональных сетевых программ повышения квалификации педагогических и управленческих кадров с учетом требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
- формирование кадрового ресурса по обеспечению модернизации системы образования Российской Федерации в части обеспечения выполнения слушателями функций тьюторов и экспертов, готовых оказать консультационную поддержку процесса внедрения эффективных моделей системы образования, обеспечивающих современное качество общего образования, адекватно отвечающих на вызовы общества в условиях становления новой культуры образования в регионах Российской Федерации;
- создание банка данных общественных управляющих в системе образования и тьюторов по моделированию общественно-государственного управления образованием;
- разработка учебно-методических комплексов и методических рекомендаций по государственно-общественному управлению образованием;
- содействие внедрению инновационного опыта Санкт-Петербурга в образовательную практику образовательных организаций;
- проектирование системы методического обеспечения, позволяющей регионам Российской Федерации смоделировать инфраструктуру системы образования, адекватную потребностям, возможностям и традициям;
- разработка концепции и прототипа информационно-консультационных сервисов (социальных навигаторов образовательных услуг).
На данном этапе деятельности стажировочной площадки получены следующие наиболее важные результаты:
Сформированы институциональные условия для эффективной реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»:
- Созданы новые модели государственно-общественного управления образованием с участием педагогов в управлении образовательной организацией;
- Созданы новые модели повышения квалификации педагогов с учетом требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
- Разработан кодификатор профессиональных компетенций педагога в условиях реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
- Апробированы инструменты независимой оценки качества образования с учетом требований профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
- Созданы социальные навигаторы организационно-технологического сопровождения и поддержки профессионально-личностного развития педагога.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Стажировочная площадка Республики Мордовия
Базовая организация стажировочной площадки:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования» (ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО»)
Профиль деятельности стажировочной площадки:
- Разработка и апробация региональных компонентов стандарта профессиональной деятельности педагога;
- Создание независимой добровольной сертификации педагогов.
Координатор стажировочной площадки:
Самсонова Татьяна Васильевна, проректор по научно-методической работе ГБОУ ДПО (ПК)С «МРИО»
Контакты стажировочной площадки:
Тел. 8(8342)357739, E-mail: samsonova@edurm.ru
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Цель стажировочной площадки:
Разработка, апробация и реализация основных моделей внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
Задачи стажировочной площадки:
- Подготовка и апробация локальных нормативных актов, закрепляющих требования к квалификации педагогов, соответствующих задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
- Апробация механизмов внедрения профессионального стандарта педагога.
- Организация разработки и обсуждения критериев регионального компонента профессиональной деятельности педагога.
- Создание и апробация организационных и технологических механизмов добровольной сертификации педагогов.
- Организация общественного обсуждения внедрения профессионального стандарта педагога.
На данном этапе деятельности стажировочной площадки получены следующие наиболее важные результаты:
- Разработаны проекты локальных нормативных актов, закрепляющих требования к квалификации педагогов, соответствующих задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
- В 2015 году проведено обучение и повышение квалификации субъектов государственно-общественного управления образованием по модульным образовательным программам повышения квалификации (1 100 человек). В том числе из других субъектов РФ (не менее 70 % от общего количества слушателей). Во все курсы повышения квалификации включены занятия по практическому
обсуждению профессионального стандарта педагога, в том числе дискуссионная площадка: «Профессиональный стандарт педагога: обсуждаем форматы оценки квалификации педагогов»
- На I квартал 2016 года запланирован региональный мониторинг «Определение уровня сформированности компетенций педагога в соответствии с профессиональным стандартом».
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ
ПЛОЩАДКИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Стажировочная площадка Свердловской области
Базовая организация стажировочной площадки:
Образовательная организация высшего профессионального образования федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» г. Екатеринбург, Свердловская область
Профиль деятельности стажировочной площадки:
- Основное общее, среднее общее образование, предметная деятельность - математика и информатика;
- Основное общее, среднее общее образование, предметная деятельность - естественные науки.
Координатор стажировочной площадки:
Минюрова Светлана Алигарьевна, первый проректор-проректор по учебной работе, доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВПО «УрГПУ»
Контакты стажировочной площадки:
Тел. 8(343)336-15-84, E-mail: minyurova@uspu.ru
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Цель стажировочной площадки:
Обеспечение условий для эффективного внедрения на базе стажировочной площадки стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) по заявленным профилям.
Задачи стажировочной площадки:
- Установление соответствия трудовых действий с умениями и знаниями в трудовых функциях стандарта профессиональной деятельности педагога (далее - ПСП) с учетом профиля деятельности площадки, разработка и общественно-профессиональное обсуждение предложений по включению дополнительных знаний и умений;
- Разработка на основе структуры трудовых действий, умений и знаний, трудовых функций профессионального стандарта педагога, перечня компетенций в соответствии с рамкой дифференциации уровней профессионального развития педагога;
- Определение содержания основных компетенций в соответствии с профилем деятельности стажировочной площадки;
- Разработка инструментария установления уровня соответствия компетенций работающего педагога уровням профессионального развития;
- Апробация разработанного инструментария установления уровня соответствия компетенций работающего педагога уровням профессионального развития с последующим построением персонифицированной модели профессионального развития педагогов;
- Разработка программ повышения квалификации и соответствующих методических материалов для последующего проведения повышения квалификации работающих педагогов.
На данном этапе деятельности стажировочной площадки получены следующие наиболее важные результаты
В ходе курсов повышения квалификации у педагогических работников ДОУ :
- сформирована мотивационная готовность к введению ФГОС дошкольного образования и профессионального стандарта «Педагог»;
- установлена взаимообусловленность требований ФГОС дошкольного образования и профессионального стандарта «Педагог» как инструментов обеспечения качества дошкольного образования;
- определены направления самообразования педагогов с учетом требований профессионального стандарта.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ
ПЛОЩАДКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Стажировочная площадка Тамбовской области
Базовая организация стажировочной площадки:
Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования».
Профиль деятельности стажировочной площадки:
Повышение квалификации работающих педагогов
Координатор стажировочной площадки:
Шешерина Галина Александровна, ректор Тамбовского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования»
Контакты стажировочной площадки:
Тел. 8(4752)630515, E-mail: toipkro@gmail.com
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Цель стажировочной площадки:
Обеспечение условий для эффективного внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с учетом региональных особенностей развития системы образования.
Задачи стажировочной площадки:
- Установление соответствия требований к умениям и знаниям учителя/воспита- теля трудовым действиям стандарта профессиональной деятельности педагога.
- Подготовка и общественно-профессиональное обсуждение предложений по включению в профессиональный стандарт дополнительных знаний и умений, необходимых для реализации предусмотренных стандартом трудовых действий; дополнительных трудовых действий в рамках определенных стандартом трудовых функций;
- Определение содержания основных компетенций педагога на основе анализа содержания трудовых действий, умений и знаний профессионального стандарта в соответствии с рамкой дифференциации уровней профессионального развития педагога, разработанной экспертной группой;
- Разработка и апробация диагностического инструментария для установления уровня соответствия компетенций работающего педагога уровням профессионального развития;
- Разработка и апробация диагностического инструментария для оценки соответствия уровня компетенций педагога содержанию трудовых функций профессионального стандарта (с учетом модели, предложенной экспертной группой проекта).
- Разработка предложений о перечне и содержании нормативно-правовых документов, необходимых для использования профессионального стандарта педагога в части, соответствующей профилю деятельности площадки;
- Разработка программ и учебно-методического обеспечения модулей повышения квалификации работающих педагогов, обеспечивающих формирование дифференцированных профилей подготовки различных категорий педагогических работников на основе требований профессионального стандарта и результатов проведенной диагностики;
- Разработка примерных должностных инструкций педагогических работников с учетом требований профессионального стандарта педагога;
- Формирование модельных подходов по осуществлению дифференцированной оплаты труда педагогических работников, учитывающей положения профессионального стандарта.
На данном этапе деятельности стажировочной площадки получены следующие наиболее важные результаты
- По результатам общественно-профессионального обсуждения подготовлены предложения по дополнению перечня трудовых действий, умений и знаний педагога в рамках предусмотренных профессиональных стандартом педагога трудовых действий;
- Подготовлены перечень и описание содержания основных компетенций педагога в соответствии с рамкой дифференциации уровней профессионального развития педагога, разработанной экспертной группой;
- Разработан диагностический инструментарий для установления уровня соответствия компетенций работающего педагога уровням профессионального развития; рекомендации по его использованию в целях оценки деятельности педагога;
- Подготовлены предложения о перечне и содержании нормативно-правовых документов, необходимых для использования профессионального стандарта педагога в части, соответствующей профилю деятельности площадки, рекомендации по формированию персонифицированной модели профессионального развития с учетом результатов диагностики компетенций работающего педагога, предложения по учету требований профессионального стандарта педагога при разработке и реализации программ высшего и среднего профессионального образования укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика»;
- Реализованы программы и разработано учебно-методическое обеспечение модулей повышения квалификации работающих педагогов, обеспечивающих формирование дифференцированных профилей подготовки педагогов на основе требований профессионального стандарта.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИИ
Стажировочная площадка Республики Татарстан
Базовая организация стажировочной площадки:
ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»
Профиль деятельности стажировочной площадки:
- Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО;
- Разработка практикоориентированной ОПОП по профилю «Учитель начальных классов» по психолого-педагогическому направлению подготовки;
- Разработка требований к дифференциации уровней профессионального стандарта и списку профессиональных компетенций педагогов, с точки зрения требований профессионального стандарта педагога.
Координатор стажировочной площадки:
Газизуллина Гульнар Ильфатовна, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки, ФГРОУ ВПО «НИСПТР»
Контакты стажировочной площадки:
Тел. 8(8552)711758, E-mail: debaty@mail.ru
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
Цель стажировочной площадки:
Создать и апробировать методический конструктор в условиях сетевого партнерства школ - участников проекта.
Задачи стажировочной площадки:
- Разработать механизм сетевого взаимодействия школ - участников проекта;
- Провести диагностику профессиональных компетенций педагогов, участвующих в проекте, в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога;
- Разработать содержание модулей методического конструктора и формы трансляции компетенций;
- Апробировать и описать каждый модуль методического конструктора.
- Апробировать механизмы, методы и формы сетевого взаимодействия между субъектами образовательного процесса (ВУЗ - школа, школа - обучающийся, вуз - обучающийся, школа - школа, школа - УДОД).
На данном этапе деятельности стажировочной площадки получены следующие наиболее важные результаты:
Деятельность стажировочной площадки способствует планомерному освоению педагогами компетенций профстандарта и формированию устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов, приданию структурной целостности педагогической деятельности, что в совокупности обеспечивает выполнение требований по достижению качества образования.
Конкретные результаты:
- Проведено 93 курса повышения квалификации для всех категорий педагогических работников Закамского региона по общим и частным вопросам и проблемам освоения профстандарта;
- Реализованы практические модули курсов на базе стажировочных площадок «лучших школ»;
- Внедрен механизм «посткурсового» сопровождения педагогических работников;
- Запущен механизм образовательного коучинга педагогических коллективов (корпоративное обучение);
- Апробирована схема деятельности педагогических мастерских;
- Создана лаборатория по экспертизе рабочих программ и образовательных продуктов.
- Осуществляется апробация конструктора образовательных форм, направленного на совершенствование профессиональных компетенций педагога в условиях внедрения ФГОС.
• Модульные курсы - освоение образовательных технологий деятельностного типа в приложении к своей предметной области;
• Методические и аналитические семинары - формирование активной субъектной позиции по отношению к методическим знаниям и рекомендациям, совершенствование умений анализа, описания и оценки хода и результатов посещенных занятий, выявление различных вариантов действий педагога, возможных эффектов и рисков, проблемные, проектировочные семинары, разработка инструментов для решения конкретных задач образовательного процесса;
• Стажировка на базе передовых инновационных образовательных организаций - рефлексия инновационных образовательных укладов, профессиональные пробы педагогов, выстраивание собственной позиции к образовательной практике нового типа;
• Корпоративное обучение - осознание важности координации усилий педагогов школьной команды, а также внеурочных ресурсов в достижении планируемых образовательных результатов;
• Педагогические мастерские- обсуждение и освоение отдельных образовательных технологий деятельностного типа в активном режиме, оценка собственных дефицитов и ресурсов, профессионального продвижения.
- Форма взаимодействия с педагогами в режиме педагогических мастерских стала наиболее востребованной. Тематика актуальных педмастерских:
- Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС;
- Формирование учебной деятельности и мониторинг универсальных учебных действий;
- Проектно-исследовательская деятельность как ключевое направление формирования базовых компетентностей участников образовательного процесса;
- Грамотность чтения - как основа формирования универсальных учебных действий;
- Образовательные технологии, направленные на формирование предметных и метапредметных результатов;
- Особенности работы с детьми, имеющими различные познавательные потребности.
Главным результатом, деятельности площадки на наш взгляд, является не сумма единиц проведенных мероприятий, передаваемой информации и опыта, а мотивация к изменениям предполагающая: динамику личностного развития педагогов, в первую очередь, их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном разрезе.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ
ПЛОЩАДКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Стажировочная площадка Хабаровского края
Базовая организация стажировочной площадки:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования»
Профиль деятельности стажировочной площадки:
Аттестация педагогов с учетом требований стандарта;
Нормативно-правовое обеспечение использования стандарта профессиональной деятельности педагога в деятельности образовательных организаций.
Координатор стажировочной площадки:
Перминова Ольга Петровна, начальник отдела сопровождения и реализации целевых программ образования министерства образования и науки Хабаровского края
Контакты стажировочной площадки:
Тел. 8(4212)421330, Факс 8(4212)326994, E-mail: perminova@edu.27.ru
Основные цели и задачи стажировочной площадки:
- установление соответствия трудовых действий с умениями и знаниями в трудовых функциях стандарта профессиональной деятельности педагога, разработка и организация общественно-профессионального обсуждения предложений по включению дополнительных знаний и умений;
- установление соответствия трудовых действий профессионального стандарта, необходимых для выполнения трудовых функций, квалификационным уровням педагога (уровням профессионального развития педагога);
- разработка на основе структуры трудовых действий, умений и знаний трудовых функций стандарта профессиональной деятельности педагога перечня компетенций в соответствии с квалификационными уровнями педагога (уровнями профессионального развития педагога);
- определение содержания компетенций, разработанных в соответствии с квалификационными уровнями педагога (уровнями профессионального развития педагога);
- разработка новой модели аттестации педагогических работников общего образования на основе стандарта профессиональной деятельности педагога: проекта порядка аттестации, предложений по изменению нормативно-правовой базы аттестации, методических рекомендаций по организации аттестации;
- разработка проектов локальных нормативных актов, необходимых при формировании трудового договора и должностных обязанностей педагогических работников с учетом требований профессионального стандарта.
На данном этапе деятельности стажировочной площадки получены следующие наиболее важные результаты
- Распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края от 13.03.2015 г. № 468 «О деятельности краевой стажировочной площадки по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2015 году» статус краевой стажировочной площадки (далее - КСП) по реализации Проекта Профстандарт педагога присвоен КГБОУ ДПО (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования». Практическую базу КСП составляют 8 общеобразовательных организаций края - краевые базовые площадки (далее - КБП).
- Деятельность КСП осуществляется в соответствии с Положением о реализации проекта «Апробация и внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) « в рамках деятельности КСП по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2015 году, утвержденным распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края от 13.03.2015 г. № 468.
- Для информирования профессиональной общественности, экспертного сообщества, иных заинтересованных лиц все организуемые КСП мероприятия и события для достижения целей и задач Проекта Профстандарт педагога освещаются на официальном сайте КСП в разделе «Деятельность краевой стажировочной площадки» в подразделе «Апробация и внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога». На странице сайта созданы Интернет-представительства КБП.
- Широкое обсуждение стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (далее - Про- фстандарт педагога), а также общественно-профессиональная оценка проекта по модернизации содержания педагогического образования в части внедрения Профстандарта педагога состоялись в рамках краевых августовских научно-практических конференций 2014 и 2015 гг. и на форуме официального сайта КСП. С целью выявления общественного мнения относительно проблем внедрения и применения профессиональных стандартов в сфере образования среди участников проведено анкетирование. Анализ анкет показал, что необходимо проводить целенаправленную информационную и подготовительную работу по вопросам применения профессионального стандарта педагога.
- По запросу Министерства образования и науки Российской Федерации, исполнительной дирекции Проекта Профстандарт педагога для проведения экспертной оценки в рамках реализации подпрограммы №1 Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций организовано общественно-профессиональное обсуждение и оценка проектов нормативной и методической документации, регламентирующей использование Профстандарта педагога. Практически все предложения и замечания КСП и КБП Хабаровского края разработчиками были приняты к сведению.
В соответствии с поставленными задачами основными результатами деятельности КСП можно считать разработанные материалы, направленные в исполнительную дирекцию проекта:
• Предложения по установлению соответствия трудовых действий с умениями и знаниями в трудовых функциях стандарта профессиональной деятельности педагога;
• Предложения по включению дополнительных знаний и умений в трудовые функции Профстандарта педагога;
• Предложения по установлению дифференцированных уровней профессионального развития педагога;
• Предложения по установлению соответствия трудовых действий профессионального стандарта, необходимых для выполнения трудовых функций, квалификационным уровням педагога (уровням профессионального развития педагога);
• Предложения по перечню компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций Профстандарта педагога, разработанных в соответствии с квалификационными уровнями педагога (уровнями профессионального развития педагога);
• Предложения по содержанию компетенций, разработанных в соответствии с квалификационными уровнями педагога (уровнями профессионального развития педагога);
• Проект новой модели аттестации педагогических работников общего образования на основе стандарта профессиональной деятельности педагога, включающий проект порядка аттестации, предложения по изменению нормативно-правовой базы аттестации;
• Проекты локальных нормативных актов, необходимых при формировании трудового договора и должностных обязанностей педагогических работников с учетом требований Профстандарта педагога.
ФОТОГРАФИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЖИРОВОЧНОЙ
ПЛОЩАДКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Основные итоги апробации и внедрения профессионального стандарта педагога
Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития предполагает целенаправленное повышение качества образования и рост профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. Решение этой проблемы получило отражение в мероприятиях Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Область применения и предметные области действия профессионального стандарта педагога раскрывает Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций[1], которая призвана объединить основные задачи в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, закрепленные в принятых ранее программно-целевых документах - государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.
Достижению заявленных в Комплексной программе результатов внедрения профессионального стандарта педагога должна способствовать разработка нормативной и методической документации, регламентирующей использование профстандарта педагога в соответствии со следующими требованиями:
- правовое сопровождение применения профстандарта педагога должно соответствовать законодательству Российской Федерации в области образования и труда (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», проект федерального закона «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»);
- методическое обеспечение применения профстандарта педагога должно учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ФГОС ОО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы и психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ;
- профстандарт педагога должен стать основным ориентиром, определяющим ожидаемые результаты профессионального педагогического образования и содержание федеральных государственных образовательных стандартов профессионального педагогического образования ФГОС СПО и ВО, что, в свою очередь, должно гарантировать качественное и эффективное выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- профстандарт педагога должен определять объективные требования к трудовым функциям, трудовым действиям, знаниям и умениям, а значит - к минимально необходимому уровню профессиональной квалификации педагогических работников, их образовательному цензу и опыту профессиональной деятельности;
- профстандарт педагога должен стать основным ориентиром при разработке общих и профессиональных компетенций педагогов, определяющих содержание профессиональной деятельности, оценку квалификации педагогического работника в форме профессионального экзамена и требования к формированию перечня профессиональных задач и компетенций при актуализации действующих или разработке новых Федеральных государственных стандартов высшего образования, среднего профессионального образования;
- профстандарт педагога должен позволять выстраивать систему персонифицированной подготовки (индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития профессионализма), что предполагает формирование индивидуализированных требований к объему и направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;
- построенный с опорой на профстандарт педагога механизм объективной оценки уровня квалификации педагога должен в перспективе связать уровень профессионализма педагога с содержанием и качеством выполнения профессиональных задач на конкретном рабочем месте, а значит - связать квалификационную категорию работника[2] с формированием должностных обязанностей и установлением условий оплаты труда, учитывающих уровень квалификации работника и достигнутые результаты его профессиональной деятельности (в форме эффективного контракта). При этом новый вариант трудового договора (эффективный контракт) может выступить качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя при решении задач конкретной общеобразовательной организации;
- профстандарт педагога должен быть дополнен индикаторами оценки уровня квалификаций, дифференцированно для конкретных трудовых функций, что должно позволить модернизировать систему аттестации педагогов, в том числе, за счет увеличения числа квалификационных категорий (уровней квалификации), предусмотрев в процедуре оценки квалификации профессионально-общественный компонент.
Апробация и внедрение профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) является сегодня одним из приоритетных направлений развития системы педагогического образования в Российской Федерации и в 2014-2015 гг. осуществляется на базе региональных стажировочных площадок Министерства образования и науки РФ.
Итогом первого этапа апробации профстандарта педагога стала разработка пакета нормативной и методической документации, регламентирующей применение проф- стандарта педагога в соответствии с вышеуказанными требованиями к профстандарту педагога, определенными в Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций[3]:
1. Предложения по введению дифференцированных уровней профессионального стандарта (уровней общего образования, уровней квалификации и подуровней, учитывающих квалификационную категорию работника - отраслевую рамку квалификаций);
2. Требования и рекомендации к формированию федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки» на основе профстандарта;
3. Рекомендации по оценке и самооценке уровня профессиональных квалификаций педагога (учитель, воспитатель) с учетом нового законопроекта «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
4. Рекомендуемую модель профессионального экзамена на определение уровня квалификации - квалификационной категории педагога;
5. Предложения по изменению порядка аттестации, основанные на профстандар- те педагога;
6. Примерные документы для оформления трудовых отношений (примерный трудовой договор с педагогом, примерные должностные инструкции, рекомендации руководителю по оплате труда);
Общественно-профессиональное обсуждение результатов апробации профессионального стандарта педагога, обсуждение рекомендаций по применению и распространению стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, рекомендации администрации и работникам образовательных организаций станут основными направлениями работы Всероссийского съезда участников апробации и внедрения профессионального стандарта педагога 10-13 ноября 2015 года на базе разработчика профессионального стандарта педагога - в Московском городском психолого-педагогическом университете.
Рекомендации для органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере образования,
по распространению результатов внедрения
профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)»
Во исполнение статьи № 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога «(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № З241п-П8 от 28 мая 2014 г., а также Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р) разработаны рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по распространению результатов внедрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее - профстандарт педагога).
Данные рекомендации подготовлены в целях оказания практической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, объединениям работодателей, работодателям, профессиональным сообществам, саморегулируемым организациям и иным некоммерческим организациям, образовательным организациям профессионального образования и другим заинтересованным организациям по обеспечению перехода образовательных организации общего образования на работу в условиях действия профстандарта педагога.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, в целях перехода общеобразовательных организаций на работу в условиях действия профстандарта педагога, в системе образования субъекта РФ организуют: - Разработку примерных персонифицированных программ повышения квалификации с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям, закрепленным в профстандарте педагога (2016 год);
- Апробацию примерных персонифицированных программ повышения квалификации с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям, закрепленным в профстандарте педагога (2016 год);
- Реализацию персонифицированных программ повышения квалификации с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям, закрепленным в профстандарте педагога (2017 и 2018 годы);
- Разработку примерных программ профессиональной переподготовки с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям, закрепленным в профстандарте педагога (2016 год);
- Апробацию примерных программ профессиональной переподготовки с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям, закрепленным в профстандарте педагога (2016 год);
- Реализацию программ профессиональной переподготовки с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям, закрепленным в профстандарте педагога (2017 и 2018 годы);
- Разработку примерных основных профессиональных образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования по приведению их содержания, технологий и образовательных результатов в соответствие с современными квалификационными требованиями, закрепленными в профстандарте педагога (2016 год);
- Реализацию примерных основных профессиональных образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования по приведению их содержания, технологий и образовательных результатов в соответствие с современными квалификационными требованиями, закрепленными в профстандарте педагога (2017 и 2018 годы);
- Разработку порядка корректировки положения по аттестации и инструментов оценки квалификации (2016 год);
- Апробацию порядка аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта (2017 год);
- Формирование кадровой политики, основанной на требованиях профстандарта педагога (2016 год):
• разработка документов, сопровождающих процедуру применения профстандарта педагога (приказы о назначении ответственных лиц, описание процедуры применения профстандарта, график и т.д.);
• формирование штатного расписания (проверка наименования должностей в соответствии с ЕКС и профстандартом педагога);
• при участии территориальных организаций Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации разработка документов по изменениям наименований должностей/ профессий (уведомления об изменении, дополнительные соглашения к трудовым договорам и т.д.);
• при участии территориальных организаций Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации организация порядка корректировки должностных инструкций, трудовых договоров, положений о структурных подразделениях с учетом изменения описания трудовой функции/трудовых действий;
• при участии территориальных организаций Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации разработка документов по проверке соответствия квалификации работающих педагогов требованиям, установленным профстандартом педагога (порядок создания комиссии, протоколы, решения, планы обучения и т.д.).
- Разработку должностных инструкций с учетом современных квалификационных требований, закрепленных в профстандарте педагога (2017 год);
- Разработку критериев и показателей оценки деятельности (результативности) педагогических работников с учетом требований профстандарта педагога (учитель, воспитатель) (2017 год);
- Разработку системы оплаты труда в образовательных организациях с учетом должностных обязанностей, условий оплаты труда, показателей и критериев оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также мер социальной поддержки (2017 год);
- Апробацию модели проведения профессионального экзамена на определение квалификационного уровня педагога (2017 и 2018 годы);
- Проведение мониторинга по выявлению сильных и слабых сторон применения профстандарта педагога в трудовых отношениях (2017 и 2018 годы);
- Переход на новый порядок аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта (2018 год);
- Заключение трудовых договоров с педагогами с учетом должностных обязанностей, условий оплаты труда, показателей и критериев оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также мер социальной поддержки (2018 год).
[1] Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № З241п-П8 от 28 мая 2014 г.
[2] Квалификационная категория фиксирует наличный уровень профессионального мастерства (профессионализма) работника и устанавливается с помощью профессионального квалификационного экзамена независимой квалификационной комиссией.
[3] Размещены на сайте профстандартпедагога.рф
Метрики
Просмотров
Всего: 1560
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 474
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2