Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Социально-психологическая характеристика рынка труда
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: рынок труда, психологическая адаптация, конкуренция , конкурентоспособность, самоменеджмент и самомаркетинг
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Гаврилова Н.В. Социально-психологическая характеристика рынка труда [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57060 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Приступая к изучению проблем поиска работы и трудоустройства, необходимо рассмотреть особенности современного рынка труда, черты, присущие ему.
Для такого рассмотрения есть ряд причин. Во-первых, изучая изменения в сознании людей, нельзя не учитывать механизмы, существующие на рынке труда, особенности разного уровня рынков, а также государственной политики в отношении рынков труда. Во- вторых, за последние годы ситуация на рынке труда обогатилась новым социальнопсихологическим содержанием, что определило особые требования к владельцам рабочей силы. В связи с переменами, происходящими на политической и экономической арене, выросла социальная мобильность и активность работоспособного населения, а также потребность общества в овладении психологическими знаниями, приемами самоменеджмента и самопрезентации.
Обобщив описания рынка труда, предложенные в отечественных учебниках по менеджменту, маркетингу, организационному поведению, самомаркетингу менеджера и бизнесмена, в справочниках карьериста и других источниках, можно дать следующую его характеристику.
Рынок труда — это система психолого-социально-экономических отношений между соискателями и работодателями. Иными словами, это - система связей между спросом и предложением, имеющая свои тенденции развития.
Какое-либо изменение рынка труда влечет за собой изменение его субъектов. Наблюдаемая социальная активность и мобильность молодежи говорит о положительных тенденциях развития. А развитие субъекта труда - это развитие способности самостоятельно осмысливать свою деятельность, искать пути ее совершенствования, т.е. постепенное расширение своих возможностей для самоопределения, поиск личностного смысла в трудовой деятельности [4, с. 154].
Рынок труда - подвижная система, требующая особого подхода и являющаяся индикатором экономической стабильности общества. Такая система чувствительна к политическим, экономическим и социальным изменениям, при этом ее пропускная способность низка. К основным факторам, затрудняющим поиск работы и трудоустройство, можно отнести общую социально-экономическую ситуацию и спад производства, несоответствие содержания и уровня профессионального образования требованиям рынков труда, неправильную оценку реальной ситуации на рынке труда, ошибочный выбор профессии, а также не владение правилами и методами самостоятельного поиска работы, ведения деловых бесед и самопрезентации.
Одной из особенностей рынка труда является конкуренция, одной из возможностей устроиться на искомую позицию - наличие конкурентной способности к ней. На сегодняшний день разнообразие форм, методов и механизмов подбора персонала и поиска работы предопределяет агрессивное поведение соискателя на рынке труда в поиске желаемой позиции.
Если учесть, что конкуренция - это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп, то основными признаками конкуренции рабочей силы можно считать:
■ неограниченное число конкурентов, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него;
■ полную информированность каждого участника конкуренции о наличии спроса и предложения и присутствии других участников взаимодействия;
■ невозможность какого-то одного участника свободной конкуренции оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
Конкурентоспособность рабочей силы выступает как абстрактная категория, характеризующая потенциальные способности человека к труду, представляя собой, в первую очередь, два уровня способностей:
1) совокупность качеств, характеризующих способности к труду в самом широком аспекте;
2) умение человека находить рабочее место, доказать работодателю свои преимущества перед другими кандидатами, т.е. способность превзойти конкурентов в заданных условиях .
Конкуренция - это борьба за выгодные условия, при которой соискатель оставляет за собой право разнообразного конкурентного поведения [1, с. 9].
Конкурентоспособность сегодня - качественная характеристика владельца рабочей силы, и рассматривать ее предлагают на двух уровнях:
■ на макроуровне - как качество рабочей силы по данному виду деятельности, которое может зависеть от половозрастной динамики, демографии, миграции населения, «моды» на профессии и многих других факторов;
■ на уровне конкретной вакансии - как качество работника применительно к вакансии рабочего места в определенной профессиональной структуре [5, с. 5].
Хотя конкурентоспособность - это способность определенного объекта превзойти конкурентов в заданных условиях, но по результатам исследования, проведенного И.В. Вириной, лидерские качества молодых специалистов (как с опытом работы, так и без него) интересуют работодателя в последнюю очередь, а приоритет отдается трудолюбию и обязательности [1].
Однако независимо от времени, состояния экономики, условий подбора персонала и особенностей поиска работы вне конкуренции на рынке труда всегда будут оставаться уровень образования, профессиональный опыт, карьерные планы, мотивация, активность, трудолюбие, а также пол, возраст и семейное положение.
Практика показывает, что молодому человеку не только сложнее устроиться на работу, но и легче ее потерять (при сокращении штатов данная штатная единица обладает меньшей ценностью). Тем не менее многие работодатели, разрабатывая планы развития своих предприятий, делают ставку на молодежь, поскольку по их мнению:
- молодежь отличается высокой трудовой мобильностью;
- у молодежи отсутствуют внутренние психологические барьеры, препятствующие смене занятий, что позволяет ей довольно легко откликаться на соответствующие предложения работодателей и профессиональные шаблоны;
- молодежь обладает большим потенциалом для профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации и мобильна;
- современные юноши и девушки отличаются энергией и способностью быстрее приспосабливаться к новым условиям работы.
В то же время к основным препятствиям для успешных действий молодых людей на рынке труда можно отнести:
- низкий уровень личной активности;
- недостаток ответственности и самостоятельности;
- отсутствие необходимых навыков целенаправленного поиска работы.
Начинающий карьеру молодой человек, у которого есть образование и мотивация к труду, но нет соответствующего опыта, часто стоит перед выбором: придерживаться при поиске работы полученного образования или нет?
Большинство людей в процессе поиска работы, ощутив себя «товаром» на рынке труда, теряются, поэтому стремятся «проскочить» этот момент. Подыскивая себе работу, молодой специалист старается, в первую очередь, удовлетворить свои базовые потребности (заработная плата, наличие социального пакета, рабочее место), а затем и более высокие (потребность в самореализации).
Следует отметить, что меняется и половозрастная динамика: на рынке более востребованы специалисты-мужчины. Такая динамика может быть обусловлена как социально-экономическими причинами (нет необходимости оплачивать декретные отпуска, больничные листы по уходу за ребенком, возможность использования ненормированного рабочего дня), так и социально-психологическими причинами (минимальное присутствие интриг в отношениях, большая вовлеченность в интересы дела).
Не секрет, что особую роль в формировании конкурентоспособности молодых специалистов играет система высшего образования, а учитывая особенности рынка труда и потребности студентов, выпускников в систематизации знаний и необходимости приобретения соответствующих умений и навыков в этой сфере, можно усилить роль вуза в психологической адаптации молодежи к условиям рынка.
Так, И.В. Вирина в исследовании «Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда» довольно подробно описала основные направления деятельности вузов, по которым целесообразно осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов [1]. Среди указанных направлений работы есть организация и проведение учебных курсов и консультаций для студентов по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда.
Учитывая особенности молодого специалиста и требования, предъявляемые работодателями, а также условия, диктуемые современным рынком труда, в Омском государственном аграрном университете студентам III—V курсов в целях содействия занятости и информационного обеспечения предлагается учебная дисциплина «Психологическая адаптация к рынку труда». Цель курса - адаптировать студентов старших курсов к рынку труда.
В рамках курса реализуются следующие задачи:
■ проводится инвентаризация сильных сторон и профессиональных навыков студентов;
■ укрепляется социальная мобильность на рынке труда;
■ отрабатываются навыки самопрезентации на рынке труда;
■ планируются профессиональные маршруты.
Курс «Психологическая адаптация к рынку труда» является междисциплинарным и межцикловым и дополняет имеющиеся знания в области психологии, а именно - в сфере человеческих взаимоотношений, предполагает активные формы обучения (деловые игры, дискуссии, тренинги), что способствует осознанию студентами своих профессиональных интересов, потребностей и возможностей. В процессе изучения курса у студентов вырабатываются знания, умения и навыки относительно возможности профессионального самосовершенствования и получения смежных специальностей.
Главным условием успешного преподавания дисциплины является заинтересованность аудитории в получении предлагаемого набора информации и технологий, обеспечивающих разумный и удачный поиск работы. Поэтому курс адресован, в основном, студентам старших курсов, которые наиболее активны и заинтересованы в освоении дисциплины по сравнению со студентами младших курсов. Курс носит практико ориентированный характер; освещаемые проблемы, способ подачи материала обеспечивают легкость использования полученных сведений на практике. На занятия приглашаются как специалисты внешних служб занятости и отделов трудоустройства, так и сотрудники отдела трудоустройства ОмГАУ, разъясняющие информацию об изменениях рынка труда и его интересах, предлагаются вакансии, специально подобранные в соответствии со спецификой вуза. Итоговым мероприятием курса является проведение мастер-класса «Самопрезентация соискателя глазами менеджера по персоналу».
Конечно же, неопытный молодой студент и известный на своем отраслевом рынке специалист будут по-разному искать работу. Один наибольшие усилия приложит к поиску работодателя, готового взять сотрудника без опыта работы, но с желанием расти, другой будет отбирать вакансии, соответствующие его статусу. Но самым эффективным способом действий и первого, и второго специалиста будет активный поиск, предоставляющий наибольшее количество вариантов и позволяющий выбрать наиболее качественные предложения.
Литература
- Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: Автореф. дис. … канд. эконом. наук. М., 2007.
- Гаврилова Н.В. Курс лекций по психологической адаптации на рынке труда: Учеб. пособие. Омск, 2004.
- Гаврилова Н.В. Психологические особенности поиска работы и трудоустройства: Учеб. пособие. Омск, 2010.
- Патласов О.Ю. Маркетинговое управление рынком труда. Омск, 2003.
- Полдолина М.Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника // Профессиональное образование. 2003. № 2.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2174
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 24
Скачиваний
Всего: 1547
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6