Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 2
ISSN: 2587-6139 (online)
Индивидуально-психологические особенности родителей как предикторы высококонфликтных разводов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интересы ребенка, комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, судебные споры о воспитании ребенка, внутрисемейный конфликт, индивидуально-психологические особенности родителей, развод
Рубрика издания: Юридическая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Сафуанов Ф.С., Русаковская О.А. Индивидуально-психологические особенности родителей как предикторы высококонфликтных разводов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n2/53468 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
В последние 10 лет в нашей стране стала расширяться практика проведения судебно-психологической (СПЭ) и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз (КСППЭ) по судебным спорам между разводящимися и разведенными родителями о воспитании ребенка. Эти дела охватывают иски по определению места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, согласно п.1 ч.2 ст.24 или ч.3 ст. 65 Семейного кодекса РФ (СК РФ), и по определению порядка встреч с ребенком родителя, проживающего отдельно от него, в соответствии с ч.1,2 ст.66 СК РФ.
Также распространены не процессуальные формы участия психологов и психиатров в решении подобных споров на досудебном этапе.
За рубежом широко распространены несколько направлений помощи разводящимся и разведенным родителям. Одной из первых форм предоставления родителям психологической помощи были различного рода образовательные программы, включающие информирование, практические рекомендации, обучающие тренинги [4]. С начала 1980-х гг. стала активно развиваться медиация, направленная в основном на повышение или формирование способности родителей к решению вопросов, касающихся будущего развития ребенка, исходя не из своих переживаний, чувств и эмоций, а из интересов самого ребенка [3; 8]. В последнее время большое распространение получили семейное консультирование и семейная психотерапия [7; 11; 12]. При всех формах психологической помощи разводящимся родителям задачей специалистов является повышение количества семей, достигших соглашения о порядке участия каждого из родителей в воспитании ребенка на досудебном этапе. Эти направления оказания родителям психологической помощи часто сочетаются, и в результате, по оценкам ряда исследователей проблемы [6; 9; 10], только около 8–12 % семей не могут прийти к досудебному соглашению о порядке воспитания ребенка и доводят дело до судебного разбирательства.
В настоящее время в России сложилась тенденция к увеличению количества семей, разрешающих спор о воспитании ребенка после развода в судебном порядке. Так, согласно данным Управления анализа и обобщения судебной практики Верховного Суда РФ (июль 2010г.), по искам о порядке воспитания детей родителями, проживающими раздельно, в 2007 г. было рассмотрено 11 563 дела, в 2008 г. – 17 014 дел, в 2009 г. – 20 531 дело. Увеличению количества судебных споров о воспитании, наряду с повышением правовой грамотности граждан, с нашей точки зрения, способствуют недостаточное развитие служб психологической помощи семьям в период развода, а также широкое обсуждение в средствах массовой информации судебных споров как оптимального способа разрешения супружеского конфликта. Анализ 90 гражданских дел по спорам о воспитании, по которым судами назначалась КСППЭ в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, показывает, что в 25% случаев один из родителей обращался в суд с исковым заявлением о порядке воспитания ребенка в течение первого года от начала раздельного проживания. В течение второго года с исковыми заявлениями в суд обращались еще 25% родителей. Таким образом, 50% судебных споров инициировалось родителями в течение первых двух лет от начала раздельного проживания, в фазу перестройки семьи, по классификации О.А. Карабановой [1], когда другие способы разрешения конфликта могли быть не исчерпаны.
В зарубежной практике семьи, которые несмотря на предоставляемую им психологическую помощь не способны прийти к соглашению о порядке воспитания ребенка, с конца 1980-х гг. выделяют в особую группу «высококонфликтных», наиболее травматичных для психического развития ребенка в ситуации развода [8]. К.Б. Гаррити и М.А. Баррис [5] ранжируют конфликты между родителями в разведенных семьях по пяти уровням: минимальный; умеренно выраженный; средний; высокий; максимальный. При высоком и максимальном уровнях риск возникновения у ребенка нарушений личностного развития и психических расстройств наиболее велик. По нашим данным [2], среди родителей, направленных на КСППЭ по спорам о месте жительства ребенка или об определении порядка встреч с ребенком отдельно проживающего родителя, высокий и максимальный уровни конфликта встречались в 78,5 % случаев.
Рядом авторов выделены феноменологические [13] и клинико-психологические [5] признаки высококонфликтных отношений между родителями в разведенных семьях. В то же время остается открытым вопрос о специфических индивидуально-психологических особенностях родителей, являющихся предикторами высокого уровня внутрисемейного конфликта.
Целью нашего исследования было выявление индивидуально-психологических особенностей родителей, обусловливающих высокий уровень конфликта в семьях, в отношении которых назначалась КСППЭ по спорам об определении места жительства детей, порядка общения с отдельно проживающим родителем.
На первом этапе исследования были выделены индивидуально-психологические особенности, выявленные при комплексном психолого-психиатрическом экспертном исследовании 74 родителей (34 матери и 40 отцов). Из анализа исключались родители, у которых при экспертном исследовании были выявлены психопатологические особенности, обусловленные наличием психического расстройства (табл. 1).
Т а б л и ц а 1
Индивидуально-психологические особенности родителей – участников судебного спора о воспитании ребенка
Индивидуально-психологические особенности |
Valid N |
Sum |
Процент |
Незрелость |
74 |
19 |
25,68 |
Эмоциональная лабильность |
74 |
12 |
16,22 |
Импульсивность |
74 |
19 |
25,68 |
Повышенная чувствительность к реальным и мнимым обидам |
74 |
26 |
35,14 |
Склонность к внешнеобвиняющим реакциям |
74 |
25 |
33,78 |
Эгоцентричность |
74 |
36 |
48,65 |
Высокий мотивационный контроль |
74 |
31 |
41,89 |
Эксплозивность |
74 |
7 |
9,46 |
Склонность к построению труднокорригируемых концепций |
74 |
19 |
25,68 |
Высокая активность |
74 |
48 |
64,86 |
Доминантность |
74 |
24 |
32,43 |
Нечувствительность к эмоциональным нюансам |
74 |
32 |
43,24 |
Ригидность |
74 |
22 |
29,73 |
Демонстративность |
74 |
34 |
45,95 |
Склонность к соматизации |
74 |
9 |
12,16 |
Зависимость |
74 |
2 |
2,70 |
Интровертированность |
74 |
14 |
18,92 |
Своеобразие мышления |
74 |
7 |
9,46 |
Зрелость |
74 |
18 |
24,32 |
Эмпатичность |
74 |
16 |
21,62 |
Как видно из табл. 1, у 48 из 74 родителей (64,86%) отмечена высокая активность, проявляющаяся в виде энергичности, решительности, предприимчивости, настойчивости и упорства в достижении целей, активной жизненной позиции, уверенности в себе. У 36 родителей (48,65%) выявлена эгоцентричность установок, в том числе при декларации собственного альтруизма и просоциальной направленности. У 34 родителей (45,95%) отмечены демонстративные черты – яркости проявления эмоциональных реакций, стремление быть в центре внимания, склонность ориентировать внутренние переживания на внешнего наблюдателя, демонстративность в поведении, повышенная зависимость от внешних оценок и потребность в одобрении. У 32 родителей (43,24%) выявлены недостаточная чувствительность к эмоциональным нюансам, снижение способности к эмпатии, к интуитивному пониманию окружающих. Повышенная чувствительность к реальным и мнимым обидам выявлялась у 26 родителей (35,14%), склонность к внешнеобвиняющим реакциям с перекладыванием ответственности за происходящее на лиц из ближайшего окружения – у 33,78%. У 25,68% родителей отмечена склонность к построению труднокорригируемых идей и концепций. При этом недостаточный контроль над эмоциями и поведением, импульсивность были выявлены у 19 подэкспертных (25,68%). Доминантность, стремление в межличностных контактах отстаивать свою позицию с недостаточным учетом мнения окружающих отмечены у 24 родителей (32,43%). Элементы личностной незрелости с недостаточной развитостью внутреннего мира, некоторой инфантильностью в высказываемых суждениях, оценках были выявлены у 19 подэкспертных (25,68%).
Все эти особенности не достигали такой степени выраженности, чтобы быть квалифицированными как психопатологические в рамках личностного расстройства, не носили тотального характера, часто ограничиваясь ситуацией семейного конфликта, не приводили к социальной дезадаптации. Характерно, что у 31 родителя (41,89%) отмечался высокий мотивационный контроль над проявлением эмоций и поведением, только у 7 человек (9,46%) была выявлена эксплозивность со склонностью к непосредственным формам реагирования, снижению интеллектуально-волевого самоконтроля, тенденцией к аффективным вспышкам, дезорганизующим деятельность и поведение.
При сравнении с использованием параметрического критерия t-Стьюдента индивидуально-психологических особенностей, выявленных у родителей, проживающих совместно с ребенком после развода, и у родителей, проживающих отдельно, достоверных различий получено не было.
При сравнении индивидуально-психологических особенностей родителей, выявляемых в семьях с различным уровнем конфликта (использовалась классификация К.Б. Гаррити и М.А. Барриса [5]), были получены следующие результаты.
В группе родителей из семей с максимальной выраженностью конфликта при сравнении с группой родителей из семей с высокой выраженностью конфликта достоверно чаще отмечались такие индивидуально-психологические особенности, как склонность к внешнеобвиняющим реакциям (соответствующие средние: 0,60 и 0,24; t-value = -2,572; df =43; p = 0,014), эксплозивность (средние: 0,25 и 0,04; t-value = -2,115; df =43; p = 0,04).
Между родителями из семей с максимальной выраженностью конфликта и родителями из семей с умеренной и минимальной выраженностью конфликта достоверно различалось количество родителей, у которых в качестве индивидуально-психологической характеристики отмечалась личностная зрелость (При максимальном уровне конфликта среднее – 0,1; при умеренном – 0,6; t-value = -2,769; df =23; p = 0,011. При минимальном уровне конфликта среднее – 0,1; t-value = -2,671; df =21; p = 0,014).
Выраженные, но не достигающие статистической значимости различия между родителями из семей с максимальной и минимальной выраженностью конфликта были выявлены также в количестве родителей, обнаруживающих склонность к внешнеобвиняющим реакциям (соответствующие средние: 0,6 и 0,0; t-value = 2,027; df =21; p = 0,056).
При сравнении родителей из семей с высокой и минимальной выраженностью конфликта различия были обнаружены в количестве родителей, обнаруживающих такие индивидуально-психологические особенности, как интровертированность или преимущественная ориентация на внутренние критерии оценки (соответствующие средние: 0,12 и 0,667; t-value = -2,509; df =26; p = 0,019), высокая способность к эмпатии, чувствительность к эмоциональным нюансам, сензитивность (соответствующие средние: 0,16 и 0,667; t-value = -2,107; df =26; p = 0,045).
Таким образом, достоверно значимыми предикторами более высокого уровня конфликта при разводе являются склонность родителей к внешнеобвиняющим реакциям и эксплозивность. К индивидуально-психологическим особенностям, достоверно снижающим выраженность конфликта, относятся личностная зрелость, интровертированность и ориентация на внутренние критерии оценки, высокая способность к эмпатии и чувствительность к эмоциональным нюансам.
На втором этапе исследования методом кластерного анализа родители были разделены, в зависимости от сочетания и выраженности выделенных индивидуально-психологических особенностей, на пять групп. Полученные результаты представлены на рисунке.
На основании полученных результатов были выделены следующие характерологические типы родителей, проходивших КСППЭ в связи со спором о порядке воспитания детей.
Демонстративные личности с низким мотивационным контролем (кластер 2, N=11). Родителей данной группы отличало сочетание следующих особенностей: личностной незрелости, демонстративности, эгоцентричности, нечувствительности к эмоциональным нюансам, повышенной чувствительности к реальным и мнимым обидам, склонности к построению труднокорригируемых идей и концепций. Указанные особенности в сочетании с низким мотивационным контролем над эмоциями и поведением, вытеснением как ведущим механизмом психологической защиты при высокой активности и доминантности подэкспертных выражались в эмоциональной лабильности, склонности к внешнеобвиняющим реакциям, импульсивным поступкам.
Так, у подэкспертной В. при экспериментально-психологическом исследовании были выявлены черты эмоциональной неустойчивости и незрелости, импульсивность, склонность к отреагированию эмоциональной напряженности в непосредственном поведении, ориентировка на внешнюю оценку, демонстративность и стремление предстать в социально одобряемом свете. Отмечалось, что ведущим механизмом психологической защиты подэкспертной является вытеснение психотравмирующих факторов, что ей также свойственны такие черты, как настойчивость в достижении цели, доминантность, склонность к лидерству, предприимчивость, общительность и экстравертированность в сфере межличностных отношений, внешнеобвиняющие формы реагирования при снижении чувства собственной вины в фрустрирующих ситуациях.
У подэкспертной Ф. на фоне эмоциональной и личностной незрелости отмечались недостаточная устойчивость мотивов и установок, недостаточная сформированность представлений относительно социально одобряемых способов поведения в сочетании с высоким уровнем активности и склонностью к доминированию. При выраженной демонстративности межличностные контакты подэкспертной носили поверхностный характер, во взаимоотношениях с окружающими она была эгоцентрична, раздражительна и обидчива, склонна к внешнеобвиняющим реакциям, что в сочетании с недостаточным контролем приводило к импульсивным поступкам.
Демонстративные личности с более выраженным контролем (кластер 1, N = 18). У данных родителей выявлялись такие индивидуально-психологические особенности, как демонстративность, эгоцентричность, высокая активность, доминантность, которые в сочетании с большей чувствительностью к эмоциональным нюансам, отсутствием личностной незрелости, а также более высоким мотивационным контролем проявлялись в виде меньшей склонности к внешнеобвиняющим реакциям.
Так, у подэкспертного Ш. на фоне стремления контролировать свое поведение и эмоциональные проявления на первый план выступала ориентация переживаний на внешнего наблюдателя, стремление представить себя в выгодном свете, склонность к вытеснению из сознания вызывающих тревогу факторов. Сензитивность, повышенное внимание к эмоциональным нюансам, сентиментальность, оптимистичность сочетались с неспособностью и нежеланием считаться с интересами близких людей во фрустрирующих ситуациях, вызывающих эмоциональное напряжение. При этом демонстративность и ориентация на внешнюю оценку препятствовали реализации эмоционального напряжения в непосредственном поведении.
У ряда родителей этой группы такие индивидуально-психологические особенности, как повышенная чувствительность к обидам, компенсировались более выраженным контролем над эмоциями и поведением, склонностью к целенаправленности. В то же время у данных родителей мотивационный контроль был ориентирован на внешнюю оценку (внешний локус контроля), не сочетался с личностной зрелостью. В связи с этим в субъективно сложных ситуациях, предъявляющих повышенные требования к личности, ипульсивность, эксплозивность как форма реагирования у ряда родителей данной группы сохранялись.
Паранойяльные личности (кластер 4, N=14). Родителей данной группы отличали высокая активность, доминантность, ригидность, повышенная чувствительность к реальным и мнимым обидам, склонность к построению труднокорригируемых идей и концепций и к внешнеобвиняющим реакциям, которые сочетались с нечувствительностью к эмоциональным нюансам, эгоцентричностью.
Так, у подэкспертного Л. при экспериментально-психологическом исследовании были выявлены достаточно высокий интеллектуальный уровень, широкий запас разносторонних знаний и сведений, сохранность мнестических функций, которые сочетались с ориентацией на внутренние несколько своеобразные мнения и оценки, склонностью к субъективной интерпретации различных ситуаций при некорригируемости личностных установок, категоричности и недостаточной конформности суждений в целом; отмечалась свойственная подэкспертному активность и настойчивость в достижении личностно значимых целей со склонностью к доминированию в межличностном общении и стеничностью в отстаивании своих позиций при недостаточном учете позиций окружающих и тенденции к обесцениванию мнений других людей с приписыванием им деструктивных мотивов и враждебных намерений.
Зависимые личности (кластер 3, N=14). В данную группу вошли родители, у которых астенические (неуверенность в себе, зависимость, подчиняемость), нерезко выраженные демонстративные, а в нескольких случаях шизоидные, черты (интровертированность, своеобразие мышления) сочетались с невысокой активностью, повышенной чувствительностью к эмоциональным нюансам и сензитивностью, высоким уровнем эмпатии при высоком мотивационном контроле.
Так, у подэкспертной А. при оценке ее индивидуально-психологических особенностей отмечались просоциальная личностная ориентация, стремление придерживаться общепринятых правил и норм поведения с некоторой идеализацией межличностных отношений, недостаточной гибкостью и некоторой инфантильностью суждений, тенденцией к подчиняемости в контактах. Указанные особенности сочетались с заниженной самооценкой подэкспертной, с ее неуверенностью в собственных интеллектуальных и физических возможностях и ощущением своей малозначимости, ущербности, неполноценности.
У подэкспертного С. были выявлены следующие индивидуально-психологические особенности: эмоциональная лабильность, сензитивность, ранимость, повышенное внимание к эмоциональным нюансам и оттенкам отношений, потребность в глубоких и прочных контактах, эмоциональная привязанность к значимым близким людям, фиксированность на субъективно значимых переживаниях, коммуникабельность, потребность в признании и поддержке, невысокий уровень тревоги, достаточный уровень самоконтроля и активности.
Зрелые, гармоничные личности (кластер 5, N=17). Родителей данной группы отличала личностная зрелость, высокий мотивационный контроль, высокая активность при отсутствии доминантности, высокая чувствительность к эмоциональным нюансам, эмпатичность, гибкость.
Так, подэкспертному Ч. были свойственны активность, практичность, настойчивость и склонность добиваться поставленных целей. В заключении экспертов указывалось, что в поведении он независим, полагается преимущественно на себя и принимает решения вне зависимости от оценок референтной группы, опираясь на внутренние критерии. При этом отмечалось, что подэкспертный имеет хорошо сформированные представления о морально-этических нормах и социально одобряемых поступках, пытается им следовать. Коммуникативная сфера характеризовалась избирательностью межличностных контактов, высокой чувствительностью к эмоциональным нюансам, эмпатичностью.
При сравнении количества отцов и матерей – объектов КСППЭ по спорам о воспитании, представляющих отдельные характерологические типы, были получены результаты, которые демонстрирует табл. 2.
Т а б л и ц а 2
Характерологические типы отцов и матерей – объектов КСППЭ по спорам о воспитании
Характерологические типы |
Женщины |
Мужчины | ||
N |
Процент от общего количества обследованных родителей |
N |
Процент от общего количества обследованных родителей | |
Демонстративные личности с высоким контролем |
12 |
16,22 |
6 |
8,11 |
Демонстративные личности с низким мотивационным контролем |
6 |
8,11 |
5 |
6,76 |
Зависимые личности |
10 |
13,51 |
4 |
5,41 |
Паранойяльные личности |
4 |
5,41 |
10 |
13,51 |
Зрелые, гармоничные личности |
2 |
2,70 |
15 |
20,27 |
ВСЕГО |
34 |
45,95 |
40 |
54,06 |
Таким образом, в группе демонстративных личностей с высоким контролем матерей оказалось в два раза больше, чем отцов. Матерей было больше и в группе зависимых личностей. Отцы преобладали в группах паранойяльных личностей и зрелых, гармоничных личностей.
Интересно, что в представленной выборке имелась лишь одна семья, в которой оба родителя по своим индивидуально-психологическим особенностям были отнесены в группу «Зрелые, гармоничные личности». За время судебного разбирательства к моменту экспертизы эти родители самостоятельно пришли к соглашению о месте жительства дочери и порядке общения с ней. Семей, в которой оба родителя были бы отнесены в группу «Зависимые личности», в представленной выборке не было.
Таким образом, индивидуально-психологические особенности родителей могут рассматриваться как предикторы поведения родителей в ситуации семейного конфликта, определяя высокую конфликтность развода и неспособность достичь соглашения о месте жительства детей и порядке их воспитания. Среди индивидуально-психологических особенностей, которые в целом характерны для родителей, в судебном порядке разрешающих спор о порядке воспитания ребенка после развода, можно выделить следующие: высокая активность и склонность к доминантности; демонстративность, эгоцентричность, низкая чувствительность к эмоциональным нюансам и способность к эмпатии; повышенная чувствительность к реальным и мнимым обидам, склонность к внешнеобвиняющим реакциям; недостаточные личностная зрелость и мотивационный контроль над эмоциями и поведением; импульсивность, эксплозивность. Достоверно значимыми предикторами более высокого уровня конфликта при разводе являются склонность родителей к внешнеобвиняющим реакциям и эксплозивность. К индивидуально-психологическим особенностям, препятствующим развитию выраженного конфликта, относятся личностная зрелость, интровертированность и ориентация на внутренние критерии оценки, высокая способность к эмпатии и чувствительность к эмоциональным нюансам.
В то же время проведенное исследование показывает, что существуют различные типы сочетаний индивидуально-психологических особенностей родителей, являющихся предикторами разного уровня конфликтов в семье, которые соответственно, повышают или понижают риск доведения внутрисемейного конфликта до судебного разбирательства: демонстративные личности с низким мотивационным контролем; демонстративные личности с более выраженным контролем; паранойяльные личности; зависимые личности; зрелые, гармоничные личности.
Выявлены определенные половые различия в представленности данных характерологических типов у родителей, являющихся объектами КСППЭ по семейным спорам. Так, среди матерей преобладают демонстративные личности с высоким контролем и зависимые личности. Среди отцов – объектов КСППЭ по семейным спорам – паранойяльные и зрелые, гармоничные личности.
Литература
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб. пособие. М., 2004.
- Сафуанов Ф.С., Русаковская О.А., Харитонова Н.К. Социально-психологические особенности высококонфликтных разводов, сопровождающихся судебным спором о порядке воспитания и месте жительства ребенка // Юридическая психология. 2011. № 3.
- Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления. М., 2006.
- Arbuthnot P., Gordon D.A. Use of educational materials to modify stressful behaviours in post-divorce parenting // Journal of Divorce and Remarriage. 1996. Vol. 25.
- Garrity K.B., Barris M.A. Caught in the Middle: Protecting the Children of High-conflict Divorce. San-Francisko, 1994.
- Hetherington E.M. Should we stay together for the sake of the children? // E.M. Hetherington (Ed.). Coping with Divorce, Single Parenting, and Remarriage. Mahwah, NJ, 1999.
- Johnston J.R. High-conflict divorce // The Future of Children and Divorce. 1994. Vol. 4. № 1.
- Johnston J.R., Roseby V. Domestic violence and parent-child relationships in families disputing custody // The Name of the Child: A Developmental Approach to Understanding and Helping Children of Conflicted and Violent Divorce. N. Y., 1997.
- King V., Heard H.E. Nonresident father visitation, parental conflict, and mother’s satisfaction: What’s best for child well-being? // Journal of Marriage and the Family. 1999. Vol. 61.
- Maccoby E.E., Mnookin R.H. Dividing the Child: Social and Legal Dilemmas of Custody. Cambridge, MA., 1992.
- Mathis R. Couples from Hell: Undifferentiated spouses in divorce mediation // Mediation Quarterly. 1998. Vol.16.
- Spillane-Grieco E. Cognitive-behavioral family therapy: With a family in high-conflict divorce: a case study // Clinical Social Work Journal. 2000. Vol. 28.
- Stewart R. The Early Identification and Streaming of Cases of High-Conflict Separation and Divorce: A Review. Ottawa, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8099
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 2655
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3