Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Психология больших групп как один из важнейших разделов социальной психологии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальная психология, большие группы, содержательные социально-психологические феномены сознания, личностные черты, мотивация поведения
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Дубов И.Г. Психология больших групп как один из важнейших разделов социальной психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50841 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
В настоящее время психология больших групп занимает незаслуженно малое место в структуре преподавания социальной психологии в высших учебных заведениях страны. В тех вузах, где психологическая наука в целом является непрофильной дисциплиной, вопросы психологии больших групп, как правило, вообще не отражены ни в лекционных программах, ни в планах семинарских занятий. Там же, где получаемая специальность предусматривает широкое знание психологии, вопросам психологии больших групп отводятся, как правило, два, а в лучшем случае - четыре академических часа.
Такое положение дел обусловлено сравнительно небольшим объемом исследований психологических особенностей представителей больших групп, что связано, в свою очередь, с одной стороны, с ненадлежащим финансированием психологических исследований в России, а с другой - с исследовательской традицией, закрепленной существующими представлениями о предмете социальной психологии.
В соответствии с этими представлениями социальная психология должна преимущественно заниматься межличностным восприятием, межличностными отношениями в диаде и динамическими процессами, происходящими в малых группах. В то же время психология больших групп, т.е. крупных человеческих сообществ, члены которых не находятся в прямом контакте, но объединены какими-либо формальными (пол, возраст, религия, проживание на одной территории и т.п.) или неформальными (общность мировосприятия, сходство поведения и т.п.) характеристиками и признаками, не привлекает серьезного внимания социальных психологов, поскольку исследования больших групп принято относить к сфере интересов социологов.
Между тем, как справедливо отмечала Г.М. Андреева, «социальная психологии без раздела о психологии больших социальных групп, очевидно, вообще не может претендовать на то, чтобы быть социальной психологией в точном значении этого слова» [1, с. 151].
Справедливости ради следует заметить, что некоторые аспекты социальной психологии больших групп раскрываются в преподавании пограничных с нею дисциплин. Если исходить из классического определения большой группы, подразумевающего, что большой группой называются не только стихийно возникающие и кратковременно существующие общности, такие как толпа или аудитория, а прежде всего количественно не ограничиваемые группы, сложившиеся в ходе общественного развития и потому долговременные в своем существовании [1, с. 153; 2, с. 97; 3, с. 112], то становится понятным, что и многочисленные гендерные исследования, и работы, выполняемые в рамках этнопсихологии, и исследования в сфере политической психологии, и даже геронтопсихологические исследования раскрывают различные аспекты психологии больших групп, составляя в данном качестве важнейшую часть социально-психологической науки.
В то же время очевидно, что указанные дисциплины еще реже, чем социальная психология больших групп, встречаются в образовательных вузовских курсах, являясь экзотической составной частью учебных программ крайне незначительного числа специфических учебных заведений.
Вместе с тем динамические процессы, происходящие в обществе, делают проблему изучения психологии больших групп все более и более актуальной. Эта актуальность обусловлена постоянным усложнением вопросов управления социально-политической и экономической жизнью общества, необходимостью учета в этой работе запросов и целей субъектов экономики и политики, т. е. больших групп людей, различающихся разной ролью и разным влиянием в дифференцированном процессе общественного производства материальных и духовных ценностей.
В соответствии с постоянно расширяющимся запросом на изучение психологических особенностей, характеризующих большие группы, повышается и важность расширенного 2
преподавания психологии больших групп в рамках соответствующих учебных дисциплин, а может быть и выделения данного курса в самостоятельный раздел учебных программ.
При рассмотрении вопроса о возможном содержании учебного курса, посвященного социальной психологии больших групп, прежде всего следует остановиться на специфике сознания представителей больших социально-демографических групп, таких как мужчины и женщины, пожилые и молодые люди, высокообразованные и малообразованные граждане, жители города и жители села, и т.п. Не меньший интерес вызывают различия в сознании представителей различных этносов, жителей разных территорий, членов существующих политических партий, участников многочисленных профессиональных групп и пр.
Наборы социально-психологических феноменов, характеризующих указанную специфику сознания, а именно: базовых ценностей, социальных установок, норм, мифов, верований, архетипов коллективного бессознательного, когнитивных и перцептивных эталонов, стереотипов, предрассудков, убеждений, идеалов и склонностей и т.п., являются необходимой основой правильного понимания процессов, протекающих в обществе и определяющих особенности развития нашей страны.
Помимо этого, важнейшей составной частью психологии больших групп является изучение специфики личностных и индивидных свойств, характеризующих представителей различных больших групп. Современные исследования показывают, что, в целом, разные большие группы демонстрируют значимые различия в уровне активности, толерантности, агрессивности, стремления к риску, флексибельности, тревожности, конформизма, экстра- интровертивности, альтруизма, а также интеллекта. Очевидно, что указанная специфика определяет границы возможностей представителей различных больших групп, позволяя прогнозировать уровень их конкурентоспособности, а в том случае, когда речь идет о различных этносах, то и уровень конкурентоспособности нации.
Именно поэтому в знаниях о различиях в образе мыслей представителей разных больших групп, в мотивации их поведения, в специфике реагирования на возникающие возмущения социальной среды остро нуждаются бизнесмены и политики, работники средств массовой информации и маркетологи, кризис-менеджеры и те, кто отвечает за миграционные процессы в стране. Управление социально-политическими и экономическими процессами, происходящими в обществе, с необходимостью требует учета психологической специфики объектов оказываемого влияния, и важнейшая роль в получении указанной информации принадлежит социальным психологам.
И, наконец, последний аспект психологии больших групп, безусловно востребованный современным обществом, - это психология диффузных больших групп,
таких, например, как толпа, или, другими словами, психология масс. Повсеместно наблюдаемые стихийные волнения, охватывающие большие массы людей, не позволяют игнорировать изучение динамических процессов, возникающих в подобных группах, и, значит, отказываться от изучения способов целенаправленного воздействия на диффузные большие группы на разных этапах генерируемой ими активности.
Отдельным вопросом преподавания психологии больших групп является разговор о методах исследования этой сферы психологической науки. Очевидно, что в массовом исследовании, ставящем своей целью изучение особенностей мышления и деятельности представителей какой-либо большой общности (этнос, народ, граждане конкретной страны или обитатели определенной территории), а также выявление специфики входящих в данную общность различных больших групп (мужчины, женщины, молодежь, старики, селяне, горожане и т.п.), не могут быть использованы ни простое наблюдение за естественным поведением людей, ни моделирование проблемных ситуаций, подразумевающих регистрацию внешних поведенческих или внутренних физиологических реакций, которые свидетельствовали бы о специфике поведения индивидов при решении поставленных задач. Единственное, что можно делать успешно при проведении подобного исследования, это задавать людям вопросы, на которые они будут отвечать.
В этой связи необходимо отметить, что логика развития социальной психологии больших групп обусловливает необходимость усложнения хорошо отработанного в социологии главного метода изучения больших сообществ - массового опроса. Решая стоящие перед психологией задачи, данный метод должен быть адаптирован к широкому применению довольно громоздких психологических методик (в первую очередь - личностных и когнитивных тестов), что является весьма сложной проблемой, учитывая участие в массовом опросе большого количества незаинтересованных в результатах и зачастую не очень высоко образованных людей. Вместе с тем нельзя не отметить, что за последние годы в этом направлении уже проведена достаточно большая работа, позволившая сформулировать четкие методологические и методические требования к массовому опросу как методу социальной психологии.
Очевидно, что указанная специфика метода не может не учитываться при организации учебного процесса. Применительно к преподаванию психологии больших групп описанная выше проблема заключается в том, что столь сложная методическая процедура, каковой является массовый опрос населения, не может быть хорошо освоена в ходе аудиторных семинарских занятий, как это, например, происходит с личностными тестами и многими другими методиками, составляющими существующий социальнопсихологический инструментарий. Для освоения студентами техники проведения массовых 4
опросов должны быть придуманы иные учебные процедуры, соответствующим образом измены учебные планы, решены вопросы финансирования практических занятий, предполагающих подготовку большого количества анкет, а также наличие специальных средств, предназначенных для стандартного поощрения респондентов.
В результате, несмотря на очевидную необходимость выделения в рамках изучения социальной психологии в вузе специального курса, посвященного изучению психологии больших групп, решение данного вопроса должно преодолеть многочисленные препятствия, связанные с методической спецификой указанного раздела психологической науки.
Литература
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
- Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М., 2011.
- Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2487
В прошлом месяце: 116
В текущем месяце: 73
Скачиваний
Всего: 7163
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2