Интенсивность художественной жизни и эволюционные гении (музыка Италии, Франции, Австрии и Германии XVI-XX вв.)

Аннотация

Гениям присущи по крайней мере два свойства - очень высокий уровень креативности и способность управлять эволюцией художественной жизни. Измерение уровня креативности - достаточно популярная проблема современной психологии. Однако как великие творцы влияют на эволюцию художественной жизни? И как мы можем количественно измерить такое влияние? Понятие интенсивности художественной жизни предлагает ответы на эти вопросы. В более ранней работе (на основе данных о 4511 композиторах XVI-XX вв.) мы выявили шесть вариантов эволюции параметров интенсивности: подъем, спад, диссипация, аккумуляция, рост за счет внешних причин, разрушение под воздействием внешних причин. Феномен «эволюционных гениев» связан со способностью немногочисленной группы творцов влиять на эволюцию художественной жизни. Чтобы оценить влияние «эволюционного гения», мы предлагаем использовать метод, основанный на понятиях нечетких множеств. Наиболее благоприятным вариантом эволюции для появления «эволюционного гения» является подъем. Эволюционные гении подъемов - это почти всегда новаторы, они часто являются основателями национальных традиций и школ. Менее благоприятный вариант - аккумуляция. С такими композиторами связано мощное развитие национальной школы, обобщение существующих художественных достижений, осознание этих достижений как единой и непрерывной художественной традиции. Остальные варианты эволюции неблагоприятны для появления эволюционных гениев.

Общая информация

Рубрика издания: Специальная тема выпуска

Для цитаты: Куличкин П.А. Интенсивность художественной жизни и эволюционные гении (музыка Италии, Франции, Австрии и Германии XVI-XX вв.) // Психология. 2005. Том 2. № 4. С. 113–121.

Литература

  1. Голицын Г.А. Искусство «высокое» и «низкое»: системная роль элитарной субкультуры // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука - Смысл, 2000.
  2.   Иванченко Г., Харуто А. Эволюционная динамика поэтического творчества (русская поэзия 1800-1980) // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Наука - Смысл, 2000. С. 485-501.
  3.   Куличкин П.А., Толстунова Е.С., Петров В.М. Эволюция интенсивности музыкального творчества: проблема независимости результатов от использованных источников // Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура: Материалы международной научной конференции. Краснодар: Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств, 2002. С. 172-173.
  4.   Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика. М., 1983. Вып. 20.
  5.   Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. Вып. 1. Пространство и время художественного мира. М.: Смысл, 2000.
  6.   Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М.: Русский мир, 1996.
  7.   Eysenck H.J. Genius. The Natural History of Creativity. N.Y: Cambridge University Press, 1995.
  8.   Golitsyn G.A., Petrov V.M. Styles of creativity: Measurement of changes, their cultural determination, and the problem of «free will»// Эстетика: информационный подход. Проблемы информационной культуры. Вып. 5 / Под ред. Ю.С. Зубова В.М. Пет- рова. М.: Смысл, 1997. С. 123-136.
  9.   Grove G. Grove's Dictionary of Music and Musicians. Fifth edition / Edited by E. Blom. L.: Macmillan & Co LTD, 1954.
  10.   Kulichkin P. Evolution of artistic life: Russian literature and Russian music in the XIXth century (quantitative approach) // Art and Science - Proceedings of the XVIII Congress of the International Assotiation of Empirical Aesthetics / J.P. Frois, P. Andrade, J.F. Marques (eds.). Lisbon: Calouste Gulbenkian Foundation, 2004. P. 112-115.
  11.   Martindale C. The Clockwork Muse: The Predictability of Artistic Change. N.Y.: Basic Books, 1990.
  12.   Petrov V.M., Majoul L.A. Pulsation of literary life: Periodical behavior of Russian poetry and prose in light of the information approach // Rivista di Psicologia del l'Arte. 2002. Vol. XXIII. № 13. P. 25-40.
  13.   Zadeh L.A. Fuzzy sets // Information and Control. 1965. Vol. 8. P. 338-353.

Информация об авторах

Куличкин Петр Александрович, научный сотрудник Государственного института искусствознания, кандидат культурологии. Композитор, член Союза композиторов России., e-mail: qlichkin@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1236
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6