Тесты интеллекта, или горечь самопознания

Аннотация

Приводятся факты, подтверждающие высокую прогностическую валидность тестов интеллекта, их предсказательную силу относительно успеха в обучении и профессиональной деятельности, а также социального статуса. С точки зрения развиваемой автором структурно-динамической теории интеллекта предлагается объяснение феномену высокой прогностичности интеллектуальных тестов и обозначаются пределы, за которыми эта прогностичность может исчезнуть. Одновременно автор призывает рассматривать тесты интеллекта не только как измерительный инструмент, но и как средство влияния психолога на тестируемого. Предлагаются пути разработки праксиологии тестирования, то есть науки о практическом применении тестов.

Общая информация

Рубрика издания: Философско-методологические проблемы

Для цитаты: Ушаков Д.В. Тесты интеллекта, или горечь самопознания // Психология. 2004. Том 1. № 2. С. 76–93.

Литература

  1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  2. Дружинин В.Н. Когнитивные способ­ности: структура, диагностика, развитие. М.: Per Se, СПб.: Иматон-М, 2001.
  3. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной ис­тории. М.: Per Se, 2001.
  4. Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. Разд. 3: Стандартные прогрессивные матрицы. М.: Когито-Центр, 1996.
  5. Субботин В.Е. Оценочные суждения // Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: Per Se, 2002. С. 315–332.
  6. Ушаков Д.В. Интеллект: структур­но-динамическая теория. М: ИП РАН, 2003.
  7. Barron F. Creativity and psychological health. Princeton; NJ: Van Nostrand, 1963.
  8. Bouchard T.J. IQ similarity in twins reared apart: Findings and responses to critics // Intelligence, heredity, and environ­ment / R.J. Sternberg, E. Grigorenko (eds.). Cambridge University Press, 1997. P. 126-162.
  9. Dweck C.S., Bempechat J. Children’s theories of intelligence: consequences for learning // Learning and motivation in the classroom / S.G. Paris, G.M. Olson, H.W. Stevenson (eds.). Hillsdale; NJ: Law­rence Erlbaum Associates, 1983. P. 239-256.
  10. Gottfredson L.G. Why g matters: The complexity of everyday life // Intelligence. 1986. 24 (1). P. 79-132.
  11. Herrnstein R.J., Murray C. The bell curve: Intelligence and class structure in American life. N. Y.: Free Press, 1994.
  12. Hunt E. Nature vs. nurture: The feeling of vuja de // Intelligence, heredity, and envi­ronment / R.J. Sternberg, E. Grigorenko (eds.). Cambridge University Press, 1997. P. 531-551.
  13. Hunter J.E. Cognitive ability, cognitive aptitudes, job knowledge, and job perform­ance // Journal of Vocational Behavior. 1986. 29. P. 340-362.
  14. Hunter J.E., Hunter R.F. Validity and utility of alternative predictors of job per­formance // Psychological Bulletin. 1984. 96. P. 72-98.
  15. Hunter J.E., Schmidt F.L., Judiesch M.K. Individual differences in output varia­bility as a function of job complexity // Journal of Applied Psychology. 1990. 75. P. 28-42.
  16. McClelland D.C. The achieving society. Princeton, NJ: Van Nostrand, 1961.
  17. McClelland D.C. The United States and Germany: A comparative study of national character  //  Roots   of consciousness  / D.C. McClelland (ed.). Princeton; NJ: Van Nostrand, 1964. P. 62–92.
  18. McHenry J.J., Hough L.M., Toquam J.L., Hanson M.A., Ashworth S. Project A va­lidity results: The relationship between predictor and criterion domains // Personnel Psychology. 1990. 43. P. 335–354.
  19. Roe A. The making of a scientist. N.Y.: Dodd, Mead, 1952.
  20. Roe A. A psychological study of emi­nent psychologists and anthropologists, and a comparison with biological and phys­ical scientists // Psychological Monographs: General and Applied, 1953. 67.
  21. Rosenthal R.R., Jacobson L. Pygmalion in the Classroom. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1968.
  22. Simonton D.K. Biographical determi­nants of achieved eminence: A multivariate approach to the Cox data // Journal of Personality and Social Psychology. 1976. 33. P. 218–226.
  23. Sternberg R.J. Wisdom, intelligence and creativity synthesized. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  24. Storfer M.D. Intelligence and gifted-ness: the contribution of heredity and early environment. San Francisco; Oxford: Jossey-Bass Publishers, 1990.
  25. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in its testing // The nature of cre­ativity / R.J. Sternberg (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1988. P. 43–75.
  26. Vineberg R., Taylor E.N. Performance in four Army jobs by men of different apti­tude (AFQT) levels. Washington, DC: U. S. Department of the Army, 1972.
  27. Wonderlic Personnel Test, Inc. Wonderlic Personnel Test and Scholastic Level Exam: User’s manual. Libertyville, 1992.

Информация об авторах

Ушаков Дмитрий Викторович, доктор психологических наук, руководитель Научно-образовательного центра социальных компетенций и интеллекта, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель Лаборатории психологии и психофизиологии творчества РАН, Москва, Россия, e-mail: dv.ushakov@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1489
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3