Психологическая наука и образование
2016. Том 21. № 2. С. 5–6
doi:10.17759/pse.2016210201
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Всероссийский съезд участников апробации и внедрения профессионального стандарта педагога
Общая информация
Рубрика издания: Доклады и конференции
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210201
Для цитаты: Ливанов Д.В. Всероссийский съезд участников апробации и внедрения профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 2. С. 5–6. DOI: 10.17759/pse.2016210201
Полный текст
Приветственное слово
Уважаемые коллеги!
Я рад вас приветствовать на Всероссийском съезде, посвященном апробации и внедрению профессионального стандарта педагога. Для нас – это крайне важное и значимое событие. Мы видим профессиональный стандарт как системный механизм оценки практикующих учителей при проведении аттестационных испытаний, ресурс профессионального карьерного роста. Для каждого педагога, по существу, – это система координат, которая помогает каждому учителю выстроить свою индивидуальную траекторию профессионального и личностного роста. Для нас очень важно, что это не требования, которые навязаны профессиональному сообществу извне, а требования самого профессионального сообщества, которые оно предъявляет профессионалам, входящим в его состав.
Стандарт основан на понимании того, что за последние несколько лет требования к учителю и вся система педагогической работы серьезно изменились, и за этими изменениями необходимо успевать. Учитель не должен отставать от времени. Это связано и с новыми технологиями, которые приходят в систему образования, в школу, и которыми дети часто владеют в совершенстве. Это связано и с социально-экономической ситуацией в целом в ряде регионов, муниципалитетов. Не редки случаи, когда учитель приходит в класс и видит, что для многих детей русский язык не является родным и нужно уметь преподавать и устраивать коммуникацию в этой непростой среде.
И конечно, крайне важно то, что новая система оплаты труда и серьезное повышение заработной платы педагогов должны быть увязаны с результатами труда, со справедливой и прозрачной оценкой профессиональных достижений учителей.
Действительно, Евгений Александрович Ямбург и рабочая группа, которую он возглавлял, провели огромную работу по разработке самого текста этого документа. Я тоже не могу не присоединиться к тому, что сказал Виталий Владимирович Рубцов о роли наших коллег из Общероссийского профсоюза работников образования. Это документ, который является результатом общих усилий и отражает общее стремление профессионального сообщества, с одной стороны, и профсоюзных организаций, сообщества потребителей, родителей, учеников, с другой стороны. Это крайне важно.
Мы изначально исходили из того, что написание профессионального стандарта – очень большая работа, но его апробация, его обсуждение, тем более, его внедрение – это работа на порядок более сложная и трудоемкая. Мы сразу договорились о том, что профессиональный стандарт будет вводиться только по мере готовности к его использованию. В регионах, муниципалитетах, в школах профессиональный стандарт не должен стать неожиданностью для учителей. Только по мере готовности конкретного человека, соизмеряющего свои собственные профессиональные достижения с требованиями стандарта, он должен внедряться. Именно поэтому обязательное применение профессионального стандарта педагога по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты было перенесено на 1 января 2017 года. По мере того, как в настоящее время будут проходить обсуждения, как будет развиваться апробация профессионального стандарта, он должен охватывать все большее число практикующих педагогов.
На сегодняшний день в апробации стандарта педагога приняли участие 43 региона и огромное число управленческих и педагогических работников, школ и детских садов. Для нас крайне важно, что педагоги дошкольного образования, которые долгое время были на периферии внимания управленцев системы образования, сейчас активно включились в эту работу.
Что я считаю важным обсудить на этом съезде и учесть в дальнейшей работе.
Первое – мы отмечаем смещение акцентов в оценке учителей в сторону формальных показателей, что очень часто сводится к собиранию огромного количества бумаг, документов, анкет и так далее. Аттестация учителей, которая следует из стандарта, ни в коем случае не должна приводить к росту бюрократической нагрузки и написанию огромного количества документов учителями. Здесь необходимо выстроить четкую, понятную систему информационного взаимодействия, которая бы уж точно не сопровождалась ростом «бумажной» нагрузки.
Конечно, оценка работы учителя должна учитывать результаты детей, их образовательные достижения. Оценка квалификации и уровень оплаты труда связаны с результатами, но эти результаты учителя – это далеко не только результаты единого государственного экзамена, поскольку каждый учитель работает с уникальными социально-экономическими условиями, с уникальными детьми (и для каждого ребенка успехом является его собственный уникальный результат), – в конечном счете, оценить достижения этого результата, оценить, успешна или нет работа учителя, может только само профессиональное сообщество. Именно поэтому профессиональный стандарт уже явился центром консолидации учительского сообщества, центром выработки общественно-профессиональных критериев оценки работы педагогов. Еще раз хочу обратить внимание, и это принципиально для нас, что работу учителя не нужно оценивать по результатам единого государственного экзамена, сейчас такая связь уже устранена из оценки работы губернаторов, мы ее убираем из различных рейтингов оценки работы школ. Это один из показателей, но далеко не самый важный. Самый важный показатель – это динамика развития и индивидуальные достижения каждого школьника.
Второй важный аспект, который, как мне кажется, выявился в течение двухлетней апробации профессионального стандарта – это влияние профессионального стандарта и системы аттестации, которая из него вытекает, на новую систему оплаты труда и уровень заработной платы педагогов. Пока потенциал системы оплаты труда не в полной мере используется для стимулирования развития и самореализации учителей. Мы исходим из того, что новая система оплаты труда должна стимулировать карьеру, четко показывать перспективу роста вознаграждения учителя, его общественного и профессионального признания в связи с ростом его квалификации и профессионализма.
Чем больше объективно подтвержден уровень квалификации учителя, тем больше он сам будет брать на себя ответственности, сложных функциональных обязанностей, не закрывать глаза на проблемы, которые ему встречаются. Именно в этом подходе накопленный опыт работы, что и является мерилом профессионализма, будет являться тем ресурсом, который учителя используют для саморазвития и более динамичного успешного развития своих учеников.
Фактически, нам предстоит здесь обсудить идею уровневой модели должностей учителей, целесообразность перехода на уровневый стандарт учителей. Мы ждем здесь вашего мнения, уважаемые коллеги.
Именно профессиональный стандарт педагога вызвал к жизни масштабные изменения в системе педагогического образования. Сейчас реализуется проект, который вовлекает десятки наших педагогических вузов и факультетов в работу по изменению программ подготовки учителей. И такой же проект будет следующим этапом начат в системе среднего профессионального образования, включающей сотни педагогических колледжей.
В конечном счете, уважаемые коллеги, нам предстоит вместе создать национальную систему учительского роста, учительского успеха, а эта задача решаема только при активном вовлечении самого профессионального сообщества, всех школьных преподавателей и управленцев. Только ваш опыт поможет создать наиболее справедливые условия для сбалансированной оценки труда и профессиональных достижений учителей.
Желаю успешной работы.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1892
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 551
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0