Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 1. С. 96–106
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психолого-педагогические технологии в реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: реабилитационно-воспитательная система, психологические технологии, девиантно-криминальное поведение
Рубрика издания: Юридическая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Петрынин А.Г. Психолого-педагогические технологии в реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 1. С. 96–106.
Полный текст
По признанию Министерства внутрен-волну беспризорности. Даже по самым приних дел Российской Федерации в настоящее близительным подсчетам, в стране 2 милливремя Россия переживает третью – после она неграмотных подростков, более 6 миллиГражданской и Великой Отечественной войн – онов несовершеннолетних находятся в социально неблагополучных условиях. По статистике, на каждого беспризорника приходится 2–3 безнадзорных ребенка.
Возникающее у безнадзорных детей чувство одиночества и безысходности, нравственной глухоты, растерянности приводит к крайним формам социальной нетерпимости и отчаяния. Такие дети, прежде всего, глубоко несчастны лично и представляют серьезную угрозу для общества.
Нами предприняты попытки системного подхода к разработке, становлению и развитию реабилитационно-воспитательной системы для детей с девиантным и делинквентным поведением. Мы считаем, что более точно это явление отражает термин «девиантнокриминальное поведение», прописав в исследовании его специфическую сущность и вскрыв факторы, его обусловливающие. Предлагается иная концепция профилактики девиантно-криминального поведения несовершеннолетних, основанная на создании психолого-педагогических условий взращивания внутренних и замены ими внешних регулятивов поведения.
В ходе реализации реабилитационновоспитательной системы использовались психолого-педагогические технологии – традиционные и инновационные, сложившиеся в ходе многолетней опытно-экспериментальной работы на базе федеральной инновационной площадки – Хабаровского краевого центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Психолого-педагогические технологии ориентированы на усвоение подростком с девиантно-криминальным поведением нравственных норм и ценностных смыслов, развитие способностей к рефлексии, проявление оперативной адаптации в нестандартных (кризисных) ситуациях, приобретение опыта деятельности, направленной на преобразование окружающего социума и самого себя, развитие положительного субъективного опыта общения с педагогами и сверстниками, развитие у подростка способностей, направленных на самопознание, саморегуляцию, самоуправление и самосозидание. Эти технологи могут быть применены на уроках, в воспитательной работе и могут рассматриваться как отдельные элементы внеучебной деятельности с детьми.
В рамках разработанной нами реабилитационно-воспитательной системы теоретически обоснована необходимость разработки новой, гуманистически-ориентированной программы профессионального становления педагога, ведущего воспитательную работу с детьми, страдающими различными формами девиантно-криминального поведения. Применение разработанной нами реабилитационно-воспитательной системы открывает возможность осуществления гуманитарного подхода в психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, основанного на актуализации, стимулировании и поддержке личностного саморазвития ребенка.
Новизна реабилитационно-воспитательной системы заключается в том, что:
-
система построена на гуманистической основе и ориентирована на психолого-педагогическую реабилитацию детей с девиантнокриминальным поведением в открытом образовательном пространстве;
-
система многомерна, ее концептуальная модель включает преобразование жизненного пространства подростка, обеспечивающее эффективный процесс психолого-педагогической реабилитации детей с девиантнокриминальным поведением;
-
система методологически строится на предоставлении выбора психолого-педагогических технологий, направленных на преобразование окружающего социума и самого себя, саморегуляцию, самоуправление и самосозидание и постановке подростка в условия выбора ценностей;
-
определены критерии и показатели эффективности процесса психолого-педагогической реабилитации детей с девиантнокриминальным поведением.
Практическое применение в течение двадцати лет разработанной нами реабилитационно-воспитательной системы в Хабаровском краевом центре психологопедагогической реабилитации и коррекции показывает более высокую эффективность деятельности по сравнению с существующими традиционными учебно-воспитательными и пенитенциарными учреждениями. Детям, которым не верили ни родители, ни учителя, ни милиция, в Центре поверили и помогли взглянуть на самих себя с уважением и верой.
Согласно разработанной нами реабилитационно-воспитательной системе в Центре обеспечиваются условия для психолого-педагогической коррекции, включающие комплекс оздоровительных, воспитательных мероприятий, занятия общественно полезной деятельностью, безопасные условия проживания, социально-правовую помощь. С целью оказания реальной помощи и поддержки детям в Центре проводится их психологическое обследование. По результатам обследования определяется комплекс психологопедагогических мер, которые помогают решить личные проблемы воспитанников, восстановить обучение в школе, положительную учебную мотивацию, эмоциональную устойчивость. По данным нашего исследования, успех в реализации поставленных перед сотрудниками Центра целей и задач во многом зависит от действующей системы функциональных подразделений.
Основными среди них являются:
-
сектор психолого-медико-педагогической помощи, в котором проводят углубленную диагностику отклонений в состоянии физического и психического здоровья, выявление индивидуальных особенностей дезадаптации детей, оказание им медицинской, психологопедагогической помощи и социальной поддержки;
-
общеобразовательная школа с индивидуальным обучением, где ребенок получает общеобразовательную подготовку в соответствии с госстандартом;
-
учебно-производственный сектор, который обеспечивает получение профессиональной подготовки, развитие умений технического творчества;
-
сектор внеклассной воспитательной работы, который создается с целью оказания педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в физическом, интеллектуальном, нравственном развитии, основой деятельности комплекса является включение детей в художественную деятельность, обладающую значительными компенсаторными и адаптационными возможностями;
-
детский приют, представляющий комплекс подразделений кратковременного (до 10 суток) и долговременного (до 1 года и более) пребывания несовершеннолетних. Приют создается с целью создания условий для нормальной жизнедеятельности детям и подросткам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях;
-
научно-методический отдел, организующий разработку инновационных программ психолого-медико-педагогической реабилитации несовершеннолетних с девиантнокриминальным поведением, инновационные программы повышения квалификации работников образования и учебно-методические комплекты к ним.
Концепция развития Центра основывается на идеях преодоления уголовной субкультуры, разработанных А. С. Макаренко. Мы использовали также идеи гуманистического воспитания О. С. Газмана, И. П. Иванова, лечебной педагогики А. А. Дубровского, реабилитационной педагогики и психологии В. А. Иванникова, Б. Н. Алмазова, Р. В. Овчаровой, гуманистической психологии А. Маслоу, А. Адлера, гуманистической педагогики К. Роджерса, В. А. Сухомлинского, традиции народной педагогики. В основании данной концепции заложены идеи развития внутреннего мира человека, соотнесенные с законами развития природы, идея веры в возможности и особенности тех, кто оказался надломленным, непринятым, а порой просто покинутым, находясь под «огнем губительной свободы».
Методологическое значение системного подхода при разработке концепции состоит в том, что он позволяет оценить особые целостные свойства теоретического базиса исследуемых процессов, раскрыть динамику их функционирования и развития.
Важным методологическим основанием для построения концепции являются гуманистический и деятельностный подходы. Суть гуманистического подхода формулируется следующим образом: ни одно психологическое явление, будь то процесс, состояние или свойство индивида, не может быть правильно понято без учета личностной его обусловленности, без учета его системы отношений к миру, природе, обществу, к самому себе, без гуманитаризации реабилитационного процесса, направленного на взращивание духовности. Деятельностный подход позволяет направить усилия на освоение предметной деятельности, в том числе и духовной, когда ее «предметом» становится сам субъект.
Реабилитационный процесс рассматривается нами с учетом его личностной обусловленности, личностных позиций его участников. Определив методологическую основу, мы определились, в рамках какой стратегии будем работать. Разработанная нами модель Центра ориентирована на стратегию, которая указывает на способность к изменению, к личностной динамике: способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию – стратегию открытого типа, которая предлагает не описание конечного результата реабилитации, а описание самих этих процессов в таких организационных, дидактико-методических и психологических характеристиках, которые дают возможность детям и взрослым чувствовать удовлетворение «здесь и теперь», а не работать с ориентацией на полезные для будущего, но, тем не менее, далекие результаты.
Смещение акцентов с проектирования конечных результатов на обеспечение психологической полноты актуальной учебновоспитательной ситуации требует изменения единиц анализа и планирования работы педагогов. Мы считаем, что предметноцентрические, узко учебные ориентации должны быть расширены. Центр необходимо рассматривать как целостный социокультурный организм, где весь учебно-воспитательный процесс опосредован формами социальных и межличностных отношений.
Особая высокая культура построения отношений и форм взаимодействия на всех уровнях жизни школьного общества (педагог – отдельный ученик, группа учеников, педагогический коллектив, дети и взрослые Центра) дает возможность говорить о его открытости как способности постановки и решения творческих задач широкого жизненного звучания.
Системообразующая психолого-педагогическая идея Центра – профилактика и преодоление безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через возрождение и развитие гуманистических традиций образования, воспитания и развития личности ребенка.
Важным вопросом в ее реализации является максимальная гуманизация и гуманитаризация всего процесса жизнедеятельности детей, которая находит свое воплощение в следующих психолого-педагогических установках.
Провозглашение идеи самоценности личности каждого ребенка, который никогда не должен быть средством достижения иллюзорных «результатов» в казенных отчетах. Ребенок всегда – Цель!
-
признание уникальности каждого ребенка, вера в его силы и возможности, опора на лучшие качества его личности;
-
патерналистская опека ребенка, которая проявляется в последовательной замене внешних регулятивов его поведения (запреты, наказания, административные «нажимы» и всякого рода «педагогические наскоки») на внутренние (мотивы, интересы, потребности ребенка, его природное стремление стать автором самого себя и др.);
-
оказание конкретной помощи в обретении ребенком смысла своей жизни, конкретных и реально достигаемых жизненных перспектив и др.
Термин «реабилитация» понимается как восстановление утраченных ребенком связей с природой, с обществом, с самим собой. Реабилитация происходит в коллективной деятельности. Коллектив для нас – средство саморазвития, самореализации, самоопределения, самореабилитации и адаптации личности.
Любая помощь человеку, в том числе и ребенку, должна быть основана на комплексной диагностике его личностного развития. Сама помощь должна пониматься не как решение жизненных задач человека (формирующее иждивенчество), а как возвращение веры в себя, в свои силы и возможности, на помощь в создании условий самостоятельного решения своих проблем.
Психологи непосредственно участвуют во всех направлениях реабилитационной деятельности.
Психологическое сопровождение реабилитационного процесса строится в рамках гуманистической клиентцентрированной психологии с использованием технологий, применяемых в различных психологических и психотерапевтических направлениях (когнитивно-бихевиоральное, логотерапия, символ-драма, игротерапия).
Основной целью реабилитационного процесса детей с девиантно-криминальным поведением является их дальнейшая адаптация в просоциальной среде, уход от криминального мира. Поэтому работа психологической службы направлена на развитие личности каждого подростка, способности осознавать свои проблемы, находить пути решения, ставить цели, выполнять их, уважая и принимая других людей, что соответствует сущности гуманистической клиентцентрированной психотерапии (К. Роджерс).
В работе со старшим подростками важное значение имеет преодоление экзистенциального вакуума (отсутствие жизненного смысла и жизненных ценностей и целей, предполагающее уход в аддиктивное поведение, либо принятие квазиценностей, наиболее ярко представленных в уголовной субкультуре и тоталитарных сектах). В данном случае наиболее оправданной является деятельность психолога в рамках логотерапии (В. Франкл).
Психологи внедряют в работу педагогов с подростками технологию, предполагающую формирование мотивации подростка к обучению и личностному самоизменению, опираясь на опыт, мотивируя и поддерживая самостоятельные решения, что может быть обозначено как технология диалогического образования (термин П. Фрейера). Эта технология в сочетании с концепцией «педагогического оптимизма» В. Сухомлинского («в каждом человеке есть что-то хорошее»), уважением к личности каждого воспитанника, пониманием его душевного состояния позволяет педагогам, работающим с детьми с девиантнокриминальным поведением, создавать условия для социальной и психологической реабилитации воспитанников и актуализировать осознанную мотивацию подростков к самоизменению.
Создание условий для процесса реабилитации подростков с девиантно-криминальным поведением неразрывно связано с разрушением стереотипов и моделей отношений, соответствующих правилам уголовной субкультуры; с ориентацией на появление у подростков позитивных реакций и желаний к самоизменению в соответствии с иными ценностными ориентациями. Когнитивно-поведенческое направление в психологии предполагает, что большая часть человеческого поведения заучивается посредством наблюдения за моделями. Научение через наблюдение включает в себя: проявление внимания (заинтересованность), сохранение (связано с симпатией к объекту), продуцирование («и я так могу») и мотивацию («и я так буду»). Эти идеи являются основополагающими в разработке психокоррекционной технологии в работе с детьми с девиантно-криминальным поведением.
Проведенное нами исследование показало, что наиболее продуктивной психокоррекционная и реабилитационная работа с детьми с девиантно-криминальным поведнием является в том случае, если к психокоррекционной деятельности привлечены все участники реабилитационного процесса (учителя, воспитатели, врачи, руководители), не только объединенные общей целью, но и владеющие практическими навыками в различных психологических направлениях и информацией о психологическом состоянии каждого подростка и совместно работающие в единой технологии, направленной на личностное самоизменение подростка. Интеграция их деятельности осуществляется на основе протокола совместных действий. Синтез различных направлений позволяет обозначить эту технологию как мультимодальную технологию психокоррекции и психотерапии личности детей с девиантно-криминальным поведением. Она включает системные техники гуманистической психологии, когнитивно-поведенческой психологии, технологии мультимодальной психотерапии, а также ряд прогрессивных направлений современной инновационной педагогики. Применение таких технологий позволяет достичь оптимальных результатов многостороннего влияния на личность подростка как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.
В результате перед подростком, зараженным криминальной субкультурой, вполне адаптированном в криминальном мире и зачастую не выказывающим стремления к возвращению в просоциальную среду, предстают не одна личность (учитель, воспитатель, психолог), вызывающая симпатию и желание воспроизвести модель его поведения, но группа личностей, объединенных общими ценностями, искренне расположенных к подростку, уважающих его мнение и мнение друг друга, с развитым чувством эмпатии. Такая группа предлагает подростку развернутую модель поведения, в корне отличную от моделей поведения антисоциальных групп, однако является достаточно сплоченной для того, чтобы подросток почувствовал свою безопасность и желание воспроизвести такое отношение к миру. Систему работы Центра в этом направлении мы бы определили как психокоррекционную технологию сотрудничества. Она предполагает работу в микропедколлективах – с группой детей непосредственно работают воспитатель, учитель-куратор, мастер, психолог, воспитатель приюта (если воспитанник там проживает). Каждый взрослый владеет своевременной информацией о психологическом состоянии и внутриличностных изменениях подростка, практическими психокоррекционными и психотерапевтическими техниками, центрирован на воспитаннике и изменениях его внутреннего мира.
Технология сотрудничества предполагает гуманистическую направленность и гуманитарное ценностное единство всех членов микропедколлектива, владение практическими психокорекционными и психотерапевтическими навыками, всей информацией о психологическом развитии и внутриличностных изменениях подростка. Работа по этой технологии будет успешной в том случае, если сотрудники владеют общим объемом информации и координируют свои действия. Для успешной реализации данной задачи мы считаем необходимой практику регулярного соконсультирования (аналог: балинтовские группы, групповая супервизия, где в качестве руководителя группы выступает психолог). Соконсультирование позволяет совместно моделировать и отслеживать психокоррекционную работу с воспитанниками, своевременно разбирать трудные ситуации и совместно искать их разрешение. Такая практика является профилактикой эмоционального выгорания участников реабилитационного процесса.
Предложенная нами мультимодальная технология психокоррекции личности детей с девиантно-криминальным поведением осуществляется психологом совместно с другими специалистами в психокоррекционной и психотерапевтической работе в учебной, воспитательной, учебно-производственной деятельности в групповой и индивидуальной формах. Психолог проводит распределение акцентов деятельности между участниками реабилитационного процесса. Таким образом, мультимодальная технология влияния на личностное самоизменение подростка с девиантно-криминальным поведением строится в системе решения психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических задач, осуществляемых как психологической службой, так под ее руководством всеми участниками реабилитационного процесса (психологами, учителями, врачами, воспитателями, мастерами производственного обучения, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования, юристами) с четким распределением их обязанностей и сфер влияния.
Концептуальная основа данной технологии, не отвергая возможности непосредственного влияния на развитие личности, предполагает акцентирование внимания на создании психологических условий для самоизменения личности детей с девиантно-криминальным поведением в условиях гуманистической направленности и ценностного единства всех членов коллектива.
Основная цель психологической службы при сопровождении учебного процесса – восстановление учебной мотивации и школьной посещаемости. Регулярно в начале и в конце учебного года психологическая служба проводит диагностику мотивации к учебной деятельности и пребыванию в школе (используемая методика: «Удовлетворенность образовательным процессом» М. Н. Лукьянова). Для более успешного построения коррекционного процесса на уроке учителю важно владеть информацией не только об уровне знаний, умений и навыков учащихся, но и уровне развития когнитивных процессов, а также типологии личности воспитанников. (Первичная психологическая диагностика познавательных процессов включает в себя «Корректурные пробы» – уровень развития внимания», «Сложные аналогии» – сформированность логического мышления, «Развитие памяти», «Теппингтест» – определение свойств нервной системы по психомоторным показателям).
К успешному построению учебного процесса с детьми со стойким негативным отношением к школе (до 90 % вновь поступающих воспитанников) ведет установление позитивного межличностного контакта между учителем и учеником, поэтому в процессе обязательных консультаций учителям помимо знакомства с уровнем развития познавательных процессов у детей психологи дают характеристику эмоционального состояния, личностного развития каждого воспитанника, рекомендации, направленные на создание гуманитарного реабилитационного пространства в процессе учебной деятельности.
Психологи обеспечивают условия (тренинги личностного роста, направленные на развитие психологической культуры) развития профессиональной мотивации, при которых учитель, непосредственно осуществляющий работу на уроке, овладевает практикой клиент-центрированной терапии (эмпатия, конгруэнтность, безоценочное принятие воспитанника), строит диалогическое общение на уроке, овладевает такими приемами когнитивно-поведенческого направления в психологии, как позитивное и негативное подкрепление, моделирование успешности усилий, «подбадривание», предоставление возможности к самореализации.
В разработанной нами реабилитационновоспитательной системе предусмотрено психологическое обследование детей, которое выявляет личностную и профессиональную направленность воспитанников. Мы использовали серию методик (ПДО, методика Голланда, методика Йовайши), на основании которых возможно распределение воспитанников по профессиональным группам. В рамках групповых занятий с психологом старшеклассникам предлагается знакомство с профессиями, не представленными в условиях Центра.
Преодоление девиантно-криминального поведения в условиях Центра неразрывно связано со снижением агрессивности, снятием враждебности воспитанников, снижением тревожности, уровня средовой дезадаптациии детей, а также формированием адекватной самооценки, развитием рефлексивных навыков и личностной направленности на успех. В процессе эксперимента установлено, что требуется ежегодное обследование детей для определения уровня «субъективной удовлетворенности собой, деятельностью и окружающими». Существующая методика адаптирована специалистами Центра. Использование этой методики позволяет выявить уровень средовой адаптации воспитанников и выстроить программу реабилитации с учетом «проблемных мест» в отношениях (педагоги, родители, сверстники, самоотношение, отношения к труду, учебе, внеклассной деятельности). Эффективно ведется групповая коррекционная работа по модифицированному варианту программы И. В. Дубровиной. Ежегодно проводится определение уровня тревожности воспитанников по возрастам. Для младших воспитанников (12– 14 лет) используется тест Филипса, для старших (15–17 лет) – тест школьной тревожности А. М. Прихожан (школьная, самооценочная, межличностная). Ежегодно проводится тест на определение агрессивности и враждебности подростков (опросник Басса-Дарки).
В начале и в конце каждого учебного года психологами предлагаются методики, направленные на выявление динамики личностного развития воспитанников, позволяющие адекватно выстраивать реабилитационное пространство в условиях Центра («Самооценка», «Клетки» – определение направленности личности на успех либо на избегание неудач, «Несуществующее животное»). Регулярные обязательные консультации с воспитателями, организация соконсультирований участников микропедколлективов позволяют педагогам более успешно с учетом особенностей и изменений в поведении и личностном развитии воспитанников выстраивать программу реабилитации для каждого.
Благодаря совместной деятельности с психологом, у воспитателя, работающего с подростком с девиантно-криминальным поведением, развивается эмпатия, формируется стремление к безусловному принятию подростка, способность быть конгруэнтным, уважать опыт воспитанника и его мнение (побуждая к высказыванию его). Взрослые помогают воспитаннику в осознании его жизненных смыслов, учат ставить цели и достигать их, преодолевать «выученную беспомощность».
В процессе консультаций с психологом воспитатели приюта знакомятся с особенностями личностного развития ребенка и изменениями, происходящими с ним в период пребывания в Центре. Психологическая служба проводит изучение уровня эмоционального комфорта в приюте (тест Люшера в модификации Дорофеева), а также изучает систему отношений, складывающихся в приюте (метод наблюдения, социометрия).
С целью оказания реальной помощи и поддержки детям в Центре проводится их психологическое обследование. По результатам обследования проводится комплекс психолого-педагогических мер, который помогает решить личные проблемы воспитанников, восстановить обучаемость, положительную учебную мотивацию, эмоциональную устойчивость. На каждого воспитанника Центра заполняется индивидуальная психолого-педагогическая карта, в которой отражаются основные характеристики личности при приеме в Центр (первичный уровень), после проведения с ним определенной коррекционной работы (промежуточный уровень), а также к моменту выпуска ученика из Центра (уровень на выходе).
Собственно психокоррекционная деятельность психологов в условиях Центра предполагает как групповую работу (разработаны программы групповых занятий для воспитанников 6-, 7-, 8-х классов, старших воспитанников, программы с учетом гендерных особенностей), так и индивидуальную (используются техники арттерапии, сказка-терапии, телесно-ориентированной, символ-драмы, поведенческой терапии, психодинамического направления). Целью работы психолога является нормализация тревожности и агрессивности подростка, формирование положительной Я-концепции, адекватной самооценки и рефлексивных навыков. Психолог является координатором психокоррекционной работы членов микропедколлективов, проводит индивидуальную работу с коллегами и родителями воспитанников.
Осуществляя первичный прием, психолог проводит консультации с подростком и его родителями, диагностику эмоционального состояния подростка, его личностного развития, взаимосвязи проблем в семье и девиаций в поведении подростка («Несуществующее животное», самооценка и уровень притязаний, «ВАП» – родительский опросник). В педагогическом опыте Центра понятие «психологопедагогическая реабилитация» раскрывается в следующих характеристиках. Это педагогически целесообразные изменения у воспитанников:
-
в мотивационной сфере поведения, деятельности;
-
в целевых установках, ценностных ориентациях и жизненных перспективах;
-
в средствах и способах их достижения;
-
в результатах их достижений и отношений ребенка к ним.
Такой подход к пониманию сущности процесса психолого-педагогической реабилитации открывает возможности разработки критериев эффективности деятельности Центра и его основных показателей. Критерий – это «мерило оценки, суждения». В педагогике мы рассматриваем критерий как признак, на основе которого производится оценка или проверка того или иного педагогического явления.
Критерии, оценивающие степень эффективности воспитательного процесса, классифицируются как «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» критерии больше соотносятся со статистическим анализом исследуемых процессов и явлений. Нас интересуют «мягкие» критерии, которые позволяют более успешно проводить качественный анализ процесса профилактики девиантно-криминального поведения несовершеннолетних. Согласно логике исследования и сущности предмета исследования педагогической реабилитации нами определены критерии и эмпирические показатели, которые, на наш взгляд, дают полное представление о степени эффективности процесса педагогической реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением.
Принятие всеми сотрудниками Центра базовых идей гуманистической и гуманитарной психологии в качестве методологических (концептуальных) оснований для выбора стратегии своей профессиональной деятельности; ценностно-ориентационное единство коллектива; наличие в Центре психологической атмосферы, основанной на принципах общинности, сотрудничества, диалогового общения и эмоциональной открытости детей и взрослых; наличие в реабилитационно-воспитательной системе системообразующих видов деятельности и ключевых творческих дел; наличие помогающих отношений в системе «педагог – подросток», способствующих обеспечению эмоционального комфорта воспитанников
Усвоение подростком нравственных норм и ценностных смыслов; развитие способностей к рефлексии; проявление оперативной адаптации в нестандартных (кризисных) ситуациях; приобретение опыта деятельности, направленной на преобразование окружающего социума и самого себя; развитие положительного субъективного опыта общения с педагогами и сверстниками; развитие у подростка способностей, направленных на самопознание, саморегуляцию, самоуправление и самосозидание
Системный подход в управлении деятельностью Центра: наличие рефлексивного управления; целенаправленная система проведения профессионального самосовершенствования сотрудников Центра; сочетание коллегиальности и единоначалия в управлении Центром; привлечение всех заинтересованных сторон к управлению Центром (самоуправление); осознание сотрудниками Центра ответственности за его деятельность и судьбы детей
Выявленные нами критерии и эмпириче-териев эффективности исследуемого процесские показатели в своей совокупности до-са во многом зависит от характера развертыстаточно полно отражают объективность и вания этого процесса в условиях Центра, напродуктивность успешного функционирова-учно обоснованной методики проектирования ния модели деятельности Центра психолого-модели реабилитационно-воспитательной сипедагогической реабилитации. Вместе с тем, стемы, адекватного выбора системообразуюнельзя сказать, что все критерии и показате-щей деятельности и основных направлений ли проявляются равномерно. Диалектика ее реализации.
Литература
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
- Алмазов Б. Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. М., 1991.
- Алмазов Б. Н. Средовая адаптация и социальная поддержка в процессе воспитания // Социальная педагогика / Б. Ф. Семенов, Б. Н. Алмазов. Свердловск, 1989.
- Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
- Газман О. С. Гуманизм и свобода / Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995.
- Газман О.С. От авторитарного обращения к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995.
- Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. М., 1995.
- Дети с девиантным поведением: психологопедагогическая реабилитация и коррекция: Материалы Всерос. науч-практ. конф. Саратов, 1991 г./ (Ред.-сост. В. А. Иванников и др.). М., 1992.
- Дубровский А. А. Лечебная педагогика // Альманах МАМА. М., 1994. Вып. 1.
- Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. М., 1990.
- Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1959– 1960.
- Маслоу А. Мотивация и личность. Нью-Йорк, 1954.
- Овчарова Р. В. Психологический портрет социокультурно и педагогически запущенного ребенка. Архангельск, 1994.
- Овчарова Р. В. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей: Автореф. дис. …д-ра психол. наук. М., 1995.
- Овчарова Р. В. Реабилитационное пространство для подростка с девиантным поведением. Мат-лы Всероссийской научно-практич. конф. М.-СПб.-Екатеринбург, 1996.
- Роджерс К. Личные размышления относительно преподавания и учения // Открытое образование. 1993. № 5–6.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1.
- Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М., 1967.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.
- www.genproc.gov.ru.
- www.newseducation.ru.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5458
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 45
Скачиваний
Всего: 1208
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2