Психологическая наука и образование
2008. Том 13. № 5. С. 83–91
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Информационный стресс
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: стресс, информатизация, психология стресса
Рубрика издания: Социальная психология
Для цитаты: Ковтунович М.Г., Маркачев К.Е. Информационный стресс // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 83–91.
Полный текст
Введение
Сколько информации породило человечество?
По итогам проведенного Университетом в Карнеги-Мэллон исследования, за время существования книгопечатания человечество породило более 100 млн. книг. Приблизительно 28 млн. из них можно найти в Библиотеке Конгресса. В среднем книга в формате DOC весит до мегабайта. Таким образом, вес всех книг в Библиотеке Конгресса составляет в электронном виде около 28 терабайт (28 х 1024 Гигабайт). Исследователи также подсчитали и прирост информации, доступной в Интернете. По самым скромным подсчетам, всемирная Сеть обретает по 20 терабайт данных в месяц [1]. В настоящее время мы вступаем в эпоху информационного общества, в котором главную роль будет играть информация - точная, своевременная и доступная. В глобальном масштабе информатизация - это усиливающийся процесс частичной замены информацией традиционных видов ресурсов общества - материи (предметы и средства труда) и энергии, это процесс превращения информации в третий и все более важный вид ресурсов.
Новый мир информационных технологий точнее всего характеризуется словосочетанием «революция в миниатюре». Компьютерные технологии продолжают стремительно заключать все большую мощь во все меньшие объемы. Огромные объемы информации стали доступны миллионам людей во всем мире [2. С. 525].
Исследователи данного вопроса уже говорят об информационном взрыве, переживаемом человечеством. Все больше в литературе начинаешь встречать такие слова как «информационный стресс», «информационная перегрузка» и даже «информационный паралич». Однако до сих пор не существовало некой шкалы, позволяющей количественно оценивать перегрузки такого рода. Совсем недавно такую шкалу разработали австралийские ученые. Называется она «Information Overload Coping Scale» (шкала оценки информационной перегрузки). На одном конце шкалы - информационные «охотники», которые жадно ищут новую информацию. На другом - «жертвы», которые собирают большой объем информации, но никогда ее не используют. Ученые надеются, что разработанная шкала позволит оценить, насколько серьезно информационный стресс влияет на здоровье людей. Однако насколько эффективно использовать эту шкалу, нам пока не известно, так как австралийцы пока не опубликовывают свои данные. Исходя из этого были определены цель и гипотеза нашей работы.
Цель: разработать опросник, выявляющий у человека информационный стресс; разработать методику выхода человека из 8^
стрессовой ситуации, возникшей вследствие работы с информацией.
Гипотеза: современный человек регулярно подвергается информационному стрессу, но существуют «информационные охотники», способные без ущерба себе работать с большими потоками различной информации.
Методика
Участники исследования: 45 человек в возрасте от 16 до 24 лет, пользователи сети Интернет, среди них опрашивались обычные пользователи, психологи и программисты.
Процедура исследования: испытуемым было предложено ответить на тест, размещенный на различных интернет-форумах. На данный момент отсутствует сколько-нибудь приемлемая методика оценки информационного стресса. Поэтому после разбора всех используемых в литературе об информационном стрессе тестов и опросников мы пришли к выводу, что их применение нецелесообразно. Было решено разработать собственную методику, выявляющую информационный стресс.
Разработанная методика состоит из двух частей (прил. 1). В первой части содержатся вопросы, которые направлены на выявление времени, проводимого респондентом за компьютером, влиянием на него компьютерных стрессоров и выявление симптомов интернет-зависимости. Выявлялись здесь также приоритетные источники информации и общая оценка респондентами влияния сети Интернет на человека.
Во второй части методики использовался переработанный под интересующую нас тему психологический тест «Профессиональное выгорание».
Так как, с одной стороны, заполнение теста было абсолютно добровольным, респондентам гарантировалась анонимность ответов, а с другой стороны - присутствовала их личная заинтересованность, то можно с большой долей вероятности утверждать, что полученные данные достоверны. У отвечающих не было необходимости давать «ожидаемые» или «удобные» ответы.
Результаты
Полученные данные показали, что у 18 респондентов выражен умеренный стресс, 11 человек находятся под воздействием сильного стрессорного фактора, у 10 человек ярко выраженные признаки сильного стресса и у 6 из 45 респондентов стресс не выявлен.
Обсуждение результатов
В целом нельзя говорить о прямой зависимости времени работы за компьютером и появлением / развитием информационного стресса. Однако можно предположить, что при работе за компьютером более трех часов вероятность развития стресса увеличивается. Также существенное влияние оказывает число перерывов, которое делает пользователь Интернета. Наименее подвержены стрессу люди, делающие перерывы каждые 45-50 минут.
Далее были выявлены компьютерные стрессоры, оказывающие наибольшее воздействие на человека (результаты представлены в прил. 2, табл. 1 и прил. 3).
Оказалось, что наибольшее раздражение вызывают технические проблемы, возникающие при работе (значительное время реакции компьютера на выполнение команд и сбои в работе программного обеспечения), и только затем проблемы, связанные с отсутствием информации или с предоставлением пользователю не нужного ему содержания.
Отмечено было, что наиболее часто респонденты выбирали следующие пункты:
- неспособность спланировать время окончания работы в Сети;
- нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Сети;
- забывание в ходе работы в Сети о домашних делах, учебе и т. п.
У людей с невыявленным стрессом отсутствуют физиологически симптомы стресса, незначительно выражены поведенческие признаки (нарушение сна), а также - эмоциональные и интеллектуальные признаки. Респонденты этой группы проводят за компьютером около 3 часов в день, делая перерывы не реже чем раз в час.
В категорию с умеренным стрессом попали 18 человек, проводящие за компьютером от 4 до 8 часов в день, делающие при этом не более четырех перерывов за всю работу. Здесь у людей выражены все признаки стресса, среди которых наиболее часто встречаются:
1) хроническая нехватка времени;
5) боли в различных частях тела;
В следующую категорию - выраженного напряжения эмоциональных и физиологических систем организма - по результатам теста попали 11 человек. Время работы этих респондентов за компьютером составляет от 5 до 10 часов с редкими перерывами. Замечено, что здесь ярко выражены все признаки стресса, среди которых наиболее часто встречаются:
• хроническая нехватка времени и высокая раздражительность;
• трудность сосредоточения и желание переложить ответственность на кого-то другого;
• мрачное настроение, постоянное вращение мыслей вокруг одной проблемы;
• уменьшение времени, проводимого с близкими и друзьями;
• более интенсивное курение и употребление алкоголя.
У 10 респондентов выявлено состояние сильного стресса. Они проводят от 6 до 12 часов за компьютером с редкими и непостоянными перерывами или же вообще без перерывов. Абсолютно все (!) респонденты выделяли следующие признаки стресса, которые они испытывали на себе:
• ощущение постоянной тоски, депрессии;
• снижение самооценки, появление чувства вины и недовольства собой и своей работой.
Также выделялись такие признаки как:
• раздражительность и приступы гнева;
• уменьшение чувства уверенности в себе;
• преобладание негативных мыслей.
Кроме названных признаков, у людей с сильным стрессом присутствуют и все другие признаки стресса, перечисленные иными респондентами. Отметим также, что некоторые респонденты отмечали потерю интереса к жизни.
Отсюда видно, что у людей с высоким уровнем стресса, прежде всего, преобладают именно эмоциональные симптомы, проявляющиеся в отчужденности, замкнутости. Таким людям желательна помощь психолога или психотерапевта.
Теоретическая значимость исследования: проводимое исследование и дальнейшее изучение проблемы позволит дать точное определение понятию «информационный стресс». Существующее в настоящее время определение, по нашему мнению, не раскрывает данное явление.
Практическая значимость исследования: на основе получаемых результатов возможно создание шкалы информационного стресса, по которой можно будет определять тип человека («хищник» или «жертва») и его состояние на момент исследования.
Заключение
Данные, полученные в нашем исследовании, можно считать предварительными, так как рано пока говорить о выявлении каких-либо закономерностей. Работа по созданию теста, способного выявлять не только наличие стресса, но и говорить об информационных причинах этого стресса, продолжается. При его создании используются рекомендации психологов и программистов. Нашей задачей является не только выявление и оценка стресса, но и предложение путей его минимизации и полного устранения. Замечено, что у людей, постоянно работающих с колоссальными потоками информации и проводящими за компьютером не менее 10 часов в день, стресс не критичен, как это можно было бы ожидать, а носит умеренный характер, у них вырабатывается определенного рода «иммунитет». Дальнейшее изучение вопроса позволит выявить все необходимое для развития подобного «иммунитета» у любого человека.
Литература
- Информационные технологии: фазы обработки информации – источники, поиск, сбор, анализ и представление // http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/theme_041.htm
- Тедлоу Р. Гиганты бизнеса. М.: Изд-во Ермак, 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6180
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 48
Скачиваний
Всего: 3023
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 18