К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства

890

Аннотация

Рассматривается динамика развития «образа Я» в онтогенезе как составной части «Я-концепции». Отмечаются факторы, влияющие на формирование различных сторон «образа Я». Особо рассматривается процесс формирования самооценки ребенка как следствия совокупного отношения к нему. Проводится соотносительный анализ развития «образа Я» и интеллектуального развития в дошкольном возрасте.

Общая информация

Ключевые слова: самосознание, самооценка, Я-концепция, семилетний возраст, образ Я

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Слободчиков И.М., Самуйлова О.И. К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 1.

Полный текст

Словарное издание «Психология» (М.,1990) трактует понятие «образа Я» (как составную часть «Я-концепции») так: «...установка по отношению к самому себе...», с включением таких компонентов, как когнитивный образ своих качеств, способностей и т.д.; эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение; оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать самоуважение. Вообще, понятие «образ» представляет собой в одном из вариантов определения субъективную картину фрагментов мира, включающую, прежде всего, самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
«Образ Я» есть постепенно формирующееся представление о себе, собственных характеристиках, своем месте в социальном мире. Данное представление развивается как результат созревания когнитивных структур, параллельное на этой основе формирование комплексов эмоций, по сути стереотипных, или, лучше сказать, стандартизированных, эмоциональных реакций.
В процессе развития «образа Я» может быть выделена собственная динамика.
Первый этап - зарождение «образа Я» на основе представления «обо мне» и отношения «ко мне» других. На этом этапе не столь важна оценочная сторона (положительная - отрицательная), сколь собственно отношение в смысле «восприятие». Результатом этого является возникновение устойчивого паттерна-знания «Я есть»: существую как какое-то целое, единое, живое, занимающее место в мире, включенное в систему отношений (последний вывод сложного порядка и оформляется позднее).
Второй этап - развитие «образа Я» - накопление самой разнообразной информации о себе. Содержательная сторона описывается процессом «сборки» представления о себе (я - мальчик/девочка, сын/дочь, умею это/ не умею этого). Важным моментом выступает проявление статусно-ролевых элементов (и отчасти возникновение оценочных категорий, которые при этом ведущими еще не являются). По сути, второй этап - «технический», конструктивный.
Третий этап - оформление «образа Я». На этом этапе оценочные категории выходят на первый план, акцентируются. Начинается процесс «информационного синтеза», сборки «первичной модели Я».
Здесь важно отметить возникновение сразу двух рядов представлений. Первый - когнитивно-рациональный, его составляют элементы предыдущих этапов, но уже не порознь, а в совокупности, с образованием причинно-следственных связей. Формируются функционально-ролевые закономерности (я мальчик, поэтому я... (какой?), я должен уметь...). И оценка себя идет на основе именно этого когнитивно-ролевого представления. Второй ряд - эмоционально-образный . Его содержание - отраженные оценочные позиции. Важно подчеркнуть неустойчивость, двойственное положение этого ряда. С одной стороны, он не может формироваться вне развития когнитивных структур, вне достаточно интеллектуального возрастного уровня. С другой стороны, в «зачаточном», полуосознаваемом варианте он выступает первичным и с развитием когнитивных структур только проявляется.
Четвертый этап (завершающий) - закрепление «образа Я». Содержательным процессом служит возникновение устойчивых характеристик представлений когнитивно-эмоциональной природы. Собственно когнитивное развитие на этом этапе играет исключительно важную роль, так как именно здесь и теперь появляется отраженная картина Я.
В ряду важнейших содержательных предпосылок оформления и закрепления «образа Я» дошкольника стоит самоосознание (М.И. Лисина, А.И. Сильвестру, 1983).
Осознание себя складывается из ряда моментов: во-первых, это представление о себе в рамках половозрастной группы (я - мальчик, я - девочка, я - большой, я - маленький), наряду с этим развивается оценочно-сравнительный взгляд (взрослые - большие, я - маленький); во-вторых, это представление о своих внешних параметрах (красивый - некрасивый); в-третьих, это комплекс эмоциональных характеристик-представлений, являющихся наиболее глубинным пластом самосознания (умный - неумный, любимый - нелюбимый).
Если отойти от стандартизированных представлений о структуре Я, можно сказать, что такие характеристики, как внешняя - физическая оценка, интеллектуальная оценка, следует объединить в одну группу, так как они составляют особую категорию факторов, значимо влияющих на самоосознание и на связанную с ней характеристику - самооценку. Самооценка, наряду с прочими содержательными характеристиками, также является значимой для оформления «образа Я».
Можно выделить три категории внешних социальных субъектов, участвующих в формировании базы самооценки ребенка. Это взрослые члены семьи (мама, папа), значимые другие взрослые (воспитатель группы), сверстники.
Необходимо учитывать, что субъектная оценка складывается из двух основных моментов:
реальной действительной оценки ребенка (R), в основном такая оценка относится к результату его деятельности;
авансируемой (А), желаемой, приписываемой, идеальной, в основном по отношению к эмоционально-личностным характеристикам.
Существует следующая зависимость:
I группа - А > R, при условии адекватных внутрисемейных отношений;
II группа - А = R, при условии достаточной профессиональной компетентности воспитателя;
III группа - А < R, при условии адекватного общения детей.
Совокупная самооценка ребенка определяется следующей формулой:
С = (А > R) + (А = R) + (А < R), при этом значения А и R для каждой группы собственные.
Самооценка ребенка всегда является прямым переносом совокупного отношения к нему и в конечном итоге сводится к основному представлению: «Я - хороший» или «Я - плохой». Это представление и на его основе закрепление положительного (позитивного) или отрицательного (негативного) «образа Я» зависит от следующего.
 
 
Таким образом, перенесенное и присвоенное субъектное отношение (оценка) преобразуется в знание, которое, проходя сквозь призму эмоциональных переживаний при сохранном интеллекте, формирует предпосылку к самоанализу.
С момента перехода отраженного представления в самоанализ начинается процесс становления индивидуализации ребенка, фактически оформления его как личности. Кроме того, описанный процесс служит «точкой перехода» от оформления «образа Я» к формированию «Я-концепции».
Соотнося вышеописанный динамический процесс с возрастным развитием, можно утверждать, что полный цикл «образ Я» проходит к 7-летнему возрасту, т. е. фактически происходит его оформление. Достаточное (нормовозрастное) когнитивное развитие, зрелость, развитость интеллектуальных процессов являются в этом случае обязательным и непременным условием.
Из вышесказанного ни в коем случае не следует, что к 7 годам мы получаем некий устойчивый, неизменный «образ Я». Он может быть назван только первичным, базовым. Именно с 7-летнего возраста начинается один из важнейших этапов личностного развития - реструктуризация этого первично сформированного «образа Я», его дополнение, изменение и превращение в конечном итоге в «Я-концепцию». Старший дошкольник в плане развития интеллекта характеризуется следующими особенностями: достаточно развитым наглядно-образным мышлением, формирующимися предпосылками развития логических форм мышления в ходе приобретения научных знаний, развитием памяти как центрального образования сознания. Появляется компонент произвольности, происходит перевод основных представлений из внешнего плана во внутренний (интериоризация). Последняя особенность - одна из наиболее важных в процессе развития собственного «образа Я» старшего дошкольника, поскольку именно она служит «точкой отсчета» оформления «внутреннего», собственного видения на основе отраженных внешних характеристик.
Наличие полного ряда представленных характеристик (компонентов), их взаимосвязь указывают на нормативно-целостное формирование интеллектуальной сферы. Это, в свою очередь, является базой развития частично осознанных, с одной стороны, конкретизированных, с другой, обобщенных представлений о себе. Оформление компонентов когнитивного ряда в единое целое, таким образом, служит основной предпосылкой оформления «образа Я».
Интеллектуально сохранный ребенок способен, во-первых, в достаточной мере самостоятельно оценивать качества своей личности, во-вторых, адекватно переносить (отражать) внешние оценочные реакции на себя. Процесс оформления «образа Я» на основе развития интеллекта может быть описан следующей схемой:
Кроме вышеперечисленного важно отметить, что нормативно-интеллектуальное развитие служит основой накопления и анализа личностного опыта, в том числе опыта взаимодействия с другими, оценки других. Такой опыт также является одной из важнейших характеристик «образа Я», составляя основу для оценки других, т. е. ту систему показателей, которая в общем виде служит базой оценки другой личности.
Соотнося вышеописанный процесс (динамическое развитие «образа Я») с образовательной ситуацией, несложно выделить определенную «ступенчатость», представляющую собой процесс расширения информативного поля наряду с усложнением его содержания. Фактически речь идет о последовательном усложнении по количеству и качеству основных единиц приобретаемого знания. Наряду с процессом социального информирования создается система умений и навыков, органично дополняющая систему представлений ребенка о самом себе.

 

Информация об авторах

Слободчиков Илья Михайлович, доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии, Институт психологии им. Л.С. Выготского Российский государственный гуманитарный университет, Заместитель директора Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Москва, Россия, e-mail: il-grant@mail.ru

Самуйлова Ольга Ивановна, директор, Россия, e-mail: samuilova@hamovniki.net

Метрики

Просмотров

Всего: 2569
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 890
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3