Групповые процессы в научных исследованиях (на примере «Топологической группы» Курта Левина)

Аннотация

Отталкиваясь от мысли, что научные достижения обычно приписываются отдельным личностям, а социальные условия исследований и социально-психологический характер научных изысканий обычно недооценивается, автор показывает, что в современной науке вообще, и в психологии в частности, научные достижения являются результатом групповых процессов, и значение групповых процессов в науке усиливается. Теоретической основой изучения групповой динамики в науке является социально-психологическое понятие когерентной группы (группы единомышленников) – малой группы, члены которой непосредственно взаимодействуют друг с другом, следуют общей цели и придерживаются определенных норм. Типичными социально-психологическими процессами в когерентной группе являются лидерство, сплоченность, конформность, формирование группового чувства «Мы» и обособление от других групп. Роль групп ученых в исследованиях проблем психологии рассматривается на примере трех групп: «Психологического общества по средам» Зигмунда Фрейда, «Коры головного мозга» Оскара Пфунгста, «Топологической группы» Курта Левина (последней уделено особое внимание). Анализируя деятельность Курта Левина, автор подчеркивает, что Левин был склонен к групповому обсуждению научных идей: и в Берлинском университете вокруг него собиралась группа студентов и докторантов, и после эмиграции Левина в университете Айовы собиралась аналогичная группа студентов. Особую роль в разработке и распространении левиновских идей сыграла «Топологическая группа», которая с 1933 по 1964 год (за исключением нескольких лет во время Второй мировой войны) ежегодно встречалась на несколько дней, преимущественно в рождественские каникулы. Сравнительный анализ деятельности групп ученых вокруг Фрейда и Левина показывает, что Левин не стремился к организации собственной научной школы: коллеги и ученики Левина отмечают стимулирующую групповую атмосферу, неформальный характер и открытость группы, отсутствие жестких обязательств по отношению к идеям Левина. Выполняя роль дискуссионной площадки, которая была открыта для обсуждения идей, в том числе отличных от топологической теории, «Топологические встречи» сыграли значительную роль в разработке важных научно-исследовательских проектов современной психологии, в том числе и связанных с теоретическими и прикладными областями учения Курта Левина.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое общество, Левин Курт , Зигмунд Фрейд, Пфунгст Оскар, социальная психология науки, роль групповых процессов в научных исследованиях, стили мышления в группе, процессы групповой динамики в школах психологии, топологическая группа, кора головного мозга

Рубрика издания: Социальная методология психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Люк Х. Групповые процессы в научных исследованиях (на примере «Топологической группы» Курта Левина) // Методология и история психологии. 2010. № 3. С. 77–89.

Литература

  1. Abresch J., Lück H.E. Der Kluge Hans, Oskar Pfungst und die Hirnrinde // H. Gundlach (Hrsg.) Arbeiten zur Psychologiegeschichte. Göttingen, 1994. S. 83-94.
  2. Deutsch M., Krauss K.M. Theories in social psychology. N.Y., 1965.
  3. Fleck L. Entstehung und Entwicklung einer wissenschaftlichen Tatsache. Einführung in die Lehre vom Denkstil und Denkkollektiv. Frankfurt am Main, 1980. (Erstveröffentlichung: 1935.)
  4. Fölsing A. Der Mogelfaktor. Die Wissenschaftler und die Wahrheit. Hamburg; Zürich, 1984.
  5. Griffith B.C., Mullins N.C. Coherent social groups in scientific change // Science. 1972. Vol. 177. N 4053. (Deutsch: Kokärente soziale Gruppen im wissenschaftlichen Wandel // P. Weingart (Hrsg.) Wissenschaftssoziologie II. Determinanten wissenschaftlicher Entwicklung. Frankfurt, 1974. S. 223-238.)
  6. Guttmann A. Pfungst's Tätigkeit in der “Hirnrinde” // Oskar Pfungst zum Gedächtnis. Berlin, 1933. S. 21-24.
  7. Hagstrom W.O. The Scientific Community. N.Y., 1965. (Deutsche Teilübersetzung: Segmentierung als eine Form strukturellen Wandels in der Wissenschaft // P. Weingart (Hrsg.) Wissenschaftssoziologie I. Wissenschaftliche Entwicklung als sozialer Prozeß. Frankfurt am Main, 1972.)
  8. Heider F. The Life of a Psychologist. Kansas, 1983. (Deutsch: Das Leben eines Psychologen: eine Autobiographie. Bern, 1984.)
  9. Jones E. Sigmund Freud. Leben und Werk. Frankfurt am Main, 1969.
  10. Kuhn T.S. The structure of scientific revolutions. Chicago, 1962. (Deutsch: Die Struktur wissenschaftlicher Revolutionen (mit Postskript). 3 Aufl. Frankfurt am Main, 1978.)
  11. Lück H.E. Zur Bedeutung der Gruppenprozesse für die Wissenschaftsentwicklung am Beispiel der Topology Group Kurt Lewins // Gestalt Theory. 1989. 11. S. 246-267.
  12. Marrow A.D. The practical theorist. The life and work of Kurt Lewin. N.Y., 1969. (Deutsch: Kurt Lewin – Leben und Werk. Stuttgart, 1977.)
  13. Masterman M. The nature of paradigm // I. Lakatos, A. Musgrave (Eds.) Criticism and the growth of knowledge. Cambridge, 1970. P. 59-89. (Deutsch: Die Natur eines Paradigmas // I. Lakatos, A. Musgrave (Hrsg.) Kritik und Erkenntnisfortschritt. Braunschweig, 1974. S. 59-88.)
  14. Métraux A. Henri Piéron und die Wissenschaftspsychologie // Psychologische Rundschau. 1988. 39. S. 101.
  15. Nitzschke B. (Hrsg.) Freud und die akademische Psychologie. Beiträge zu einer historischen Kontroverse. München, 1989.
  16. Nunberg H., Federn E. Minutes of the Vienna Psychoanalytical Society. N.Y., 1962. (Deutsch: Protokolle der Wiener Psychoanalytischen Vereinigung. Frankfurt am Main, 1976.)
  17. Pfungst O. Das Pferd des Herrn von Osten. (Der kluge Hans). Ein Beitrag experimentellen Tier- und Menschen-Psychologie. Leipzig, 1907. (Zweitauflage unter dem Titel: Der kluge Hans – ein Beitrag zur nicht-verbalen Kommunikation. Frankfurt am Main, 1977.)
  18. Planck M. Wissenschaftliche Selbstbiographie. Leipzig, 1948.
  19. Price D.J. de S. Little science, big science. Columbia, 1963. (Deutsch: Little Science, Big Science. Von der Studierstube zur Großforschung. Frankfurt am Main, 1974.)
  20. Schmidt W. Struktur, Bedingungen und Funktionen von Paradigmen und Paradigmenwechsel. Eine wissenschafts-historisch-systematische Untersuchung der Theorie T.S. Kuhns am Beispiel der Empirischen Psychologie. Frankfurt am Main, 1981.
  21. Thomae H. Psychologiegeschichte in Coping-Perspektiven // A. Schorr, E.-G. Wehner (Hrsg.) Psychologiegeschichte heute. Göttingen, 1990. S. 1-11.
  22. Toulmin S. Human understanding: The collective use of concepts. Princeton, NJ, 1972. (Deutsch: Menschliches Erkennen. Frankfurt am Main, 1981.)
  23. Van Elteren M. Socio-psychology and the missing links within the historiography of psychological sciences. Paper presented to the Seventh Annual Conference of Cheiron-Europe, Budapest, 4-8 September, 1988.
  24. Archives of the History of American Psychology. Collection Donald K. Adams. Box 363. Folder Kurt Lewin.
  25. Frank J. 1967 // Archives of the History of American Psychology. The University of Akron. Kurt Lewin Collection. Box M 944. Folder 1.
  26. MacKinnon D.W. 1967 // Archives of the History of American Psychology, The University of Akron. Kurt Lewin Collection. Box M 944. Folder 1.
  27. Mead M. 1967 // Archives of the History of American Psychology. The University of Akron. Kurt Lewin Collection. Box M 944. Folder 1.
  28. Sears R.E. 19 Mai 1967 // Archive of the History of American Psychology. The University of Akron. Kurt Lewin Collection. Box M 944. Folder 1.

Информация об авторах

Люк Хельмут, доктор психологических наук, профессор Университета Хагена, директор Института психологии Курта Левина, Хаген, Германия

Метрики

Просмотров

Всего: 1456
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 7