Психология и история: культурно-психологическая эпистемология

Аннотация

На примере взаимоотношений психологии и истории продемонстрировано изменение организации научного знания в «сетевом столетии». Проблемно-ориентированные исследования, изучение человека-в-мире и личности-в-истории ведут к междисциплинарным коммуникациям психологии и ряда смежных наук. Эпистемологический анализ XX века как эпохи интенсивных «методологических поворотов» в гуманитарном знании (лингвистического, исторического, антропологического, культурологического, нарратологического, прагматического, постмодернистского, перформативного) обнаруживает горизонты для развития психологии. Показана важная роль неокантианской методологии в гуманитарном познании, общность методологических проблем (множественность исследовательских миров, онтологическая и гносеологическая сложность изучаемой реальности, поиски методов за пределами дисциплины) и смена парадигм в психологии и истории. Обсуждается смысл междисциплинарных коммуникаций в XXI веке, сетевой способ организации знания, культурно-историческая эпистемология в качестве общенаучной парадигмы гуманитарного знания.

Общая информация

Ключевые слова: психология, история, методологические повороты, культурно-психологическая эпистемология, культурно-аналитический подход

Рубрика издания: Методология истории психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гусельцева М.С. Психология и история: культурно-психологическая эпистемология // Методология и история психологии. 2010. № 2. С. 7–22.

Литература

  1. Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон – Бахтин – Лотман – Гаспаров. М., 2009.
  2. Бадмаев В.Н. «Мобильная идентичность» в глобализирующемся мире // Вестник Калмыцкого университета. 2009. № 7. С. 64–69.
  3. Баткин Л.М. Полемические заметки // Одиссей: Человек в истории. М., 1995. С. 206–210.
  4. Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.
  5. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.
  6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
  7. Бeрк П.«Перформативный поворот» в современной историографии // Одиссей: Человек в истории. Script / Oralia: взаимодействие устной и письменной традиций в Средние века и раннее Новое время. М., 2008. С. 337–354.
  8. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25–40.
  9. Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-х гг. / отв. ред. Г.И. Зверева. М., 2001.
  10. Гидини М.К. Текущие задачи и вечные проблемы: Густав Шпет и его школа в Государственной академии художественных наук // Новое литературное обозрение. 2008. № 3 (91). С. 23–34.
  11. Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы. Морфология и история. М., 2004.
  12. Гуревич А.Я. История – нескончаемый спор. М., 2005.
  13. Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология и «вызовы» постмодернизма // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 119–131.
  14. Гусельцева М.С. Культурная психология: методология, история, перспективы. М., 2007.
  15. Гусельцева М.С. Культурно-аналитический подход в психологии и методологии гуманитарных исследований // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 16–26.
  16. Гусельцева М.С. Психология и история: от макроанализа – к микроанализу // Психологические исследования [электронный научный журнал]. 2010. № 2 (9). Режим доступа: http://psystudy.ru.
  17. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М., 2002.
  18. Джерджен К. Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск, 2003.
  19. Дмитриева Н.А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. М., 2007.
  20. Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. М., 2010.
  21. Зеленкова Т.В. О сетевой парадигме в психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 18–28.
  22. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.
  23. Келли Дж. Теория личности: психология личных конструктов. СПб., 2000.
  24. Козлов В.В. Интегративная психология: в поисках целостности // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии / под ред. В.В. Новикова и др. Ярославль, 2003. С. 187–204.
  25. Коломоец Е.Н., Кукарцева М.А. Опыт метафилософии истории // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 2000. № 6. С. 48–59.
  26. Копосов Н.Е. Как думают историки. М., 2001.
  27. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  28. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., СПб., 1998.
  29. Мазилов В.А. Коммуникативная методология психологической науки: возможный путь интеграции знания // Эпистемология и философия науки. 2006. № 2. C. 140–156.
  30. Макадамс Д. Психология жизненных историй // Методология и история психологии. 2008. Вып. 3. С. 135–166.
  31. Мамардашвили М.К. О психоанализе // Логос. 1994. № 5. C. 123–140.
  32. Марцинковская Т.Д. Междисциплинарность как системообразующий фактор современной психологии // Методологические проблемы современной психологии: сборник статей / под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2004. С. 61–81.
  33. Мегилл А. Историческая эпистемология. М., 2007.
  34. Оболенская С.В. «История повседневности» в современной историографии ФРГ // Одиссей: Человек в истории. М., 1990. С. 182–198.
  35. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 113–121.
  36. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история. Элементарное социально-психологическое явление и его трансформация в развитии человечества // История и психология / под ред. Б.Ф. Поршнева. М., 1971.
  37. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
  38. Пружинин Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. М., 2009.
  39. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика. М., 2005.
  40. Ревель Ж. Микроисторический анализ и конструирование социального // Одиссей: Человек в истории. М., 1996. С. 110–127.
  41. Смирнов С.Д. Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета? // Методология и история психологии. 2006. Вып. 1. С. 73–84.
  42. Синергетические исследования в области гуманитарных и естественных наук / науч. ред. Н.В. Поддубный. Белгород, 2003.
  43. Соколова Е.Е. Апология системного монизма. К проблеме путей интеграции психологической науки // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 15–23.
  44. Стeпин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М., 2000.
  45. Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002.
  46. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание. Дух. Психология. Терапия. М., 2004.
  47. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
  48. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.
  49. Хакен Г. Синергетике – 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. 2000. № 3.С. 53–61.
  50. Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов н/Д, 1994.
  51. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 3–18.
  52. Юревич А.В. Интерпретативные традиции и параметры развития психологической науки // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 119–130.
  53. Янчук В.А. Постмодернистская социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива метода психологического исследования // Методология и история психологии. 2007. Вып. 1. С. 207–226.
  54. Burke P. What is Cultural History? Cambridge, 2004.
  55. Cazenave M. Jung et la modernité, une introduction // Cahiers-Jungiens-de-Psychanalyse. 1994. N 80. Р. 95–99.
  56. Chew G.F. «Bootstrap»: A Scientific Idea? // Science. 1968. Vol. 161.
  57. Gergen K.J. Social Psychology as History // J. of Personality and Social Psychology. 1973. Vol. 26, N 2. P. 309–320.
  58. Gergen K.J. Toward a Postmodern Psychology // Psychology and Postmodernism / S. Kvale (ed.). L., 1994. P. 17–30.
  59. Kroger O.R., Scheiber K.E. A reappraisal of Wundt’s influence on social psychology // Canadian Psychology // Psychologie Canadienne. 1990. Vol. 31. P. 220–228.
  60. Mainzer K. Thinking in Complexity: The Computational Dynamics of Matter, Mind, and Mankind. Berlin, Heidelberg, New York, 2007.
  61. Meyerson I. Les fonctions psychologiques et les oeuvres. Paris, 1948.

Информация об авторах

Гусельцева Марина Сергеевна, доктор психологических наук, Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии подростка, Психологический институт РАО, Ведущий научный сотрудник Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0545-0612, e-mail: mguseltseva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1909
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5