Из истории одной психологической категории: музыкальные аффекты, чувства, эмоции

Аннотация

Автор иллюстрирует изменения, произошедшие с психологической категорией эмоций, на примере музыкальных чувств. В первой части статьи идет речь о многозначности и исторической изменчивости категории эмоций. Эта категория относительно недавнего – нововременного – происхождения: до «эмоций» для описания сферы чувств пользовались такими понятиями, как «интеллектуальные аппетиты», «аффекты» и «страсти души». В отличие от «эмоций», «аффекты» и даже «страсти» считались произвольными движениями, или действиями, активной души. Напротив, под «эмоцией» стали понимать пассивное, реактивное и связанное с телом состояние. Переход от «аффектов души» к «эмоциям» совпал с зарождением на рубеже XVIII–XIX вв. естественно-научной психологии, и постепенно «эмоции» почти вытеснили все другие, относящиеся к чувствам категории. Тем не менее, автор предполагает, что понятие «аффектов души» полностью не исчезло, а сохранились в психологии искусства и, в частности, восприятия музыки. В статье показано, что в исследованиях музыкальных чувств, наряду с модернистским естественно-научным дискурсом эмоций, продолжает существовать старинный дискурс аффектов души. Интересно, что у некоторых авторов – включая Льва Толстого и современных психологов – могут одновременно встречаться оба дискурса.

Общая информация

Ключевые слова: историчность психологических категорий, аффекты души, эмоции, психология музыки

Рубрика издания: История идей в психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сироткина И.Е. Из истории одной психологической категории: музыкальные аффекты, чувства, эмоции // Методология и история психологии. 2009. № 2. С. 146–159.

Литература

  1. Арановский М. Тезисы о музыкальной семантике // Музыкальный текст: структура и свойства. М., 1998.
  2. Веберн А. Лекции о музыке. Избранные письма. М., 1975. C. 11–31.
  3. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера [1932] // Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. М., 1984а. С. 319–328.
  4. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование [1931–1933] // Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. М., 1984б. С. 91–318.
  5. Гусева Е.П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / отв. ред. Э.А. Голубева. Дубна, 1997. С. 231–258.
  6. Денеш З. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1970.
  7. Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983.
  8. Земцовский И.И. Человек музицирующий – Человек интонирующий – Человек артикулирующий // Музыкальная коммуникация. СПб., 1996.
  9. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. М., 2001.
  10. Кандинский В. О духовном в искусстве // Избр. труды по теории искусства. Т. 1. 1901–1914. М., 2008а. С. 104–170.
  11. Кандинский В. Приложения к работе «О духовном в искусстве» (1914) // Избр. труды по теории искусства. Т. 1. 1901–1914. М., 2008б. С. 171–219.
  12. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., 2004.
  13. Кнабе Г.С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. Программа-конспект лекционного курса. М., 2000.
  14. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики [1926] // Из ранних произведений. М., 1990. C. 195–392.
  15. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека / под ред. В.И. Белопольского. М., 2002.
  16. Медушевский В.В. Духовно-нравственный анализ музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
  17. Мясищев В., Готсдинер А. Что есть музыкальность? [1976] // Музыкальная психология: хрестоматия. М., 1992.
  18. Орлов Г. Древо музыки. СПб., 2005.
  19. Россолимо Г.И. Искусство, больные нервы и воспитание (по поводу «декадентства»). М., 1901.
  20. Сенющенков С.П. Проблема интериоризации в истории отечественной психологии: дис. канд. психол. наук. М., 2009.
  21. Смирнов А.А. Борис Михайлович Теплов по воспоминаниям о нем // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / отв. ред. Э.А. Голубева. Дубна, 1997. С. 15–27.
  22. Смит Р. История гуманитарных наук. М., 2007.
  23. Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н. Новгород, 1994.
  24. Строганова М.А. История рода Скадовских герба «Доленга», его потомки и родственники в России (век XVIII – век XXI). Документы и воспоминания современников. М., 2001.
  25. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 39–251.
  26. Толстой Л.Н. Крейцерова соната // Собрание сочинений: в 22 т. Т. 12. М., 1982.
  27. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975.
  28. Хазанова Н. Музыка в понимании мыслителей эпохи Ренессанса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opentextnn.ru/music/interpretation/?id=577.
  29. Ханнанов И. Риторика в Барокко и в Романтизме: позиционирование субъекта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_3/12_3_2001.htm.
  30. Эйгес И. Воззрение Толстого на музыку [1929] // Эстетика Льва Толстого / под. ред. П.Н. Сакулина. М., 1929.
  31. Эйгес К.Р. Очерки по философии музыки [1912] // Звучащие смыслы. Альманах / сост. С.Я. Левит, И.А. Осиновская. СПб., 2007. С. 175–222.
  32. Bodor P. On Emotions: A developmental social constructionist account. Budapest, 2004.
  33. Boring E.G. A history of experimental psychology. N.Y., 1950.
  34. Danziger K. Naming the mind: how psychology found its language. London; Beverley Hills, 1997.
  35. Darwin Ch. The descent of man and selection in relation to sex. London, 1871.
  36. Dixon T. From passions to emotions: The creation of a secular psychological category. Cambridge, 2003.
  37. Dror O.E. Dangerous liaisons: science, amusement and the civilizing process // Representing emotions: new connections in the histories of art, music and medicine. London, 1999а. Р. 224–234.
  38. Dror O.E. The affect of experiment: the turn to emotions in Anglo-American physiology, 1900–1940 // Isis. 1999b. 90/2 (June). 205–237.
  39. Dror O.E. Counting the affects: discoursing in numbers // Social Research. 2001а. 68/2 (Summer). 47–67.
  40. Dror O.E. Techniques of the brain and the paradox of emotions, 1880–1930 // Science in Context. 2001b. 14/4. Р. 643–660.
  41. Franco M. The work of dance: labor, movement, and identity in the 1930s. Middletown, Connecticut, 2002.
  42. Graham R. Putting psychology in its place: A critical historical overview. Brighton, 2002.
  43. Gross D.M. The secret history of emotion: from Aristotle’s «Rhetoric» to modern brain science. Chicago, 2006.
  44. Harré R., Parrot W.G. (Eds.) The Emotions: social, cultural and biological dimensions. London, 1996.
  45. Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik. 1863. [Рус. перевод: Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. 1875.]
  46. Huron D. Music and the Psychology of Expectation. Cambrdige, 2006.
  47. James S. Passion and action: the emotions in seventeenth-century philosophy. Oxford, 1997.
  48. James W. The principles of psychology. Vol. 2 [1890]. N.Y., 1950.
  49. Juslin P.N., Sloboda J.A. (Eds). Music and emotion: theory and research. Oxford, 2001.
  50. Kivy P. How music moves // What is music? An introduction to the philosophy of music / Ed. Ph. Alperson. Pennsylvania, 1987. Р. 147–164.
  51. Langer S.K. Philosophy in a new key: A study in the symbolism of reason, rite and art [1942]. Cambridge, 1996. [Рус. перевод: Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М., 2000.]
  52. Lloyd G.E.R. Cognitive variations: reflections on the unity and diversity of the human mind. Oxford, 2007.
  53. Maslow A.H. The farther reaches of human nature. N. Y., 1976.
  54. Matravers D. Art and emotion. Oxford, 1998.
  55. Meyer L. Emotion and meaning in music. Chicago, 1956.
  56. Peters R.S. Emotions and the category of passivity // Proceedings of the Aristotelian Society. 1961–1962. 62. Р. 116–134.
  57. Rorty A.O. Explaining emotions // The Journal of Philosophy. 1978. № 75.
  58. Sloboda J.A. Music structure and emotional response. Some empirical findings // Psychology of Music. 1991. Vol. 19. Р. 110–120.
  59. Sloboda J.А. Exploring the musical mind: cognition, emotion, ability, function. Oxford, 2005.
  60. Smith R. The history of psychological categories // Studies in history and philosophy of biological and biomedical sciences. 2005. № 36. Р. 55–94.
  61. Smith R. Being human: historical knowledge and the creation of human nature. Manchester; N. Y., 2007.
  62. Stumpf C. Gefühl und Gefühlsempfindung. Leipzig, 1928.
  63. Zentner M., Grandjean D., Scherer K.R. Emotions evoked by the sound of music: characterization, classification, and measurement // Emotion. 2008. Vol. 8, № 4. Р. 494–521.
  64. Van der Veer R. Tamara Dembo’s european years: working with Lewin and Buytendijk // Journal of the history of the behavioral sciences. 2000. 36/2 (Spring). Р. 109–126.

Информация об авторах

Сироткина Ирина Евгеньевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт истории естествознания и техники Российской академии наук, Москва, Россия, e-mail: isiro@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1411
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7