Взаимодействие и противостояние психологии и физиологии в школьных учебниках в СССР в 1950-е гг.

Аннотация

В статье рассматриваются события истории психологии в СССР середины ХХ в., анализируются содержание Научной сессии, посвященной проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова, (28 июня – 4 июля 1950 г.) и Совещания по вопросам перестройки психологии (5 июля 1952 г.) и те последствия, которые они имели для развития отечественной психологии и для структуры и состава школьных учебников 1950-х гг.

Общая информация

Ключевые слова: И.П. Павлов, Теплов Б.М., Корнилов К.Н., физиология, психология, психология как учебный предмет в школе, учебник по психологии

Рубрика издания: История отечественной психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Стоюхина Н.Ю. Взаимодействие и противостояние психологии и физиологии в школьных учебниках в СССР в 1950-е гг. // Методология и история психологии. 2009. № 2. С. 76–86.

Литература

  1. Быков К.М. Развитие идей И.П. Павлова (задачи и перспективы) // К.М. Быков Избр. произведения. Т. 1. М., 1953. С. 316–364.
  2. Вопросы школьного курса психологии в свете учения И.П. Павлова / под ред. Б.М. Теплова. М., 1951.
  3. Гуревич К.М. Смелее и глубже решать коренные вопросы психологии (обзор статей, поступивших в редакцию) // Советская педагогика. 1953. № 7. С. 53–62.
  4. Зинченко В.П., Кудрявцев Т.В. Новый учебник психологии для школы // Вопросы психологии. 1957. № 3. С. 159–164.
  5. Колбановский В. Об изучении психологии и логики // Народное образование. 1947. № 3. С. 21–30.
  6. Кольцова В.А., Олейник Ю.А. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). М., 2006.
  7. Корнилов К.Н. Психология. Учебник для средней школы. М., 1946.
  8. Крепить связь психологической науки с практикой // Коммунист. 1956. № 4. С. 87–93.
  9. Крутецкий В.А. Некоторые вопросы преподавания психологии в школе. М., 1956.
  10. Лейбсон Л.Г. Академик Л.А. Орбели. Неопубликованные главы биографии. Л., 1990.
  11. Ленин В.И. Собрание сочинений: в 35 т. М., 1941–1950.
  12. Материалы совещания по психологии. Стенографический отчет // Известия АПН РСФСР. Вып. 45. М., 1953.
  13. Менчинская Н.А., Соколов М.В., Шемякин Ф.Н. К итогам совещания по вопросам психологии // Советская педагогика. 1952. № 8. С. 88–103.
  14. Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова. 28 июня – 4 июля 1950 г. Стенографический отчет. М., 1950.
  15. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории М., 1997.
  16. Смирнов А.А. Состояние психологии и ее перестройка на основе учения И.П. Павлова // Советская педагогика. 1952. № 8. С. 61–88.
  17. Теплов Б.М. Психология. Учебник для средней школы. М., 1951.
  18. Ярошевский М.Г. Психология и логика в средней школе // Народное образование. 1949. № 5. С. 8–14.
  19. Ярошевский М.Г. Как предали Ивана Павлова // Репрессированная наука. Вып. 2. СПб., 1994. С. 76–82.

Информация об авторах

Стоюхина Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления факультета социальных наук, ФГНУ «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Россия, e-mail: natast0@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1066
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3