Личность как черты и как нарратив: возможности уровневых моделей индивидуальности

Аннотация

В статье сопоставляются два подхода к изучению личности: теории личностных (поведенческих) черт и исследования Я/идентичности (в частности в рамках нарративного подхода). Описываются базовые положения и исторические корни обоих подходов, рассматриваются сопряженные с ними методологические проблемы, недостатки и противоречия. В качестве вариантов, совмещающих оба подхода в одной концептуальной схеме, рассматриваются уровневые модели индивидуальности П. Коста и Р. Маккрэ, Д. Макадамса и В.С. Мерлина. Анализируются их отличительные особенности и возможные ограничения. Выдвигается предположение, что нарративную идентичность (жизненную историю, по Д. Макадамсу), понимаемую как совместную дискурсивную конструкцию, выходящую за пределы индивидуальных представлений человека о себе, можно сопоставить с метаиндивидуальностью (по В.С. Мерлину). Принятие подобного подхода в теории требует пересмотра позиции исследователя в ситуации эмпирического исследования личности, которая принимает взаимно трансформирующий, «постнеклассический» характер.

Общая информация

Ключевые слова: личностные черты, индивидуальные различия, Я, идентичность, нарратив, дискурс, диалог, метаиндивидуальность, уровневые модели индивидуальности, постнеклассическая психология

Рубрика издания: Психология индивидуальности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Барский Ф.И. Личность как черты и как нарратив: возможности уровневых моделей индивидуальности // Методология и история психологии. 2008. № 3. С. 93–105.

Литература

  1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М., 2001.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
  5. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. 2005. № 1 (2). С. 9–29.
  6. Джемс У. Психология. М., 1991.
  7. Дорфман Л.Я. Методологический анализ теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлина // Методология и история психологии. 2008. Вып. 3. С. 106–121.
  8. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб., 2003.
  9. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004.
  10. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности М., 1993.
  11. Макадамс Д.П. Психология жизненных историй// Методология и история психологии. 2008. Вып. 3. С. 135–166.
  12. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М., 1996.
  13. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М., 2002.
  14. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.
  15. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. М., 1999.
  16. Сарбин Т.Р. Нарратив как базовая метафора для психологии // Постнеклассическая психология. 2004. № 1. С. 6–28.
  17. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2003.
  18. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 27–37.
  19. Харре Р. Метафизика и методология: некоторые рекомендации для социально-психологического исследования // Социальная психология: саморефлексия маргинальности / ред.-сост. Е.В. Якимова. М., 1995. C. 74–93.
  20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  22. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 3–17.
  23. Bruner J.S. Actual Minds, Possible Worlds. Cambridge, MA, 1986.
  24. Bruner J.S. Acts of meaning. Cambridge, МА, 1990.
  25. Costa P.T., McCrae R.R. Set like plaster? Evidence for the stability of adult personality // Heatherton T.F. & Weinberger J.L. (Eds.). Can personality change? Washington, DC, 1994.
  26. Gosling S.D. & John O.P. Personality dimensions in nonhuman animals: A cross-species review // Current Directions in Psychological Science. 1999. N 8. Р. 69–75.
  27. Harre R. Cognitive Science: A Philosophical Introduction. Los Angeles, 2002.
  28. Hermans H. Bridging Traits, Story, and Self: Prospects and Problems // Psychological Inquiry. 1996. Vol. 7. N 4. Р. 330–334.
  29. Hermans H.J.M., Kempen H.J.G. & Van Loon R.J.P. The dialogical self: Beyond individualism and rationalism // American Psychologist. 1992. N 47. Р. 23–33.
  30. John O.P., Angleitner A. & Ostendorf F. The lexical approach to personality: A historical review of trait taxonomic research // European Journal of Personality. 1988. N 2. P. 171–203.
  31. John O.P. & Srivastava S. The Big Five Trait Taxonomy: History, Measurement, and Theoretical Perspectives // John O.P. & Pervin L.A. (Eds.). Handbook of personality: theory and research. N. Y., 1999. Р. 102–138.
  32. Lamiell J.T. Beyond individual and group differences: Human individuality, scientific psychology, and William Stern’s critical personalism. Thousand Oaks, CA, 2003.
  33. Lamiell J.T. On Sustaining Critical Discourse with Mainstream Personality Investigators // Theory & Psychology. 2007. Vol. 17. Issue 2. Р. 169–185.
  34. Leary M.R., Tangney J.P. (Eds.). Handbook of Self and Identity. N.Y., 2003.
  35. Lerner R.M. Changing Organism – Context Relations as the Basic Process of Development: A Developmental Contextual Perspective // Developmental Psychology. 1991. Vol. 27. N 1. P. 27–32.
  36. Loevinger J. In Defense of the Individuality of Personality Theories // Psychological Inquiry. 1996. Vol. 7. N 4. Р. 344–346.
  37. Mayer J.D. How Do We Know a Person in Contemporary Frameworks for Personality? // Psychological Inquiry. 1996. Vol. 7. N 4. Р. 350–353.
  38. McAdams D.P. Power, intimacy, and the life story: Personological inquiries into identity. Chicago, 1985.
  39. McAdams D.P. A Five–Factor Model In Personality: A Critical Appraisal // J. of Personality. 1992. Vol. 60, N 2. Р. 329–361.
  40. McAdams D.P. Personality, modernity, and the storied Self: a contemporary framework for studying persons // Psychological Inquiry. 1996. Vol. 7. N 4. 1996. Р. 295–321.
  41. McAdams D.P. The Psychology of Life Stories // Review of General Psychology. 2001. Vol. 5.N 2. Р. 100–122.
  42. McAdams D.P., Anyidoho N.A., Brown C., Huang Y.T., Kaplan B. & Machado M.A. Traits and Stories: Links Between Dispositional and Narrative Features of Personality // J. of Personality. 2004. Vol. 72. N 4. Р. 761–784.
  43. McAdams D.P., Josselson R. & Lieblich A. (Eds.) Identity and story: Creating self in narrative. Washington, DC, 2006.
  44. McAdams D.P. & Pals J.L. A new Big Five: Fundamental principles for an integrative science of personality // American Psychologist. 2006. Vol. 61(3). Р. 204–217.
  45. McCrae R. & Costa P. Trait explanations in personality psychology // European J. of Personality. 1995. Vol. 9. Р. 231–252.
  46. McCrae R.R. & Costa P.T. A Five-Factor Theory of Personality // John O.P., Pervin L.A. (Eds.). Handbook of personality: theory and research. N. Y., 1999. Р. 139–153.
  47. Mead G.H. Mind, Self, and Society. Chicago, 1934.
  48. Ozer D.J. The Units We Should Employ // Psychological Inquiry. 1996. Vol. 7. N 4. Р. 360–363.
  49. Pepper S. World hypotheses. Berkeley, 1942.
  50. Pervin L.A. A Critical Analysis of Current Trait Theory // Psychological Inquiry. 1994. Vol. 5. N 2. Р. 103–113.
  51. Polkinghorne D.P. Narrative knowing and the human sciences. N. Y., 1988.
  52. Sarbin T.R. Narrative as a Root Metaphor for Psychology // T.R. Sarbin (Ed.) Narrative Psychology: The Storied Nature of Human Conduct. N. Y., 1986. P. 3–21.
  53. Shotter J. Conversational Realities: Constructing Life through Language. London, 1993.
  54. Singer J.A. To Integrate or Not to Integrate: A Dilemma for Modern Personality Theory // Psychological Inquiry. 1996. Vol. 7. N 4. Р. 367–371.
  55. Schwartz S.J. The Evolution of Eriksonian and Neo-Eriksonian Identity Theory and Research: A Review and Integration // International J. of Theory and Research. 2001. Issue 1 (1). Р. 7–58.
  56. Tesser A., Felson R.B. & Suls J.M. (Eds.). Psychological Perspectives on Self and Identity. Washington, DC, 2000.
  57. Thorne A. & Latzke M. Contextualizing the Storied Self. Psychological Inquiry. 1996. Vol. 7. N 4. Р. 372–376.

Информация об авторах

Барский Филипп Ильич, научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО, научный сотрудник кафедры общей психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: philipp.barsky@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1704
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7